СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для начальной школы "Математика и конструирование"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование»



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЩЁВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6



УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

протокол № 1от 30 августа 2015года

Председатель педсовета

_____________ В.В.Триус





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


по формированию логического и конструкторского

мышления младших школьников



Тип программы тематическая

Наименование «Математика и конструирование»

Срок реализации программы 4 года

Возраст обучающихся младшие школьники

Составитель Козуб Валентина Николаевна








1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению кружка «Математика и конструирование» разработана на основе рабочей программы курса «Математика и конструирование» 1-4 классы С.И. Волковой, О.П. Пчелкиной в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Основная цель курса «Математика и конструирование» состоит в том, чтобы заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления.

Курс призван решать следующие задачи:

1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;

2) формирования у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертежными инструментами;

3) владение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников. В целом кружок «Математика конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к положительной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.

Кружок «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 33ч (1ч в неделю) в 1 классе и на 34ч (1ч в неделю) для каждого следующего года обучения.

2.Личностные и метапредметные результаты освоения

программы «Математика и конструирование».

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, кар- той), словесно - образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в кол-лективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

Предметные результаты:

К концу второго класса дети научатся:

- иметь представление о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

- знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие пря- мой от отрезка, отрезка от ломаной;

- различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырёхугольник, круг; - различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

- уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;

- уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием).

- уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;

- уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.

К концу третьего класса дети должны:

- владеть терминами, изученными в первый год обучения;

- усвоить новые понятия такие как: круг, окружность, овал, многоугольник, транспортир, радиус, диаметр;

- иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом кур- се;

- уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля;

- знать и применять формулы периметра различных фигур;

- делить круг на 2,3,4,6,8,12 равных частей с помощью циркуля.

К концу четвёртого класса дети должны:

- владеть терминами: высота, прямоугольный треугольник, ромб, трапеция, куб, пирамида, палетка, параллелепипед, площадь, цилиндр;

- уметь строить различные виды треугольников;

- находить центр;

- уметь находить различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и фор- мул;

- различать и находить сходство: квадрат, куб, строить куб; треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед; круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр.



3.Содержание программы «Математика и конструирование».

Геометрическая составляющая

Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развернутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.

Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный ( равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трем сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.

Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4,8 равных частей. Деление окружности на3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.

Прямоугольный параллелепипед. Грани, ребра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, ребра, вершины куба. Развертка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. Треугольная пирамида. Грани, ребра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конструирование

Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолет», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.

Чертеж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линии сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.

Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.

Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жесткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.

Развертка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многоугольников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамимо».

Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.



4. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

1 класс (33ч )

Название темы

Общее кол-во ч

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Аудитор

ные

внеаудиторные


Геометрия

1




1

Знакомство учащихся с основным содержанием курса


1


Л. Формироватьинтерес к познанию; самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

М.Учить строить сообщения в устной форме.

П.Иметь представление о точке, прямой, кривой



Конструирование

4




2

Точка. Линия. Линии: прямая, замкнутая и незамкнутая кривая.


1


Л.Формировать интерес к познанию; ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

М.Учиться контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно - образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

П.Ставить точки, проводить линии. Чертить прямую по линейке. Различать замкнутые и незамкнутые кривые.

Размечать бумагу по шаблону, резать бумагу ножницами. Склеивать бумажные детали.

Получать перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые.

Иллюстрировать основное свойство прямой. Проводить прямую по линейке.

Показывать на чертеже различные расположения прямых на плоскости.

3

Виды бумаги. Основные приемы обработки бумаги.


1


4




5

Практическая работа с бумагой: получение путем сгибания бумаги прямой, пересекающихся и непересекающихся прямых. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве.



1





1



Геометрия

1




6

Отрезок. Вычерчивание отрезка с использованием линейки.


1


Л.Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения;

М.Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

П.Чертить отрезки, находить отрезки в составе различных фигур.


Конструирование

3




7


8



9

Обозначение геометрических фигур буквами.

Конструирование модели «Самолет» из бумажных полосок.

Изготовление аппликации «Песочница» из бумажных полосок.



1






1




1

Л. Формироватьоценку одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

М.Учиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

П.Обозначать буквами изученные геометрические фигуры.

