СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная" для 7-8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная " для 7-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная" для 7-8 класса»


Управление администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орлеанская основная общеобразовательная школа»

Алтайского края Благовещенского района



Принято Согласовано: Утверждаю:

на заседании зам.директора по ВР директор МБОУ ОООШ

педагогического совета ___________Заева Т.Г. __________О.В.Козырко

протокол №_________ «___» ________2020 г. приказ №____________

«___»__________2020 г. от «___» ________2020г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Литературная гостиная»

2020-2021 учебный год





Автор разработчик:

Балюх Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Категория -











с. Орлеан

2020 г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» для 7-8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, составлена на основе примерных программ общеобразовательных учреждений.

Общая характеристика

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышение уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности, основным преимуществом которой является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью занятия 45 минут.

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Программа курса способствует углубленному изучению творчества русских авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а следовательно, привитию любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа.

Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы. Не случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из них взяты из школьной программы. Но есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы.


В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.


Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 7-8 класса МБОУ ОООШ.

Количество часов в год: 34 часов

Количество часов в неделю: 1 час в неделю.

Цель и задачи курса:

Целью внеурочного курса является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.

Задачи внеурочного курса:

  1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развить эмоциональную культуру читателя-школьника.

В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования.


2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

В соответствии с требованиями к результатам освоения программы литературной гостиной обучение направлено на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

потребность в чтение;

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражение через слово;

устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятии;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).


Результативность:

В качестве итога работы «Литературной гостиной» планируется проведение инсценированных представлений для обучающихся; проведение экскурсии, круглого стола, игры-путешествия, создание творческого проекта.

Выбранные для этого произведения входят в программный материал литературы 7-8 класса и носят воспитательный характер, соответствующий возрасту 14-15 лет.

В целом курс работы «Литературной гостиной» направлен на расширение читательского круга обучающихся школы, привлечение внимания к литературе как искусству слова.

3.Формы и методы занятий:

Отличительной особенностью данного творческого объединения является разнообразие форм работы:

Творческие мастерские (беседы, дискуссии);

Интегрированные занятия (история, музыка, живопись);

Инсценирование эпизодов из художественных произведений, литературно-музыкальные композиции;

Конкурсы выразительного чтения текстов.

Данные формы работы развивают умения и навыки связной речи, речевую культуру, чувство языка, раскрывают актерские способности учащихся, развивают функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).



4.Содержание курса

Содержание

Количество часов

из них

Основные виды деятельности и формы организации

теоретических

практических


1

«Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час).

Выявление читательских интересов.

1

1

-

Беседа о необходимости чтения книг. Заполнение анкеты «Я и Книга».

2

Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4часа)

«Говорите не столько уху, сколько глазу», - советует К.С. Станиславский. Определение подтекста произведения через углубленный его анализ. От того, каков подтекст произведения, как понято его содержание, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие чтения на слушателей.


Продолжение работы с помощью упражнений по развитию техники дыхания, то есть выработка совокупности умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения.

4

3

1

Формы организации: беседа, обсуждение, тренинги.

Выразительное чтение вслух текстов, выделение пауз, определение темпа, ритма речи.


Упражнения по орфоэпии и дикции

3

Театральное мастерство. Этюд. (1 час)

Мастерство актеров в театре.

Работа над мимикой и жестами. Что такое актерский этюд.

Этюд «Знакомство» и «Ссора»

Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».

1

1

-

Этюд.

4

У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа)

От народной песни - к стихам поэтов.

Сопоставление текстов песен народных и авторских, выразительное чтение песен.


(Плач Ирины Федосовой у Некрасова в поэме «Кому на Руси…», стихи А.В. Кольцова).


2

1

1

Чтение и наблюдение.

Конкурсное чтение и анализ.

5

Древнерусская литература (2 часа)

Формирование представления о древнерусской литературе как огромном пласте русской культуры и менталитета.

Сказание о Борисе и Глебе. Образы Бориса и Глеба как первых русских святых.

Практическое занятие. Выявление особенностей жанра «сказания»


2

1

1

Интонирование произведений.

Выразительное чтение.

6

За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 часа)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. Отрывки из книги Д. Николаева «Смех Щедрина». Сатирический смех Щедрина. Приметы фольклора в щедринских сказках. Авторская позиция, высмеивание человеческих пороков, место гипербол и гротеска в произведениях Салтыкова-Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина.


4

2

2

Беседа с элементами анализа, создание собственных иллюстраций, декораций, инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору).

7

Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (5 часов)

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов.

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Особенности драматического произведения, жанр комедии. История создания и история постановки и на сцене. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - «высмеять все дурное в России». Новизна финала. Сцена «вранья» Хлестакова.

Размышления по поводу героев и их поступков, манеры держаться, разговаривать, общаться, сострадать, переживать за то, что совершено. Художественные средства, которыми автору удаётся создать ясную картину событий, переживаний и чувств героев.


