СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-4 классов «Бабушкин сундучок»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.

Направленность программы «Бабушкин сундучок» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает освоение знаний и практических навыков на занятиях внеурочной деятельности в кружковой форме.

Программа разработана на основе авторской программы дополнительного художественного образования детей. Москва «Владос» 2001. Детям о традициях народного мастерства. Л.В. Ершовой, А.Н. Щировой. Под редакцией Т.Я.Шпикаловой и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, стилизации форм, правилах рисования, аппликации, красоте природы и человеческих чувств.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-4 классов «Бабушкин сундучок»»

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-4 классов

«Бабушкин сундучок»

Составил учитель изобразительного искусства

Фадеева Елена Григорьевна

Пояснительная записка



Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.

Направленность программы «Бабушкин сундучок» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает освоение знаний и практических навыков на занятиях внеурочной деятельности в кружковой форме.

Программа разработана на основе авторской программы дополнительного художественного образования детей. Москва «Владос» 2001. Детям о традициях народного мастерства. Л.В. Ершовой, А.Н. Щировой. Под редакцией Т.Я.Шпикаловой и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, стилизации форм, правилах рисования, аппликации, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В программе используются основы народной педагогики.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, даёт возможность творческой самореализации. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

В соответствии с ФГОС в процессе занятий по данной программе у детей идёт формирование следующих универсальных учебных действий:

Личностные УУД: приобретение новых знаний и умений, участие в творческом, созидательном процессе, осознание себя как представителя определённого народа, определённой культуры.

Регулятивные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками, действие по плану, адекватное оценивание своих достижений в процессе самоанализа своего продукта.

Познавательные УУД: понимание информации через изобразительную форму, выполнение учебно-познавательного действия в материализованной форме.

Коммуникативные УУД: осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, к истокам народного творчества, развитие эстетической отзывчивости.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

воспитательной – формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;

художественно-творческой – развитие творческих способностей, фантазии воображения, образного мышления;

технической – освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции).


Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций, способствуют гармоничному развитию личности.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных увлекательных методов и приёмов учебной работы. В игровой форме, в непринужденной обстановке дети осваивают многие технологические приемы работы такими художественными материалами, как карандаши, краски, цветные мелки, фломастеры. Так же курс изобразительного искусства включает в себя обучение детей несложным приемам в работе с бумагой, пластилином и другими материалами. Часто используются нестандартные приемы и техники в работе над творческим материалом.

На занятиях «Бабушкин сундучок» решаются задачи по приобщению младших школьников. Дается широкое представление об изобразительном искусстве. Идёт приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как части общечеловеческой культуры.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий;

Возраст детей, участвующие в реализации данной программы 8-9 лет.

Сроки реализации образовательной программы рассчитана на 2 года обучения (2-3-4 классы). Данная программа направлена на первичное знакомство с изобразительным искусством, истоками творчеством своего народа, изучение родного края через искусство, воспитание уважения к прошлому своего народа.

Успешность обучения детей и творческое развитие основано на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. В начальном звене необходимы игровые формы занятий. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Результаты коллективного творчества обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров школы. Работы учащихся воспринимаются живо и ярко.

Методы:

Для качественного развития творческой деятельности учащихся программой предусмотрено:

- предоставление ребёнку в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;

- создание ситуации успеха;

- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Детям предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы закрепляются практической работой.

На занятиях объединения «Бабушкин сундучок» применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные и практические занятия. В конце каждого занятия проводится просмотр работ и их обсуждение. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учениками выполняет работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения.

Режим занятий.

Занятия в 2-3-4 классах проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу обучения ( 2,3,4 классы 34 часа).

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом программы является создание ребёнком своего оригинального продукта.

Главным критерием оценки ученика является его способность трудиться, добиваться нужного результата.

В период обучения следует опираться на развивающие упражнения (работа линией, силуэтом, пятном, лепка по памяти и воображению). Дети знакомятся с различными видами изобразительной деятельности, отрабатывают навыки работы с живописным и пластичным материалом (лепка, бумажная пластика), выполняют несложные задания.

В конце третьего года обучения:

Ученик будет знать:

- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, цвет, пятно, ритм, объём;

-что такое изобразительное искусство, фольклор, народное искусство;

- художественные материалы и способы работы с ними;

- виды изобразительного искусства.

