Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-4 классов
«Бабушкин сундучок»
Составил учитель изобразительного искусства
Фадеева Елена Григорьевна
Пояснительная записка
Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.
Направленность программы «Бабушкин сундучок» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает освоение знаний и практических навыков на занятиях внеурочной деятельности в кружковой форме.
Программа разработана на основе авторской программы дополнительного художественного образования детей. Москва «Владос» 2001. Детям о традициях народного мастерства. Л.В. Ершовой, А.Н. Щировой. Под редакцией Т.Я.Шпикаловой и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведении, композиции, стилизации форм, правилах рисования, аппликации, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В программе используются основы народной педагогики.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, даёт возможность творческой самореализации. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
В соответствии с ФГОС в процессе занятий по данной программе у детей идёт формирование следующих универсальных учебных действий:
Личностные УУД: приобретение новых знаний и умений, участие в творческом, созидательном процессе, осознание себя как представителя определённого народа, определённой культуры.
Регулятивные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками, действие по плану, адекватное оценивание своих достижений в процессе самоанализа своего продукта.
Познавательные УУД: понимание информации через изобразительную форму, выполнение учебно-познавательного действия в материализованной форме.
Коммуникативные УУД: осуществление совместной деятельности в парах и рабочих группах.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, к истокам народного творчества, развитие эстетической отзывчивости.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество;
художественно-творческой – развитие творческих способностей, фантазии воображения, образного мышления;
технической – освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции).
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций, способствуют гармоничному развитию личности.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных увлекательных методов и приёмов учебной работы. В игровой форме, в непринужденной обстановке дети осваивают многие технологические приемы работы такими художественными материалами, как карандаши, краски, цветные мелки, фломастеры. Так же курс изобразительного искусства включает в себя обучение детей несложным приемам в работе с бумагой, пластилином и другими материалами. Часто используются нестандартные приемы и техники в работе над творческим материалом.
На занятиях «Бабушкин сундучок» решаются задачи по приобщению младших школьников. Дается широкое представление об изобразительном искусстве. Идёт приобщение детей к духовному наследию человечества, усвоение русской народной культуры как части общечеловеческой культуры.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятий;
Возраст детей, участвующие в реализации данной программы 8-9 лет.
Сроки реализации образовательной программы рассчитана на 2 года обучения (2-3-4 классы). Данная программа направлена на первичное знакомство с изобразительным искусством, истоками творчеством своего народа, изучение родного края через искусство, воспитание уважения к прошлому своего народа.
Успешность обучения детей и творческое развитие основано на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. В начальном звене необходимы игровые формы занятий. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Результаты коллективного творчества обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров школы. Работы учащихся воспринимаются живо и ярко.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности учащихся программой предусмотрено:
- предоставление ребёнку в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
- создание ситуации успеха;
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Детям предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы закрепляются практической работой.
На занятиях объединения «Бабушкин сундучок» применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные и практические занятия. В конце каждого занятия проводится просмотр работ и их обсуждение. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учениками выполняет работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения.
Режим занятий.
Занятия в 2-3-4 классах проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу обучения ( 2,3,4 классы 34 часа).
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом программы является создание ребёнком своего оригинального продукта.
Главным критерием оценки ученика является его способность трудиться, добиваться нужного результата.
В период обучения следует опираться на развивающие упражнения (работа линией, силуэтом, пятном, лепка по памяти и воображению). Дети знакомятся с различными видами изобразительной деятельности, отрабатывают навыки работы с живописным и пластичным материалом (лепка, бумажная пластика), выполняют несложные задания.
В конце третьего года обучения:
Ученик будет знать:
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, цвет, пятно, ритм, объём;
-что такое изобразительное искусство, фольклор, народное искусство;
- художественные материалы и способы работы с ними;
- виды изобразительного искусства.
- истоки и роль народного творчества в жизни общества
Ученик будет уметь:
- решать не сложные творческие задачи посредством художественных материалов (гуашь, восковые мелки, акварель, карандаши, фломастеры и т.п.)
Способы проверки результатов освоения программы.
Цель программы: всестороннее развитие личности, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, образного мышления, воображения.
Задачи:
- раскрыть богатый мир народной культуры;
- выявит истоки и роль народного творчества;
- научить полноценно воспринимать прекрасное в жизни, природе, искусстве;
- воспитывать эстетическое отношение к явлениям художественной и народной культуры;
- развивать художественно-творческие способности.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка детских работ.
