Управление администрации по образованию и делам молодежи
Благовещенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орлеанская основная общеобразовательная школа»
Алтайского края Благовещенского района
Принято Согласовано: Утверждаю:
на заседании зам.директора по ВР директор МБОУ ОООШ
педагогического совета ___________Заева Т.Г. __________О.В.Козырко
протокол №_________ «___» ________2020 г. приказ №____________
«___»__________2020 г. от «___» ________2020г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Литературная гостиная»
2020-2021 учебный год
Автор разработчик:
Балюх Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Категория -
с. Орлеан
2020 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» для 7-8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, составлена на основе примерных программ общеобразовательных учреждений.
Общая характеристика
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышение уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Программа реализуется в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности, основным преимуществом которой является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительностью занятия 45 минут.
Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Программа курса способствует углубленному изучению творчества русских авторов, обращению к вопросам истории, музыки, живописи, а следовательно, привитию любви и уважения к русским национальным традициям, истории и культуре своего народа.
Программа предполагает расширение знаний, полученных на уроках литературы. Не случаен выбор произведений для инсценирования и анализа на занятиях. Некоторые из них взяты из школьной программы. Но есть и новые произведения, которые не изучаются на уроках литературы, но включены с целью более глубокого и четкого понимания творчества конкретного писателя или поэта, с целью творческого осмысления детьми целостной авторской позиции. Это даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в суть авторского слова, ближе познакомиться с прекрасным и интересным миром литературы.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 7-8 класса МБОУ ОООШ.
Количество часов в год: 34 часов
Количество часов в неделю: 1 час в неделю.
Цель и задачи курса:
Целью внеурочного курса является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.
Задачи внеурочного курса:
Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развить эмоциональную культуру читателя-школьника.
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования.
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
В соответствии с требованиями к результатам освоения программы литературной гостиной обучение направлено на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтение;
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
потребность в самовыражение через слово;
устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Результативность:
В качестве итога работы «Литературной гостиной» планируется проведение инсценированных представлений для обучающихся; проведение экскурсии, круглого стола, игры-путешествия, создание творческого проекта.
Выбранные для этого произведения входят в программный материал литературы 7-8 класса и носят воспитательный характер, соответствующий возрасту 14-15 лет.
В целом курс работы «Литературной гостиной» направлен на расширение читательского круга обучающихся школы, привлечение внимания к литературе как искусству слова.
3.Формы и методы занятий:
Отличительной особенностью данного творческого объединения является разнообразие форм работы:
Творческие мастерские (беседы, дискуссии);
Интегрированные занятия (история, музыка, живопись);
Инсценирование эпизодов из художественных произведений, литературно-музыкальные композиции;
Конкурсы выразительного чтения текстов.
Данные формы работы развивают умения и навыки связной речи, речевую культуру, чувство языка, раскрывают актерские способности учащихся, развивают функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
4.Содержание курса
№ | Содержание | Количество часов | из них | Основные виды деятельности и формы организации |
теоретических | практических | |
1 | «Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час). Выявление читательских интересов. | 1 | 1 | - | Беседа о необходимости чтения книг. Заполнение анкеты «Я и Книга». |
