СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области

«Рассмотрена»

на заседании МО____

Протокол № __

от ____________

Руководитель МО

______________

«Согласована»

Заместитель директора по УВР



_______________

«Утверждена»

на заседании педагогического совета

Протокол № ____

от _____________

«Введена в действие»

приказ №______

от ______________



Рабочая программа



По внеурочной деятельности социального направления «Тропинка к своему Я»

(наименование предмета, курса)

в 1-4 классе




на 2017-2018 учебный год









Составитель: Педагог-психолог Нидзельская С.В











Суджа

2017 год





Рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Тропинка к своему «Я» Аннотация.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов. В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МКОУ «Гончаровская СОШ» на 2017-2018 учебный год рабочая программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности, направлена на воспитание у младшего школьника позитивного мироощущения, а также преодоление явлений социальной дезадаптации. Нормативная основа для разработки программы составляют:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»

  2. ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года

  3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

  4. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)

  5. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего в первом классе 33 часа, со второго по четвертый класс 34 часа в год. Срок реализации программы – 4 года.

Режим занятий:

1 год обучения: 33 учебных часа (1 час в неделю).

2 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

3 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю).

4 год обучения: 34 учебных часа (1 час в неделю). 

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов

Возраст: 6, 5 – 11 лет.

Длительность занятий: 35 минут в 1 классе; во 2-4 классах – 40 минут.

Основная цель – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Решение основных проблем возраста с целью сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной, познавательной и личностной сфер личности ребенка.

Используемые учебники и пособия.

  1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. [Текст] / Е.А.Алябьева –М. : ТЦ Сфера,2006. – С.88

  2. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для дошкольников. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»

  3. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для первоклашек. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»

  4. К.п.н. Аржакаева, Т. Психологическая азбука для второклашек. / Т. Аржакаева // газета «Школьный психолог»

  5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2011. – С.224

  6. Коррекционно-развивающая программа по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникационных навыков. [Текст] /авт.-сост. Е.Д.Шваб // Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы).  – Волгоград: Учитель, 2007, С.85

  7. Нормативное правовое и методическое обеспечение введения федерального образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации. [Текст] / сост. : Г.А.Шешерина,  И.В.Клемешова, Т.С.Дюкова, О.С.Воронкова. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.78

  8. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

  9. Проектирование программы формирования универсальных учебных действий. Методические рекомендации. [Текст] / авт.-сост. Е.И.Агаркова,  Е.В.Калмыкова, С.А. Кравцова, М.И. Шиняев. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.36

  10. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения. [Текст]  / авт.-сост. Г.А.Шешерина, Е.И.Агаркова,  В.М. Чернышова, Е.В. Грипас. - Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – С.65

  11. Психологическое здоровье – основа личностного развития школьников. Методические рекомендации по реализации программы учебных занятий по психологии для учащихся общеобразовательной школы. [Текст] /авт.-сост.: Петров В.Б., Воеводкина Л.Н., Вязавова Н.В., Лепихова М.В., Молоканова М.С., Невзорова Г.В., Чернышова В.М. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010. – С.67

  12. Рахманкулова, Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. [Текст] /  Р.   Рахманкулова// газета «Школьный психолог» №18/2003

  13. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.

Используется технология коррекционно- развивающего обучения, которая
предусматривает:

- развитие достаточной осведомленности в понятиях, знаний об окружающей
действительности;

- развитие понятийногo мышления;

-овладение частными интеллектуальными операциями, которые способствуют
формированию системы знаний у школьников и усвоению учебного материала;

- формирование учебной мотивации и мотивации достижения успеха;

- развитие личностных компонентов познавательной деятельности;

-познавательная активность, самостоятельность, навык планирования и
контроля, рефлексии;

- развитие познавательных процессов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

1класс

- научиться понимать себя, осознавать свою позицию школьника;

- уметь взаимодействовать со сверстниками, учителями;

- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей;

- снижение у детей уровня страхов.

2 класс

- получение знаний об эмоциональной сфере человека;

- познакомиться с понятием «качества людей»;

-научиться исследовать свои качества, изучить свои особенности;

-осознание детьми наличие у них разнообразных положительных качеств.