На первом занятии с детьми проводится диагностика художественно-творческих способностей учащихся по методике Н. Лепской. «5 рисунков».
Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
- наблюдательности, памяти;
- развитие фантазии и воображения;
- наличие эмоциональной отзывчивости;
- наличие художественного образа.
В конце года обучения по программе заполняется таблица исследуемых базовых ЗУН.
Данная программа нацелена воспитывать в учениках заинтересованных, разбирающихся в искусстве зрителей, формировать интерес и уважение к культурному наследию и ценностям народов России.
Учебно-тематический план первого года обучения (2 класс):
№ п/п | Тема занятий. | Теоретич. часы. | Практич. часы. | Всего. |
1. | Встречаем осень | | | 9 |
1. | Диагностическая работа «5 рисунков» | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Графические художественные техники и материалы. «Дерево». | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Графические художественные техники и материалы. «Птица». | - | 1 | 1 |
4. | Живописные художественные техники и материалы. Составление палитры. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | Композиция «Букет рябины». | - | 1 | 1 |
6. | Бумажная пластика «Грибная пора». | 0,5 | 0,5 | 1 |
7. | Объёмна аппликация «Подсолнух». | - | 1 | 1 |
8. | Коллективная работа в технике мозаика «Витамины с огорода». | 1 | 1 | 2 |
2. | Готовимся к встрече с зимой | | | 7 |
9. | Лепка овощей и фруктов. «Щедра осенью Земля-Матушка». | - | 1 | 1 |
10. | Бумажная пластика «Лесные жители». Техника оригами. | 0,5 | 0,5 | 1 |
11. | Живописная композиция. «Хороша и румяна ягода брусника». | - | 1 | 1 |
12. | Композиция «Золотая хохлома». | 0,5 | 0,5 | 1 |
13. | Плетение из бумажных лент. «Основа да уток, вот и ткани платок». | 0,5 | 0,5 | 1 |
14. | Бумажная пластика композиция. «Животные из русских сказок». Оригами. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15. | Бумажная пластика. «Снежинки» | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Зимние мотивы | | | 10 |
16. | Живописная композиция. «Зимняя сказка». | - | 1 | 1 |
17. | Графическая композиция «Крестьянские предметы быта». | - | 1 | 1 |
18. | Живописная композиция «Жар птица». | 1 | 1 | 2 |
19. | Симметричное вырезание. «Ажурный зимний лес». | 0,5 | 0,5 | 1 |
20. | Декоративная композиция в квадрате. «Узоры Гжели». | 1 | 1 | 2 |
21. | Бумажная пластика «В гостях у Деда Мороза». | 0 | 3 | 3 |
4. | Весна пришла | | | 8 |
22. | Лепка из пластилина. «Традиционный русский фигурный пряник». | 1 | 1 | 2 |
23. | Декоративная композиция. «Пасхальные яйца» | 1 | 1 | 2 |
24. | Аппликация «Русская берёза». | 0 | 1 | 1 |
25. | Бумажная пластика «Скворцы прилетели». | 0 | 1 | 1 |
26. | Бумажная пластика. «Птицы и бабочки». | 1 | 1 | 2 |
| Всего | 11,5 | 22,5 | 34 |
Учебно-тематический план первого года обучения (3 класс):
№ п/п | Тема занятий. | Теоретич. часы. | Практич. часы. | Всего. |
1. | Народные промыслы | | | 9 |
1. | История появления глиняной игрушки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Знакомство с каргопольской игрушкой | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Знакомство с филимоновской игрушкой. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4. | Знакомство с дымковской игрушкой. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | Изготовление простейших дымковских игрушек. | - | 1 | 1 |
6. | Роспись шаблонов игрушек | - | 1 | 1 |
7. | Знакомство с хохломской росписью | 0,5 | 0,5 | 1 |