5

4

1



Выразительное чтение и анализ эпизодов.

Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами.

«К нам едет «Ревизор»»…

Инсценирование пьесы

8

Поэтические страницы (5 часов)

Поэтические страницы, посвященные родной природе. Из непрочитанного… Высокая поэзия классиков XIX и XX веков. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры: ямб и хорей. «Проба пера» - сочинение собственных стихотворений о родном крае, природе.

Конкурс чтецов «Тихая моя Родина…».


5

2

3

Выразительное чтение стихотворений, выбранных обучающимися самостоятельно







«Проба пера» - создание собственных стихотворений

Конкурс чтецов «Тихая моя Родина».

9

«Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне 

Стихи и песни о войне 1941-1945г.г. Героизм русского народа, защищавшего свою Родину. Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер. Воспитание патриотических чувств учащихся.


5

3

2

Отбор материала, выразительное чтение стихотворений.


Литературная гостиная «Чтобы помнили».

10

Подведение итогов (5 часов)

Экскурсия «Чудесная страна Библиотека»

Круглый стол «Роль книги в жизни человека»

Игра – путешествие

«Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»


Подготовка и защита творческого проекта «Я и Книга»


5

-

5


Экскурсия

Круглый стол

Игра-путешествие


Проект


Итого

34

18

16


















Тематическое планирование


по п/п

в разделе

Раздел

Тема

Дата

Примечание

Раздел 1.

«Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час).

1

1.

Выявление читательских интересов.

07.09

Анкета

Раздел 2.

Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 часа).

2

1

Говорите не столько уху, сколько глазу.

14.09


3

2

Определение подтекста произведения через углубленный его анализ

21.09


4

3

Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека.

28.09


5

4

Упражнения по орфоэпии и дикции

05.10

Практическая работа

Раздел 3.

Театральное мастерство. Этюд (1 час).

6

1

Мастерство актеров в театре.

12.10


Раздел 4.

У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа).

7

1

От народной песни - к стихам поэтов.

19.10


8

2

Конкурсное чтение стихотворений-песен (по выбору обучающихся)

02.11

Конкурс выразительного чтения текстов

(Практическая работа)

Раздел 5.

Древнерусская литература (2 часа).

9

1

«Сказание о Борисе и Глебе»

09.11


10

2

Выявление особенностей жанра «сказания»

16.11

Практическая работа

Раздел 6.

За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 часа).

11

1

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок.

23.11


12

2

Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др.

30.11


13

3

Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. Создание иллюстраций.

07.12

Виртуальная экскурсия)

(Практическая работа)

14

4

Инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору).

14.12

Инсценирование сказок

(Практическая работа)

Раздел 7. 

Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (5 часов)


15

1

Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

Чтение и анализ отдельных эпизодов.

21.12


16

2

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии.

28.12


17

3

Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». Выразительное чтение и анализ эпизодов.

11.01


18

4

Подготовка к инсценированию пьесы.

18.01


19

5

«К нам едет «Ревизор»»…

Инсценирование пьесы.

25.01

Инсценирование пьесы (Практическая работа)

Раздел 8. 

Поэтические страницы (5 часов)

20

1

Поэтические страницы, посвященные родной природе. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова.

01.02


21

2

Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой.

Создание собственной иллюстрации к стихам поэтов.

08.02

Практическая работа

22

3

Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров.

15.02


23

4

Творческая мастерская «Проба пера» - сочинение собственных стихотворений о родном крае, природе.

22.02

Творческая мастерская

(Практическая работа)

24

5

Конкурс чтецов «Тихая моя Родина».

01.03

Конкурс чтецов

(практическая работа)

Раздел 9.

«Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (5 часов).

25

1

Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер.

15.03


26

2

Выразительное чтение стихотворений.

05.04

Практическая работа

27

3

Отбор материала для литературной гостиной.

12.04


28

4

Репетиция литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений.

19.04


29

5

Литературная гостиная «Чтобы помнили».

26.04

Литературная гостиная

(Практическая работа)

Раздел 10.

Подведение итогов работы (5 часов)

30

1

Экскурсия «Чудесная страна Библиотека»

03.05

Экскурсия

(Практическая работа»

31

2

Круглый стол «Роль книги в жизни человека»

10.05

Круглый стол

(Практическая работа)

32

3

Игра – путешествие

«Хорошая книга – твой друг на всю жизнь»

17.05

Игра-путешествие (Практическая работа)

33

4

Подготовка творческого проекта «Я и Книга»

24.05

Практическая работа

34

5

Защита творческого проекта «Я и Книга»

31.05

Проект

(Практическая работа)

Всего: 34 (учебных недель)*1 (часа в неделю) = часов-34;

в том числе теоретических-18, практических-16.























Учебно-методическое обеспечения


1.«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

2.Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

3.Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2008г.

4. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

5. С.Я.Маршак «Жизнь и творчество»

6. Е.Моисеева «Гофман и Кенигсберг» Учитель №1, 1997г.

7. «России сердцем и умом». Союз писателей России Калининградское региональное отделение. Калининград.2005г.

8. Н.А.Копылова «После уроков» М.Просвещение.2012г.

9.А.Н.Гурков «Школьный театр» Ростов – на Дону. Феникс. 2005 год

10. «Литературное краеведение» Калининград.2002 год

11. Журналы: «Досуг в школе», «Педсовет», «Читаем, учимся, играем», «Игровая библиотека».

12. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.) Москва. Просвещение, 2017г.

13. Поурочные разработки: Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Беляева Н.В. Москва. Просвещение, 2017г.

14. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. Москва. Просвещение, 2014.

15. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.) Москва. Просвещение, 2017г.

16. Поурочные разработки: Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Беляева Н.В. Москва. Просвещение, 2017г.

17. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 8 класс. Москва. Просвещение, 2014.
















ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Курс: Литературная гостиная

Класс: 7-8

Учитель: Балюх Н.В.


№ урока Тема Дата Кол -во часов Причина корректировки Способ корректировки
По плану Фактически По плану Фкктически



































































































































































Средства контроля


Анкета


«О роли внеурочной деятельности «Литературная гостиная»

в формировании личности обучающихся»

(для обучающихся)


1.  Интересно ли вам на занятиях «Литературная гостиная»?

Да

Нет

2.  Используете ли вы свои знания, полученные в творческом объединении, где-нибудь еще (на других занятиях, уроках, дома и т. п.)

Да

Нет

3.  Будешь ли ты посещать «Литературная гостиная» в следующем году?

Да

Нет

4.  Стал ли ты более общительным, благодаря посещению занятий «Литературная гостиная»?

Да

Нет

5.  Хочешь ли ты, чтобы твои друзья посещали «Литературная гостиная» вместе с тобой?

Да

Нет

6. Какое занятие тебе понравилось больше всего? ___________________________________


7. Что бы ты посоветовал организатору «Литературная гостиная» на следующий год? _______________________________________________________________________________




Анкета

«О роли внеурочной деятельности «Литературная гостиная»

в формировании личности обучающихся»

(для родителей)


Уважаемые родители!

Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательно-воспитательном процессе на занятиях «Литературная гостиная». Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте напротив номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».



  1. Образовательно-воспитательный процесс проведения «Литературная гостиная» ориентирован на развитие личности вашего ребёнка. Вы согласны?


  1. Не утомляет Вашего ребенка учебная нагрузка посещения творческого объединения  1 раз в неделю?


  1. На занятиях сохраняется доброжелательная психологическая атмосфера, дети постоянно вовлечены в процесс работы и оказания помощи друг другу. Вас это устраивает?


  1. Вас устраивают результаты полученных знаний вашим ребенком?


  1. Специалист учитывает индивидуальные особенности вашего ребёнка?

  2. Как Вы считаете педагог справедливо относятся к вашему ребёнку?

  3. Ваш ребенок не жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время и после занятий?

  4. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок принимал участие в выступлениях на мероприятиях в школе?

  5. Рассказывает ли ваш ребенок дома, чем мы занимаемся на занятиях «Литературная гостиная»?

  6. Вас устраивает посещение ребенком «Литературная гостиная»?

  7. Хотите ли Вы принимать участие в оказании помощи пошива костюма или атрибутов к нему?

Ваши пожелания: ______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Спасибо!

Дата: ««_____» «___________________________» «20_____г»

Подпись:_____________ ФИО _______________



























ИНСТРУКЦИЯ № 1

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературная гостиная»

Данная инструкция предназначена для обучающихся во избежание несчастного случая.

Обучающимся запрещается:

  1. Без разрешения педагога заходить в кабинет;

  2. В спортзал во время репетиций заходить только в сменной обуви и специальной форме для занятий;

  3. Волосы должны быть убраны;

  4. Перед занятиями снять все украшения: кольца, цепочки, браслеты, часы и др.;

  5. Во время занятий обучающиеся должны соблюдать дисциплину;

- не разговаривать

- нельзя шуметь, бегать, кричать во время занятий

      6. Самостоятельно открывать окна и высовываться из них;

      7. Приносить колющие и режущие предметы;

      8. При поточном выполнении упражнений (один за другим) обучающимся во избежание столкновений необходимо соблюдать достаточные интервалы;

      9. Выходить разгоряченному на холод;

      10.Пить воду во время репетийций;

      11.При плохом самочувствии обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.


Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019

Подпись ФИО Дата


Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019

Подпись ФИО Дата


Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019

Подпись ФИО Дата


Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019

Подпись ФИО Дата


Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019

Подпись ФИО Дата


Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019

Подпись ФИО Дата


Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019

Подпись ФИО Дата


Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019

Подпись ФИО Дата


Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019

Подпись ФИО Дата

























16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!