Вырезать по заготовкам бумажные полоски разной длины. Конструировать модели объектов по образцам. Конструировать модели объектов по образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей.


Геометрия

12




10

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.


1


Л. Формироватьинтерес к познанию; самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

М. Учиться самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

П.Чертить луч.

Сравнивать и упорядочивать отрезки по длине.

Чертить отрезок-сумму и отрезок-разность двух отрезков.

Изготавливать из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла.

Изготавливать из бумаги модели острого и тупого угла.

Выделять углы различных видов в разных фигурах.

Распознавать и чертить ломаные.

Определять длину ломаной разными способами.

Распознавать и называть многоугольники разных видов: треугольник, четырехугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины.

Выделять прямоугольник из множества четырех угольников, изображать прямоугольник на клетчатой бумаге.

Изготавливать заготовки прямоугольной формы заданных размеров.

Выделять квадраты из множества прямоугольников, чертить квадрат на клетчатой бумаге, преобразовывать бумажную модель прямоугольника в модель квадрата.

11

Сантиметр. Сравнение отрезков по длине разными способам.



1

12

Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков.


1


13

14

Угол. Прямой угол.

Виды углов: прямой, острый, тупой, развернутый.



1



1

15


16

Ломаная. Вершины, звенья ломаной.

Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной.


1


1


17


18

Многоугольник. Углы, стороны, вершины многоугольника. Классификация многоугольников по числу сторон.


1



1


19



20



21

Прямоугольник.

Свойства противоположных сторон прямоугольника.

Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертеж. Обозначение на чертеже линии сгиба.






1



1

1


Конструирование

12




22


23

Единицы длины: дециметр, метр.

Соотношение между единицами длины.


1


1


Л.Формировать оценку одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

М.Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в кол-лективной организации деятельности);осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

П.Работать с бумагой.

Изготовление аппликации по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).

Определять правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур.

Читать схемы и изготавливать изделия в технике «Оригами»

24



25



26



27


28



29



30

31





32


33

Изготовление из геометрического набора треугольников.

Изготовление аппликаций «Домик» , «Чайник».

Изготовление аппликации «Ракета» с использованием геометрического набора треугольников.

Изготовление набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликаций с использованием набора «Геометрическая мозаика». Изготовление аппликации с использованием заготовки, данной в приложении.

Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению.

Знакомство с техникой « Оригами».

Изготовление изделий в технике «Оригами» с использованием базовой заготовки-квадрата.


1



1






1





1



2





1


1









1





1


Итого:

33

27

6




2 КЛАСС (34 ч)



№ заня­тия



Название темы

Общ кол.ч

Аудитор

ные

Внеаудитор

ные

Основные виды деятельности учащихся


Геометрия

1




1


Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник,

квадрат.


1







Л. Формировать оценку одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

М.Учиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

П.Строить отрезок, угол, ломаную, прямоугольник, квадрат.


Конструирование

7




2

Изготовление изде­лий в технике «Ори­гами» —«Воздушный змей».


1


Л.Формировать интерес к познанию; ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

М.Учиться контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно - образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

П. Определять, из каких трех отрезков можно построить треугольник.

Изготавливать мо­дель складного метра. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованнойбумаге с помощью чертёжного треугольника.

3

Треугольник. Соотношение длин сторон треугольника.


1


4-5





6

7

8

Прямоугольник. Прак­тическая работа «Из­готовление модели складного метра».

Свойство противопо­ложных сторон пря­моугольника. Диагонали прямоугольника.

Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства.

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника.


2





1



1









1


Геометрия

2




9-
10

Середина отрезка.


2


Л. Формироватьинтерес к познанию; самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

М. Учиться самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

П. Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений).


Конструирование

24




11

Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля.


1


Л.Формировать интерес к познанию; ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

М.Учиться контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно - образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

П. Изготавливать изде­лия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольни­ка (квадрата).Чертить окруж­ность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность.Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию. Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля.Читать и исполь­зовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологиче­скую карту и выпол­нять по ней действия.Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж порисунку изделия.Дополнять чертёж недостающим размером.Работать в паре:распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки. Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов.


12



13



14

Практическая работа: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», Практическая работа: «Изготов­ление подставки для кисточки».