8. | «Последние обитатели леса» | 1 | 1 | 2 |
2. | Навстречу к Рождеству | | | 7 |
9. | «Зимняя сказка». Пейзаж в технике гризайль. | - | 1 | 1 |
10. | «Волшебная кисточка мастера Морозко». Графическая композиция. | 0,5 | 0,5 | 1 |
11. | «Скоморошина». Аппликация. | - | 1 | 1 |
12. | Моделирование маски-личины. | 0,5 | 0,5 | 1 |
13. | «Зимние забавы» сюжетная композиция. | 0,5 | 0,5 | 1 |
14. | Ажурный зимний лес. Аппликация. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15. | Рождество. Бумагопластика. | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Весна не за горами | | | 10 |
16. | Рождественские пряники. Лепка из палстилина. | 0,5 | 1,5 | 2 |
17. | Символика миров. Рисование птицы, коня. | 0,5 | 0,5 | 1 |
18. | Символика чисел. Иллюстрирование сказок. | 0,5 | 1,5 | 2 |
19. | Посиделки. Городецкие цветочки. Работа гуашью. | 0,5 | 1,5 | 2 |
20. | Встреча весны. Конструирование из бумаги птиц. | | 1 | 1 |
21. | Встреча весны. Рисование на тему. | 0 | 2 | 2 |
4. | Весна лето встречает | | | 8 |
22. | «Весна» коллаж. | 0 | 2 | 2 |
23. | Рисование «Ваза с вербой» | 0 | 1 | 1 |
24. | «Сказочное дерево» рисование. | 0 | 1 | 1 |
25. | «Сладкая жизнь жаворонка». Лепка из пластилина. | 0 | 1 | 1 |
26. | Рисование на тему «Моя Родина» | 0,5 | 1,5 | 2 |
27 | Рисование на тему «Труд людей» | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Всего | 9 | 15 | 34 |
Учебно-тематический план первого года обучения (4 класс):
№ п/п | Тема занятий. | Теоретич. часы. | Практич. часы. | Всего. |
1. | Я и семья | | | 9 |
1. | Рисунок «Цвет детства». | 0,5 | 0,5 | 1 |
2. | Рисунок «Тепло материнских рук» | 0,5 | 1,5 | 2 |
3. | Игрушка для малышей. Работа с материалом. | 0,5 | 1,5 | 2 |
4. | Значение моего имени. Рисуем своё имя. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5. | «Я в своей семье» коллаж | 0,5 | 1,5 | 2 |
6. | «Мой дом» бумажная пластика | - | 1 | 1 |
2. | «Род», «Народ» | | | 7 |
7. | «Родовое древо» коллаж | 0,5 | 1,5 | 2 |
8. | Край где мы живём. Посещение музея. | 1 | - | 1 |
9. | Родная природа. Рисунок. | - | 1 | 1 |
10. | Костюмы народов Самарской области. Аппликация. | 0,5 | 1,5 | 2 |
11. | Коллаж «Народные праздники» | 0,5 | 0,5 | 1 |
3. | Родина | | | 10 |
12. | Архитектура родного края. Создание макетов. | 0,5 | 1,5 | 2 |
13. | Колокольчик символ России. Рисунок. | 0,5 | 1,5 | 2 |
14. | «Защитники Отечества». Посещение музея. Рисунок воина. | 0,5 | 1,5 | 2 |
15. | Иллюстрирование стихов поэтов Кошкинской земли. | 0,5 | 1,5 | 2 |
16. | Коллаж «Моя Родина» | | 2 | 2 |
4. | Мать – Земля. | | | 8 |
17. | Мифы и легенды славян. Языческие боги. | 0,5 | 1 | 2 |
18. | Солярные знаки в декоративном искусстве. Составление узора. | 0,5 | 1,5 | 2 |
19. | Времена года. Рисунок. | 0 | 1 | 1 |
20. | Создание плаката «Земля - наш дом» | 0,5 | 1,5 | 2 |
21. | Итоговая выставка. | 1 | - | 1 |
| Всего | 9 | 15 | 34 |
Содержание программы .
2 класс
1. Диагностическая работа.
2. Графические и художественные техники и материалы.
Теория: знакомство с понятием «Графика», графическими материалами (карандаш, фломастер, тушь, перо).
Практика: изображение дерева на основе детской ладони.
3. Графические и художественные техники и материалы.
Практика: изображение птицы на основе детской ладони.
Живописные художественные техники и материалы.
Теория: знакомство с понятием «Живопись», с живописными материалами: гуашь, акварель.
Практика: изображение цветов.
Композиция «Букет рябины»
Теория: знакомство с понятием печать, оттиск.
