РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно – нравственное направление
«Этика: азбука добра»
Срок реализации 1 год
возраст обучающихся 8 - 9лет
2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» духовно – нравственное направления,
разработана на основе авторской программы «Этика: азбука добра », (И.С. Хомяковой, В.И. Петровой.)
Сборник программ по внеурочной деятельности: 1 – 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. :Вентана – Граф, 2013.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» ______2015 г., протокол № __
Председатель _________
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы И.С. Хомякова, В.И. Петрова (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой М.Вентана- Граф 2013 г )
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Программа ««Этика: азбука добра», авторИ.С. Хомякова, В.И. Петрова рассчитана на 33 часа, но в соответствии с Уставом школы и Учебным планом школы для учащихся 3 класса предусмотрено 34 учебных недели, поэтому рабочая программа составлена на 34 часа, 1 час в неделю.
2. Актуальность программы:
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра
Цель данной программы — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
—развивающие нравственное сознание;
—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит
учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
3. Требования к уровню подготовки.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В процессе освоения материалов курса ученик получает знания о характере взаимоотношенийс другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,
знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения, метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным
основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятиедругих точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Ученик научится:
—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правильно общаться (взаимоотношения с другими людьми)
С добротой, терпимостью относится к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявлять элементарное уважение к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
Уметь выходить из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
—уметь использовать в речи слова вежливости;
—участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
—создавать по иллюстрации словесный портрет героя положительный, отрицательный);
—описывать сюжетную картинку (серию);
—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Календарные сроки | Наименование раздела и тем занятий | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
| |
план | факт |
Теоретическая часть занятия/ форма организации деятельности | Практическая часть занятия/ форма организации деятельности |
1 | | | Школьный этикет. Правила поведения в школе | 1 | 1ч правила поведения в школе, на уроке, в столовой | | Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке |
2 | | | Перемена с увлечением | 1 | 1ч воспроизводить правила поведения на перемене с пользой для себя и окружающих | | Воспитывать уважение к людям, находящимся рядом |
3 | | | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять | 1 | | 1 ч ситуации поведения в разных школьных помещениях | Воспитывать уважение к людям, находящимся рядом |
4 | | | Взаимопомощь: учёба и труд | 1 | 1 чвоспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации | | Развивать доброжелатель ное отношение |
5 | | | Школьное имущество надо беречь | 1 | | 1ч решение ситуаций | Правила обращения со школьным имуществом |
6 | | | Правила общения. Добрый день. Здравствуйте | 1 | 1 ч умение применять вежливые слова в конкретной жизненной ситуации | | Вежливые отношения |
7 | | | По стране вежливых слов | 1 | | 1ч выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила вежливости с одноклассниками, друзьями, взрослыми | Воспитывать вежливость |
8 | | | Поговорим о доброте | 1 | | 1ч определять добрые и недобрые поступки, приводить примеры | Развивать внимание |
9 | | | Без друга в жизни туго | 1 | | 1ч моделировать образы добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов | Развивать доброжелательные отношения |
10 | | | Порадовать близких– как это просто! | | 1 ч умениепроявлять внимание и заботу к другим | | Вежливые отношения |
11 | | | Можно и не ссориться | 1 | | 1 ч выбирать оптимальное с позиции нравственных норм поведение во взаимоотношениях с одноклассниками | Развитие доброжелательности |
12 | | | Большое значение маленьких радостей | 1 | | 1 ч употреблять в различных ситуациях адекватные вежливые слова | Вежливые отношения |
13 | | | Этикет познавая, дружно, весело играем! | 1 | | 1чуметь практически применять правила коллективных игр | Соблюдение правил дружбы. |
14 | | | Время надо беречь | 1 | | 1ч проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его | Создание режима дня |
15 | | | Слово лечит, слово ранит | 1 | 1ч правила вежливости в общении с ближайшим окружением | | Учить правильно вести себя с окружающими людьми |
16 | | | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм | 1 | | 1ч моделировать пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) | Соблюдение правил |
17 | | | О трудолюбии Твой труд дома | 1 | 1ч пути избавления от неорганизованности недисциплинированности | | Развивать доброжелатель ноеотношение |
18 | | | Учись учиться | 1 | 1 ч пути и способы преодоления лени, неумения трудиться | | Развивать любовь к знаниям |
19 | | | Ответственность | 1 | | 1ч анализ ситуаций | Воспитывать уважение к людям, находящимся рядом |
20 | | | Труд кормит, а лень портит | 1 | | 1ч приводить примеры значимости трудолюбия в жизни человека | Развивать умение сопереживать |
21 | | | Как организовать свой труд | 1 | | 1ч анализ ситуаций | Развивать умение держать слово |
22 | | | Даже будни может труд сделать праздничными днями | 1 | 1ч определять значение трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности | | Воспитывать трудолюбие |
23 | | | Цена ломтика | 1 | 1ч обосновывать необходимость уважения к труду людей | | Воспитывать трудолюбие |
24 | | | Профессии людей | 1 | 1ч знакомство с профессиями людей | | Развивать самостоятельность |
25 | | | Культура внешнего вида Уход за своими вещами | 1 | 1ч выбирать оптимальные с позиции нравственных норм правила опрятности | | Использовать в общении правила вежливости |
26 | | | Одежда будничная и праздничная | 1 | | 1ч выбирать оптимальные с позиции нравственных норм варианты одежды в различных ситуациях | |
27 | | | По одёжке встречают | 1 | 1ч правила внешнего вида | | Чистота – залог здоровья |
28 | | | Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать | 1 | 1 ч основные правила Мойдодыра | | Соблюдение правил гигиены |
29 | | | Внешкольный этикет Разговор по телефону | 1 | | 1ч правила поведения в разговоре по телефону | Развивать умение разговаривать по телефону |
30 | | | Поведение в гостях | 1 | 1ч правила поведения в гостях | | Развивать ответственность за свое поведение |
31 | | | Я пишу письмо | 1 | 1ч правила написания письма | | Воспитывать уважение к людям, находящимся рядом |
32 | | | Правила безопасности при общении с животными | 1 | 1 ч правила поведения с животными | | Воспитывать бережное отношение к животным |
33 | | | Поведение на природе | 1 | | 1ч составление правил бережного отношения к природе.рисунки о природе | Воспитывать бережное отношение к природе |
34 | | | Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | 1 | 1 ч правила поведения на улице в роли прохожего | | Повторение ПДД |
ИТОГО | 34 | 18 | 16 | |
5. Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
Этика общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно.без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
6. Средства контроля
Опрос
Наблюдение
Диагностика:
Анкетирование учащихся и родителей
Выставки рисунков
Презентации
7. Перечень учебно - методических средств обучения
Для педагога:
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана-Граф. 2013. – 192с. –(Начальная школа ХХIвека)
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Для обучающихся:
Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.
Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.
Маршак С.Я. Вот какой рассеянный.
Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
Осеева В.А. Волшебное слово
Русская народная сказка. Лиса и Журавль
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
Чуковский К. И. Федорино горе.
Чуковский К.И. Мойдодыр.
Чуковский К.И. Телефон.
Чуковский К.И. Краденое солнце.
12. Шалаева Г.П. Как себя вести? — Издательская группа АСТ., 2010.
13. Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. — Издательская группа АСТ., 2010.
14. Шалаева Г.П. Как вести себя дома. — Издательская группа АСТ., 2010.
15. Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. — Издательская группа АСТ., 2010.