СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к своему «Я» 5 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений.                       

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к своему «Я» 5 класс»


МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа»






Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к своему «Я»

5 класс



Количество часов: 35 (1час в неделю)

Учитель: Смирнова Лидия Ивановна








Заречье

2015






























Пояснительная записка

    1. Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений.
    2. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
    3. Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами. Введение курса «Культура общения» необходимо на первой ступени обучения и непрерывное его продолжение течение всего пребывания детей в образовательном учреждении. Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществит.
    4. Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.
    5. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям. Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».
    6. Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
    7. Задачи:
  1. познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

  2. развивать коммуникативные способности школьников;

  3. содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

  4. формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).

Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.

Мероприятия по подведению итогов реализации программы:

  • «Праздник вежливых ребят»;

  • Устный журнал «О невежах и вежливости»;

  • Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны»;

  • Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

  • овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».

Программа рассчитана на обучающихся 5 класса. Занятия проводятся 2 раза в неделю

Содержание программы

Жили - были пятиклашки (1 час). Культура общения в школе. Построение взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

Правила гостеприимства (1час). Учимся представляться. Правила поведения за столом. Хорошие манеры. Правила гостеприимства. Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания. Правила расставания. Прощание с гостем. Ролевая игра «Мы в гостях»

Пора ложиться спать (1 час). Традиционные русские пожелания и приветствия.

О том, как быть уступчивым (1 час). Не быть грубым, уступать друг другу. Толерантность

Вежливая просьба (1 час). Формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку. Ролевая игра «Вежливый слон».

Поведение в общественных местах (3 часа). Общественный транспорт. Поликлиника. Библиотека. Парикмахерская. Правила проезда. Регистрация в поликлинике, прием у врача. Общение с библиотекарем во время оформления читательского абонемента и в выборе книг для чтения. Общение парикмахерской. Экскурсия в библиотеку. Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в библиотеку»

Милосердие и забота (1 час). Правила поведения у постели больного. Разговор с младшим. Разговор сильного со слабым. Слова с выражением сочувствия, слова утешения.

Как построить вежливый диалог (1 час). Обращение к взрослому знакомому. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону. Инсценировка телефонного разговора по книге С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Что такое телефонный разговор»).

Братья наши меньшие (1 часа). Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными.

Чистый ручеек нашей речи(2часа). Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой — друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай» (1час). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.

Спеши делать добро (2часа). «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Красота внешняя и внутренняя. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».

Красота внешняя и внутренняя (1час). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.

Этикетные выражения при знакомстве (1час). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Ты идёшь в гости (1час). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

Слушаем – вдумываемся (1час). Обучение слушанию. Говорящий взгляд.

Раздели печаль и радость другого (1час). Общение с младшими, ровесниками и одноклассникам

19. Знакомство (2часа). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Игровой тренинг «Здравствуй, это я»

Школьный этикет (2часа). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика.

Речь (1час). Значение речи в жизни человека. Речь письменная и устная. Грамотность, как свойство устной речи. Общение людей. Связь поведения и речи. Слова-чувства.

Волшебные слова (2 часа). Правила хорошего тона. Обращение с просьбой. Употребление вежливых слов в общении людьми. Правила приветствия и прощания, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях (магазин, кафе). Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»).

Учимся говорить (2 часа). Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций.

Гость – хозяину радость (1час). Правила приема гостей. Приглашение в гости и благодарность за приём.

Искусство слушать (1час). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых.

Мимика и жесты в устной речи (2часа). Понятия «мимика», «жесты», их роль в общении. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям. Ролевая игра «Угадай по мимике мое настроение».

Об уступчивости (2часа). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями. Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение.

Не ссориться и не обижать друг друга (2 часа). Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).

Пожелания (2часа) Составление поздравлений. Пожелание друзьям. Слова благодарности. Соотношение представления о праздничных днях и словах. Индивидуальные и коллективные поздравления. Контактные речевые формулы: уважение, благодарность.

У меня зазвонил телефон (3 часа). Практикум по телефонному этикету. Речевое поведение: беседа по телефону, реплики начала разговора. Жанр телефонных разговоров. Официальный разговор. Номера телефонов экстренной помощи: ситуации обращения; данные, которые необходимо сообщить.

Виды общения (1час). Общение для контакта и общение для получения информации. Особенности употребления несловесных средств. Слова-паразиты.