2 | Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4часа) «Говорите не столько уху, сколько глазу», - советует К.С. Станиславский. Определение подтекста произведения через углубленный его анализ. От того, каков подтекст произведения, как понято его содержание, зависит интонационная выразительность исполнения, эмоциональное воздействие чтения на слушателей. Продолжение работы с помощью упражнений по развитию техники дыхания, то есть выработка совокупности умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. | 4 | 3 | 1 | Формы организации: беседа, обсуждение, тренинги. Выразительное чтение вслух текстов, выделение пауз, определение темпа, ритма речи. Упражнения по орфоэпии и дикции |
3 | Театральное мастерство. Этюд. (1 час) Мастерство актеров в театре. Работа над мимикой и жестами. Что такое актерский этюд. Этюд «Знакомство» и «Ссора» Этюды «В театре», «Покупка театрального билета». | 1 | 1 | - | Этюд. |
4 | У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа) От народной песни - к стихам поэтов. Сопоставление текстов песен народных и авторских, выразительное чтение песен. (Плач Ирины Федосовой у Некрасова в поэме «Кому на Руси…», стихи А.В. Кольцова). | 2 | 1 | 1 | Чтение и наблюдение. Конкурсное чтение и анализ. |
5 | Древнерусская литература (2 часа) Формирование представления о древнерусской литературе как огромном пласте русской культуры и менталитета. Сказание о Борисе и Глебе. Образы Бориса и Глеба как первых русских святых. Практическое занятие. Выявление особенностей жанра «сказания» | 2 | 1 | 1 | Интонирование произведений. Выразительное чтение. |
6 | За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 часа) М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. Отрывки из книги Д. Николаева «Смех Щедрина». Сатирический смех Щедрина. Приметы фольклора в щедринских сказках. Авторская позиция, высмеивание человеческих пороков, место гипербол и гротеска в произведениях Салтыкова-Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. | 4 | 2 | 2 | Беседа с элементами анализа, создание собственных иллюстраций, декораций, инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору). |
7 | Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (5 часов) Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии. История создания и история постановки и на сцене. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - «высмеять все дурное в России». Новизна финала. Сцена «вранья» Хлестакова. Размышления по поводу героев и их поступков, манеры держаться, разговаривать, общаться, сострадать, переживать за то, что совершено. Художественные средства, которыми автору удаётся создать ясную картину событий, переживаний и чувств героев. | 5 | 4 | 1 | Выразительное чтение и анализ эпизодов. Подготовка декораций и подбор музыкального сопровождения. Работа над голосом и жестами. «К нам едет «Ревизор»»… Инсценирование пьесы |
8 | Поэтические страницы (5 часов) Поэтические страницы, посвященные родной природе. Из непрочитанного… Высокая поэзия классиков XIX и XX веков. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры: ямб и хорей. «Проба пера» - сочинение собственных стихотворений о родном крае, природе. Конкурс чтецов «Тихая моя Родина…». | 5 | 2 | 3 | Выразительное чтение стихотворений, выбранных обучающимися самостоятельно «Проба пера» - создание собственных стихотворений Конкурс чтецов «Тихая моя Родина». |
9 | «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне Стихи и песни о войне 1941-1945г.г. Героизм русского народа, защищавшего свою Родину. Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер. Воспитание патриотических чувств учащихся. | 5 | 3 | 2 | Отбор материала, выразительное чтение стихотворений. Литературная гостиная «Чтобы помнили». |
10 | Подведение итогов (5 часов) Экскурсия «Чудесная страна Библиотека» Круглый стол «Роль книги в жизни человека» Игра – путешествие «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь» Подготовка и защита творческого проекта «Я и Книга» | 5 | - | 5 | Экскурсия Круглый стол Игра-путешествие Проект |
| Итого | 34 | 18 | 16 | |
Тематическое планирование
№ по п/п | № в разделе | Раздел Тема | Дата | Примечание |
Раздел 1. «Благородные и молчаливые друзья» - книги (1 час). |
1 | 1. | Выявление читательских интересов. | 07.09 | Анкета |
Раздел 2. Работа над речью (развитие, обогащение и т.д.) (4 часа). |
2 | 1 | Говорите не столько уху, сколько глазу. | 14.09 | |
3 | 2 | Определение подтекста произведения через углубленный его анализ | 21.09 | |
4 | 3 | Значение выразительного (художественного) чтения в жизни человека. | 28.09 | |
5 | 4 | Упражнения по орфоэпии и дикции | 05.10 | Практическая работа |
Раздел 3. Театральное мастерство. Этюд (1 час). |
