Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А. Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Петрова Н. В. «_____» _____________ 2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 ________________С.И. Тухватулина Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Компьютерная азбука»
общеинтеллектуальное направление
4 Д класс
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составитель:
учитель начальных классов
Твёрдая Валентина Николаевна
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1. | Общие цели курса «Компьютерная азбука» на начальной ступени образования. | 3 |
2. | Планируемые результаты изучения курса «Компьютерная азбука». | 4 |
3. | Содержание курса «Компьютерная азбука». | 6 |
4. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы. | 11 |
5. | Календарно - тематическое планирование. | 12 |
6. | Материально - техническое обеспечение. | 13 |
Рабочая программа внеурочной деятельности «Компьютерная азбука» для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и авторской программы «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)» (для четырёхлетней начальной школы) А.В. Горячева - М.:Баласс,2016г.
В 4 классе на курс внеурочной деятельности «Компьютерная азбука» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели курса «Компьютерная азбука» на начальной ступени образования.
Основные цели изучения «Компьютерной азбуки» в школе:
развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий;
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности;
развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности;
освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре;
овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией;
воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Задачами изучения «Компьютерной азбуки» являются:
способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления;
осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению обучающихся;
начальное формирование и развитие логического мышления и пространственного воображения в оптимальные сроки;
формирование алгоритмического подхода к решению задач;
расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления;
формирование навыков работы с различными исполнителями;
пропедевтика применения персонального компьютера как инструмента практической деятельности.
Планируемые результаты изучения курса «Компьютерная азбука».
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
ценить и принимать общечеловеческие ценности;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
корректировать выполнение задания в дальнейшем;
оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
использовать в работе литературу, ИКТ;
самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
оценка своего задания по параметрам, заранее представленным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
использовать на практике полученные знания в виде докладов, программ, решать поставленные задачи;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Предметные:
владеть основами компьютерной грамотности;
владение базовым понятийным аппаратом: цепочка (конечная последовательность); мешок (неупорядоченная совокупность); утверждения, логические значения утверждений; исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения; дерево, понятия, связанные со структурой дерева; игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
Обучающийся научится:
представлять на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
составлять рисунки с применением всех изученных функций графического редактора;
работать в редакторах PowerPoint, Paint, Word;
составлять презентации с использованием арт текстов, картинок, эффектов анимации, гипперссылок;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты;
понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»;
понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
понимать термин «алгоритм»;
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использова-нием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин.
Обучающийся получит возможность научиться:
знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простей-шими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учёбы и вне её.
Содержание курса «Компьютерная азбука».
Раздел 1.
Вводное занятие. (1 ч)
Правила безопасности пользования компьютером.
Формы организации и виды деятельности:
Раздел 2.
Текстовый редактор Microsoft Word. (17 ч)
Знакомство с текстовым редактором Microsoft Word.
Применение Microsoft Word.
Создание текстового документа.
Шрифт: темы, начертание, размер, цвет.
Абзац: выравнивание, междустрочный интервал.
Разметка страницы: виды ориентации, колонки, границы страниц.
Копирование, перемещение текста.
Отображение скрытых знаков.
Стили текста.
Сохранение текстового документа.
Защита докладов, выполненных в текстовом редакторе Microsoft Word (выбор темы свободный).
Вставка таблицы.
Вставка диаграммы.
Защита проекта «Мой распорядок дня» (таблица).
Формы организации и виды деятельности:
коллективное сотворчество;
тренинг;
самостоятельная;
комбинированное учебное занятие;
творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).
соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности;
включить, выключить компьютер.
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
набирать информацию на русском регистре;
запустить нужную программу, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу;
работать с программами WORD, PAINT, Блокнот, Калькулятор;
работать со стандартными приложениями Windows;
оценивать результаты своей работы;
осуществлять проектную деятельность;
работать в команде.
Раздел 3.
Программа Microsoft Power Point. (6 ч)
Знакомство с программой Презентация Microsoft Power Point.
Создание и сохранение презентации.
Создание слайдов. Виды слайдов.
Дизайн и анимация.
Вставка рисунка и таблицы.
Вставка музыки и видео.
Формы организации и виды деятельности:
коллективное сотворчество;
занятие-презентация;
демонстрация;
тренинг;
обсуждение;
словесное обучение (беседа);
наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
виртуальная экскурсия;
работа с различными источниками информации;
составление собственных логических задач, ребусов, головоломок;
решение логических задач по разным отраслям знаний;
творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов);
создавать презентации;
пошагово выполнять алгоритм практического задания;
осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты;
работать с программами Power Point, Черепашка, Чертежник;
работать с разными видами информации;
строить суждения;
решать логические задачи;
находить сходства и отличия реальных объектов и их моделей;
работать с основными блоками компьютера, и подключать их;
пользоваться устройствами ввода и вывода информации, подключать их к компьютеру;
запускать операционные системы Windows;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
оценивать результаты своей работы;
осуществлять проектную деятельность;
работать в команде;
защита презентаций «Я и мои увлечения».
