РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Литературная гостиная»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 1 Уровень базовый__________
(базовый, профильный)
Пояснительная записка
Актуальность
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуро-сберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
На фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Кружок «Литературная гостиная» приобщает учащихся к чтению и воспроизведению художественной литературы, так как во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.
Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельностия, развития мотивации и самоопределения.
Цели кружка:
Оказание учащимся помощи в выборе профессии
Овладение типичными для профиля видами деятельности (анализ и творческая переработка текста, заучивание наизусть, овладение элементарными навыками актерского и режиссерского мастерства и др.)
Предоставление возможности ученикам проявить себя и добиться успеха: литературно-музыкальной композиции, концерте и т.д.
Предоставление школьникам возможности проявить свои творческие способности, самореализоваться и самоутвердиться.
Задачи:
приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой культуры;
развитие у них способности эстетического восприятия и оценки явлений действительности;
воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся;
формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человечества;
воспитание речевой культуры обучающихся.
Данная программа разработана для проведения кружка «Литературная гостиная», содержание программы рассчитано на 34 часа. Кружок проводится один раз в неделю. В программе участвуют учащиеся 7 класса, стремящиеся к развитию творческого потенциала. Срок реализации программы рассчитан на 1 год обучения (2 полугодия).
Методы и формы работы:
Планирование бесед, конкурсов;
Наличие дидактического и лекционного материала;
Разработки музыкально-поэтических вечеров, поэтических встреч.
Система работы:
Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия.
Работа по определению темы будущей « гостиной »:
— юбилейная дата писателя или поэта,
— тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,
— участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.
2. Подбор литературного материала.
3. Создание сценария.
4. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.
5. Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ».
6. Работа с музыкальным и художественным материалами.
Работа с творческими группами по воплощению замысла.
1. Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи).
2. Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.).
3. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера.
4. Создание выставок.
5. Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.
Сценическая реализация замысла.
Она зависит от типа встречи в «Литературной гостиной ».
Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи.
Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле «гостиной».
За основу работы взято традиционное понимание слова «гостиная», данное многими методистами, «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость» Руководствуемся принципом психологической комфортности для всех присутствующих в гостиной , что создается с помощью атрибутов камин, свечи, стены, расписанные арками средневековых дворцов, нежные пастельные цвета кабинета, музыка, люстры и бра, создающие особый душевный комфорт и романтический настрой.
Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании:
1. Сбор гостей (10—15 минут).
2. Представление и знакомство с участниками «гостиной» и гостями.
3. Зажжение свечи — символа «гостиной».
4. Знакомство с темой разговора.
5. Чаепитие и начало поэтического сценария.
6. Воплощение замысла (сценария).
7. Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)
8. «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).
9. Музыка завершает момент прощания.
Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:
1. Сбор гостей в зале
2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.
3. Сценическая реализация.
Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.
Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений — художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст — комментарий ведущего) является одной из форм встречи в «Литературной гостиной» Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.
Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.
Поэтому основная форма работы по реализации программы «Литературной гостиной» — это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему).
4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).
Творческие проекты.
Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник»; «Посвящается родному краю».
Написание учащимися сочинений различных жанров — это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.
Поэтому наряду с сочинениями критического, публицистического характера, учащиеся активно создают художественные сочинения. Такие формы работ (рассказ, очерк, памфлет, письмо, дневник и т. д.) привлекают своей оригинальностью и позволяют учащимся, глубоко вникая в содержание произведения, высказать собственное мнение, поставив себя на место героя.
Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) — это самостоятельный подход ученика к анализу литературной проблемы. Использование дополнительной литературы, предлагающей различные подходы к рассмотрению проблемы, развивает самостоятельность, инициативность и способность к глубине анализа художественного произведения и целой темы.
Условия успешности:
__ яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;
— освоенность активных методов обучения (групповые дискуссии, драматизация и др.);
— востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;
— увлеченность руководителя, его профессионализм.
Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:
— в создании определенной атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения и др.);
— в определении темы и в отборе материала (как текстуального, так и художественного);
— в создании сценария на основе отобранного материала;
— в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.
Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.
Результативность.
1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.
2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.
3. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.
4. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).
Принципы работы.
1. Принцип психологической комфортности.
Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле « Литературной гостиной », со свечами, музыка и т. д.) поможет психологически настроиться на общение.
2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.
Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.
3. Принцип интеграции и диалога искусств.
Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.
4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.
Собственный творческий поиск учащихся — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.
Содержание программы
Введение. Знакомство с целями, задачами и планированием деятельности литературной гостиной. Знакомство с основами сценического искусства. Знакомство с теорией стиха.
Есенинская осень. Углубленное изучение творчества С.А.Есенна. Литературно-музыкальная композиция. Видение мира через стихи, не входящие в обязательный минимум программы. Создание собственных стихотворений о малой родине, о природе.
Поэты серебряного века. Углубленное знакомство с творчеством поэтов серебряного века через представление образов.
«Любви все возрасты покорны». Необычные стихи о любви известных мастеров слова. Создание собственных стихотворений о любви.
«Афганистан – незаживающая рана». Совместно с библиотекарем Литературно-музыкальная композиция.
