РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: образовательные программы по конкретным видам деятельности
Кружок «Логоритмика»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 6,6-8 лет
Составитель: Кукушка Л.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Логоритмика» разработана на основе:
-основной образовательной программы школы;
-требований к результатам освоения ООП НОО;
-программы формирования УУД;
-коррекционной программы.
Актуальность изучаемой деятельности. Статистика показывает, что год от года увеличивается число младших школьников, которые с трудом усваивают родной язык, как учебный предмет. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
В основу логоритмики положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика- это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.(Власова Т. А., Пфафенродт А. Н.).
Цель логоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи логоритмики:
-уточнение артикуляции - положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
-развитие фонематического восприятия;
-расширение лексического запаса;
-развитие слухового внимания и двигательной памяти;
-совершенствование общей и мелкой моторики;
-выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
-развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
-творческой фантазии и воображения;
-своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
-определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
-определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
-создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
Пути, средства, методы достижения цели.
В планировании логоритмики используется принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.).
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
Логоритмика проводится 1 раз в неделю. Всего 33 часа.
Форма организации образовательного процесса – подгрупповая.
Срок реализации программы - 1 год. Программа предназначена для детей 6,6 -8 лет, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования знаний, умений, навыков.
2. Учебно-тематический план
№ урока | Название темы | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | Внеаудиторные |
1. | Экскурсия по школе: «Школа. Класс. Учебные принадлежности. Игрушки. Игры». | 1 | | 1 | -развивают память, внимание, оптико-пространственные функции, слуховые функции, ручную моторику, артикуляционную моторику, речевую функциональную систему, звукопроизношение; -обогащают активный и пассивный словарь; -развивают ритмический слух; вырабатывают согласованность рук, ног в ходьбе и беге; -учатся повторять заданный рисунок, двигаться в соответствии с характером музыки; -развивают координацию, четкость, ритмичность, переключаемость движений; - узнают о тесной связи движений и упражнений; -развивают ориентировку в пространстве; -развивают наблюдательность, фантазию, воображение, умение перевоплощаться; - передают настроение и характер музыки средствами живописи (линией, пятном, ритмом штрихов) - развивают четкую дикцию, правильный артикуляционный уклад; -развивают речевое и певческое дыхание, его продолжительность, постепенность; -учащиеся приобщаются к миру прекрасного, к культуре общения, к взаимопомощи. |
2. | Экскурсия в парк: «Осень» | 1 | | 1 |
3. | Ягоды. | 1 | 1 | |
4. | Экскурсия в парк: «Поздняя осень!» | 1 | | 1 |
5. | Зима. Декабрь. | 1 | 1 | |
6. | Грибы. | 1 | | 1 |
7. | Овощи. | 1 | 1 | |
8. | Фрукты. | 1 | 1 | |
9. | Рассматривание деревьев в парке. | 1 | | 1 |
10. | Зима. Январь. Комнатные растения. | 1 | 1 | |
11. | Домашние животные | 1 | 1 | |
12. | Дикие животные. | 1 | 1 | |
13. | Домашние птицы. | 1 | | 1 |
14. | Наблюдение за дикими птицами. | 1 | | 1 |
15. | Весна. Март. | 1 | 1 | |
16. | Транспорт. | 1 | | 1 |
17. | Посуда. | 1 | 1 | |
18. | Мебель. | 1 | 1 | |
19. | Весна. Апрель | 1 | | 1 |
20. | Профессии. | 1 | | 1 |
21. | Родина. Отечество. | 1 | 1 | |
22. | Инструменты. Инвентарь. | 1 | 1 | |
23. | Экскурсия в весенний парк. | 1 | 1 | |
24. | Наблюдения за аквариумными рыбками | 1 | | 1 |
25. | Семья. | 1 | 1 | |
26. | Человек. | 1 | 1 | |
27. | Весна. Май. | 1 | | 1 |
28. | Одежда. | 1 | 1 | |
29. | Космос. | 1 | 1 | |
30. | Обувь. | 1 | 1 | |
31. | Наблюдение за насекомыми. | 1 | | 1 |
32. | Домашние помощники. | 1 | 1 | |
33. | Здравствуй, лето! | 1 | | 1 |
| | 33 | 19 | 14 | |
3.Содержание программы
1.Экскурсия по школе: «Школа. Класс. Учебные принадлежности. Игрушки. Игры».Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и учебные принадлежности.Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок. Воспитывать мотивацию к учению.
