МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
Утверждено решением МО МАОУ «СОШ №46» протокол №____ от 2017 г. _________________ Вачерова И.В. подпись зам директора ВР Ф.И.О. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
Кружок «Театр»
Срок реализации 3 года.
Возраст 7-9 лет
Учитель: Елькина Жанна Алексеевна.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа кружка «Театр» составлена на основе программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова. - М.: Баласс, 2008.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Проблема развития творческих способностей детей до сих пор актуальна. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения. У него более высокая работоспособность. У человека развивается его эмоциональная сфера, чувства, душа, чего так не хватает в современной жизни. Театральная деятельность - короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. Именно театральная деятельность - является одним из средств развития творческого потенциала детей. С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Организация школьного театра – дело увлекательное и полезное. Потому что лишиться такого помощника в нравственном и эстетическом воспитании, как театр с его богатейшими возможностями художественной выразительности и воздействия на массового зрителя, представляется поистине невозможным. Его не смогут заменить ни школьные утренники, ни «огоньки», ни празднества по народному календарю. Ведь театр – это целая система воздействия на человека, благодаря которой, в совокупности с другими факторами формируется всесторонняя и гармоничная личность
Цель программы: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи программы:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать развитию и раскрытию творческого потенциала каждого ребенка;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения; учить детей навыкам сценического общения – главному процессу воздействия партнеров друг на друга;
- формирование культуры общения, стремления к творчеству, самореализации, интереса к искусству, познанию действительности в художественных образах, развитие воображения младших школьников;
- формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве: подавлять в сердцах детей недоброжелательность друг к другу (при выборе ролей), уделять внимание взаимосвязанным действиям при сценическом общении детей, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров;
- развивать речь учащихся, их эмоциональную сферу, умение анализировать прочитанные тексты, сопоставлять, выделять главное и существенное, сравнивать способы изображения событий и характеры героев;
- формирование через театр интереса к русской художественной культуре, а также к культуре других народов мира;
- познакомить учащихся с театром как видом искусства, через игровые и тренинговые упражнения помочь учащимся избавиться от психологических зажимов и комплексов;
- развивать такие качества личности, как ответственность, коллективизм, коммуникабельность, умение преподнести и обосновать свою мысль, художественный вкус, трудолюбие.
Также программа учитывает возможности коллектива с полиэтническим составом учащихся и предусматривает диалог культур современного общества.
Пути достижения цели:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры. Дети знакомятся с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
В организации педагогической деятельности используются следующие принципы:
1. Принцип научности, основанный на Системе Станиславского, которая в свою очередь представляет собой научно обоснованную теорию сценического искусства, метода актерской техники. В противоположность ранее существовавшим театральным системам, она строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными.
2. Принцип системности и последовательности;
3. Принцип сознательности и активности;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип доступности.
6.Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика)
7.Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4. Демонстрационные
Методы обучения:
1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем
2) комментированное чтение;
3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
4) тренинги
5) чтение фрагментов из художественных произведений с последующим обсуждением и творческим заданием;
6) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов содержания;
Сведения о сроках реализации программы.
Полный курс рассчитан на 4 года обучения, изучается с 1 по 4 класс в объёме 237 ч, в 1 год - 33 ч, во 2 год – 68 ч, в 3 год – 68 ч, 4 год – 68 ч.
Программа кружка «Театр » рассчитана на учащихся начальной школы.
Возраст 7-9 лет.
Распределение часов по годам обучения
Первый год (33 ч)
Введение в предмет
«Мастерская тела, мастерская чувств»
Актёр и режиссёр в театре
№ п/п | Содержание | Аудиторн. | Внеауд. | Всего часов |
1 | Знакомство | 1 | 1 | 2 |
2 | Дорога в театр | 1 | 3 | 4 |
3 | В театре | 3 | 1 | 4 |
4 | Как создаётся спектакль | 2 | 1 | 3 |
5 | Гномы играют в театр | 1 | 1 | 2 |
6 | Учимся актёрскому мастерству | 2 | 4 | 6 |
7 | Делаем декорации | 1 | 1 | 2 |
8 | Придумываем и делаем костюмы | 1 | 2 | 3 |
9 | В мастерской бутафора | 1 | 2 | 3 |
10 | Делаем афишу и программку | 1 | 2 | 3 |
11 | Урок-концерт | - | 1 | 1 |
| Итого: | 14 | 19 | 33 |
Второй год (68 ч)
«Волшебные краски чудесной страны».
