_____Нижегородская область город Дзержинск_____
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа№24»
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
______________________тематическая_________________________
(тип программы: комплексная/тематическая)
_______________ « Юные пожарные»__________________
(наименование)
____________________________2 года_____________________________
(срок реализации программы)
__________________________9-11 лет______________________________
(возраст обучающихся)
___________________Ионкина А.В.___________________
(Ф.И.О. учителя, составителя)
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юные пожарные» составлена на основе программы «Отряд Юных пожарных» автора Барановой Т.К., г. Чебоксары, 2013 г. и адаптирована к условиям МБОУ «Средняя школа№24».
Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности, а также по причине детской шалости.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в образовательном учреждении, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Данная программа по курсу «Юные пожарные» предназначена для младших школьников 3-4 классов (9-11 лет) и рассчитана на 2 года.
Программа социальной направленности позволяет закрепить знания по пожарной безопасности в течение двух лет .
Цель и задачи курса
Цель - создание условий для организации деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения среди учащихся и населения в микрорайоне.
Основные задачи:
1. Обучение правилам пожарной безопасности.
2. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.
3. Формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
4. Улучшения правовой и экологической подготовки.
5. Овладения умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Обучение проводится во внеурочное время. Форма проведения занятий – игра, беседа, презентация, лекция в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, спортивными соревнованиями. Во время занятий можно проводить спортивные разминки, игры и прогулки на свежем воздухе.
При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия (плакаты, слайды, короткометражные видеофильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения. Как дополнение к теоретическим занятиям организовываются экскурсии в пожарную часть и на пожарно-техническую выставку.
К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних УВД, РОВД.
Ожидаемые результаты
- К завершению обучения учащийся должен знать:
существование явления "пожар", его опасность и последствия;
источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;
наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;
элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).
- Учащийся должен уметь:
грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;
сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;
спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;
тушить костёр, выключать электроприборы;
оказать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Оценка результатов
Для оценки результативности знаний применяется входящий, промежуточный и заключительный мониторинг.
Входящий мониторинг — диагностика первичных знаний о пожарной безопасности, экологической культуре учащихся. Для диагностики используется анкетирование, тестирование и собеседование.
Промежуточный мониторинг — тестирование и выполнение текущих творческих заданий.
Заключительный мониторинг —оценивается уровень усвоения полученных знаний.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(3класс)
Тема 1. Тайны огня. Огонь - друг, огонь - враг.
Огонь - одно из самых больших чудес природы. Миф о Прометее, который похитил огонь и принес его людям. Огонь как целительная сила и защита от болезней. Применение огня и пара в промышленности.
Пожар - это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для людей. Опустошительная сила атомного огня.
Основные причины пожаров. Конкретные примеры пожаров в области, районе, городе.
Человек сильнее огня.
Демонстрация видеофильмов.
Тема 2. С огнем не шути.
Костер - как источник пожара. Игра с фейерверками, самопалами, ракетами, хлопушками, бенгальскими огнями, предметами бытовой химии.
Пожаровзрывоопасные свойства легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожарная опасность телевизоров. Первоочередные действия при его загорании. Газовая плита.
Тушение пожаров подручными средствами. Правила содержания и использования огнетушителей.
Тема 3. Единая служба спасения 01
Бедствия от огненных стихий. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Цель её создания. Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Дружины юных пожарных.
Пожарная техника. Внутренний распорядок в пожарных частях. Телефон “01”.
Пожарный - одна из наиболее опасных профессий. Необходимые качества.
Экскурсии в пожарную часть.
Тема 4. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.
Виды, назначения, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов и веществ.
Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Тема 5. Чтобы ёлка принесла только радость.
Правила установки ёлки. Использование электрогирлянд. Правила ухода за естественными и искусственными ёлками.
Тема 6. Творчество на противопожарную тематику.
Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть поделка из любого материала, мягкая игрушка, рисунок, макет, конструкторское изделие и прочее. Работы должны иметь противопожарную направленность.
Занятия проводятся в виде конкурса. Лучшие работы могут составить экспозицию и быть выставлены в « Центре образования №2 г.Чебоксары» для показа.
Тема 7. Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге.
Причины загорания одежды. Действия человека, если на нём загорелась одежда. Первая доврачебная помощь при ожогах.
Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды. Первая медицинская помощь при ожогах.
Тема 8. Дым над лесом.
Необходимость сохранения лесных массивов, продолжительность восстановления уничтоженного леса. Экологические последствия. Опасность для людей, оказавшихся в горящем лесу.
Пожароопасность леса в сухую, жаркую погоду.
Пожарная опасность торфяников. Самовозгорание торфа.
Лесные пожары в Подмосковье 1972, 1976, 1981, 1992, 1999, 2002 годов, в Чувашии.
Основные причины пожаров в лесу. Последствия от сжигания сухой правы, тополиного пуха. Примеры пожаров. Экскурсия в лес на место бывшего пожара.
Тема 9. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации.
Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности. План эвакуации людей в случае возникновения пожара.
