СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс рассчитан на обучающихся 5 класса. Срок реализации -  1 год. Объём занятий - 35 часов. Цель курса: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе. В программе имеются приложения для учащихся: "Правила успешной проектной деятельности", "План действий учащихся в проекте" и др.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 5 класс»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Основы проектной деятельности»

5 класс

Количество часов -35

Количество часов в неделю – 1 час





















  1. Пояснительная записка

Данный курс рассчитан на обучающихся 5 класса. Срок реализации - 1 год. Объём занятий - 35 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.

Актуальность курса

Современное образование в России переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника как личность, владеющую основами научных методов познания окружающего мира, мотивированную на творчество и современную инновационную деятельность; готовую к учебному сотрудничеству, способную осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность.

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа над проектами дает учащимся возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он не только не противоречит традиционным способам обучения, но и помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание найти их, чтобы применить для решения поставленных в проекте задач. Проектная деятельность позволяет решать ряд проблем, возникающих при обучении:

  • повышать уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;

  • формировать умение следовать прочитанной инструкции, выделять последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием;

  • интегрировать знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Проектная деятельности оказывает наибольшее влияние на следующие группы умений:

  • исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;

  • коммуникативные: сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь; следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло; умение выходить из конфликтных ситуаций;

  • оценочные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других

  • информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию, сохранять информацию;

  • презентационные: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;

  • рефлексивные: отвечать на вопросы, адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

  • менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела.


Цель курса: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе, способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно презентовать итог своей деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с компьютерной программой Power Point и способами работы с ней

  • Создавать мультимедийную продукцию: презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, лингвистические сказки, дидактические учебные материалы, заочные экскурсии

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности учащихся в области филологии

  • Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане

  • Художественно-творческие способности

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы

  • Потребность расширять кругозор в изучаемой области

Принципы реализации:

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

  • Самоопределение школьников в выборе содержания деятельности в рамках занятий

  • Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

Методы и приёмы:

  • Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером

  • Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Эвристический

Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением проектов.


  1. Содержание курса

Тема 1: Что такое учебный проект (3 часа)

Учебные проекты: назначение, области применения. Структура проекта. Примеры учебных проектов из различных предметных областей. Пример разработки проекта.

Тема 2: Как подготовить презентацию? (3 часа)

Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей. » Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). Настройка и показ презентации.

Тема 3: Учимся вместе (3 часа)

Разработка проекта №1 «Книга моих учебных желаний» (Чем бы я хотел заниматься в 5 классе и каких результатов в этом хочу достичь?) Обсуждение значимости темы проекта. Проведение исследования. Отбор информационных ресурсов. Оформление проекта. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point. Защита проекта.

Тема 4: Лингвистические проекты (7 часов)

Разработка проекта №2 « Лингвистическая сказка». Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание авторских лингвистических сказок. Создание и (или) поиск иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point. Защита проектов.

Тема 5: Литературные проекты (6 часов)

Разработка проекта №3 «Я – сказочник». Определение темы проекта. Формирование творческих групп. Как сочинить сказку? Подготовка материалов: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы. Создание авторских литературных сказок. Создание и (или) поиск иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point. Защита проектов.

Тема 6: Тест, игра, кроссворд (4 часа)

Разработка проекта №4 «В помощь учителю». Знакомство с особенностями создания теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Создание презентации и анимирование работ в программе Power Point. Защита проектов.

Тема 7: Заочная экскурсия (5 часов)

Выбор темы для заочной экскурсии. Просмотр примеров заочных экскурсий. Правила составления. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации. Защита проектов.

Тема 8: Самостоятельная разработка проекта (4 часа)

Выбор темы проекта. Разработка структуры проекта. Поиск информации. Подготовка материалов к проекту. Оформление материалов, подготовка к защите. Защита проектов.


  1. Учебно – тематический план


Тема

Кол-во часов

Теоретических

Практических

Контроль

Всего

1

Что такое учебный проект

3

-

-

3

2

Как подготовить презентацию

1

2

-

3

3

Учимся вместе

-

3

-

3

4

Лингвистические проекты

1

5

1

7

5

Литературные проекты

1

4

1

6

6

Тест, игра, кроссворд

1

2

1

4

7

Заочная экскурсия

1

3

1

5

8

Самостоятельная разработка проекта

1

2

1

4


Итого

9

21

5

35



  1. Календарно - тематическое планирование элективного курса

п\п

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов


Тема 1. Что такое учебный проект? (3 часа)



1

Учебные проекты: назначение, области применения

Теория

1

2

Структура проекта. Примеры учебных проектов из различных предметных областей

Теория

1

3

Пример разработки проекта

Теория

1


Тема 2. Как подготовить презентацию? (3часа)



4

Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей

Теория

1

5

Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео).