3 класс

- научить детей брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях;

- быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры;

- давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий.

4 класс

- усвоить понятие «способности», научиться исследовать свои способности и возможности;

- уметь осознавать происходящие в себе изменения, научиться планировать цели и пути самоизменения;

- уметь структурировать будущее, познакомиться с возможными вариантами будущего;

- осознание личной свободы и свободы другого, уметь признавать и уважать права других людей;

- научиться понимать, что свобода часто связана с наличием обязанностей, знать права и обязанности школьника.

Методы и формы оценки результатов освоения:

1. Беседа.

2. Обучающая игра.

3. Мозговой штурм.

4.Метод проблемногo изложения.

5. Метод диагностики.

6. Метод опроса и анкетирования.





Пояснительная записка

Целью психологического сопровождения по ФГОС является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Внеурочная деятельность является одним из таких условий. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма. Кружок «Тропинка к своему Я» - это комплекс психологических занятий в начальной школе направленных на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы, благоприятной для развития школьника. Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Рабочая программа разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой(Уроки психологии в начальной школе).

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отличительными особенностями программы является то, что она способствует достижению личностных и метапредметных результатов учеником начальной школы.

Курс «Тропинка к своему Я» способствует достижению следующих личностных результатов :

  1. формирование у учащегося готовности и способности к саморазвитию;

  2. развитие мотивации к обучению и познанию;

  3. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  4. принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  6. развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;

  7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

А также помогает формированию метапредметных достижений, включающих освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться:

1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

6. готовность слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение, свою точку зрения и оценку событий;

7. формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

8. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками. Программа рассчитана на 1-4 классы, на 136 часов, по 2 часа в неделю в каждой параллели начальных классов, по 1 часу в неделю каждая группа детей.

Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.

Формы организации занятий

Для успешной реализации используются групповые занятия, по 10-14 человек. Индивидуальные занятия необходимы тоже для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Методы используемые на занятиях:

  1. Игровые методы

  2. Арт-терапия

  3. Сказкотерапия

  4. Создание личного портфолио занятий с продуктами деятельности

  5. Работа в рабочих тетрадях для учащихся начальной школы «Тропинка к с воему Я»

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1 класс

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать

  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

2 класс

Регулятивные УУД:

  • учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

  • учиться прогнозировать последствия своих поступков

  • определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок фото)

  • делать выводы в результате совместной работы в группе

  • учиться графически оформлять изучаемый материал

  • моделировать различные ситуации

  • усваивать разные способы запоминания информации



Коммуникативные УУД:

  • учиться позитивно проявлять себя в общении

  • учиться договариваться и приходить к общему решению

  • учиться понимать эмоции и поступки других людей

  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости.

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

Предполагаемые результаты

К концу обучения курса учащиеся получат возможность:


Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

Предметные результаты

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;

- правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

-осознавать собственную полезность и ценность;

- основные способы психологического взаимодействия между людьми;

- приемы повышения собственной самооценки;

- осознание своего места в мире и обществе;

Уметь

-анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

- налаживать контакт с людьми;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- находить свое место в школьной жизни;

- работать в группе, в коллективе.

-получать удовольствие от процесса познания

-преодолевать возникающие в школе трудности

- справляться с неудачами;

-осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; взаимодействовать с учителем, сверстниками

- адекватно анализировать собственные проблемы;

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития

- полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед неудачей;

- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов;

- полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;

- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

- через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления

Содержание программы

Первый класс.

Основная задача – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.

Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых психологиче6ских занятиях значительное место отводиться заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует собственную ценность и значимость.

В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия. Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление атмосферы дружелюбия.

Тематическое планирование 1 класс (33 часа)

п/п

Название раздела

Количество часов

Вид контроля






1

Я – школьник.


15ч

Т






2

Мои чувства.


18ч

Т






ИТОГО:

33 часа






Второй класс.

Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ хорошего ученика.

В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках.

Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе, «быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что родителей сильно огорчают его не успешность. Поэтому особое значение приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные недостатки.

Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых детей снижаются творческие способности, исчезает стремление фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много творческих заданий.

Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления, который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и отдавать.

Тематическое планирование 2 класс (34 часа)

п/п

Название раздела

Количество часов

Вид контроля






1

Вспомним чувства.


Т






2

Чем люди отличаются друг от друга?


16ч

Т






3

Какой Я – Какой Ты?


12ч


ПР




ИТОГО:

34 часа










Третий класс.

К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение творческих способностей. Однако это- явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.

Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению , своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Тематическое планирование 3 класс (34 часа)

п/п

Название раздела

Количество часов

Вид контроля






1

Я- фантазер.

Т





2

Я и моя школа.

Т





3

Я и мои родители.






4

Я и мои друзья

Т





5

Что такое сотрудничество?


ПР




ИТОГО:

34 часа







Четвёртый класс.

Главная особенность четвероклассников – появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Поэтому целый ряд занятий посвящен обсуждению вопросов взаимоотношений в классе.

Самое важное свойство этого возраста - особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт.

Особое место занимают занятия, связанные с обсуждением близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудной жизнью родителей, подростки понимают, что постепенно выходят из детского возраста, и , это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными задачами этих занятия является снятие тревоги и побуждение к учебной активности.

Последние занятия полностью посвящены процессу перехода в 5 класс.

Тематическое планирование 4 класс (34 часа)

п/п

Название раздела

Количество часов

Вид контроля






1

Кто Я? Мои силы, мои возможности.


10ч

Т






2

Я расту, я изменяюсь.

Т






3

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?


ПР




4

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

Т





5

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?



ПР




ИТОГО:

34 часа





























Календарно - тематическое планирование

по курсу «Тропинка к своему «Я»»

1Б класс

Всего 33 часа; в неделю 1 час.

п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

дата

Примечание/

Причина корректировки

план

факт


Я – школьник.


15




1.

Знакомство. Я умею управлять собой.

1




2.

Я умею преодолевать трудности.

1




3.

Я умею преодолевать трудности.

1




4.

Я умею слушать других.

1




5.

Я умею учиться у ошибки.

1




6.

Я умею быть доброжелательным.

1




7.

Я умею быть доброжелательным.

1




8.

Я доброжелательный.

1




9.

Я умею быть ласковым.

1




10.

Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задания вместе другими.

1




11.

Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задания вместе другими.

1




12.

Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.

1




13.

Я учусь решать конфликты

1




14.

Я учусь решать конфликты

1




15.

Я умею решать конфликты

1





Мои чувства.


18




16.

Радость. Что такое мимика.

1




17.

Радость. Что такое мимика.

1




18.

Радость. Как ее доставить другому человеку.

1




19.

Жесты.

1




20.

Жесты.

1




21.

Радость можно передать прикосновением.

1




22.

Радость можно подарить взглядом.

1




23.

Грусть.

1




24.

Страх.

1




25.

Страх, его относительность.

1




26.

Как справиться со страхом.

1




27.

Как справиться со страхом.

1




28.

Страх и как его преодолеть.

1




29.

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1




30.

Может ли гнев принести пользу?

1




31.

Обида.

1




32.

Разные чувства.

1




33.

Итоговое.

1





Итого

33

















































Календарно - тематическое планирование

по курсу «Тропинка к своему «Я»»

2Б класс

Всего 33 часа; в неделю 1 час.

п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

дата

Примечание/

Причина корректировки

план

факт


Вспомним чувства.


6




1.

Мы рады встрече.

1




2.

Понимаем чувства другого.

1




3.

Понимаем чувства другого.

1




4.

Мы испытываем разные чувства.

1




5.

Мы испытываем разные чувства.

1




6.

Мы испытываем разные чувства.

1





Чем люди отличаются друг от друга?


16




7.

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

1




8.

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

1




9.

Хорошие качества людей.

1




10.

Хорошие качества людей.

1




11.

Самое важное хорошее качество.

1




12.

Кто такой сердечный человек.

1




13.

Кто такой доброжелательный человек.

1




14.

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

1




15.

Трудно ли быть доброжелательным человеком.

1




16.

«Я желаю добра ребятам в классе»

1




17.