Знакомство со знаками пожарной безопасности.
Тема 10. Пожарно-строевая подготовка.
Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки.
Тема 11. Пожарно-спасательный спорт.
Физическая подготовка учащихся. Нормы и требования спортивной классификации. Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег по дистанции, финиш). Упражнения по пожарно-строевой и физической подготовке. Спортивные игры.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Тайны огня. Огонь- друг, огонь - враг. | 3 | 2 | 1 |
2 | С огнем не шути | 3 | 2 | 1 |
3 | Служба “01” | 4 | 3 | 1 |
4 | Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | 3 | 2 | 1 |
5 | Чтобы ёлка принесла только радость | 3 | 2 | 1 |
6 | Творчество на противопожарную тематику | 3 | 2 | 1 |
7 | Что делать, если загорелась одежда. Действия при ожоге | 3 | 2 | 1 |
8 | Дым над лесом | 3 | 2 | 1 |
9 | Главное- самообладание. Практические занятия по эвакуации | 3 | 2 | 1 |
10 | Пожарно-строевая подготовка | 3 | 2 | 1 |
11 | Пожарно-спасательный спорт | 3 | 2 | 1 |
| Всего | 34 | 23 | 11 |
Учебно-тематический план по курсу «Юные пожарные» (первый год обучения)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(4 класс)
Тема 1. Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы Пожарной охраны. . Структура: пожарные части, государственный пожарный надзор. Добровольные пожарные формирования. Медали “За отвагу” , “ За спасение погибавших”. Закон РФ “О пожарной безопасности”. Указ Президента РФ “Об установлении Дня пожарной охраны”. Экскурсия в пожарную часть, районную пожарно-техническую выставку. Дружины юных пожарных.
Профессии людей в пожарной охране. Профессиограмма пожарного. Тестирование на профпригодность.
Тема 2. История ПО в Америке и Европе.
Возникновение ПО в США, Германии, Франции, Арабских Эмиратах, ЮАР. Сходство и отличие в работе пожарных стран мира. Административная ответственность виновников пожара.. Уголовная ответственность. Принципы уголовной ответственности. Оформление альбома. Презентация.
Тема 3. Государственный пожарный надзор: структура, назначение, права и обязанности.
Специализированные пожарно-технические группы.
Телефон “01”. Создание региональных спасательных отрядов
Встреча с работниками ПО и ГПН.
Тема 4. Изучение территории микрорайона.
Условные знаки, основы топографии. Значение сигнальных цветов и знаков безопасности в предотвращении пожаров, взрывов. Сигнальные цвета, их смысловое значение. Группы знаков безопасности. Геометрическая форма знаков, смысловое значение. План эвакуации и требования к нему.
Составление карты-схемы.
Тема 5. Небрежное обращение с огнем.
Причины и последствия. Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров. Материальные последствия пожаров.
Затраты на обеспечение пожарной безопасности, содержание пожарной охраны как дополнение к стоимости пожара. Важность профилактики пожаров. Изготовление буклета и наглядного пособия на данную тему.
Тема 6. Противопожарный режим в жилом доме.
Правила содержания чердаков, подвалов , лестничных клеток. Пути эвакуации. Изготовление плана-схемы эвакуации или макета жилого (многоквартирного) дома
Тема 7. Охраняйте школу от огня.
Изготовление макета школы, пожарного щита или огнетушителей.
Тема 8. Автоматические средства обнаружения, извещения и тушения пожара. Электрическая пожарная сигнализация.
Изготовление плаката «Виды пожарного оборудования», «Виды пожарной техники»
Тема 9. Пожарно-прикладной спорт. Нормы.
Требования. Правила и формы занятий. Макет спортивной площадки для занятий юных пожарных.
Тема 10. Охрана природы от пожаров.
Работа над проектами. Участие в районной научно-практической конференции.
Пропаганда и профилактика пожарной безопасности. Виды и методы. ВДПО.
Участие в районной программе по пожарной безопасности.
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
1 | Значение пожарной охраны в России и других странах мира. Система работы ПО. | 3 | 2 | 1 |
2 | История ПО в Америке и Европе. | 3 | 2 | 1 |
3 | Государственный пожарный надзор: структура, назначение, права и обязанности. | 4 | 3 | 1 |
4 | Проектная деятельность. Создание проекта. | 3 | 2 | 1 |
5 | Небрежное обращение с огнем.. | 3 | 2 | 1 |
6 | Противопожарный режим в жилом доме. | 3 | 2 | 1 |
7 | Охраняйте школу от огня | 3 | 2 | 1 |
8 | Автоматические средства обнаружения, извещения и тушения пожара. Электрическая пожарная сигнализация. | 3 | 2 | 1 |
9 | Пожарно-прикладной спорт. Нормы. | 3 | 2 | 1 |
10 | Охрана природы от пожаров. | 3 | 2 | 1 |
11 | Пропаганда и профилактика пожарной безопасности. | 3 | 2 | 1 |
| Всего | 34 | 23 | 11 |
Учебно-тематический план по курсу «Юные пожарные»(второй год обучения)