Мы можем понимать друг друга (3часа). Диалог. Понятие диалога и его слагаемых; участники и ситуации общения. Диалог как вид общения. Виды диалога: беседа, спор, дискуссия. Занятие практикум «Мы можем понимать друг друга»

Мастерская слова (3часа). Приглашение и ответ на него. Письменное приглашение. Приглашение по телефону. Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение. Конкурс приглашений.

Заговори со мной, и я скажу, кто ты (2часа). Языковой паспорт человека. Понятие интеллигентного человека. Формулы речевого общения.

Правила и законы общения (2часа). Учитывай, с кем, почему, для чего ты общаешься. Почему нужны правила общения. Законы общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».

Культура спора (2часа). Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны.

Дети и взрослые (2часа). Этические нормы поведения по отношению к взрослым, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых. Тон разговора.

Искусство делать комплименты Занятие-практикум (2 часа). Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами.

Об одном и том же по – разному (1час). Разговорная и деловая речь. Ты и твой собеседник.

Выражение собственной точки зрения (1час). Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.

Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому» (1час). Верные и правдивые объяснения. Интерес к вопросам со слова «почему», требующим объяснения интересных жизненных фактов.

Учимся прощать (1час). Сущность прощения. Толерантность. Конфликты и пути их разрешения.

Начало начал (2 часа). Основа взаимоотношений в семье.

Итоговое занятие (2часа) Дискуссия «Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны».

Учебно -тематическое планирование


урока

Тема урока.

Кол-во часов




теоретических

практических


1

Жили-были пятиклашки

1



2

Правила гостеприимства


1


3

Пора ложиться спать. Прощание перед сном

1



4

О том, как быть уступчивым

1



5

Вежливая просьба. Ролевая игра «Вежливый слон»


1


6

Общественный транспорт. Правила поведения

1



7

Милосердие и забота

1



8

Поведение в общественных местах: поликлинике, больнице.


1


9

Экскурсия в библиотеку. Сюжетно ролевая игра.


1


10

Как построить вежливый диалог


1


11

Братья наши меньшие

1



12-13

Чистый ручеек нашей речи. Час общения

1

1


14

Скажи при встрече: «Здравствуй и прощай»

1



15-16

Спеши делать добро. Занятие -практикум

1

1


17

Красота внешняя и внутренняя

1



18

Этикетные выражения при знакомстве

1



19-20

Умей понять другого . Тест-игра..

1

1


21

Ты идёшь в гости

1



22

Слушаем – вдумываемся.

1


23

Раздели печаль и радость другого.

1


24-25

Знакомство . Игровой тренинг.

1

1


26-27

Школьный этикет. Практикум «Вежливый диалог»

1

1


28

Речь

1



29-30

Волшебные слова . Чтение книги «Уроки этикета»

1

1


31-32

Учимся говорить . Игра.

1

1


33

Гость – хозяину радость.

1


34-35

Мимика и жесты в устной речи . Ролевая игра.

1

1


36-37

Об уступчивости . Ролевая игра

1

1


38-39

Не ссориться и не обижать друг друга. Практикум.

1

1


40-41

Пожелания . Изготовление открыток

1

1


42-44

У меня зазвонил телефон . Практикум по телефонному этикету. Официальный разговор

1

2


45

Виды общения

1


46-48

Мы можем понимать друг друга .Диалог. Практикум

1

2


49-51

Мастерская слова. Виды приглашений. Конкурс приглашений

1

2


52-53

Заговори со мной, и я скажу, кто ты . Формула речевого общения.

1

1


54-55

Правила и законы общения

1

1


56-57

Культура спора

1

1


58-59

Дети и взрослые

1

1


60-61

Искусство делать комплименты

1

1


62

Об одном и том же по – разному

1



63

Выражение собственной точки зрения

1



64

Самое беспокойное слово на свете. Обманчивое «Потому»

1



65

Учимся прощать

1



66-67

Начало начал

1

1


68

Итоговое занятие

1



Всего


40

28


Заключение

Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.

Литература

  1. Богуславская, Н.Е.  Веселый этикет [Текст]:  /методическое пособие/  

     Н.Е.  Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: Арго,1997

  1. Герасимова, В.А.   Классный час играючи   [Текст]:   /сборник  уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.  

