Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Люби свой Курский край» для учащихся 6 классов разработана на основе:
В настоящее время на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Именно поэтому, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в шестом классе в рамках внеурочной деятельности предполагается изучение курса «Люби свой край». Благодаря этой программе реализуется главная цель - формирование первоначальных представлений об истории и культуре родного края, их месте роли в культуре и истории России, поскольку в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.
Результатом обучения при этом становится пробуждение интереса к культуре и истории народов, населяющих родной край, формирование таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
Программа «Люби свой край» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край.
Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Занятия по программе «Люби свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно- коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Люби свой край»
В шестом классе реализуется идея, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников по ознакомлению с историей и культурой малой родины, с биографиями знаменитых и выдающихся земляков, а также их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Люби свой край» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют историю региона с общегосударственной историей.
Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Но реально использовать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь, правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу, особенно при организации и проведении детских и подростковых туристско-краеведческих мероприятий, экспедиций, конференций, смотров и конкурсов.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая краеведческие. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в шестом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений.
Цели программы:
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
формирование первоначальных представлений по истории и культуре родного края, их роли в культуре и истории России, об исторической роли родного края и наших земляков в становлении российской государственности;
осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
формирование у будущих граждан, знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи, гражданской идентичности;
воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей малой родины.
-
Задачи программы:
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
овладение начальными навыками исследовательской работы;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
воспитание гордости за ратный труд земляков и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Люби свой край»
Личностные результаты
осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
осознание ценности человеческой жизни,
осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей,
воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа,
осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода,
формирование представлений об искусстве народов России,
создание ценностного отношения к прекрасному, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту, труде, общественной жизни..
Метапредметные результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные):
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера);
умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
подкрепление изученных положений на конкретных примерах.
-
Предметные результаты:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
знание отдельных научных понятий:
патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные термины;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Люби свой край»
Раздел 1. В путешествие по родному краю (3 ч)
Организационное занятие. Знакомство с программой внеурочной деятельности. Путешествие по родному краю. Заочное путешествие по Курской земле. Знакомство с памятниками письменности и культуры. Природа родного края. Реки края. Прогулки по родной местности. Знакомство с растительностью и животным миром местности.
Раздел 2. История Курской земли (3 ч)
Города и сёла края. Биография известных соотечественников, жители региона. Заочная экскурсия по населенным пунктам области.
Неизвестные факты из истории края. Исследовательские работы с целью знакомства с неизвестными фактами истории. Сбор и поиск информации. Анализ материала. Защита работ.
Знакомство с культурой, бытом, традициями, обычаями, легендами.
Раздел 3. Курская земля (2 ч)
Храмы курской земли. История старейших и крупнейших храмов. Экскурсия в Рыльский монастырь. Заочная экскурсия по краю с целью знакомства с архитектурой.
Леса, реки, полезные ископаемые, памятники природы родного края.
Раздел 4. Природа и человек края (5 ч)
Флора и фауна Курской области. Травы и деревья. Знакомство с флорой и фауной родного села. Просмотр гербария. Экскурсия в парк. Фоторепортаж с прогулки. Зарисовки по памяти «Красота родной природы».
История русских имен и фамилий. Этимология русских имен и фамилий. Сбор и анализ информации. Защита исследовательских работ по этимологии фамилий и имен школы.
История моего района, села, деревни, города. История и культура моего населенного пункта (района).
Раздел 5. Образование Курской губернии и области (5 ч)
Вот эта улица, вот этот дом…Современные названия сел и городов края. Легенды и были о происхождении местных названий. Состав населения. История своей улицы, своего дома. Мои соседи – мои друзья. Добрые дела моего двора.