«Преоб­разование фигур по заданному правилу и по воображению».


1



1









1

15

16

17


18

19

Окружность.

Круг.

Центр, радиус, диаметр окружности.

Центр, радиус, диаметр круга

Построение прямоугольника, вписанного в окружность.


1

1





1



1

1

20-21



22

Практическая работа: «Изготовление ребри­стого шара».

Практическая работа: Изготовление аппликации «Цыплёнок"».


2



1


23

Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».


1


24



25

Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги»

Технологическая кар­та. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо).


1



1


26



27

Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия.

Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль».



1



1


28



29

Изготовление по чертежу аппликации «Трактор с тележкой».

Изготовление по чертежу аппликации «Экскаватор».


1



1


30

31

«Оригами». Изготовление изделия «Щенок».

«Оригами». Изготовление изделия «Жук».


1


1


32



33-

34

Работа с набором «Конструктор». Детали, виды соединений.

Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор».


1





2



Итого:

34

30

4







3 класс (34)


№ заня­тия

Название темы

Общ.кол.ч

Аудитор

ные

Внеаудиторные

Основные виды деятельности учащихся


Геометрия

6



Л. Формировать интерес к познанию; самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

М.Учить строить сообщения в устной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;смысловому восприятию познавательного текста;

П.Различать треугольники по сторонам и по углам.












1-2

Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник.


1

1

3-4





5-6

Треугольник. Виды треугольников по сторонам. Построение треугольника по трём сторонам.

Виды треугольниковпо углам: прямоугольный, остроугольный,

тупоугольный.



2






2







Конструирование

2




7




8






Правильная треугольная пирамида. Изготовление модели каркасной

треугольной пирамиды из счётных палочек.

Вершины, грани и ребра пирамиды. Изготовление геометрической игрушки «Флексагон»(гнущийся многоугольник).



1





1







Л. Формировать оценку одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

М. Учиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

П. Строить треугольник по трём сторонам с использованием циркуля и линейки.

Изготавливать модели треугольников разных видов, различные модели правильной треугольной

пирамиды.



Геометрия

2




9-10

Периметр многоугольника (прямоугольника, квадрата).


2


Л.Формировать интерес к познанию; ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

М. Учиться контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно - образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

П. Вычислять периметр

многоугольника.


Конструирование

10




11-

13

Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойствего диагоналей. Построение квадрата на нелинованной бумаге по заданным его диагоналям.


3


Л.Формировать оценку одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

М.Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в кол-лективной организации деятельности);осуществлять синтез как составление целого из частей;проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

П. Строить прямоугольник на нелинованнойбумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника (квадрата).

Изготавливать по чертежу различные аппликации.

Выстраивать композиции по технологическому рисунку.

14

15


16


17



18

Чертеж.

Изготовление по чертежам аппликации «Домик».

Изготовление по чертежам аппликаций «Бульдозер».

Составление аппликаций различных фигур из частей разрезанного квадрата.

Технологический рисунок.


1

1


1


1



1


19

20

Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море».


2



Геометрия

2




21

22

Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника (квадрата), различных

фигур, составленных из прямоугольников

и квадратов.


1

1


Л. Формировать интерес к познанию; ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

М. Учиться находить в тексте ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

П. Определять площадь прямоугольника (квадрата).


Конструирование

12




23



24



25

Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2, 4, рав­ных частей.

Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 8 рав­ных частей.

Изготовление модели цветка



1



1



1


Л. Формировать понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

этические чувства.

М.Уметь проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

П.Делить окружность (круг) на 2, 4, 8 рав­ных частей.

Делить окружность (круг) на 3, 6, 12 рав­ных частей.

Чертить пересекающиеся, непересека­ющиеся (в том чис­ле концентрические)окружности.

Выполнять деление отрезка пополам с ис­пользованием циркуля и линейки без деле­ний.

Строить практиче­ским способом треугольник, вписанный в круг.

Изготавливать ап­пликации из частей игры «Танграм».

Работать в технике «Оригами».

Конструировать порисункам модели издеталей набора «Конструктор»

26


27

Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей.

Изготовление

модели часов.


1




1

28

Взаимное расположение окружностей на плоскости.



1

29

Деление отрезка по­полам без определе­ния его длины (с ис­пользованием циркуля и линейки без делений).