  2. Богданова, О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст]  /О.С.Богданова, В.И. Петрова. – М.: Просвещение, 1980.

  3. Парусникова, И.В. Речь и культура общения [Текст] /И.В. Парусникова// Педсовет. – 1996.- №10.  

  4. Баландина Е.В. Школа этикета, или Вы пришли в театр [Текст] / Е.В. Баландина // Педсовет.- 2007. - №11

  5. Курьянова, Е.Н. Авторизированная программа кружка «Юный риторик» с элементами театральной культуры. (http://festival.1september.ru/)

  6. Исрафилова, Г.Ю. Программа «Этикет» Обучение младших школьников правилам общения. (http://festival.1september.ru/)

  7. Стихи  для детей с картинками о правилах этикета. (http://umm4.com/stories_tales_poems/pravila-etiketa-dlya-samyx-malenkix.htm)



































МОУ «Зареченская основная общеобразовательная школа»






Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению:

«Культура общения»

5 класс



Количество часов: 70(2часа в неделю)

Учитель: Смирнова Лидия Ивановна

Заречье

2015








  1. Тематическое планирование
    1. 1 класс

(32 часа)

урока

Тема урока.

Количество часов




теоретических

практических

Жили-были первоклашки

1


Учимся представляться

1


Правила поведения за столом

Хорошие манеры

1


Правила гостеприимства

1


Прощание с гостем

1


Ролевая игра «Мы в гостях»


1

Правила поведения при торжественных событиях. Поздравление и пожелания

1


Правила поведения при торжественных событиях

1


Правила расставания.

Прощание с близкими перед отъездом

1


Правила расставания

1


Пора ложиться спать.

Прощание перед сном

1


Традиционные приветствия в момент пробуждения. Утреннее приветствие

1


О том, как быть уступчивым

1


Вежливая просьба

1


Вежливая просьба.  

Ролевая игра «Вежливый слон»


1

Общественный транспорт.

Правила поведения

1


Сюжетно – ролевая игра «Мы идем в театр»


1

В театре (кино, цирке, на концерте, на стадионе)

1


Вы заболели. Правила поведения в поликлинике

1


Экскурсия в детскую библиотеку. Правила поведения


1

Посещение мест общепита.

Поведение в кафе

1


Правила поведения в парикмахерской

1


Сострадание. Утешение.

Милосердие. Забота

1


В доме больной.

Правила поведения у постели больного

1


Разговор с младшим, как разговор сильного со слабым

1


Обращение к взрослому знакомому

1


Разговор с незнакомым на улице

1


Правила общения по телефону

1


Вежливый разговор по телефону.


1

Правила поведения с животными. Разговор о животных и с животными

1


Правила поведения с животными

1


Итоговое занятие. Театральное представление «Театр вежливых ребят»


1

Всего


26

6

    1. 2 класс

(32 часа)

урока

Тема занятий

Количество часов




теоретических

практических

Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Наука риторика

1


Волшебница речь

1


Язык мой - друг мой



Учимся строить предложения

1


Час – общения.

«В гостях у дедушки Этикета»


1

6.

Чудесные превращения слов

1


7.

Слова приветствия

1


8

Слова прощания

1


9.

Слова выражения просьбы, благодарности

1


10.

«Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть»

1


11.

Красота внешняя и внутренняя

1


12.

Улыбнись улыбкою своею.  Занятие практикум «Скажи улыбкой»


1

13.

Как учиться вежеству

1


14.

Слово-это тоже поступок

1


15.

Слова извинения.  Этикет – тренинг «Сосчитай вежливые слова»


1

16.

Правила хорошего тона, дурной тон

1


17.

Помощники устного слова

1


18.

Знакомство через посредника и без посредника

1


19.

Этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка)

1


20.

Уметь слушать собеседника

1


21.

Слушали, услышали, прослушали

1


22.

Как вести себя в гостях

1


23.

Правила гостеприимства

1


24.

У тебя в гостях.

Игровая программа  «Быть хорошим хозяином совсем не просто»


1

25.

Понятия «адресат-адресант»

1


26.

Напиши мне письмо

1


27.

То же слово, да не так бы молвить        

1


28

Настроение, чувства, тон говорящего

1


29.

Говорящий взгляд

1


30

Общение с младшими

1


31.

Общение с одноклассниками и ровесниками

1


32.

