МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60»
имени Владимира Завьялова
| Согласовано Заместитель директора по УВР _____________ Л.М. Лазовская «___» ___________ 2017 года | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №60» _____________В.А. Материки приказ № ___ от «___» ______________2017 года |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Мультяшки»
для 2-5 класса
Авторы-составители
Чернова Н.В.
учителя информатики
высшая кв.категория
БАРНАУЛ, 2017
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Мультяшки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НOO и ООО). Возраст детей 2-5 класс, программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Программа направлена на обеспечение условий развития личности учащегося, творческой самореализации, умственного и духовного развития.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Детей в младшем школьном возрасте отличает непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников.
Данная программа внеурочной деятельности дает возможность участия детей в коллективных делах, акцентирующих свое внимание на их духовно-нравственном развитии, средствами мультимедиа. Программа содержит творческие задания, которые способствуют развитию воображения у детей, развитию логического мышления, коммуникативных навыков, умения выражать мыслеобразы в слова и мультипликационные проекты. Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Мультяшки» по содержательно-тематической направленности является научно-технической и духовно-нравственной. По функциональному предназначению общеразвивающей, по времени реализации - одногодичной.
Актуальность данной программы, в том, что она создаёт основу для духовно-нравственного развития ребенка и способствует формированию художественно-эстетического вкуса учащихся средствами мультимедийных технологий.
Цель программы: Создать условия для формирования информационной компетенции и культуры обучающегося, развития творческих способностей личности, его духовно-нравственного потенциала посредством освоения технологии анимирования персонажей.
Данная цель достигается решениями следующих задач:
Образовательные задачи.
развивать основные навыки и умения использования фотоаппарата и компьютерных устройств;
содействовать изучению техники анимирования персонажей;
формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества;
развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности обучающихся, выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
Развивающие задачи.
Познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в творческом объединении и перспективами личностного развития;
Развивать внимание и наблюдательность через восприятие и анализ фильмов.
Развивать творческое воображение и фантазию, композиционное мышление, художественный вкус.
Развивать эмоциональные, артистические качества у детей средствами киноискусства.
Развивать отзывчивость, умение выражать свои мысли, коммуникабельность.
Научить детей самостоятельно подходить к творческой работе.
Воспитательные задачи.
Акцентировать внимание учащихся на духовно-нравственных проблемах, затронутых в мультипликационных фильмах;
Создавать у учащихся положительный настрой на занятиях, вызывать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус учащихся;
Воспитывать умственные и волевые качества, концентрацию внимания, логичность воображения.
Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности.
Планирования результатов освоения курса
Сформулированная цель реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам начального общего и основного образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные, метапредметные результаты.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предметные результаты:
уметь выразить свое отношение к мультипликационному фильму;
уметь рассказать о герое мультфильма, его характере, поступках;
понимать роль музыки в мультфильме;
иметь представление о том, что такое основная идея мультфильма (авторская позиция).
знать значение школьной самодельной мультипликации в жизни человека;
представлять, как написать небольшой сценарий и подготовить его к съемке;
знать этапы работы над созданием мультипликационного фильма;
уметь рисовать героев мультипликационных фильмов;
знать этапы создания плоской перекладки;
уметь собирать и комбинировать мультипликационные сцены на столе из различных материалов;
уметь снимать мультики с помощью фотокамеры;
активно включаться в работу на каждом из этапов, выполняя различные виды работ, связанные с созданием мультипликационного фильма;
объединять усилия в работе над фильмами, используя мультимедиа проектор и компьютерную сеть.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Фронтальная
просмотр мультфильмов разных видов и жанров;
знакомство с новым видом изображения – движущееся экранное изображение;
участие в обсуждениях мультфильмов;
предоставление возможности выражать свое отношение к увиденному.
Групповая
выполнение творческого задания, помогающего совершенствовать навыки восприятия и анализа экранных произведений;
работа над созданием мультфильма (замысел, сценарий, раскадровка);
видеосъемка готовой раскадровки (озвучивание).
Индивидуальная
совершенствование знаний выразительных возможностях экранных искусств;
выполнение практических заданий по съемки мультфильма;
овладение фотокамерой, программой по монтажу видеофильмов (подготовительный период, съемки, монтаж).
Формы занятий:
Образовательные результаты формируются в деятельностной форме с использованием следующих методов:
словесного (рассказ, объяснение, беседа);
наглядного (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практического (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
проектного.
Механизмы определения результативности программы: презентации индивидуальных и групповых проектов на школьной (мунципальной) конференции, конкурсах и фестивалях, анкетирование, отзывы, диагностика и т.д.
Содержание курса
Введение
Беседа о любимых мультфильмах. История мультипликации. Хроника развития анимационных технологий.
Рекомендуемый дополнительный материал:
http://ru.wikimultia.org/wiki/Мультипликация_(технология)
https://ru.wikipedia.org/wiki/История_русской_мультипликации
История анимации (http://www.myltik.ru/index.php?topic=interes)
Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов
Просмотр и обсуждение мультфильмов с целью развития навыков восприятия и осмысления увиденного.
