СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби свой Курский край" 6 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе духовно-нравственное направление 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Люби свой Курский край" 6 кл»

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности «Люби свой Курский край» для учащихся 6 классов разработана на основе:

    • Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644);

    • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

    • планируемых результатов основного общего образования;

    • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);

    • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

В настоящее время на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Именно поэтому, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в шестом классе в рамках внеурочной деятельности предполагается изучение курса «Люби свой край». Благодаря этой программе реализуется главная цель - формирование первоначальных представлений об истории и культуре родного края, их месте роли в культуре и истории России, поскольку в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой вырос.

Результатом обучения при этом становится пробуждение интереса к культуре и истории народов, населяющих родной край, формирование таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.


Программа «Люби свой край» направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить родной край.

Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Занятия по программе «Люби свой край» призваны помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно- коммуникативных компетентностей учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую практику, изучение литературного наследия малой Родины.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Люби свой край»

В шестом классе реализуется идея, что основной формой организации обучения является совместная, коллективная деятельность школьников по ознакомлению с историей и культурой малой родины, с биографиями знаменитых и выдающихся земляков, а также их вкладом в духовную и материальную культуру общества. Особое значение курса «Люби свой край» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют историю региона с общегосударственной историей.

Краеведение как отрасль знания, как направление общественной деятельности, как принцип воспитания несет в себе уникальную возможность комплексного формирования личности, через преемственность разнонаправленного исторического, то есть, адаптационного, опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте. Но реально использовать краеведческие исследования со школьниками возможно лишь, правильно формулируя воспитательные и научные задачи этих исследований, используя современную методологическую основу, особенно при организации и проведении детских и подростковых туристско-краеведческих мероприятий, экспедиций, конференций, смотров и конкурсов.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая краеведческие. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Шестиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в шестом классе остается учебник. Вместе с тем, увеличивается доля мини-лекций учителя, его объяснений, рассказов-дополнений.


Цели программы:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • формирование первоначальных представлений по истории и культуре родного края, их роли в культуре и истории России, об исторической роли родного края и наших земляков в становлении российской государственности;

  • осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

  • формирование у будущих граждан, знающих и любящих свой край, физически здоровых, способных решать трудные практические задачи, гражданской идентичности;

  • воспитание патриотизма и развитие экологического сознания и потребности сохранения и сбережения уникальных природных особенностей малой родины.

Задачи программы:

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих позиций, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

  • воспитание гордости за ратный труд земляков и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда. развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

  • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Люби свой край»


Личностные результаты

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • осознание ценности человеческой жизни,

  • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей,

  • воспитание любви к школе, городу, народу, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции российского народа,

  • осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода,

  • формирование представлений об искусстве народов России,

  • создание ценностного отношения к прекрасному, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, в быту, труде, общественной жизни..


Метапредметные результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные):

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера);

  • умение выполнять познавательные и практические задачи, в т.ч. с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

  • выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • подкрепление изученных положений на конкретных примерах.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

  • знание отдельных научных понятий:

    • патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

    • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

    • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

    • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

    • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

    • традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

    • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

    • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

    • человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

  • умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные термины;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

Содержание курса внеурочной деятельности «Люби свой край»


Раздел 1. В путешествие по родному краю (3 ч)

Организационное занятие. Знакомство с программой внеурочной деятельности. Путешествие по родному краю. Заочное путешествие по Курской земле. Знакомство с памятниками письменности и культуры. Природа родного края. Реки края. Прогулки по родной местности. Знакомство с растительностью и животным миром местности.

Раздел 2. История Курской земли (3 ч)

Города и сёла края. Биография известных соотечественников, жители региона. Заочная экскурсия по населенным пунктам области.

Неизвестные факты из истории края. Исследовательские работы с целью знакомства с неизвестными фактами истории. Сбор и поиск информации. Анализ материала. Защита работ.

Знакомство с культурой, бытом, традициями, обычаями, легендами.

Раздел 3. Курская земля (2 ч)

Храмы курской земли. История старейших и крупнейших храмов. Экскурсия в Рыльский монастырь. Заочная экскурсия по краю с целью знакомства с архитектурой.

Леса, реки, полезные ископаемые, памятники природы родного края.