- истоки и роль народного творчества в жизни общества

Ученик будет уметь:

- решать не сложные творческие задачи посредством художественных материалов (гуашь, восковые мелки, акварель, карандаши, фломастеры и т.п.)

Способы проверки результатов освоения программы.

Цель программы: всестороннее развитие личности, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, образного мышления, воображения.

Задачи:

- раскрыть богатый мир народной культуры;

- выявит истоки и роль народного творчества;

- научить полноценно воспринимать прекрасное в жизни, природе, искусстве;

- воспитывать эстетическое отношение к явлениям художественной и народной культуры;

- развивать художественно-творческие способности.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

- конкурсы;

- выставки детских работ;

- в конце года готовится итоговая выставка детских работ.

На первом занятии с детьми проводится диагностика художественно-творческих способностей учащихся по методике Н. Лепской. «5 рисунков».

Цель входной диагностики – выявить уровень развития:

- наблюдательности, памяти;

- развитие фантазии и воображения;

- наличие эмоциональной отзывчивости;

- наличие художественного образа.

В конце года обучения по программе заполняется таблица исследуемых базовых ЗУН.

Данная программа нацелена воспитывать в учениках заинтересованных, разбирающихся в искусстве зрителей, формировать интерес и уважение к культурному наследию и ценностям народов России.

Учебно-тематический план первого года обучения (2 класс):


п/п

Тема занятий.

Теоретич.

часы.

Практич.

часы.

Всего.

1.

Встречаем осень



9

1.

Диагностическая работа «5 рисунков»

0,5

0,5

1

2.


Графические художественные техники и материалы. «Дерево».

0,5

0,5

1

3.

Графические художественные техники и материалы. «Птица».


-

1

1


4.




Живописные художественные техники и материалы. Составление палитры.


0,5




0,5


1


5.

Композиция «Букет рябины».


-

1

1

6.

Бумажная пластика «Грибная пора».


0,5

0,5

1

7.

Объёмна аппликация «Подсолнух».


-

1

1

8.


Коллективная работа в технике мозаика «Витамины с огорода».

1

1

2

2.

Готовимся к встрече с зимой



7

9.


Лепка овощей и фруктов. «Щедра осенью Земля-Матушка».

-


1


1


10.

Бумажная пластика «Лесные жители».

Техника оригами.

0,5

0,5

1


11.


Живописная композиция. «Хороша и румяна ягода брусника».


-

1

1

12.

Композиция «Золотая хохлома».

0,5

0,5

1


13.

Плетение из бумажных лент. «Основа да уток, вот и ткани платок».

0,5

0,5

1

14.

Бумажная пластика композиция. «Животные из русских сказок». Оригами.

0,5

0,5

1

15.

Бумажная пластика. «Снежинки»


0,5

0,5

1

3.

Зимние мотивы



10

16.

Живописная композиция. «Зимняя сказка».


-

1

1

17.

Графическая композиция «Крестьянские предметы быта».

-

1

1

18.

Живописная композиция «Жар птица».

1

1

2

19.

Симметричное вырезание. «Ажурный зимний лес».

0,5

0,5

1

20.

Декоративная композиция в квадрате. «Узоры Гжели».

1

1

2

21.

Бумажная пластика «В гостях у Деда Мороза».


0

3

3

4.

Весна пришла



8

22.

Лепка из пластилина. «Традиционный русский фигурный пряник».

1

1

2

23.

Декоративная композиция. «Пасхальные яйца»

1

1

2

24.

Аппликация «Русская берёза».

0


1

1

25.

Бумажная пластика «Скворцы прилетели».

0

1

1

26.

Бумажная пластика. «Птицы и бабочки».

1

1

2


Всего

11,5

22,5

34







Учебно-тематический план первого года обучения (3 класс):


п/п

Тема занятий.

Теоретич.

часы.

Практич.

часы.

Всего.

1.

Народные промыслы



9

1.

История появления глиняной игрушки.

0,5

0,5

1

2.


Знакомство с каргопольской игрушкой

0,5

0,5

1

3.

Знакомство с филимоновской игрушкой.


0,5

0,5

1


4.



Знакомство с дымковской игрушкой.


0,5




0,5


1


5.

Изготовление простейших дымковских игрушек.


-

1

1

6.

Роспись шаблонов игрушек


-

1

1

7.

Знакомство с хохломской росписью


0,5

0,5

1

8.