Чистое сердце.

1




18.

Какие качества нам нравятся друг в друге.

1




19.

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

1




20.

Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

1




21.

Каждый человек уникален.

1




22.

Каждый человек уникален.

1





Какой Я – Какой Ты?


12




23.

Какой Я?

1




24.

Какой Я?

1




25.

Какой Ты? Учимся договариваться.

1




26.

Какой Ты? Учимся договариваться.

1




27.

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

1




28.

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

1




29.

Школьные трудности.

1




30.

Школьные трудности.

1




31.

Школьные трудности.

1




32.

Домашние трудности.

1




33.

Домашние трудности.

1




34.

Итоговое занятие.

1





Итого

34








































Календарно - тематическое планирование

по курсу «Тропинка к своему «Я»»

3Б класс

Всего 33 часа; в неделю 1 час.

п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

дата

Примечание/

Причина корректировки

план

факт


Я - фантазер.


9




1.

Я - третьеклассник.

1




2.

Я - третьеклассник.

1




3.

Кого можно назвать фантазером?

1




4.

Я умею фантазировать!

1




5.

Я умею фантазировать!

1




6.

Я умею фантазировать!

1




7.

Я умею сочинять!

1




8.

Мои мечты.

1




9.

Фантазии и ложь.

1





Я и моя школа.


7




10.

Я и моя школа.

1




11.

Я и моя школа.

1




12.

Что такое лень?

1




13.

Я и мой учитель.

1




14.

Я и мой учитель.

1




15.

Как справляться с «Немогучками».

1




16.

Как справляться с «Немогучками».

1





Я и мои родители.


5




17.

Я и мои родители.

1




18.

Я и мои родители.

1




19.

Я умею просить прощения.

1




20.

Я умею просить прощения.

1




21.

Почему родители наказывают детей?

1





Я и мои друзья.


6




22.

Настоящий друг.

1




23.

Умею ли я дружить?

1




24.

Умею ли я дружить?

1




25.

Трудности в отношении с друзьями.

1




26.

Трудности в отношении с друзьями.

1




27.

Ссора и драка.

1





Что такое сотрудничество?


7




28.

Что такое сотрудничество?

1




29.

Я умею понимать другого

1




30.

Я умею договариваться с людьми.

1




31.

Мы умеем действовать сообща.

1




32.

Что такое коллективная работа?

1




33.

Что такое коллективная работа?

1




34.

Итоговое занятие.

1





Итого

34












































Календарно - тематическое планирование

по курсу «Тропинка к своему «Я»»

4 Б класс

Всего 33 часа; в неделю 1 час.

п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

дата

Примечание/

Причина корректировки

план

факт


Кто Я? Мои силы, мои возможности.


10




1.

Мое лето.

1




2.

Кто Я?

1




3.

Какой я- большой или маленький?

1




4.

Мои способности

1




5.

Мой выбор, мой путь к успеху

1




6.

Мой внутренний мир и мои друзья

1




7.

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

1




8.

Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

1




9.

Мои интересы.

1




10.

Что значит верить?

1





Я расту, я изменяюсь


5




11.

Мое детство, мои друзья.

1




12.

Мое детство, мои друзья.

1




13.

Мои одноклассники.

1




14.

Мои одноклассники.

1




15.

Конфликты в классе.

1





Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?


5




16.

Мое настоящее и будущее.

1




17.

Мое настоящее и будущее.

1




18.

Хочу вырасти здоровым человеком!

1




19.

Моя будущая профессия

1




20.

Мое ближайшее будущее 5 класс

1





Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?


5




21.

Кто такой интеллигентный человек?


1




22.

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

1




23.

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

1




24.

Что такое идеальное Я?

1




25.

Что такое идеальное Я?

1





Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?


9




26.

Кто такой свободный человек?

1




27.

Права и обязанности школьника

1




28.

Права и обязанности школьника

1




29.

Что такое «право на уважение»?

1




30.

Права и обязанности.

1




31.

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

1




32.

Как разрешать конфликты мирным путем?

1




33.

Как разрешать конфликты мирным путем?

1




34.

Итоговое занятие.

1





Итого

34









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!