 Итоговое занятие. Творческое занятие    «Я в различных жизненных ролях»  


1

Всего


27

5

    1. 3 класс

(32 часа)

урока

Тема занятий

Количество часов




теоретических

практических

Знакомство.

Игровой тренинг «Здравствуй, это я»


1

Этикет школьной жизни

1


Разрешите мне «сказать»

1


Культура речи

1


Значение речи в жизни человека

1


Грамотность, как свойство устной речи

1


Поговорим о вежливости

1


Для чего быть вежливым

1


Правила хорошего тона

1


Обращение с просьбой

1


Волшебные слова. Чтение книги «Уроки этикета»


1

Разговор.

1


Как ты говоришь

1


Как нужно вести себя во время разговора. Проигрывание речевых ситуаций


1

Разговор с незнакомым на улице

1


Обращение к взрослому

1


Учимся писать письма

1


Занятие – практикум «Я вам пишу…»


1

У тебя в гостях подруга

1


«Не для того идут в гости, что дома нечего обедать»

1


Умение слушать собеседника

1


Вежливый слушатель

1


Мимика и жесты в устной речи

1


Мимика и жесты в устной речи. Ролевая игра «Угадай по мимике моё настроение»


1

Об уступчивости

1


В кругу друзей

1


Не ссориться и не обижать друг друга.

1


Пожелания друзьям

1


Составление поздравлений

1


Слова благодарности

1


«У меня зазвонил телефон…»  Практикум по телефонному этикету


1

Итоговое занятие.   Устный журнал «О невежах и вежливости»


1

Всего


25

7

    1. 4 класс

(32 часа)

урока

Тема урока.

Количество часов




теоретических

практических

1.

«С кем поведешься…»

1


2.

Слова-паразиты

1


3.

Диалог

1


4.

Понятие диалога и его слагаемых.

1


5.

Виды диалога: беседа, спор.

1


6.

Занятие практикум.

«Мы можем понимать друг друга»


1

7.

Письменное приглашение

1


8.

Приглашение по телефону

1


9.

Приглашение и ответ на него. Конкурс приглашений


1

10.

Вежливо, невежливо, грубо

1


11.

Этикетные жанры и слова вежливости

1


12.

Будьте взаимно вежливы

1


13.

Языковой паспорт человека.

1


14.

Языковой паспорт человека.

КТД «Портрет культурного человека»


1

15.

Учитывай с кем, почему и для чего ты общаешься

1


16.

Правила и законы общения

1


17.

Правила и законы общения. Тест-игра «С тобой приятно общаться»


1

18.

Мы живем среди людей

1


19.

Этикет народов мира.

Игра-путешествие «Вокруг света»


1

20.

Спор

1


21.

Виды споров

1


22.

Культура спора

1


23.

Разговор с взрослым

1


24.

Тон разговора

1


25.

Занятие - практикум «Искусство делать комплименты»


1

26.

Об одном и том же по-разному

1


27.

Выражение собственной точки зрения

1


28.

Самое беспокойное слово на свете

1


29.

Обманчивое  «Потому»

1


30.

Учимся прощать

1


31.

Взаимоотношение в семье

1


32.

Итоговое занятие.

Дискуссия «Семь наших «Я».

Научись смотреть на себя со стороны


1

Всего


25

7








Школа этикета,

или Вы пришли в театр

Оборудование и реквизит:

– театральные билеты, программки, афиши, книги о театре, рисунки и картинки (см. по тексту);

– аудиотехника и музыкальное сопровождение («Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро»).

– на доске надпись с названием мероприятия «Школа этикета, или Вы пришли в театр».

  Ведущий:

- Ребята, прочитайте хором надпись на доске.

- Что такое «этикет»? Этикет – в переводе с французского, правила поведения. Сегодня мы познакомимся с правилами культурного поведения и вежливого обращения с окружающими людьми в одном учреждении. В театре. Театр – культурно-просветительское учреждение. Какие еще культурно-просветительские учреждения вы знаете?

      Ведущий:

- Прочитайте записанные на доске слова. Что общего в этих словах? (Ответы детей: это общественные места.) Найдите лишнее слово. (Ответы детей: транспорт.) Почему? (Ответы детей: транспорт – это средство для перевозки людей и грузов.)

Учитель пишет на доске два столбца слов. Задание – соединить слова в левом и правом столбиках.