«Последние обитатели леса»

1

1

2

2.

Навстречу к Рождеству



7

9.


«Зимняя сказка». Пейзаж в технике гризайль.

-


1

1


10.

«Волшебная кисточка мастера Морозко». Графическая композиция.

0,5

0,5

1


11.


«Скоморошина». Аппликация.


-

1

1

12.

Моделирование маски-личины.

0,5

0,5

1


13.

«Зимние забавы» сюжетная композиция.

0,5

0,5

1

14.

Ажурный зимний лес. Аппликация.

0,5

0,5

1

15.

Рождество. Бумагопластика.


0,5

0,5

1

3.

Весна не за горами



10

16.

Рождественские пряники. Лепка из палстилина.


0,5

1,5

2

17.

Символика миров. Рисование птицы, коня.

0,5

0,5

1

18.

Символика чисел. Иллюстрирование сказок.

0,5

1,5

2

19.

Посиделки. Городецкие цветочки. Работа гуашью.

0,5

1,5

2

20.

Встреча весны. Конструирование из бумаги птиц.


1

1

21.

Встреча весны. Рисование на тему.


0

2

2

4.

Весна лето встречает



8

22.

«Весна» коллаж.

0

2

2

23.

Рисование «Ваза с вербой»

0

1

1

24.

«Сказочное дерево» рисование.

0


1

1

25.

«Сладкая жизнь жаворонка». Лепка из пластилина.

0

1

1

26.

Рисование на тему «Моя Родина»

0,5

1,5

2

27

Рисование на тему «Труд людей»

0,5

0,5

1


Всего

9

15

34











Учебно-тематический план первого года обучения (4 класс):


п/п

Тема занятий.

Теоретич.

часы.

Практич.

часы.

Всего.

1.

Я и семья



9

1.

Рисунок «Цвет детства».

0,5

0,5

1

2.


Рисунок «Тепло материнских рук»

0,5

1,5

2

3.

Игрушка для малышей. Работа с материалом.


0,5

1,5

2


4.



Значение моего имени. Рисуем своё имя.


0,5




0,5


1


5.

«Я в своей семье» коллаж


0,5

1,5

2

6.

«Мой дом» бумажная пластика


-

1

1

2.

«Род», «Народ»



7

7.


«Родовое древо» коллаж

0,5


1,5

2


8.

Край где мы живём. Посещение музея.

1

-

1

9.


Родная природа. Рисунок.


-

1

1

10.

Костюмы народов Самарской области. Аппликация.

0,5

1,5

2

11.

Коллаж «Народные праздники»

0,5

0,5

1

3.

Родина



10

12.

Архитектура родного края. Создание макетов.


0,5

1,5

2

13.

Колокольчик символ России. Рисунок.

0,5

1,5

2

14.

«Защитники Отечества». Посещение музея. Рисунок воина.

0,5

1,5

2

15.

Иллюстрирование стихов поэтов Кошкинской земли.

0,5

1,5

2

16.

Коллаж «Моя Родина»


2

2

4.

Мать – Земля.



8

17.

Мифы и легенды славян. Языческие боги.

0,5

1

2

18.

Солярные знаки в декоративном искусстве. Составление узора.

0,5

1,5

2

19.

Времена года. Рисунок.

0


1

1

20.

Создание плаката «Земля - наш дом»

0,5

1,5

2

21.

Итоговая выставка.

1

-

1


Всего

9

15

34






Содержание программы .

2 класс

1. Диагностическая работа.


2. Графические и художественные техники и материалы.

Теория: знакомство с понятием «Графика», графическими материалами (карандаш, фломастер, тушь, перо).

Практика: изображение дерева на основе детской ладони.

3. Графические и художественные техники и материалы.

Практика: изображение птицы на основе детской ладони.

  1. Живописные художественные техники и материалы.

Теория: знакомство с понятием «Живопись», с живописными материалами: гуашь, акварель.

Практика: изображение цветов.

  1. Композиция «Букет рябины»

Теория: знакомство с понятием печать, оттиск.

Практика: выполнение веточек рябины гуашевыми краски, используя технику печати.

  1. Бумажная пластика «Грибная пора».

Теория: Заочная экскурсия в лес. «Съедобные и ядовитые грибы».

Практика: выполнение поделки из бумаги «Мухомор».

  1. Объёмная аппликация «Подсолнух».