Нас приглашает краеведческий музей. Экскурсия в краеведческий музей
Раздел 6. Боевые страницы истории (5 ч)
Боевые подвиги наших земляков в годы ВОВ. Участие земляков в годы Великой Отечественной войны. Подвиги во время Великой Отечественной войны. Памяти павших во имя живых. Сообщения о воинах – интернационалистах, участниках локальных войн. Памятники нашего края. Экскурсия к памятникам, посвященным участникам боевых действий.
«Мы будем помнить эти имена». Вечер памяти. Чтение стихов о земляках. Встреча с интересным человеком. Судьба человека, выставка фотографий и рисунков тех мест, связанных с воспоминаниями этого человека.
Раздел 7. Семья и школа (3 ч)
История моей школы. История здания школы, историческая судьба: переименование, традиции, выпускники школы. Музейная экспозиция в школе. Сбор информации к выставке старинных предметов: где обнаружили, примерное время их изготовления, для чего были предназначены. Выставка старинных предметов быта и орудий труда.
Раздел 8. Культура народная (3 ч)
Художники-земляки. Писатели – земляки. Ученые- куряне и их вклад в науку и культуру страны. Посещение библиотеки. Экскурсия по памятным местам.
Народные игры и забавы. Тематический вечер.
Раздел 9. Люби и знай свой край (5 ч)
Экологическая тропа. Логические задачи, викторина, загадки, творческие задания.
Мой любимый уголок нашего края. Фотовыставки, видеоролики, рисунки, сочинения обучающихся о любимом уголке села.
«Знаешь ли ты свой край?». Итоговая викторина по родному краю
Защита проекта «Сделай свой край краше». Представление проектных работ экологической направленности «Сделай свой край краше».
Тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата |
план. | факт. |
В путешествие по родному краю (3 ч) |
1 | Организационное занятие | 1 | | |
2 | Путешествие по родному краю | 1 | | |
3 | Природа родного края. Реки края | 1 | | |
История Курской земли (3 ч) |
4 | Населенные пункты области. Биография известных земляков. | 1 | | |
5 | Неизвестные факты из истории региона. | 1 | | |
6 | История Курского края. | 1 | | |
Курская земля (2 ч) |
7 | Храмы курской земли. | 1 | | |
8 | Экскурсия по курской земле | 1 | | |
Природа и человек края (5 ч) | |
9 | Флора и фауна края. Травы и деревья. | 1 | | |
10 | Экскурсия в парк. | 1 | | |
11 | История русских имен и фамилий. | 1 | | |
12 | Практическая работа по теме «Имена и фамилии земляков» | 1 | | |
13 | История курской земли, районов Курска. | 1 | | |
Образование Курской губернии и области (5 ч) |
14 | Образование Курской губернии и Курской области. | 1 | | |
15 | Курский район, изменения города Курска в ходе истории. Школы района и города. | 1 | | |
16 | Вот эта улица, вот этот дом… | 1 | | |
17 | Вот эта улица, вот этот дом… | 1 | | |
18 | Нас приглашает краеведческий музей | 1 | | |
Боевые страницы истории (5 ч) |
19 | Боевые подвиги земляков в годы ВОВ | 1 | | |
20 | Памяти павших во имя живых | 1 | | |
21 | Памятники павшим в годы ВОВ | 1 | | |
22 | «Мы будем помнить эти имена» | 1 | | |
23 | Встреча с интересным человеком | 1 | | |
Семья и школа (3 ч) |
24 | История моей семьи. | 1 | | |
25 | Я горжусь своими дедушкой и бабушкой | 1 | | |
26 | История моей школы | 1 | | |
Культура народная (3 ч) |
27 | Учителя нашей школы | 1 | | |
28 | Музейная экспозиция в школе | 1 | | |
29 | Художники - земляки | 1 | | |
Люби и знай свой край (5 ч) |
30 | Писатели- земляки | 1 | | |
31 | Народные игры и забавы | 1 | | |
32 | Экологическая тропа | 1 | | |
33 | Мой любимый уголок нашего города | 1 | | |
34 | «Знаешь ли ты свой край?» | 1 | | |