Практика

1

6

Настройка и показ презентации.

Практика

1


Тема 3. Учимся вместе (3 часа)




Разработка проекта №1 «Книга моих учебных желаний»



7

Обсуждение значимости темы проекта. Проведение исследования. Отбор информационных ресурсов.

Практика

1

8

Оформление проекта. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.

Практика

1

9

Защита проекта

Практика

1


Тема 4. Лингвистические проекты (7 часов)




Разработка проекта №2 « Лингвистическая сказка»



10

Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок.

Теория

1

11

Создание авторских лингвистических сказок.

Практика

1

12-13

Создание и (или) поиск иллюстративного материала.

Практика

2

14-15

Создание презентации в программе Power Point

Практика

2

16

Защита проектов

Контроль

1


Тема 5. Литературные проекты (6 часов)




Разработка проекта №3 «Я – сказочник»



17

Определение темы проекта. Формирование творческих групп. Как сочинить сказку?

Теория

1

18

Подготовка материалов: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы

Практика

1

19

Создание авторских литературных сказок

Практика

1

20

Создание и (или) поиск иллюстративного материала

Практика

1

21

Создание презентации

Практика

1

22

Защита проектов

Контроль

1


Тема 6. Тест, игра, кроссворд (4 часа)




Разработка проекта №4 «В помощь учителю»



23

Знакомство с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ.

Теория

1

24

Создание теста, сценария игры, кроссворда.

Практика

1

25

Создание презентации и анимирование работ в программе Power Point.

Практика

1

26

Защита проектов

Контроль

1


Тема 7. Заочная экскурсия (5 часов)



27

Выбор темы для заочной экскурсии. Просмотр примеров заочных экскурсий. Правила составления

Теория

1

28

Подбор текстового материала.

Практика

1

29

Создание сценария экскурсии.

Практика

1

30

Подбор иллюстративного материала. Создание презентации

Практика

1

31

Защита проектов

Контроль

1


Тема 8. Самостоятельная разработка проектов (4 часа)



32

Выбор тем проектов. Разработка структуры проекта

Теория

1

33

Поиск информации. Подготовка материалов к проекту

Практика

1

34

Оформление материалов, подготовка к защите

Практика

1

35

Итоговое занятие. Защита проектов

Контроль

1











  1. Практические умения, которыми должны овладеть учащиеся после окончания занятий элективного курса


  • Научиться выстраивать свою деятельность по проектной технологии: самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала, формулировать и доказывать свою точку зрения, выступая перед аудиторией.

  • Приобрести практические умения, необходимые для создания компьютерной презентации на основе авторской среды POWER POINT, для использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий при обработке, передаче, систематизации информации, создании баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  • Приобрести опыт подготовки и проведения публичных выступлений (высказывание, монолог)

  • Реализовать предоставленную им возможность развития познавательного интереса к изучению и применению ИКТ в учебной и профессионально ориентированной деятельности,

  • Совершенствовать свои творческие способности, связанные с развитием речи, чувства стиля, художественного вкуса, с умением работать в исследовательской группе и формулировать свои взгляды.


  1. Список литературы

  1. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.

  2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.

  3. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций //www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

  4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  5. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

  6. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

  7. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  8. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.

  9. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

  10. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова. – М.: Аркти, 2003

  11. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.

  12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С.Сергеев. – М.: Аркти, 2007.

  13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений / И.С.Сергеев. – М.: АРКТИ, 2003

  14. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

  15. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.

  16. Ресурсы Интернета:

• http://psylab.info

• http://www.researcher.ru/

• http://irsh.redu.ru/

• http://portfolio.1september.ru/.


  1. Приложения

    1. Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  • Команды не соревнуются.

  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.


    1. План действий учащихся в проекте

  • Выбор темы проекта (исследования).

  • Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

  • Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).

  • Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).

  • Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

  • Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

  • Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

  • Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

  • Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.


    1. Этапы реализации проекта

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

обсуждение возникших идей;

перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.


2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.


3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных;

построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).


4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.


    1. Критерии оценки содержательной стороны презентации:

  • соответствие заявленной теме, цели и задачам;

  • полнота освещения проблемы;

  • ясность и чёткость изложения (качество текстов, их лаконизм);

  • наличие аргументированного вывода;

  • выразительность и уместность изобразительных средств (видеоряда);

  • стилевое единство формы и содержания;

  • корректность и эргономичность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!