Практика: выполнение веточек рябины гуашевыми краски, используя технику печати.
Бумажная пластика «Грибная пора».
Теория: Заочная экскурсия в лес. «Съедобные и ядовитые грибы».
Практика: выполнение поделки из бумаги «Мухомор».
Объёмная аппликация «Подсолнух».
Практика: выполнение аппликации на плоскости из цветной бумаги.
Коллективная работа в технике мозаика «Витамины с огорода»
Теория: знакомство с понятием мозаика.
Практика: выполнение аппликации из кусочков цветной бумаги любого фрукта или овоща.
Лепка овощей и фруктов. «Щедра осенью Земля-Матушка».
Практика: использование пластических возможностей пластилина
Бумажная пластика «Лесные жители». Техника оригами.
Теория: знакомство с техникой оригами.
Практика: изготовление из бумаги образы диких животных.
Живописная композиция. «Хороша и румяна ягода брусника».
Практика: изображение веточки с ягодами в гуашевой технике.
Композиция «Золотая хохлома».
Теория: Заочная экскурсия к мастерам хохломской росписи.
Практика: импровизация росписи хохлома с использованием простых элементов.
13. Плетение из бумажных лент. «Основа да уток, вот и ткани платок».
Теория: Мастер – класс «Ткачество – древнее народное ремесло».
Практика: совместно-индивидуальная работа в создании декоративного панно из отдельных плетеных ковриков.
14. Графическая композиция. «Животные из русских сказок».
Теория: русские сказки с любимыми героями-животными.
Практика: изображение животных на основе геометрических форм.
15. .Бумажная пластика. «Снежинки».
Теория: рассказ «Что такое снежинка».
Практика: вырезание простых снежинок на основе квадратной формы.
16. Живописная композиция. Зимняя сказка».
Практика: изображение сказочного леса белой краской на синем
фоне.
17. Графическая композиция «Крестьянские предметы быта».
Практика: изображение крынки и чугунка и украшение их узором.
18. Живописная композиция «Жар птица».
Теория: птицы в русских народных сказках.
Практика: изображение Жар-птицы в технике восковые мелки,
акварель.
19. Симметричное вырезание. «Ажурный зимний лес».
Теория: знакомство с понятием симметрия.
Практика: вырезание из белой бумаги различных форм деревьев.
20. Декоративная композиция в квадрате. «Узоры Гжели».
Теория: рассказ о росписи Гжель.
Практика: импровизация в гуашевой технике на основе простых
элементов росписи.
21. Бумажная пластика « В гостях у деда Мороза».
Практика: изготовление новогодних игрушек.
22. Лепка из пластилина. «Традиционный русский фигурный пряник».
Теория: история русского фигурного пряника.
Практика: лепка на картонных основах эскиза пряника с
элементами печатания.
Аппликация «Русская берёза».
Практика: создание композиции в технике обрывной аппликации.
Бумажная пластика «Скворцы прилетели».
Практика: создание объёмной композиции с отработкой навыков скручивания, склеивания бумаги.
Бумажная пластика «Птицы и бабочки».
Теория: знакомство с техникой оригами, изготовление поделок на основе квадратной формы.
Содержание программы .
3 класс
История появления глиняной игрушки.
Теория: знакомство с народными промыслами.
Практика: выполнение шариков, жгутиков, колбасок из пластилина.
Знакомство с каргопольской игрушкой.
Теория: из истории каргопольской игрушки.
Практика: лепка простейших фигурок.
Знакомство с филимоновской игрушкой.
Теория: из истории филимоновской игрушки.
Практика: лепка фигурки лебедя.
Знакомство с дымковской игрушкой.
Теория: из истории дымковской игрушки.
Практика: лепка уточки и собачки.
Изготовление простейших дымковских игрушек.
Практика: лепка барышни, всадника.
Роспись шаблонов игрушек.
Практика: роспись шаблона элементами узорами глиняных игрушек.
Знакомство с хохломской росписью.
Теория: из истории хохломской росписи.
Практика: импровизация на тему «Хохлома».
«Последние обитатели леса».
Теория: из истории вырезанок.
Практика: вырезание из бумаги насекомых.
«Зимняя сказка».
Теория: из истории зимних праздников. Жанр – пейзаж. Техника – «гризайль»
Практика: рисование зимнего пейзажа
«Волшебная кисточка мастера Морозко».