1


30

Получение практиче­ским способом треугольника, вписанного в окружность (круг).


1


31

Изготовление аппли­кации «Паровоз», геометрической игры «Танграм» и апплика­ций фигур из частей игры «Танграм».


1


32

«Оригами». Изготов­ление изделия «Ле­бедь».


1


33




34

Техническое конструирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление модели «Подъёмный кран»

Изготовление по приведенным рисункам модели «Транспортёр»


1




1



Итого:

34

29

5




4 КЛАСС (34 ч)


№ заня­тия

Название темы

Общ.кол.ч

Аудитор

ные

внеаудиторные

Основные виды деятельности учащихся


Геометрия

6




1





2

3-4

5

6

Прямоугольный па­раллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда.

Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда.

Развёртка прямоугольного параллелепипеда.

Куб. Элементы куба: грани, рёбра, верши­ны.

Свойства граней и ребер куба


1




1



2


1


1


Л. Формировать понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

этические чувства.

М.Уметь проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп.

П.Чертитьпрямоугольный параллелепипед с использованием развёрток


Конструирование

6




7-8




9-10




11



12

Развёртка куба. Изготовление каркасной моде­ли прямоугольного параллелепипеда (куба)

Вычерчивание развертки и изготовление моде­ли прямоугольного параллелепипеда (куба)

Изготовление модели куба сплетением из трех полосок. Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда(платяной шкаф, гараж)










2



1


1

2

Л. Формировать оценку одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

М. Учиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

П.Изготавливатьмоде­ли прямоугольных параллелепипедов с использованием развёрток и каркасной модели из кусков проволоки. Изготавливать по

чертежу модели объ­ектов.


Геометрия

10




13-14



15



16-17




Изображение прямо­угольного параллелепипеда(куба) в трех проекциях.

Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба).

Вычерчивание в трёх проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров.



2



1



2





Л. Формировать интерес к познанию; ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

М. Учиться контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно - образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

П. Читать чертеж пря­моугольного параллелепипеда и куба, заданный

в трёх проекциях, соотносить чертеж и рисунок.

18



19-20



21


22

Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. Вычерчивание фигур, симметричных заданным , относительно оси симметрии.

Знакомство с прямым круговым ци­линдром, шаром, сферой. Развертка прямого кругового цилиндра.










2


1


1

1

Проводить практи­ческими и графиче­скими способами оси

симметрии в фигурах.

Находить в окружа­ющей действительности предметы цилин­дрической формы.


Конструирование

10




23-24


25-26

27-28




29-30




31-32

Изготовление моделей цилиндра.

Изготовление моделей шара

Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилинд­ра (подставка для карандашей; дорожный каток).

Изготовление набора «Монгольская игра» и его исполь­зование для построения заданных фигур.

Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль».


2


2

2




2




2


Л. Определение простых, общих для всех людей правил поведения при совместной работе и сотрудничестве;

М Находить алгоритм при помощи учителя, прогнозировать и контролировать свою деятельность в соответствии с определенным ранее алгоритмом, корректировать и оценивать способ решения задачи по определенным совместно с учителем критериям.

П. Изготавливать по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму.

Работать в группе: распределение объектов для изготовления,

составления композиции.


Геометрия

2




33



34

Знакомство с диаграммами: изображение данных с помо­щью столбчатых диаграмм.

Чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными


1



1


Л. Формировать оценку одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

М.Учиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

П. Читать и строить столбчатые диаграммы


Итого:

34

31

3




5. Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение программы.

1.Библиотечный фонд- учебное пособие «Математика и конструирование», 1-4 классы, авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина.

Волкова С.И. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 классы".

2. Технические средства обучения – мультимедийный проектор, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, персональный компьютер с принтером и сканером, вебкамера.

3.Лабораторное оборудование - наборы счётных палочек; строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный    параллелепипед,  пирамиду, цилиндр ; 
демонстрационная оцифрованная линейка; демонстрационный чертёжный треугольник;
демонстрационный циркуль.



4. Игры – игрушки- игра- головоломка «Танграм», «Пифагор», набор «Конструктор», игрушка «Флексагон»



5.Интернет ресурсы:

www. Rusedu. Ru

www.vneklassa.narod.ru

www.festival.1septembe. ru

http:// uchit.rastu.ru