Современная русская поэзия. Представление своего любимого поэта-современника. Аргументация своего выбора.
Литература военных лет. Работа со стихотворениями и прозаическими произведениями, ставшими символами любви, верности, стойкости, жизни и др. В.Быков, В.Астафьев, А.Твардовский, В.Некрасов, К.Симонов, О.Бергольц. Краткий очерк жизни и творчества. Своеобразие произведений (эпическая широта, трагизм, лиризм). Война как трагедия народа.
День Победы. Краткая история Великой Отечественной войны. Обзор музыкальных произведений, посвященных войне и Победе. Представление литературно-музыкальной композиции.
Подведение итогов работы кружка «Литературная гостиная».
Требования к учащимся:
Учащиеся должны:
Воспринимать художественную литературу;
Изучать культурное наследие;
Овладевать научным представлением о характере и особенностях развития литературы и искусства;
Формировать творческий потенциал, коммуникативные качества.
Расширять интеллектуального кругозора.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов |
Введение. | 2 |
Есенинская осень. | 6 |
Поэты серебряного века. | 4 |
Современная русская поэзия «В стихах могу сказать о многом» | 5 |
«Любви все возрасты покорны» | 4 |
«Афганистан – незаживающая рана» | 3 |
Литература военных лет | 5 |
День Победы | 3 |
Фотоотчёт. Подведение итогов | 2 |
ВСЕГО ЗАНЯТИЙ | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Примечание | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. Знакомство с целями, задачами и деятельностью литературной гостиной. | | 03.09.15 | |
2 | Знакомство с основами сценического искусства. Теория стиха. | | 10.09.15 | |
3 | Творческая биография С.А.Есенина | | 17.09.15 | |
4 | Подбор стихотворений для литературно-музыкальной композиции. Репетиция | | 24.09.15 | |
5 | Работа над презентацией о Есенине и художественным оформлением классной комнаты | | 01.10.15 | |
6 | Репетиция лит.муз. композиции по творчеству С.А.Есенина | Создание соб.стих. о природе, о малой родине (дом.зад) | 08.10.15 | |
7 | Репетиция литературно-музыкальной композиции | | 15.10.15 | |
8 | Литературно-музыкальная композиция по творчеству С.А.Есенина | | 22.10.15 | |
9 | Подбор поэтов Серебряного века для их представления на литературной композиции | | 29.10.15 | |
10 | Литературная композиция «Гостиная у З. Гиппиус» | | 12.11.15 | |
11 | Литературная композиция «Гостиная у Цветаевой» | | 19.11.15 | |
12 | Литературная композиция «Гостиная у Гумилёва» | | 26.11.15 | |
13 | Составление сценария литературного вечера о поэте - современнике | | 03.12.15 | |
14 | Репетиция литературного вечера о поэте-современнике | | 10.12.15 | |
15 | Репетиция литературного вечера о поэте - современнике | | 17.12.15 | |
16 | Оформление выставки Подбор материалов для презентации своего любимого поэта-современника | | 24.12.15 | |
17 | Литературная гостиная «В стихах могу сказать о многом» | Создание соб.стих. о любви (дом.зад) | 14.01.16 | |
18 | Подбор интересных стихотворений о любви знаменитых поэтов | | 21.01.16 | |
19 | Составление литературной композиции | | 28.01.16 | |
20 | Репетиция литературно-музыкальной композиции | | 04.02.16 | |
21 | Литературный вечер «Любви все возрасты покорны» | | 11.02.16 | |
22 | Подбор материалов для отражения смысла Афганистана в судьбе страны (песни, стихи, монологи, отрывки из кинофильмов и др.). | | 18.02.16 | |
23 | Репетиция литературно-музыкальной композиции об Афганистане | | 25.02.16 | |
24 | Литературно-музыкальная композиция «Афганистан – незаживающая рана» | | 03.03.16 | |
25 | Выбор произведения военных лет для художественного анализа | | 10.03.16 | |
26 | Просмотр отрывков кинофильма | | 17.03.16 | |
27 | Сопоставление кинофильма и книги. Анализ данных произведений | | 24.03.16 | |
28 | Современная трактовка произведения | | 07.04.16 | |
29 | Собственное мнение в создании сочинения-отзыва на прочитанное произведение | Отзыв | 14.04.16 | |
30 | Подбор стихотворений и песен для литературно-музыкальной композиции о В.О.в. | | 21.04.16 | |
31 | Репетиция литературно-музыкальной композиции о В.О.в. | | 28.04.16 | |
32 | Литературно-музыкальная композиция о В.О.в. «Муза в солдатской шинели» | | 05.05.16 | |
33 | Оформление фотоматериала | | 12.05.16 | |
34 | Подведение итогов | | 19.05.16 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Иллюстрированные альбомы писателей и поэтов.
Печатные портреты писателей и поэтов.
Различная художественная литература.
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://metlit.nm.ru (методика преподавания литературы)
http://www.poezia.ru/ (поэзия)
http://www.uroki.net/ (уроки, сценария)
http://www.rst.ru (Российская государственная библиотека)
http://www.k uroku.ru (опыт учителей)
http://newlit.ru/ (новая литература)