Раздел 4.
Алгоритмы. (4 ч)
Что такое алгоритмы? Примеры алгоритмов. Примеры использования алгоритмов в повседневной жизни.
Составление словесных алгоритмов.
Описание алгоритмов. Основные свойства алгоритмов.
Блок-схемы. Составление алгоритмов с помощью блок-схем.
Решение задач.
Формы организации и виды деятельности:
коллективное сотворчество;
демонстрация;
тренинг;
наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
решать задачи с использованием блок-схем;
понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни;
исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
реализовывать алгоритмы;
осуществлять отбор нужной информации;
оценивать результаты своей работы;
работать в команде.
Раздел 5.
Графический редактор Paint. (3 ч)
Знакомство с графическим редактором Paint.
Создание и сохранение рисунка.
Инструменты, толщина инструмента, цвет
Формы организации и виды деятельности:
коллективное сотворчество;
демонстрация;
тренинг;
наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
работа с различными источниками информации;
оценивать результаты своей работы;
осуществлять проектную деятельность;
работать в команде;
защита мини-проекта «Открытка ко Дню Победы».
Раздел 6.
Интернет-ресурсы. (2 ч)
Поиск информации.
Адреса интернет-страниц.
Ссылки.
Формы организации и виды деятельности:
коллективное сотворчество;
занятие-презентация;
демонстрация;
тренинг;
наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация);
осуществлять поиск информации на компьютере;
осуществлять поиск информации в интернете, выделять из общего списка нужные фрагменты; выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отведённых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Текстовый редактор Microsoft Word. | 17 |
3. | Программа Microsoft Power Point. | 6 |
4. | Алгоритмы. | 4 |
5. | Графический редактор Paint. | 3 |
6. | Интернет-ресурсы. | 2 |
| Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Вводное занятие. 1 ч |
1 | Правила безопасности пользования компьютером. | | |
Раздел 2. Текстовый редактор Microsoft Word. 17 ч |
2 | Знакомство с текстовым редактором Microsoft Word. Применение Microsoft Word. | | |
3 | Шрифт: темы, начертание, размер, цвет. | | |
4 | Абзац: выравнивание, междустрочный интервал. | | |
5 | Разметка страницы: виды ориентации, колонки, границы страниц. | | |
6 | Копирование, перемещение текста. | | |
7 | Отображение скрытых знаков. | | |
8 | Стили текста. | | |
9 | Основы набора и редактирования текста. | | |
10 | Набор текста по образцу. Создание комплексного документа. | | |
11 | Сохранение текстового документа. | | |
12 | Защита докладов, выполненных в текстовом редакторе Microsoft Word (выбор темы свободный). | | |
13 | Вставка таблицы. | | |
14 | Защита проекта «Мой распорядок дня» (таблица). | | |
15 | Вставка диаграммы. | | |
16 | Защита мини-проекта «Моя успеваемость за II четверть» (диаграмма). | | |
17 | Вставка рисунка. | | |
18 | Защита мини-проекта «Зимние забавы» (рассказ в картинках). | | |
Раздел 3. Программа Microsoft Power Point. 6 ч |
19 | Знакомство с программой Презентация Microsoft Power Point. Создание и сохранение презентации. | | |
20 | Создание слайдов. Виды слайдов. Вставка рисунков на слайд | | |
21 | Дизайн и анимация. | | |
22 | Вставка рисунка и таблицы. | | |
23 | Вставка музыки и видео. | | |
24 | Защита презентаций «Я и мои увлечения». | | |
Раздел 4. Алгоритмы. 4 ч |
25 | Что такое алгоритмы? Примеры алгоритмов. Примеры использования алгоритмов в повседневной жизни. | | |
26 | Описание алгоритмов. Составление словесных алгоритмов. | | |
27 | Основные свойства алгоритмов. Блок-схемы. | | |
28 | Составление алгоритмов с помощью блок-схем. Решение задач. | | |
Раздел 5. Графический редактор Paint. 3 ч |
29 | Знакомство с графическим редактором Paint. Создание и сохранение рисунка. | | |
30 | Инструменты, толщина инструмента, цвет. | | |
31 | Защита мини-проекта «Открытка ко Дню Победы». | | |
Раздел 6. Интернет-ресурсы. 2 ч |
32 | Поиск информации. | | |
33 | Адреса интернет - страниц. Ссылки. | | |
34 | Творческий проект «Мой друг компьютер». | | |
Материально-техническое обеспечение.
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Аудиомагнитофон.
Звуковые колонки.
Телевизор.
Мультимедийный проектор.
Программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Paint.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Моргунова Е.Л. Дидактический материал для изучения графического редактора. (http://klyaksa.net/htm/kopilka/mel/index.htm)
Картинки для пошагового рисования (http://qushlawich.ru/ http://www.kalyamalya.ru/)
24