СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности.Направление-социальное

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»

Пояснительная записка

Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации младшего школьника, акцентируете внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. В Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ.

Занятия, предполагают привлечение родителей, работников учреждении культуры и др. Мероприятия помогают ученику адаптироваться в новом школьном мире, проявить свою индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.

Самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с профессиональным самоопределением.

Период окончания школы характеризуется для школьника активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, отношения к людям, отношения к миру и к различным видам деятельности.

Кроме того, подрастающее поколение несет в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, зависит путь и перспективы развития нашего общества.

Общая характеристика курса

Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и психологические тренинговые  упражнения по теме занятия.

 Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.

Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися  на темы предусмотренные программой.

Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, выставки.

Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса. Китайская мудрость: «Скажи мне, я забуду; покажи мне, я запомню; позволь мне сделать, и я пойму»- как нельзя лучше иллюстрирует необходимость практической деятельности в рамках освоения данной программы. Включение в практические дела, организовываемые воспитанниками, позволит развить лидерские качества, организаторские способности и умение самостоятельно действовать в различных условиях. Опыт совместной самостоятельной организаторской деятельности, планирования и анализа коллективных дел способствует приобретению лидерских, организаторских качеств.

Цель: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;  развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;  помощь детям в адекватном выражении своего “Я”, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование нравственной культуры учащихся; развитие коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье; создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;  пропаганда здорового образа жизни, воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности; развитие у детей интереса к совместному времяпровождению, самоуважение и взаимоуважение.

В результате занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка. Происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации. Занятия проходят в виде уроков, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения и практическими навыками принятия решения, бесконфликтного общения и т.п. Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю. Эффективность усвоения курса оценивается по сформированности способности к осознанному выбору профессии. Несмотря на наличие конкретного плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному. В намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения, диктуемые конкретной ситуацией. Предлагаемый курс служит основой для творческого поиска в данном направлении работы. В то же время существует основа, обязательная для выполнения: - вступительная часть (знакомство, установление контакта с группой) - диагностический блок - информационный блок - практикум, тренинговая часть





Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год при одном занятии в неделю. Каждая тема укладывается в рамки одного урока. В программе использованы различные типы уроков. Это и профессиональная диагностика с использованием надёжных, зарекомендовавших себя методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания, экскурсии.

Основные принципы отбора материала

Программа «Найди свой путь » разработана с учётом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения и в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ. В программе изложены современные взгляды на проблему выбора профессии и планирования карьеры и даны диагностические и профориентационные материалы, которые должны помочь учащимся в выборе профессии.

Программа рассчитана на 1 год при одном занятии в неделю. Каждая тема укладывается в рамки одного урока. В программе использованы различные типы уроков. Это и профессиональная диагностика с использованием надёжных, зарекомендовавших себя методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания, экскурсии.

Занятия разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учётом принципов дифференцированного обучения. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов. Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем цели каждого занятия и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на их знания и жизненный опыт, контроль их внеурочной деятельности.

Направленность программы – социальная.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1.Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;

- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Содержание тем курса

В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:

  • формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

В области формирования социальной культуры:

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.













Календарно - тематическое планирование



№ п/п

Планируемые сроки прохождения материала

Фактические сроки прохождения материала

Тема занятий

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся



1



Понятие общения.Найди свой путь.

1

 Дать понятие «самоопределение»

2



Мои претензии к окружающим

1

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

3



Общение как деятельность

1

Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других.

4



Понятие о личности

1

Выявление сходства и различий,индивид,индивидуальность

5



Занятие-тренинг « Белая ворона»

1

Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.

6



Как поживаете,мои « Я»

1

Я-хорошее,Я-плохое,характеристика качеств личности

7



На распутье

1

Выбор правильного пути,характеристика направлений

8



Дорога труда

1

Объяснить значение труда в жизне человека

9



Самообразование

1

Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома за­висят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.

10



Темперамент человека

1

Характеристика профессий

11



Характер и способности

1

Дать определение « Экономика» и ее роль в жизни человек

12



Способы самоанализаи самокоррекции

1

Карта интересов

13



Виды общения

1

Карта качеств

14



Особенности невербального общения

1

Карта оязанностей

15



Роль эмоции в общении

1

Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям).

16



Правила организации пространства общения

1

Защита проекта « Кем быть»

17



« Как высший дар нам речь дана»

1

Защита проекта « Кем быть»

18



Уровень притязаний

1

Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту­пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан­дал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Мо­ральная оценка поступков людей.

19



Дорога взросления

1

Дать понятия «ответственность», «Ответственный», « безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение

20



Содержание общения

1

Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту­пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан­дал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Мо­ральная оценка поступков людей.

21



Особенности женского и мужского общения

1

Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании ха­рактера.

22



Особенности женского и мужского общения

1

Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «се­стры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

23



Обращение.Привлечение внимания

1

Дать понятие «люви» в сее,к родине,к окружающим

24



Организация знакомства

1

Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра

25



Организация общения

1

Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «посту­пок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скан­дал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Мо­ральная оценка поступков людей.

26



Этикет беседы

1

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне­ниями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

27



Этикет беседы

1

Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Пока­зать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.

28



Умение слушать и слышать другого

1

Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды от­ношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.

29



Конфликты в общении

1

Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды от­ношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.

30



Способы разрешения конфликтов

1

Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды от­ношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии.

31



Как сохранить достоинство

1

Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Пока­зать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различи

32



Этическая защита

1

Дать понятия «дух», « душа»,»самосознание», « сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами.

33



Заключительные посиделки

1

Дать понятия «дух», « душа»,»самосознание», « сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами.

34



В добрый путь

1

Обобщение знаний, которым научились по курсу























Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

по внеурочной деятельности



  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию?-М.,1990

  2. Разумихина Г.П. Будь,пожалуйста,счастли.-М.,1991

  3. СелевкоГ.К., Соловьева О.Ю.« Найди свой путь»-М.,2008

  4. Соловьева О.Ю. « Методика изучения курса « Найди свой путь»»-М.2007

  5. Щуркова Н.Е. « Проблемно-ценностное общение»-В.2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!