Рекомендуемый дополнительный материал:
Мультфильм как средство воспитания (http://merypoppins.com/vospitanie-multfilmami/)
Как с пользой смотреть мультфильмы? (http://www.7ya.ru/article/Kak-s-polzoj-smotret-multfilmy )
Рекомендуемые электронные ресурсы:
Мультфильм «Пересвет и Ослябя» (http://pravfilms.ru/load/filmy/multfilmy/multfilm_quot_peresvet_i_osljabja_quot_smotret_onlajn/6-1-0-476)
Образ героя в мультфильме. Роль музыки в мультфильме
Знакомство с литературным источником. Особенности литературного текста и его экранизацией. Роль автора в создании героя мультфильма. Поступки и характер героя. Облик героя, его речь как средства передачи его характера. Музыка в мультфильме: ее роль в кадре и за кадром.
Рекомендуемые электронные ресурсы: Телевизионная передача «Музыка и мультипликация» (http://anima.at.ua/publ/televizionnaja_peredacha_muzyka_i_multiplikacija/1-1-0-32 )
Плоская бумажная анимация
Основные принципы производства рисованных фильмов
История отечественной мультипликации. Знакомство с профессиями сценариста, режиссера, мультипликатора, оператора и др. Просмотр видео об этапах создания мультфильма.
Рекомендуемый дополнительный материал: Как в домашних условиях сделать мультфильм (http://www.liveinternet.ru/users/4601269/rubric/2406820/#)
Рекомендуемые электронные ресурсы:
Видеофильм «Как делают мультики» (http://kid-info.ru/video-na-sajte/poznavatelnye-peredachi-i-video-dlya-detej/kak-delayut-multiki-video)
Мультфильм своими руками. Инструкция (http://veriochen.livejournal.com/121698.html)
Работа над сценарием мультипликационного фильма
Учитель предлагает учащимся познакомиться с небольшим художественным произведением, в ходе работы над которым создается сценарий мультфильма. Дети рисуют и вырезают силуэты героев. Рисуют фон.
Знакомство с фотокамерой. Возможности фотосъемки
Специфика работы с фотоаппаратурой при съемке мультфильма
Рекомендуемые электронные ресурсы:
Пластилиновый мультфильм (http://dvurechenscaya.ucoz.ru/news/plastilinovyj_multfilm/2013-04-25-20)
Фотосъемка мультипликационного фильма
Что такое кадр (фотокадр). Проводят фотосъемку
Рекомендуемый дополнительный материал: http://kinoart.ru/archive/2000/09/n9-article23
Монтаж фильма, подготовка фильма к демонстрации
Что такое монтаж. Программы для создания видеофильмов. Соединение кадров. Работа по монтажу мультфильма.
Рекомендуемый дополнительный материал: Мультфильм своими руками. Инструкция (http://veriochen.livejournal.com/121698.html)
Демонстрация фильма. Обсуждение
Индивидуальные проекты
Пластилиновая анимация
Как создаются пластилиновые персонажи. Как двигаются отдельные персонажи и герои. Просмотр различных мультфильмов. Обсуждение.
Рекомендуемые электронные ресурсы:
Галилео — пластилиновая анимация (http://www.youtube.com/watch?v=CvnCdhRnSm8)
Плоская пластилиновая анимация (http://www.radostmoya.ru/project/multstrana/video/?watch=ploskaya_plastilinovaya_animaciya)
Используемые источники:
Велинский Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие. Издание второе, исправленное и дополненное 2011 г
И.Вано «Рисованный фильм» http://risfilm.narod.ru/
Гамбург Е. А.. Тайны рисованного мира. - М. "Советский художник", 1966 (http://animasfera.narod.ru/article/mult.html )
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | В том числе |
Теоретические часы | Практические часы |
1. | Введение | 2 | 2 | - |
1.1 | Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов | 1 | 1 | |
1.2 | Образ героя в мультфильме. Роль музыки в мультфильме | 1 | 1 | |
2 | Плоская бумажная анимация | 15 | | |
2.1 | Основные принципы производства рисованных фильмов | 1 | 1 | |
2.2 | Работа над сценарием мультипликационного фильма | 1 | 1 | |
2.3 | Изображение героев на бумаге. Создание фона | 2 | | 2 |
2.4 | Знакомство с фотокамерой. Возможности фотосъемки | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.5 | Фотосъемка мультипликационного фильма | 1 | | 1 |
2.6 | Монтаж фильма | 1 | | 1 |
2.7 | Работа со звуком | 1 | | 1 |
2.8 | Создание и редактирование титров | 1 | | 1 |
2.9 | Демонстрация фильма. Обсуждение | 1 | | 1 |
2.10 | Создание и демонстрация индивидуальных проектов | 5 | | 5 |
3 | Пластилиновая анимация | 15 | | |
3.1 | Технология создания пластилинового мультфильма | 1 | 1 | |
3.2 | Работа над сценарием мультипликационного пластилинового фильма | 1 | 1 | |
3.3 | Создание героев из пластилина. Создание фона | 2 | | 2 |
3.4 | Фотосъемка мультипликационного фильма | 1 | | 1 |
3.5 | Монтаж фильма | 1 | | 1 |
3.6 | Работа со звуком | 1 | | 1 |
3.7 | Создание и редактирование титров | 1 | | 1 |
3.8 | Демонстрация фильма. Обсуждение | 1 | | 1 |
3.9 | Создание и демонстрация индивидуальных проектов | 6 | | 6 |
4 | Резервное время | 2 | 2 | |
| Итого | 34 | 8,5 | 25,5 |
61