Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
5 класс
Количество часов -35
Количество часов в неделю – 1 час
Пояснительная записка
Данный курс рассчитан на обучающихся 5 класса. Срок реализации - 1 год. Объём занятий - 35 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу.
Актуальность курса
Современное образование в России переходит на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника как личность, владеющую основами научных методов познания окружающего мира, мотивированную на творчество и современную инновационную деятельность; готовую к учебному сотрудничеству, способную осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка и литературы, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа над проектами дает учащимся возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он не только не противоречит традиционным способам обучения, но и помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание найти их, чтобы применить для решения поставленных в проекте задач. Проектная деятельность позволяет решать ряд проблем, возникающих при обучении:
повышать уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
формировать умение следовать прочитанной инструкции, выделять последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием;
интегрировать знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Проектная деятельности оказывает наибольшее влияние на следующие группы умений:
исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
коммуникативные: сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь; следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло; умение выходить из конфликтных ситуаций;
оценочные: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других
информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать информацию, сохранять информацию;
презентационные: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
рефлексивные: отвечать на вопросы, адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Цель курса: знакомство с разными видами компьютерной продукции и создание мультимедийных материалов по русскому языку и литературе, способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом, выявление организаторских способностей детей, развитие их творческой инициативы и умения грамотно презентовать итог своей деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с компьютерной программой Power Point и способами работы с ней
Создавать мультимедийную продукцию: презентации о жизни и творчестве писателей и поэтов, лингвистические сказки, дидактические учебные материалы, заочные экскурсии
Развивающие:
Развивать познавательные способности учащихся в области филологии
Способность воспринимать учебный предмет в прикладном плане
Художественно-творческие способности
Воспитательные:
Принципы реализации:
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Самоопределение школьников в выборе содержания деятельности в рамках занятий
Наглядность работы, демонстрация процесса обучения
Методы и приёмы:
Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Эвристический
Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением проектов.
Содержание курса
Тема 1: Что такое учебный проект (3 часа)
Учебные проекты: назначение, области применения. Структура проекта. Примеры учебных проектов из различных предметных областей. Пример разработки проекта.
Тема 2: Как подготовить презентацию? (3 часа)
Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей. » Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). Настройка и показ презентации.
Тема 3: Учимся вместе (3 часа)
Разработка проекта №1 «Книга моих учебных желаний» (Чем бы я хотел заниматься в 5 классе и каких результатов в этом хочу достичь?) Обсуждение значимости темы проекта. Проведение исследования. Отбор информационных ресурсов. Оформление проекта. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point. Защита проекта.
Тема 4: Лингвистические проекты (7 часов)
Разработка проекта №2 « Лингвистическая сказка». Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. Создание авторских лингвистических сказок. Создание и (или) поиск иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point. Защита проектов.
Тема 5: Литературные проекты (6 часов)
Разработка проекта №3 «Я – сказочник». Определение темы проекта. Формирование творческих групп. Как сочинить сказку? Подготовка материалов: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы. Создание авторских литературных сказок. Создание и (или) поиск иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point. Защита проектов.
Тема 6: Тест, игра, кроссворд (4 часа)
Разработка проекта №4 «В помощь учителю». Знакомство с особенностями создания теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. Создание теста, сценария игры, кроссворда. Создание презентации и анимирование работ в программе Power Point. Защита проектов.
Тема 7: Заочная экскурсия (5 часов)
Выбор темы для заочной экскурсии. Просмотр примеров заочных экскурсий. Правила составления. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации. Защита проектов.