Теория: из истории народного календаря.
Практика: рисование пейзажа графическими материалами.
«Скоморошина».
Практика: выполнение аппликации.
Моделирование маски-личины.
Теория: из истории праздника Святки.
Практика: моделирование маски из бумаги.
«Зимние забавы».
Практика: что такое композиция.
Теория: рисование сюжетной композиции.
Ажурный зимний лес.
Теория: зимние праздники и их связь с природой.
Практика: выполнение аппликации.
Рождество.
Теория: из истории праздника Рождества.
Практика: изготовление ангела из бумаги.
Рождественские пряники.
Теория: из истории возникновения пряника.
Практика: выполнение из пластилина «пряника».
Символика миров.
Теория: из истории символики цвета.
Практика: рисование коня, птицы.
Символика чисел.
Теория: числа в русских народных сказках.
Практика: иллюстрация сказок.
Посиделки.
Теория: из истории Городецкой росписи.
Практика: выполнение элементов Городецкой росписи.
Встреча весны.
Практика: рисование и конструирование птиц.
«Весна».
Практика: выполнение коллажа на тему весны.
Рисование «Ваза с вербой».
Практика: рисование по представлению.
«Сказочное дерево».
Практика: изготовление из бумаги сказочного дерева.
«Сладкая жизнь жаворонка».
Практика: лепка из пластилина жаворонков.
Рисование на тему «Моя родина».
Теория: понятие Родина в жизни человека.
Практика: рисование гуашью на тему.
Рисование на тему»Труд людей»
Теория: право на труд в крестьянской семьею
Практика: рисование на тему.
Содержание программы .
4 класс
Этапы педагогического контроля
После теоретических и практических занятий, на которых отрабатывается ряд навыков, умений, развивается воображение, про водятся конкурсы на лучшие работы, отчетные выставки (в пределах школы, района).
№ п/п | Сроки | ЗУН | Форма подведения итогов |
1. | декабрь | Включение в совместно-индивидуальную форму деятельности | Оформление холла начальной школы к новому году. |
2. | Февраль-март | Развитие творческой активности Выявление уровня развития творческого мышления, умения изображать рисунок в цвете. | Участие в проведении недели ИЗО в начальной школе (выставка творческих работ Диагностика уровня сформированности навыков рисования (прил. 1). |
3. | Май | Развитие трудовых навыков в процессе творческой деятельности. Развитие творческой активности средствами декоративно-прикладного искусства. | Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества на базе ДДТ. |
Работа с родителями
Первичная беседа с родителями
Тема: Влияние изобразительного искусства на эмоциональное, эстетическое развитие ребёнка;
Приглашение родителей на выставки.
Методическое обеспечение
Организационное:
Создание группы детей. При комплектовании следует учитывать возраст детей;
Для занятия внеурочной деятельностью требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям
Методическое: План занятий по модифицированной программе. Использование пособия Осень: Учеб. Метод пособие: В 2 ч../ Под ред. Т.Я. Шпикаловой – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001;
материально-техническое оснащение:
наглядные пособия, учебники; музыкальная аппаратура, компьютер.
Дидактическое:
Упражнения и игры на развития образного мышления, зрительной памяти; фантазии, художественного вкус
Рекомендуемый материал
Упражнения для развития всех видов внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, ассоциативного мышления
«Зрительный центр», «Напряжённость цвета», «Слово – образ – движение», «Силуэт – формат».
Задания выполняются в различной технике, развивающие пространственного мышления (рисунок, живопись).
Развитие моторики мелких мышц рук (аппликация, лепка, плетения, бумаго-пластика).
Список литературы:
Горичева В.С.,Филлипова Т.В Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. 2003
Кобитина И.И Работа с бумагой: поделки и игры (занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста).-М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Колекина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.
_М.; Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
Курчевский В.В. А что там за окном? – М.: Педагогика, 1985.
Ярославль: Академия развития, 2006
Лепка в начальных классах: кн. для учителя. Из опыта работы.
2е издание, дораб. – М.: Просвещение, 1985
Панкеев И.А. Русские праздники. –М.: Яуза, 1998
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов, высшее пед. учеб. заведений, 2е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф.. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе.– М.: «Школьная пресса», 2003.
Рутковская А.. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
Программы доп. Художественного образования детей . – М.: «Просвещение»2008.