Раздел 4. Природа и человек края (5 ч)

Флора и фауна Курской области. Травы и деревья. Знакомство с флорой и фауной родного села. Просмотр гербария. Экскурсия в парк. Фоторепортаж с прогулки. Зарисовки по памяти «Красота родной природы».

История русских имен и фамилий. Этимология русских имен и фамилий. Сбор и анализ информации. Защита исследовательских работ по этимологии фамилий и имен школы.

История моего района, села, деревни, города. История и культура моего населенного пункта (района).

Раздел 5. Образование Курской губернии и области (5 ч)

Вот эта улица, вот этот дом…Современные названия сел и городов края. Легенды и были о происхождении местных названий. Состав населения. История своей улицы, своего дома. Мои соседи – мои друзья. Добрые дела моего двора.

Нас приглашает краеведческий музей. Экскурсия в краеведческий музей

Раздел 6. Боевые страницы истории (5 ч)

Боевые подвиги наших земляков в годы ВОВ. Участие земляков в годы Великой Отечественной войны. Подвиги во время Великой Отечественной войны. Памяти павших во имя живых. Сообщения о воинах – интернационалистах, участниках локальных войн. Памятники нашего края. Экскурсия к памятникам, посвященным участникам боевых действий.

«Мы будем помнить эти имена». Вечер памяти. Чтение стихов о земляках. Встреча с интересным человеком. Судьба человека, выставка фотографий и рисунков тех мест, связанных с воспоминаниями этого человека.

Раздел 7. Семья и школа (3 ч)

История моей школы. История здания школы, историческая судьба: переименование, традиции, выпускники школы. Музейная экспозиция в школе. Сбор информации к выставке старинных предметов: где обнаружили, примерное время их изготовления, для чего были предназначены. Выставка старинных предметов быта и орудий труда.

Раздел 8. Культура народная (3 ч)

Художники-земляки. Писатели – земляки. Ученые- куряне и их вклад в науку и культуру страны. Посещение библиотеки. Экскурсия по памятным местам.

Народные игры и забавы. Тематический вечер.

Раздел 9. Люби и знай свой край (5 ч)

Экологическая тропа. Логические задачи, викторина, загадки, творческие задания.

Мой любимый уголок нашего края. Фотовыставки, видеоролики, рисунки, сочинения обучающихся о любимом уголке села.

«Знаешь ли ты свой край?». Итоговая викторина по родному краю

Защита проекта «Сделай свой край краше». Представление проектных работ экологической направленности «Сделай свой край краше».

















































Тематическое планирование



урока

Тема

Количество часов

Дата

план.

факт.


В путешествие по родному краю (3 ч)


1

Организационное занятие

1



2

Путешествие по родному краю

1



3

Природа родного края. Реки края

1




История Курской земли (3 ч)


4

Населенные пункты области.

Биография известных земляков.

1



5

Неизвестные факты из истории региона.

1



6

История Курского края.

1




Курская земля (2 ч)


7

Храмы курской земли.

1



8

Экскурсия по курской земле

1




Природа и человек края (5 ч)



9

Флора и фауна края. Травы и деревья.

1



10

Экскурсия в парк.

1



11

История русских имен и фамилий.

1



12

Практическая работа по теме

«Имена и фамилии земляков»

1



13

История курской земли, районов Курска.

1




Образование Курской губернии и области (5 ч)


14

Образование Курской губернии и Курской области.

1



15

Курский район, изменения города Курска в ходе истории. Школы района и города.

1



16

Вот эта улица, вот этот дом…

1



17

Вот эта улица, вот этот дом…

1



18

Нас приглашает краеведческий музей

1




Боевые страницы истории (5 ч)


19

Боевые подвиги земляков в годы ВОВ

1



20

Памяти павших во имя живых

1



21

Памятники павшим в годы ВОВ

1



22

«Мы будем помнить эти имена»

1



23

Встреча с интересным человеком

1




Семья и школа (3 ч)


24

История моей семьи.

1



25

Я горжусь своими дедушкой и бабушкой

1



26

История моей школы

1




Культура народная (3 ч)


27

Учителя нашей школы

1



28

Музейная экспозиция в школе

1



29

Художники - земляки

1




Люби и знай свой край (5 ч)


30

Писатели- земляки

1



31

Народные игры и забавы

1



32

Экологическая тропа

1



33

Мой любимый уголок нашего города

1



34

«Знаешь ли ты свой край?»

1