2. Экскурсия в парк: «Осень».Закреплять знания детей об осени, как времени года.Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.Уточнить артикуляцию звука [О] в проговаривании чистоговорок.Уточнить артикуляцию звуков [А – У – О], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [АОУ], [УОА].Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
3.Ягоды.Ввести активный словарь детей названия ягод, витаминов.Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
Уточнить артикуляцию звука [У] в проговаривании чистоговорок.Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АУ], [УА].Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
4. Экскурсия в парк: «Поздняя осень!»Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Р], [Р’], определять первый и последний согласный звук в словах. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
5.Зима. Декабрь.Закрепить знания детей по теме.Закреплять умение различать на слух согласные звуки [З], [З’], определять первый и последний согласный звук в словах.Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках. у детей любовь к природе, животным.
6.Грибы.Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.Уточнить артикуляцию звуков [М – М’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.Закреплять умение различать на слух согласные звуки [М], [М’], определять первый и последний согласный звук в словах.
7.Овощи.Закрепить знания детей о сезонных работах на огороде.Закреплять умение различать на слух согласные звуки [С], [С’], определять первый и последний согласный звук в словах. Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.Воспитывать у детей любовь к природе.
8.Фрукты.Закрепить знания детей по теме.Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Х], [Х’], определять первый и последний согласный звук в словах. Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
9. Рассматривание деревьев в парке.Закрепить знания детей по теме.Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ш], определять первый и последний согласный звук в словах.
10.Зима. Январь. Комнатные растения.Расширить знания детей о комнатных растениях и о правилах ухода за ними.Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Б], [Б’], определять первый и последний согласный звук в словах. Воспитывать бережное отношение к природе, зеленым комнатным растениям. Воспитывать у детей бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их состояние.
11.Домашние животные.Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.Уточнение артикуляции звука [Ы], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.Учить детей выделять звуки [Ы - И] из ряда гласных звуков.
12.Дикие животные. Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Н], [Н’], определять первый и последний согласный звук в словах.
13.Домашние птицы.Систематизировать у детей знания о домашних птицах.Закреплять умение различать на слух согласные звуки [К], [К’], определять первый и последний согласный звук в словах. Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
14.Наблюдения за дикими птицами.Закреплять знания детей о перелетных птицах. Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги. Закреплять умение различать на слух согласные звуки [П], [П’], определять первый и последний согласный звук в словах.Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках. Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
15.Весна. Март. Закрепить знания детей по теме.Закрепить представление о букве «Ь». Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
16.Транспорт.Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.Закрепить знания детей о различных видах транспорта.Дать детям знания о правилах безопасности на дороге.Уточнение артикуляции звука [И], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.Учить детей выделять звуки [И - Ы] из ряда гласных звуков.Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.Уточнить артикуляцию звуков [А – У – О - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У], [И], [О].
17.Посуда.Закрепить знания детей по теме. Закреплять умение различать на слух согласные звуки [В], [В’], определять первый и последний согласный звук в словах.Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
18.Мебель.Закрепить знания детей по теме «Мебель». Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ж], определять первый и последний согласный звук в словах.
19.Весна. Апрель. Закрепление знаний об изменениях в природе весной.Закреплять умение различать на слух согласный звук [Щ], определять первый и последний согласный звук в словах.
20. Профессии.Закрепить знания детей о различных профессиях.Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Д], [Д’], определять первый и последний согласный звук в словах. Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
21.Родина. Отечество. Закрепить знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре. Закрепить представление о звуке [j] в пении вокализов. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей малой родине, ее культуре.
22.Инструменты. Инвентарь. Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Г], [Г’], определять первый и последний согласный звук в словах. Активизировать глагольный словарь.
23. Экскурсия в весенний парк. Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Закрепить представление о звукосочетании [jО] в пении вокализов. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
24. Наблюдения за аквариумными рыбками. Закрепить знания детей по теме. Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Т], [Т’], определять первый и последний согласный звук в словах.
25.Семья.Закрепить знания детей по теме. Закрепить представление о звукосочетании [jЭ] в пении вокализов. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.
26.Человек.Закрепить знания детей по теме. Закрепить представление о звукосочетании [jА] в пении вокализов. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
27.Весна. Май. Закрепление знаний об изменениях в природе весной.