Ведущий:  А теперь послушайте, о чем разговаривают Петрушка и Шуршунчик. (Ведущий  надевает перчаточные куклы и далее говорит от их имени.)

Петрушка: -  Я считаю, что во всех общественных местах необходимо соблюдать правила этикета.

Шуршунчик:  - А я уверен, что соблюдать необходимо только правила дорожного движения, а в театре нужно вести себя так. (Свистит, показывает язык, кривляется.)

Ведущий:

-  Ребята, кто из них прав?  Человек живет в обществе, и от умения культурно вести себя, общаться с людьми зависит хорошее настроение каждого из нас.

Звучит фонограмма песни «Марионетки» из репертуара группы «Машина времени».

Ведущий:  Представьте себе, что вы пришли в театр, заняли места в зрительном зале. Гаснет свет, открывается занавес – и начинается волшебное зрелище: на сцене оживают знакомые или незнакомые вам герои сказок, любимых книг…

Конкурс «Узнай предмет  

   Задание – узнать, каким литературным персонажам принадлежат следующие предметы:

– зонтик (Оле-Лукойе);

– горошина (Принцессе на горошине);

– санки (Каю из сказки «Снежная королева»);

– скорлупа грецкого ореха (Дюймовочке);

– крапива (Элизе из сказки «Дикие лебеди»);

– мочалка (Мойдодыру);

– золотой ключик (Буратино);

– корзинка с пирожками (Красной Шапочке).

Ведущий:  

-  Театр – это необычный, волшебный мир, который дарит нам сказку, хорошее настроение, радость и удовольствие. В театре работают люди разных профессий, и мы должны уважать их труд. А наше уважение выражается в соблюдении правил этикета.

Какие помещения есть в театре, мы узнаем, разгадав маленький кроссворд.



Вопросы:

1. Место, где сидят зрители во время спектакля.

2. Место, где находятся зрители до и после спектакля.

3. Место, куда можно сдать на хранение одежду.

4. Место, где зрители могут перекусить во время антракта.

Ведущий:   Зал, гардероб, фойе, буфет – это помещения театра. Какое помещение мы не назвали? (Подсказка: там мы приобретаем билеты на спектакль).

Ведущий  разыгрывает сценку, как Петрушка приобретает билет в кассе.

Ведущий:  

А сейчас Шуршунчик познакомит вас с правилами поведения в театре и даст несколько полезных советов.

Шуршунчик:

-   В театр приходи небрежно и непразднично одетым.

-   При входе кричи, толкайся, всех распихивай.

-   Билет брось у входа к ногам контролера.

-   В верхней одежде пробеги в зрительный зал.

    -  Обязательно постарайся опоздать к началу представления.

(Петрушка при этом изображает отчаяние от «советов» Шуршунчика).

Беседа с детьми: ребята оспаривают «вредные советы» Шуршунчика.

Ведущий:    Молодцы! В фойе театра вы можете приобрести программку. Что можно узнать из нее? Показывает театральные программки.

Дети рассматривают, читают, отвечают.

Ведущий:     Что является сигналом к началу спектакля? Итак, звенит первый звонок. Проходим в зрительный зал. Сейчас я проверю, как вы будете выполнять правила этикета. Из двух ответов на мой вопрос выберите правильный.

Далее ведущий  зачитывает вопросы и по два ответа к ним: один – от имени Петрушки, второй – от имени Шуршунчика.

Вопросы:

1. Как вы будете проходить в зрительный зал? (Шуршунчик: «Шумно!» Петрушка: «Тихо». Ответы детей.)

2. Все места в вашем ряду уже заняты. Как вы должны пройти к своему месту? (Шуршунчик: «Спиной к сидящим». Петрушка: «Лицом к сидящим». Ответы детей.)

Можно разыграть сценку, на примере которой ведущий    показывает детям, как надо проходить в зрительный зал. В ходе сценки дети сидят в ряд на стульях, как в театре, Петрушка и Шуршунчик пытаются пройти мимо них к своим местам.

Шуршунчик (грубо):  - Эй, ты, убери свои ноги, кому сказал! Быстро пропусти меня!

Петрушка (вежливо): -  Извините за беспокойство, разрешите пройти.

Беседа с детьми: кто прав – Петрушка или Шуршунчик.