Практика: выполнение аппликации на плоскости из цветной бумаги.

  1. Коллективная работа в технике мозаика «Витамины с огорода»

Теория: знакомство с понятием мозаика.

Практика: выполнение аппликации из кусочков цветной бумаги любого фрукта или овоща.

  1. Лепка овощей и фруктов. «Щедра осенью Земля-Матушка».

Практика: использование пластических возможностей пластилина

  1. Бумажная пластика «Лесные жители». Техника оригами.

Теория: знакомство с техникой оригами.

Практика: изготовление из бумаги образы диких животных.

  1. Живописная композиция. «Хороша и румяна ягода брусника».

Практика: изображение веточки с ягодами в гуашевой технике.

  1. Композиция «Золотая хохлома».

Теория: Заочная экскурсия к мастерам хохломской росписи.

Практика: импровизация росписи хохлома с использованием простых элементов.

13. Плетение из бумажных лент. «Основа да уток, вот и ткани платок».

Теория: Мастер – класс «Ткачество – древнее народное ремесло».

Практика: совместно-индивидуальная работа в создании декоративного панно из отдельных плетеных ковриков.

14. Графическая композиция. «Животные из русских сказок».

Теория: русские сказки с любимыми героями-животными.

Практика: изображение животных на основе геометрических форм.

15. .Бумажная пластика. «Снежинки».

Теория: рассказ «Что такое снежинка».

Практика: вырезание простых снежинок на основе квадратной формы.

16. Живописная композиция. Зимняя сказка».

Практика: изображение сказочного леса белой краской на синем

фоне.

17. Графическая композиция «Крестьянские предметы быта».

Практика: изображение крынки и чугунка и украшение их узором.

18. Живописная композиция «Жар птица».

Теория: птицы в русских народных сказках.

Практика: изображение Жар-птицы в технике восковые мелки,

акварель.

19. Симметричное вырезание. «Ажурный зимний лес».

Теория: знакомство с понятием симметрия.

Практика: вырезание из белой бумаги различных форм деревьев.

20. Декоративная композиция в квадрате. «Узоры Гжели».

Теория: рассказ о росписи Гжель.

Практика: импровизация в гуашевой технике на основе простых

элементов росписи.

21. Бумажная пластика « В гостях у деда Мороза».

Практика: изготовление новогодних игрушек.

22. Лепка из пластилина. «Традиционный русский фигурный пряник».

Теория: история русского фигурного пряника.

Практика: лепка на картонных основах эскиза пряника с

элементами печатания.

  1. Аппликация «Русская берёза».

Практика: создание композиции в технике обрывной аппликации.

  1. Бумажная пластика «Скворцы прилетели».

Практика: создание объёмной композиции с отработкой навыков скручивания, склеивания бумаги.

  1. Бумажная пластика «Птицы и бабочки».

Теория: знакомство с техникой оригами, изготовление поделок на основе квадратной формы.

Содержание программы .

3 класс

  1. История появления глиняной игрушки.

Теория: знакомство с народными промыслами.

Практика: выполнение шариков, жгутиков, колбасок из пластилина.

  1. Знакомство с каргопольской игрушкой.

Теория: из истории каргопольской игрушки.

Практика: лепка простейших фигурок.

  1. Знакомство с филимоновской игрушкой.

Теория: из истории филимоновской игрушки.

Практика: лепка фигурки лебедя.

  1. Знакомство с дымковской игрушкой.

Теория: из истории дымковской игрушки.

Практика: лепка уточки и собачки.

  1. Изготовление простейших дымковских игрушек.

Практика: лепка барышни, всадника.

  1. Роспись шаблонов игрушек.

Практика: роспись шаблона элементами узорами глиняных игрушек.

  1. Знакомство с хохломской росписью.

Теория: из истории хохломской росписи.

Практика: импровизация на тему «Хохлома».

  1. «Последние обитатели леса».

Теория: из истории вырезанок.

Практика: вырезание из бумаги насекомых.

  1. «Зимняя сказка».

Теория: из истории зимних праздников. Жанр – пейзаж. Техника – «гризайль»

Практика: рисование зимнего пейзажа

  1. «Волшебная кисточка мастера Морозко».

Теория: из истории народного календаря.

Практика: рисование пейзажа графическими материалами.

  1. «Скоморошина».

Практика: выполнение аппликации.

  1. Моделирование маски-личины.