Художник в театре.
«На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа».
Музыка в театре.
№ п/п | Содержание | Аудиторн. | Внеауд. | Всего часов |
1 | Создание спектакля | 6 | 4 | 10 |
2 | Театральные профессии | 4 | 4 | 8 |
3 | Как самому сделать макет декорации | - | 4 | 4 |
4 | Пластилиновый мир | - | 4 | 4 |
5 | Истории про театр | 12 | 2 | 14 |
6 | Музыкальный театр | 4 | 2 | 6 |
7 | Цирк – зрелищный вид искусства | 2 | 2 | 4 |
8 | Театральное мастерство. Этюд | - | 6 | 6 |
9 | Музыкальное сопровождение | 2 | - | 2 |
10 | Звук и шумы | - | 2 | 2 |
11 | Зритель в театре | - | 2 | 2 |
12 | Урок-концерт | - | 6 | 6 |
| Итого: | 30 | 38 | 68 |
Третий год (68 ч)
«Магия слов». Писатель в театре.
«Дом для чудесных представлений»
№ п/п | Содержание | Аудиторн. | Внеауд. | Всего часов |
1 | Магия слов. Создание спектакля. Повторение. | 3 | 4 | 7 |
2 | Язык жестов, или как стать воспитанным. | 2 | 4 | 6 |
3 | Учимся говорить красиво, как избавиться от «каши» | - | 10 | 10 |
4 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург | 2 | 5 | 7 |
5 | Рифма, или Похожие «хвосты» | 2 | 6 | 8 |
6 | Искусство декламации, или «Странная история» | 4 | 6 | 10 |
7 | Играем в слова, моя Вообразилия | 2 | 4 | 6 |
8 | Дом для чудесных представлений | 3 | 11 | 14 |
| Итого: | 18 | 50 | 68 |
Четвертый год (68 ч)
«Магия слов». Писатель в театре.
«Дом для чудесных представлений»
№ п/п | Содержание | Аудиторн. | Внеауд. | Всего часов |
1 | Магия слов. Создание спектакля. Повторение. | 3 | 4 | 7 |
2 | Язык жестов, или как стать воспитанным. | 2 | 4 | 6 |
3 | Учимся говорить красиво, или как избавиться от «каши» | - | 10 | 10 |
4 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург | 2 | 5 | 7 |
5 | Рифма, или Похожие «хвосты» | 2 | 6 | 8 |
6 | Искусство декламации, или «Странная история» | 4 | 6 | 10 |
7 | Играем в слова, Вообразилия моя | 2 | 4 | 6 |
8 | Дом для чудесных представлений | 3 | 11 | 14 |
| Итого: | 18 | 50 | 68 |
Возрастная характеристика группы:
Программа «Театр» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся художественно – творческой деятельностью.
Возраст 7-9 лет.
Формы организации детского коллектива.
Репетиционные
Постановочные
Встреча со зрителями
4) Репетиция и показ спектакля
5) Подведение итогов работы, обсуждение спектакля
6) Посещение театров, музеев, выставок
7) Тематические экскурсии
8) Просмотр видеофильмов
9) Прослушивание музыки
10) Конкурсы и викторины,
11) Работа с подручным материалом и изготовление бутафории
3.Содержание программы.
Первый год (33 ч)
Раздел 1. Знакомство (2 ч)
Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель- актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встре-
чаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.
Раздел 2. Дорога в театр (4 ч)
Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино». «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг.
Раздел 3. В театре (4 ч)
Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».
Раздел 4. Как создаётся спектакль (3 ч)
Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные
отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.
Раздел 5. Гномы играют в театр (2 ч)
Сочинение «Сказки про Дракона». Описание героев будущего спектакля. Передача образа доброго или злого героя. Выражение своего восхищения мужеством, стойкостью героев. Отражение отрицательного отношения к жадности, злости, трусости.
Раздел 6. Учимся актёрскому мастерству (6 ч)
Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что
необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве.
«Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».
