СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности 3 клас

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" 3 класс»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

духовно – нравственное направление

«Этика: азбука добра»

Срок реализации 1 год

возраст обучающихся 8 - 9лет



2015 г.



















Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» духовно – нравственное направления,

разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра », (И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.)

Сборник программ по внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. :Вентана – Граф, 2013.




Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» ______2015 г., протокол № __


Председатель _________





















1.Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы И.С. Хомякова, В.И. Петрова (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой М.Вентана- Граф 2013 г )

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Программа ««Этика: азбука добра», авторИ.С. Хомякова, В.И. Петрова рассчитана на 33 часа, но в соответствии с Уставом школы и Учебным планом школы для учащихся 3 класса предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена на 34 часа, 1 час в неделю.


2. Актуальность программы:

Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра

Цель данной программы — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

—развивающие нравственное сознание;

—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит

учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


3. Требования к уровню подготовки.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношенийс другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,

знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения, метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным

основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятиедругих точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Ученик научится:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правильно общаться (взаимоотношения с другими людьми)

С добротой, терпимостью относится к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявлять элементарное уважение к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).

Уметь выходить из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

—уметь использовать в речи слова вежливости;

—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя положительный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.














4. Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Календарные сроки

Наименование раздела и тем занятий

Кол-во часов


Содержание деятельности

Воспитательная работа




план

факт

Теоретическая часть занятия/ форма организации деятельности

Практическая

часть занятия/ форма организации деятельности

1



Школьный этикет.

Правила поведения в школе


1




1ч правила поведения в школе, на уроке, в столовой



Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке


2



Перемена с увлечением

1

1ч воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих


Воспитывать уважение к людям, находящимся рядом

3



Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять

1


1 ч ситуации поведения в разных школьных помещениях

Воспитывать уважение к людям, находящимся рядом

4



Взаимопомощь: учёба и труд

1

1 чвоспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации


Развивать доброжелатель

ное отношение

5



Школьное имущество надо беречь

1


1ч решение ситуаций

Правила обращения со школьным имуществом

6



Правила общения.

Добрый день. Здравствуйте


1


1 ч умение применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации


Вежливые отношения

7



По стране вежливых слов

1


1ч выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми

Воспитывать вежливость

8



Поговорим о доброте

1


1ч определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры

Развивать внимание

9



Без друга в жизни туго

1


1ч моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

Развивать доброжелательные

отношения

10



Порадовать близких– как это просто!


1 ч умениепроявлять внимание и заботу к другим


Вежливые отношения

11



Можно и не ссориться

1


1 ч выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками

Развитие доброжелательности

12



Большое значение малень­ких радостей

1


1 ч употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова

Вежливые отношения

13



Этикет познавая, дружно, весело играем!

1


1чуметь практически применять правила коллективных игр

Соблюдение правил дружбы.

14



Время надо беречь

1


1ч проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его

Создание режима дня

15



Слово лечит, слово ранит

1

1ч правила вежливости в общении с ближайшим окружением


Учить правильно вести себя с окружающими людьми

16



Я и мои друзья (справедливость, коллективизм

1


1ч моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины)

Соблюдение правил

17



О трудолюбии


Твой труд дома



1



пути избавления от неорганизованности недисциплинированности




Развивать доброжелатель

ноеотношение



18



Учись учиться

1

1 ч пути и способы преодоления лени, неумения трудиться




Развивать любовь к знаниям

19



Ответственность

1






1ч анализ ситуаций

Воспитывать уважение к людям, находящимся рядом

20



Труд кормит, а лень портит

1





1ч приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека

Развивать умение сопереживать

21



Как организовать свой труд

1






1ч анализ ситуаций

Развивать умение держать слово

22



Даже будни может труд сделать праздничными днями

1

1ч определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности




Воспитывать трудолюбие

23



Цена ломтика

1

1ч обосновывать необходимость уважения к труду людей


Воспитывать трудолюбие

24



Профессии людей

1

1ч знакомство с профессиями людей


Развивать самостоятельность



25



Культура внешнего вида


Уход за своими вещами



1



1ч выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности





Использовать в общении правила вежливости


26



Одежда будничная и праздничная

1


1ч выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях


27



По одёжке встречают

1

1ч правила внешнего вида




Чистота – залог здоровья

28



Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать

1

1 ч основные правила Мойдодыра




Соблюдение правил гигиены


29



Внешкольный этикет

Разговор по телефону


1



1ч правила поведения в разговоре по телефону


Развивать умение разговаривать по телефону

30



Поведение в гостях

1

1ч правила поведения в гостях


Развивать ответственность за свое поведение

31



Я пишу письмо

1

1ч правила написания письма


Воспитывать уважение к людям, находящимся рядом

32



Правила безопасности при общении с животными

1

1 ч правила поведения с животными




Воспитывать бережное отношение к животным

33



Поведение на природе

1



1ч составление правил бережного отношения к природе.рисунки о природе

Воспитывать бережное отношение к природе

34



Я в роли прохожего. Путь от дома до школы

1

1 ч правила поведения на улице в роли прохожего


Повторение ПДД

ИТОГО

34

18

16












5. Содержание программы


Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. При­ход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной си­туации;

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на

перемене).

Этика общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недоб­рых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художе­ственных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое

знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно.без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

- использовать в речи слова вежливости;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказы­вания;

- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положитель­ный, отрицательный);

- описывать сюжетную картинку (серию);

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, ра­боты.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязан­ность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные пред­ставления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, де­журства.

Универсальные учебные действия:

- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окру­жающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат­ность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

- оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного чело­века. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здоро­ваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых назы­вать на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведе­ния в общественных местах.








6. Средства контроля


  1. Опрос

  2. Наблюдение

  3. Диагностика:

  • нравственной самооценки;

  • этики поведения;

  • отношения к жизненным ценностям;

  • нравственной мотивации.

  1. Анкетирование учащихся и родителей

  2. Выставки рисунков

  3. Презентации


7. Перечень учебно - методических средств обучения

Для педагога:


  1. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  2. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

  3. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

  4. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

  5. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф. 2013. – 192с. –(Начальная школа ХХIвека)

  6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Для обучающихся:

  1. Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

  2. Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

  3. Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.

  4. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

  5. Осеева В.А. Волшебное слово

  6. Русская народная сказка. Лиса и Журавль

  7. Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

  8. Чуковский К. И. Федорино горе.

  9. Чуковский К.И. Мойдодыр.

  10. Чуковский К.И. Телефон.

  11. Чуковский К.И. Краденое солнце.

12. Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.

13. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.

14. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.

15. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!