Теория: из истории праздника Святки.

Практика: моделирование маски из бумаги.

  1. «Зимние забавы».

Практика: что такое композиция.

Теория: рисование сюжетной композиции.

  1. Ажурный зимний лес.

Теория: зимние праздники и их связь с природой.

Практика: выполнение аппликации.

  1. Рождество.

Теория: из истории праздника Рождества.

Практика: изготовление ангела из бумаги.

  1. Рождественские пряники.

Теория: из истории возникновения пряника.

Практика: выполнение из пластилина «пряника».

  1. Символика миров.

Теория: из истории символики цвета.

Практика: рисование коня, птицы.

  1. Символика чисел.

Теория: числа в русских народных сказках.

Практика: иллюстрация сказок.

  1. Посиделки.

Теория: из истории Городецкой росписи.

Практика: выполнение элементов Городецкой росписи.

  1. Встреча весны.

Практика: рисование и конструирование птиц.

  1. «Весна».

Практика: выполнение коллажа на тему весны.

  1. Рисование «Ваза с вербой».

Практика: рисование по представлению.

  1. «Сказочное дерево».

Практика: изготовление из бумаги сказочного дерева.

  1. «Сладкая жизнь жаворонка».

Практика: лепка из пластилина жаворонков.

  1. Рисование на тему «Моя родина».

Теория: понятие Родина в жизни человека.

Практика: рисование гуашью на тему.

  1. Рисование на тему»Труд людей»

Теория: право на труд в крестьянской семьею

Практика: рисование на тему.

Содержание программы .

4 класс


Этапы педагогического контроля


После теоретических и практических занятий, на которых отрабатывается ряд навыков, умений, развивается воображение, про водятся конкурсы на лучшие работы, отчетные выставки (в пределах школы, района).



п/п

Сроки

ЗУН

Форма подведения итогов

1.

декабрь

Включение в совместно-индивидуальную форму деятельности

Оформление холла начальной школы к новому году.

2.

Февраль-март

Развитие творческой активности






Выявление уровня развития творческого мышления, умения изображать рисунок в цвете.

Участие в проведении недели ИЗО в начальной школе (выставка творческих работ


Диагностика уровня сформированности навыков рисования (прил. 1).

3.

Май

Развитие трудовых навыков в процессе творческой деятельности. Развитие творческой активности средствами декоративно-прикладного искусства.

Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества на базе ДДТ.



Работа с родителями

  1. Первичная беседа с родителями

Тема: Влияние изобразительного искусства на эмоциональное, эстетическое развитие ребёнка;

  1. Приглашение родителей на выставки.

Методическое обеспечение


Организационное:

Создание группы детей. При комплектовании следует учитывать возраст детей;

Для занятия внеурочной деятельностью требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям

Методическое: План занятий по модифицированной программе. Использование пособия Осень: Учеб. Метод пособие: В 2 ч../ Под ред. Т.Я. Шпикаловой – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001;

материально-техническое оснащение:

наглядные пособия, учебники; музыкальная аппаратура, компьютер.

Дидактическое:

Упражнения и игры на развития образного мышления, зрительной памяти; фантазии, художественного вкус

Рекомендуемый материал

Упражнения для развития всех видов внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, ассоциативного мышления

«Зрительный центр», «Напряжённость цвета», «Слово – образ – движение», «Силуэт – формат».

Задания выполняются в различной технике, развивающие пространственного мышления (рисунок, живопись).

Развитие моторики мелких мышц рук (аппликация, лепка, плетения, бумаго-пластика).


Список литературы:


  1. Горичева В.С.,Филлипова Т.В Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. 2003

  2. Кобитина И.И Работа с бумагой: поделки и игры (занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста).-М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  3. Колекина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.

_М.; Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

  1. Курчевский В.В. А что там за окном? – М.: Педагогика, 1985.

Ярославль: Академия развития, 2006

  1. Лепка в начальных классах: кн. для учителя. Из опыта работы.

2е издание, дораб. – М.: Просвещение, 1985

  1. Панкеев И.А. Русские праздники. –М.: Яуза, 1998

  2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов, высшее пед. учеб. заведений, 2е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  3. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998 г.

  4. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф.. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе.– М.: «Школьная пресса», 2003.

  5. Рутковская А.. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

  6. Программы доп. Художественного образования детей . – М.: «Просвещение»2008.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!