Раздел 7. Делаем декорации (2 ч)
Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники- декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.
Раздел 8. Придумываем и делаем костюмы (3 ч)
Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм).Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски
Дракона и Льва.
Раздел 9. В мастерской бутафора (3 ч)
Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона».
Раздел 10. Делаем афишу и программку (3 ч)
Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».
Раздел 11. Урок-концерт (1 ч)
Репетиция пальчикового спектакля «Про Дракона и волшебницу», сценических историй с пальчиковыми куклами, отдельными номерами. Открытый урок-концерт: выступления детей с разученными играми и упражнениями.
Второй год (68 ч)
Раздел 1. Создание спектакля (10 ч)
Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность театрального искусства. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я – художник».
Рисование афиши с необходимой информацией на ней.
Раздел 2. Мастерская художника. Театральные профессии (8 ч)
Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. «Дом, где водятся привидения». Чтение отрывка из сказки Т. Янссон «Опасное лето». Реквизит – реквизитор. Изготовление и назначение в спектакле. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный художник. Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и театре.
Раздел 3. Как самому сделать макет декорации (4 ч)
Декоратор – декорация. Эскиз декорации. Я – художник-декоратор. Рисование эскиза декорации и изготовление макета декорации. Сценическая история с нарисованными героями в макете декорации. Эскиз к сказке Дж. Р.Р. Толкина «Туда и обратно». Задание: составление композиции.
Раздел 4. Пластилиновый мир (4 ч)
Тело – материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Художник-скульптор и используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую сказку».
Раздел 5. Истории про театр (14 ч)
Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус». Нарисовать театр У. Шекспира, используя его словесное описание. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века. Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О профессии
режиссёра и актёра». Игра «Что? Где? Когда?». Мини-сочинение «Мой любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа»,
«балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление. Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей жизни. Виды кукол. Кукольные театры. Изготовление куклы.
Раздел 6. Музыка в театре. Музыкальный театр (6 ч)
Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки – звук, мелодия, ритм. Роль музыки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания С. Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеоматериала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появления оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл.
Раздел 7. Цирк – зрелищный вид искусства (4 ч)
Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. История появления цирка в нашей стране и за рубежом. «Цирк – это…» Цирковое представление по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по
стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профессии. Сходства и различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра.
Раздел 8. Театральное мастерство. Этюд (6 ч)
Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – единство материала и инструмента. Этюд на одушевление неодушевлённых предметов: «Из жизни мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка». Этюд «Знакомство» и «Ссора».
Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».
Раздел 9. Музыкальное сопровождение (2 ч)
Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские воспоминания Н. Сац о посещении музыкального театра. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка.
Раздел 10. Звук и шумы (2 ч)
Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем». Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота», «Моря», «Перемены». Чтение стихотворения А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах. Озвучивание места
действия. Звуковая машинка.
Раздел 11. Зритель в театре (2 ч)
Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».
Раздел 12. Урок-концерт (6 ч)
Репетиция лучших сценических историй, этюдов, наиболее удачных игровых упражнений. Подготовка выставки лучших детских работ: эскизов и макетов декораций, театральных билетов, афиш. Показ.
Третий год (68 ч)
Раздел 1. Магия слов. Создание спектакля (7 ч)
Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».
Раздел 2. Язык жестов, или Как стать воспитанным (6 ч)
Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени», «Объяснение в любви». Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима».
Раздел 3. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши» (10 ч)
Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.
Раздел 4. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург (7 ч)
Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных произведений. Отличие пьесы от рассказа или сказки. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия.
Раздел 5. Рифма, или Похожие «хвосты» (8 ч)
Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.
Раздел 6. Искусство декламации, или «Штранная иштория» (10 ч)
История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности. Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из
скороговорок.
Раздел 7. Играем в слова, или Моя Вообразилия (6 ч)
Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тара-
барском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…». «Я – животное, растение, насекомое».
Раздел 8. Дом для чудесных представлений (14 ч)
Импровизация. Понятие импровизации. Игра «Превращение». Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог, или театр одного актёра. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол, или как
самому сделать перчаточную куклу. Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы. Изготовление ширмы для кукольного театра. Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт.
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате освоения программы «Театр» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.
Ожидаемые результаты:
1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.
4. Развитие творческого потенциала личности.