6 | 1 | Мастерство актеров в театре. | 12.10 | |
Раздел 4. У истоков литературы. Устное народное творчество (2 часа). |
7 | 1 | От народной песни - к стихам поэтов. | 19.10 | |
8 | 2 | Конкурсное чтение стихотворений-песен (по выбору обучающихся) | 02.11 | Конкурс выразительного чтения текстов (Практическая работа) |
Раздел 5. Древнерусская литература (2 часа). |
9 | 1 | «Сказание о Борисе и Глебе» | 09.11 | |
10 | 2 | Выявление особенностей жанра «сказания» | 16.11 | Практическая работа |
Раздел 6. За страницами учебника. Авторская сказка. Фольклорные традиции в авторской сказке. Разнообразие литературных жанров (4 часа). |
11 | 1 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Отличия сказок Салтыкова-Щедрина от народных сказок, от пушкинских и лермонтовских сказок. | 23.11 | |
12 | 2 | Сатирический смех Щедрина. Чтение и обсуждение сказок «Премудрый пескарь», «Коняга» и др. | 30.11 | |
13 | 3 | Внимание художников: Муратова, Кукрыниксы, Черемных – к сказкам Салтыкова-Щедрина. Создание иллюстраций. | 07.12 | Виртуальная экскурсия) (Практическая работа) |
14 | 4 | Инсценирование сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (по выбору). | 14.12 | Инсценирование сказок (Практическая работа) |
Раздел 7. Нравственные проблемы прозы. Литература 18-20 веков (5 часов) |
15 | 1 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Чтение и анализ отдельных эпизодов. | 21.12 | |
16 | 2 | Н.В.Гоголь. «Ревизор». Особенности драматического произведения, жанр комедии. | 28.12 | |
17 | 3 | Комедия Гоголя - «смех сквозь слезы». Выразительное чтение и анализ эпизодов. | 11.01 | |
18 | 4 | Подготовка к инсценированию пьесы. | 18.01 | |
19 | 5 | «К нам едет «Ревизор»»… Инсценирование пьесы. | 25.01 | Инсценирование пьесы (Практическая работа) |
Раздел 8. Поэтические страницы (5 часов) |
20 | 1 | Поэтические страницы, посвященные родной природе. Светлые образы описаний родной природы в различные времена года в стихотворениях поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова. | 01.02 | |
21 | 2 | Родная природа в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина, О. Мандельштама, А.А. Ахматовой. Создание собственной иллюстрации к стихам поэтов. | 08.02 | Практическая работа |
22 | 3 | Образ лирического героя, настроения поэта. Особенности стихосложения, строфы, стихотворных размеров. | 15.02 | |
23 | 4 | Творческая мастерская «Проба пера» - сочинение собственных стихотворений о родном крае, природе. | 22.02 | Творческая мастерская (Практическая работа) |
24 | 5 | Конкурс чтецов «Тихая моя Родина». | 01.03 | Конкурс чтецов (практическая работа) |
Раздел 9. «Чтобы помнили…». Литература о Великой Отечественной войне (5 часов). |
25 | 1 | Лирические и героические песни в годы войны, их призывно-воодушевляющий характер. | 15.03 | |
26 | 2 | Выразительное чтение стихотворений. | 05.04 | Практическая работа |
27 | 3 | Отбор материала для литературной гостиной. | 12.04 | |
28 | 4 | Репетиция литературной гостиной, выразительное чтение стихотворений. | 19.04 | |
29 | 5 | Литературная гостиная «Чтобы помнили». | 26.04 | Литературная гостиная (Практическая работа) |
Раздел 10. Подведение итогов работы (5 часов) |
30 | 1 | Экскурсия «Чудесная страна Библиотека» | 03.05 | Экскурсия (Практическая работа» |
31 | 2 | Круглый стол «Роль книги в жизни человека» | 10.05 | Круглый стол (Практическая работа) |
32 | 3 | Игра – путешествие «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь» | 17.05 | Игра-путешествие (Практическая работа) |
33 | 4 | Подготовка творческого проекта «Я и Книга» | 24.05 | Практическая работа |
34 | 5 | Защита творческого проекта «Я и Книга» | 31.05 | Проект (Практическая работа) |
Всего: 34 (учебных недель)*1 (часа в неделю) = часов-34; в том числе теоретических-18, практических-16. |
Учебно-методическое обеспечения
1.«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
2.Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
3.Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2008г.
4. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
5. С.Я.Маршак «Жизнь и творчество»
6. Е.Моисеева «Гофман и Кенигсберг» Учитель №1, 1997г.
7. «России сердцем и умом». Союз писателей России Калининградское региональное отделение. Калининград.2005г.
8. Н.А.Копылова «После уроков» М.Просвещение.2012г.
9.А.Н.Гурков «Школьный театр» Ростов – на Дону. Феникс. 2005 год
10. «Литературное краеведение» Калининград.2002 год
11. Журналы: «Досуг в школе», «Педсовет», «Читаем, учимся, играем», «Игровая библиотека».
12. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.) Москва. Просвещение, 2017г.
13. Поурочные разработки: Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Беляева Н.В. Москва. Просвещение, 2017г.
14. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. Москва. Просвещение, 2014.
15. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.) Москва. Просвещение, 2017г.
16. Поурочные разработки: Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Беляева Н.В. Москва. Просвещение, 2017г.
17. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе. 8 класс. Москва. Просвещение, 2014.
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Курс: Литературная гостиная
Класс: 7-8
Учитель: Балюх Н.В.
№ урока | Тема | Дата | Кол -во часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
По плану | Фактически | По плану | Фкктически | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Средства контроля
Анкета
«О роли внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
в формировании личности обучающихся»
(для обучающихся)
1. Интересно ли вам на занятиях «Литературная гостиная»?
Да
Нет
2. Используете ли вы свои знания, полученные в творческом объединении, где-нибудь еще (на других занятиях, уроках, дома и т. п.)
Да
Нет
3. Будешь ли ты посещать «Литературная гостиная» в следующем году?
Да
Нет
4. Стал ли ты более общительным, благодаря посещению занятий «Литературная гостиная»?
Да
Нет
5. Хочешь ли ты, чтобы твои друзья посещали «Литературная гостиная» вместе с тобой?
Да
Нет
6. Какое занятие тебе понравилось больше всего? ___________________________________
7. Что бы ты посоветовал организатору «Литературная гостиная» на следующий год? _______________________________________________________________________________
Анкета
«О роли внеурочной деятельности «Литературная гостиная»
в формировании личности обучающихся»
(для родителей)
Уважаемые родители!
Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением об образовательно-воспитательном процессе на занятиях «Литературная гостиная». Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте напротив номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
Образовательно-воспитательный процесс проведения «Литературная гостиная» ориентирован на развитие личности вашего ребёнка. Вы согласны?
Не утомляет Вашего ребенка учебная нагрузка посещения творческого объединения 1 раз в неделю?
На занятиях сохраняется доброжелательная психологическая атмосфера, дети постоянно вовлечены в процесс работы и оказания помощи друг другу. Вас это устраивает?
Вас устраивают результаты полученных знаний вашим ребенком?
Специалист учитывает индивидуальные особенности вашего ребёнка?
Как Вы считаете педагог справедливо относятся к вашему ребёнку?
Ваш ребенок не жалуется на недомогание и плохое самочувствие во время и после занятий?
Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок принимал участие в выступлениях на мероприятиях в школе?
Рассказывает ли ваш ребенок дома, чем мы занимаемся на занятиях «Литературная гостиная»?
Вас устраивает посещение ребенком «Литературная гостиная»?
Хотите ли Вы принимать участие в оказании помощи пошива костюма или атрибутов к нему?
Ваши пожелания: ______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Спасибо!
Дата: ««_____» «___________________________» «20_____г»
Подпись:_____________ ФИО _______________
ИНСТРУКЦИЯ № 1
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературная гостиная»
Данная инструкция предназначена для обучающихся во избежание несчастного случая.
Обучающимся запрещается:
Без разрешения педагога заходить в кабинет;
В спортзал во время репетиций заходить только в сменной обуви и специальной форме для занятий;
Волосы должны быть убраны;
Перед занятиями снять все украшения: кольца, цепочки, браслеты, часы и др.;
Во время занятий обучающиеся должны соблюдать дисциплину;
- не разговаривать
- нельзя шуметь, бегать, кричать во время занятий
6. Самостоятельно открывать окна и высовываться из них;
7. Приносить колющие и режущие предметы;
8. При поточном выполнении упражнений (один за другим) обучающимся во избежание столкновений необходимо соблюдать достаточные интервалы;
9. Выходить разгоряченному на холод;
10.Пить воду во время репетийций;
11.При плохом самочувствии обучающийся должен прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.
Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019
Подпись ФИО Дата
Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019
Подпись ФИО Дата
Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019
Подпись ФИО Дата
Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019
Подпись ФИО Дата
Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019
Подпись ФИО Дата
Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019
Подпись ФИО Дата
Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019
Подпись ФИО Дата
Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019
Подпись ФИО Дата
Обучающийся _______ _______________________ «___» _________2019
Подпись ФИО Дата
16