Ведущий:     - Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием. Звенит второй звонок. Посмотрите внимательно на рисунок. Какие правила поведения в театре зашифрованы в нем? (Ответы детей: во время спектакля нельзя шуршать фантиками, есть конфеты, пить воду.) Правильно, так вести себя во время представления неприлично. Также нельзя громко смеяться, вертеться, вскакивать с места, толкаться.



Ведущий:     А сейчас начнется представление. (Звенит третий звонок.) Не забывайте о правилах поведения. Представьте себе, что вы находитесь в театре оперы и балета. Гаснет свет, на сцене балерины исполняют «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. (Звучит отрывок из балета «Лебединое озеро», дети слушают.) Спектакль закончился. Что делают зрители? (Ответы детей: хлопают, кричат «браво», «бис».) Послушайте, как смотрели балет девочки из стихотворения

Агнии Барто «В театре»

Несколько учеников читают стихотворение.

                Когда мне было

                Восемь лет,

                Я пошла

                Смотреть балет.

                Мы пошли с подругой  Любой.

                Мы в театре сняли шубы,

                Сняли теплые платки.

                Нам в театре, в раздевалке,

                Дали в руки номерки.

                Наконец-то я в балете!

                Я забыла все на свете.

                Даже три помножить на три

                Я сейчас бы не смогла.

                Наконец-то я в театре,

                Как я этого ждала.

                Я сейчас увижу фею

                В белом шарфе и венке.

                Я сижу, дышать не смею,

                Номерок держу в руке.

                Вдруг оркестр грянул в трубы,

                Мы с моей подругой Любой

                Даже вздрогнули слегка.

                Вдруг вижу – нету номерка.

                Фея кружится по сцене –

                Я на сцену не гляжу.

                Я обшарила колени –

                Номерка не нахожу.

                Может, он

                Под стулом где-то?

                Мне теперь

                Не до балета!

                Все сильней играют трубы,

                Пляшут гости на балу,

                А мы с моей подругой Любой

                Ищем номер на полу.

                Укатился он куда-то...

                Я в соседний ряд ползу.

                Удивляются ребята:

                – Кто там ползает внизу?

                По сцене бабочка порхала –

                Я не видала ничего:

                Я номерок внизу искала

                И наконец, нашла его.

                А тут как раз зажегся свет,

                И все ушли из зала.

                – Мне очень нравится балет, –

                Ребятам я сказала.

Ведущий:     - Наше занятие подходит к концу. Мне очень хочется узнать, как вы усвоили материал в нашей школе этикета. Повторите, какие действия недопустимы во время просмотра спектакля?

На доске записаны слова:  аплодировать, шуршатьтолкаться, смотреть, огорчаться, улыбаться, бегатьжевать.

 Дети вычеркивают лишние слова.

Ведущий:  -  А теперь вспомните, какие из этих слов обозначают профессии, а какие – помещения?

На доске записаны слова:  фойе, зал, режиссер, касса, художник, актер, гардероб.

 Дети выполняют задание.

Ведущий:  - Давайте еще раз повторим правила поведения в театре.

Правила поведения в театре

  1. Бывая в театре, надо всегда помнить, что ты здесь не один и вести себя надо так, чтобы не мешать другим.

  2. В антракте разговаривай тихо, чтобы тебя слышал только твой собеседник.

  3. Приходить в театр надо вовремя, чтобы не мешать своим опозданием началу спектакля.

  4. Не вставай с места, пока не опустят занавес. Не только потому, что это нетактично по отношению к актерам и другим зрителям, но и потому, что последние слова пьесы бывают важны.

  5. Не постукивай ногой в такт музыке – соседям это может мешать.

  6. Не кричи после конца действия «бис».

Ведущий награждает наиболее активных участников мероприятия призами.

Ведущий:     -  Ребята, а как же нам быть с Шуршунчиком? Он ведь совсем не умеет себя вести. (Ответы детей: мы его научим и возьмем с собой в театр.) Хорошо. Надеюсь, что все вы усвоили правила поведения, и на следующей неделе в театре будете вести себя правильно. До свидания! До новых встреч!

Приложение 2.



Этикет-тренинг

«Сосчитай вежливые слова»

Цель: отработка формулы речевого этикета

В речи людской есть слова простые,

Они и волшебные, и золотые!

Как звездочки в небе, в речи горят,

Сердце и душу они веселят!