Тема 8: Самостоятельная разработка проекта (4 часа)
Выбор темы проекта. Разработка структуры проекта. Поиск информации. Подготовка материалов к проекту. Оформление материалов, подготовка к защите. Защита проектов.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
Теоретических | Практических | Контроль | Всего |
1 | Что такое учебный проект | 3 | - | - | 3 |
2 | Как подготовить презентацию | 1 | 2 | - | 3 |
3 | Учимся вместе | - | 3 | - | 3 |
4 | Лингвистические проекты | 1 | 5 | 1 | 7 |
5 | Литературные проекты | 1 | 4 | 1 | 6 |
6 | Тест, игра, кроссворд | 1 | 2 | 1 | 4 |
7 | Заочная экскурсия | 1 | 3 | 1 | 5 |
8 | Самостоятельная разработка проекта | 1 | 2 | 1 | 4 |
| Итого | 9 | 21 | 5 | 35 |
Календарно - тематическое планирование элективного курса
№ п\п | Тема занятия | Форма занятия | Количество часов |
| Тема 1. Что такое учебный проект? (3 часа) | | |
1 | Учебные проекты: назначение, области применения | Теория | 1 |
2 | Структура проекта. Примеры учебных проектов из различных предметных областей | Теория | 1 |
3 | Пример разработки проекта | Теория | 1 |
| Тема 2. Как подготовить презентацию? (3часа) | | |
4 | Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей | Теория | 1 |
5 | Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). | Практика | 1 |
6 | Настройка и показ презентации. | Практика | 1 |
| Тема 3. Учимся вместе (3 часа) | | |
| Разработка проекта №1 «Книга моих учебных желаний» | | |
7 | Обсуждение значимости темы проекта. Проведение исследования. Отбор информационных ресурсов. | Практика | 1 |
8 | Оформление проекта. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point. | Практика | 1 |
9 | Защита проекта | Практика | 1 |
| Тема 4. Лингвистические проекты (7 часов) | | |
| Разработка проекта №2 « Лингвистическая сказка» | | |
10 | Что такое лингвистическая сказка. Чтение примеров лингвистических сказок. | Теория | 1 |
11 | Создание авторских лингвистических сказок. | Практика | 1 |
12-13 | Создание и (или) поиск иллюстративного материала. | Практика | 2 |
14-15 | Создание презентации в программе Power Point | Практика | 2 |
16 | Защита проектов | Контроль | 1 |
| Тема 5. Литературные проекты (6 часов) | | |
| Разработка проекта №3 «Я – сказочник» | | |
17 | Определение темы проекта. Формирование творческих групп. Как сочинить сказку? | Теория | 1 |
18 | Подготовка материалов: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, отбор литературы | Практика | 1 |
19 | Создание авторских литературных сказок | Практика | 1 |
20 | Создание и (или) поиск иллюстративного материала | Практика | 1 |
21 | Создание презентации | Практика | 1 |
22 | Защита проектов | Контроль | 1 |
| Тема 6. Тест, игра, кроссворд (4 часа) | | |
| Разработка проекта №4 «В помощь учителю» | | |
23 | Знакомство с особенностями теста, игры, кроссворда. Просмотр и обсуждение разных видов работ. | Теория | 1 |
24 | Создание теста, сценария игры, кроссворда. | Практика | 1 |
25 | Создание презентации и анимирование работ в программе Power Point. | Практика | 1 |
26 | Защита проектов | Контроль | 1 |
| Тема 7. Заочная экскурсия (5 часов) | | |
27 | Выбор темы для заочной экскурсии. Просмотр примеров заочных экскурсий. Правила составления | Теория | 1 |
28 | Подбор текстового материала. | Практика | 1 |
29 | Создание сценария экскурсии. | Практика | 1 |
30 | Подбор иллюстративного материала. Создание презентации | Практика | 1 |
31 | Защита проектов | Контроль | 1 |
| Тема 8. Самостоятельная разработка проектов (4 часа) | | |
32 | Выбор тем проектов. Разработка структуры проекта | Теория | 1 |
33 | Поиск информации. Подготовка материалов к проекту | Практика | 1 |
34 | Оформление материалов, подготовка к защите | Практика | 1 |
35 | Итоговое занятие. Защита проектов | Контроль | 1 |
Практические умения, которыми должны овладеть учащиеся после окончания занятий элективного курса
Научиться выстраивать свою деятельность по проектной технологии: самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала, формулировать и доказывать свою точку зрения, выступая перед аудиторией.
Приобрести практические умения, необходимые для создания компьютерной презентации на основе авторской среды POWER POINT, для использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий при обработке, передаче, систематизации информации, создании баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Приобрести опыт подготовки и проведения публичных выступлений (высказывание, монолог)
Реализовать предоставленную им возможность развития познавательного интереса к изучению и применению ИКТ в учебной и профессионально ориентированной деятельности,
Совершенствовать свои творческие способности, связанные с развитием речи, чувства стиля, художественного вкуса, с умением работать в исследовательской группе и формулировать свои взгляды.
Список литературы
Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.
Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций //www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю.Пахомова. – М.: Аркти, 2003
Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С.Сергеев. – М.: Аркти, 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений / И.С.Сергеев. – М.: АРКТИ, 2003
Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.
Ресурсы Интернета:
• http://psylab.info
• http://www.researcher.ru/
• http://irsh.redu.ru/
• http://portfolio.1september.ru/.
Приложения
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
План действий учащихся в проекте
Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Этапы реализации проекта
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.
Критерии оценки содержательной стороны презентации:
соответствие заявленной теме, цели и задачам;
полнота освещения проблемы;
ясность и чёткость изложения (качество текстов, их лаконизм);
наличие аргументированного вывода;
выразительность и уместность изобразительных средств (видеоряда);
стилевое единство формы и содержания;
корректность и эргономичность.