Уточнение артикуляции звука [Э], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука. Уточнить артикуляцию звука [Э] в длительном и коротком пропевании. Учить детей выделять звуки [Э] - [jЭ] из ряда гласных звуков. Развивать мимику детей и пантомимику. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
28.Одежда.Систематизировать знания детей о различных видах одежды.Дать детям знания классификации одежды по сезону.«Сказка о Маше-растеряше». Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.
29.Космос.Закрепить знания детей по теме. Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ц], определять первый и последний согласный звук в словах. Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.
30.Обувь.Закрепить знания детей по теме. Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ч], определять первый и последний согласный звук в словах. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
31.Наблюдения за насекомыми.Закрепление знаний о насекомых. Наблюдение за насекомыми на участке школьного двора
32.Домашние помощники.Закрепить знания детей по теме. Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Ф], [Ф’], определять первый и последний согласный звук в словах.Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
33.Здравствуй, лето! Закрепить знания детей по теме. Закрепить представление о букве «Ъ».Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
4. Предполагаемые результаты
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний способствуют смягчению речевых дефектов, активизации словаря, нормализации речи, зарисовка песенок и ритмов помогает сформировать важные для письма умения: видеть рабочую строку и при письме не выходить за её границы; умение правильно держать карандаш, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные результаты
-исправление и смягчение дефектов речи детей;
-усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
-появление потребности в красивом выразительном движении и «слиянии с музыкой».
-воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
Метапредметные результаты
-сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам;
-сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
-сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения;
-сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата;
-способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
-способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма;
-способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
-способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
5 .Формы и методы контроля
класс
-диагностики;
-беседы, диалоги;
-анализ результатов деятельности.
Методический комплекс диагностики сформированности регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе
1 класс |
Стартовая | Итоговая |
- Диагностика неречевых психических функций (по Н.В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) в начале года. -«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотекова Т.А.( словарный запас). | -Диагностика неречевых психических функций (по Н.В. Серебряковой, Л. С. Соломахе) в конце года (проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий). - «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотекова Т.А. ( словарный запас). |
Диагностика неречевых психических функций (по Н.В. Серебряковой, Л.С.Соломахе) в начале года, в конце года (проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий).
Критерии:
-Слуховое внимание.
-Восприятие и воспроизведение ритма.
-Ориентирование в пространстве.
-Состояние общей моторики.
-Состояние мелкой моторики.
«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Фотекова Т.А.( словарный запас)
-выявить уровень словарного запаса детей при начале обучению в школе. В конце года даётся качественная и количественная оценка.
6. Методические рекомендации
Первый год обучения особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагополучно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психического развития. Следовательно, необходимо проводить наблюдение за адаптацией детей в течение первых двух-трех месяцев. Система ритмического воспитания получила большое распространение в странах Европы в начале ХХ века. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы и служит нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
-развитие слухового внимания и фонематического слуха;
-развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
-развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
-воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
-воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
-развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
-формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
При разработке любого логоритмического занятия учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей! Предложенная тематическая направленность и организационная вариативность способствуют:
- формированию устойчивого интереса к речевой и музыкальной деятельности;
- поддерживают положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям;
- помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Логоритмика включает в себя оздоровительную направленность:
- общеразвивающие упражнения;
- работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса;
- простейшие приемы массажа или пальчиковые игры;
- гимнастика для глаз.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Принципы построения программы
1.Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2.Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются учителем-логопедом, музыкальным руководителем, учителями начальных классов логопедической группы. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками ОУ.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8.Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11.Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| Библиотечный фонд | |
1.1 | Литература для детей | Ф |
| Стихи русских и современных поэтов | Ф |
1.2 | Литература для педагога. | Д |
| М.Ю.Картушина, «Логоритмические занятия» Москва 2010г. | Д |
| Л.С. Волковой. «Логопедия» М.: Просвещение, 2011г. | |
| М. С. Рузина, С.Ю. Афонькин, « Страна пальчиковых игр» Кристалл Санкт-Петербург 2010г. | |
| Н.В.Дурова «Фонетика» Москва: « Мозаика Синтез» | |
| Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М.:Просвещение | |
| Печатные пособия | |
1 | Демонстрационный материал. Предметные картинки. | Д |
| Технические средства обучения | |
1 | Компьютер. | Д |
2 | Мультимедийный проектор | Д |
| 4 Игры и игрушки. | |
1 | Музыкальные инструменты. | Ф |
2 | Игрушки животных. | Д |
| Оборудование класса | |
1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | К |
2 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий | 4 |
20