5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
6. Развитие исполнительских способностей.
7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
9. Умение пользоваться театральными понятиями и термина- ми: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального оформления спектакля.
11. Владение нормами достойного поведения в театре.
По завершении первого года учащиеся должны знать:
– особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.
Должны уметь:
– создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.
По завершении второго года учащиеся должны знать:
– историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус», историю появления первого театра под крышей, современный театр, устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэ- таж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.
Должны уметь:
– пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей.
По завершении третьего года учащиеся должны знать: – театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю воз- никновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.
Должны уметь:
– самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
– пользоваться интонациями, выражающими различные эмоцио- нальные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
– создавать пластические импровизации на заданную тему; – сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
5. Формы контроля. 1. Театральные постановки. 2.Концерты. 3. Открытые занятия. 6. Методические рекомендации.
Программа рассчитана для работы по годам в театральных мастерских. 1-й год обучения – знакомство с работой актёра и режиссёра в театре: «Мастерская тела, мастерская чувств». 2-й год обучения – знакомство с работой художника и музыканта: «Волшебные краски чудесной страны» или в мастерской художника; «На берегу прекрасных звуков в стране скрипичного ключа» или музыка в театре. 3-й год обучения – знакомство с ролью драматурга: «Магия слов, или Литературная часть в театре»; «Дом для чудесных представлений» или спектакль как объединение работы всех театральных мастерских.
На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля. Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Театральная деятельность предполагает использование игры. Игра, игровые упражнения - способ адаптации ребенка к школьной среде. Педагог должен создавать доброжелательную атмосферу Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, т.к. это закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование. Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности. Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение театров (один раз в месяц) и анализ увиденного в группе. Желателен семейный просмотр спектакля с одним из своих родителей.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
7. Описание материально-технического обеспечения программы.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). |
1. | Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М. : Баласс, 2012. | Д |
2. | Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. – М.: Инфа-М., 2000. | Д |
3. | Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.- Спб.: Речь, 2009 г. | Д |
4.
5. | Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программы и репертуар.- М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 г. Основы актерского мастерства по методике З.Я. Горогодского – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008 | Д |
6. | Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе – М.: Школьная пресса, 2010 г. | Д |
7. | Энциклопедия для детей. Музыка. Театр. Кино./ В.А. Володин. -М.,: Аванта+, 2001. | Д |
8. | Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл., И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». – 2002 | Д |
9. | Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии, 2011 г. | Д |
10. | Мартынюк С. Костюм и маска – М.,: Астрель, 2008 г. | Д |
2. Печатные пособия. |
1 | Бытовая культура. Театр / Логико - малыш. Обучающие печатные игры. | Д |
2 | Сюжетно – ролевые игры.Методики раннего развития УМНИЦА. Пальчиковый кукольный театр (набор с ширмой) | Д |
3 | Красная шапочка. Настольный театр. Маша и три медведя. Настольный театр. Бумажные фигурки для пальчикового театра. | Д |
4. | Сделай сам сказку. Театр сказка. 5 наборов | Д |
3. Технические средства обучения. |
1 | Мультимедийный проектор с программным обеспечением. Мультимедиа - проектор. | 1 шт. 1 шт. |
2. | Фотоаппарат. | 1 шт. |
3. | Телевизор. | 1 шт. |
4. | Музыкальный центр. | 1 шт. |
4. Экранно-звуковые пособия |
1. | «Театр кукол своими руками» (видеофильм). | Д |
2. | «Карнавальные костюмы мистера Маски» DVD | Д |
3 | Театральные шумы звуковые эффекты mp3. Музыка в школе 2 класс пособие | Д |
4. | « Основы актёрского мастерства» DVD | Д |
5. | « Сценическая речь» DVD | Д |
6. | «Сценическое движение пластика». » DVD | Д |
7. | «Постановка детских спектаклей». » DVD | Д |
8. | «Введение в литературу и искусство». » DVD | Д |
5. Игры и игрушки |
1. | Театральные куклы. | Д |
2. | Маски. | Д |
6. Оборудование кабинета. |
1. | Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами К |
2. | Стол учительский с тумбой | Д |
3. | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. | Д |
4. | Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий) | Д |
5. | Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала | Д |
6. | Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках | К |