Эти слова помнить каждый обязан:

В жизни людской этикет очень важен.

Мил людям всем будешь и без конфеты,

Если ты с детства знаком с этикетом.

Всем, кто знаком нам, приятен, любим,

«Здравствуйте», встретившись, мы говорим.

«Здравствуйте» — первое важное слово,

Которым при встрече желаем здоровья.

«Доброе утро, вечер и день» —

Нам повторять совершенно не лень.

Вечером в спальне, расправив кровать,

«Спокойной ночи» спешим пожелать.

Если ты друга случайно обидел,

Старушку толкнул, в суете не увидел,

«Простите» скажи, уловив строгий взгляд,

И люди тебя непременно простят.

Обед получился отменный у мамы —

Борщ и компот объедение прямо.

«Спасибо» сказать надо ей не забыть,

Ведь мама старалась тебе угодить.

«Спасибо» за каждое доброе дело,

Свою благодарность высказывай смело.

Быть вежливым ты не стесняйся, мой друг,

Мир яркими красками вспыхнет вокруг!

«Прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры»,

Прежде чем что-то просить, говори!

Вежлив будь с бабушкой, другом и кошкой,

С дядей огромным и маленькой крошкой.

В словах этикетных мудрость и стать,

Ребенок и взрослый должен их знать.

Чтобы приятным быть при общении,

Вежливостью ты повышай настроение.

Мир заиграет красками лета

От вежливых слов, доброты этикета!

Сколько же вежливых слов

В этих строчках простых?

Ребята, скорей назовите мне их!

Вежливые слова: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи», «простите», «спасибо», «прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры».

Пожалуйста, приз драгоценный возьмите,

«Спасибо» за приз поскорей говорите!












Паспорт программы

Полное название программ

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я»

Организация-заявитель

МБОУ Куминская средняя общеобразовательная школа

Руководитель организации

Директор МБОУ Куминская СОШ Третьяк Л.П.

Адрес организации

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Кондинский район, п. Куминский, ул. П.Морозова, 7

Телефон/факс

8(34677)39-1-71, 39-1-72

Авторский коллектив

Шабанова Е.А.- педагог-психолог

География программы

Ханты-Мансийский автономный округ, Кондинский район, п.Куминский

Целевые группы

Группа учащихся 5-х классов

Цель программы

Развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Направленность

Социально-психологическое направление

Срок реализации

Срок реализации 1 год, 2014-2015 уч.г.

Вид программы

Составлена на основе авторской программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Уровень реализации

Основное общее образование

Уровень освоения

Общекультурный

Способ освоения содержания

Рефлексивный

Краткое содержание

Тренинговые занятия по программе «Тропинка к своему «Я» помогут младшим подросткам в трудный период адаптации, период перехода к взрослости. Занятия предоставляют возможность учащимся поговорить о себе, исследовать себя, получить знания о себе, получить опыт конструктивного общения. Основные направления групповой работы: аксиологическое (принятие себя и других), инструментальное (развитие умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы), мотивационно-потребностное (развитие умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, формирование потребности в самоизменении и личностном росте

























































Пояснительная записка

Ранний подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные требования и роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом к себе и другим в мире в целом. Позиция доверия и терпимости - это основа для формирования конструктивного общения в пользу мирного сосуществования, а не конфликтов. Центральным психологическим процессом является развитие самосознания и это проявляется в новообразованиях данного возрастного периода: “чувство взрослости”, “чувство принадлежности к группе”, в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения. Согласно структуре, предложенной В.С.Мухиной, в самосознании можно выделить такие компоненты: собственное имя человека, притязание на социальное признание, социальное пространство личности (ее права и обязанности), психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), половая идентификация.

Младшие подростки начинают активно осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо ориентируются, не уверены в его устойчивости. Данная программа позволяет помочь подросткам найти ответы на многие вопросы, развить у них эмоционально-личностную сферу.

Цель программы: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Основные задачи:

  • ознакомить обучающихся с основами психологических знаний и представлений, доступных возрасту,

  • способствовать развитию потребности в осознании обучающимися своих особенностей, достоинств и недостатков,

  • способствовать формированию потребности в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности,

  • способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, управлять собой в процессе взаимодействия, осознанно действовать в ситуации выбора,

  • способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 35 занятий при продолжительности занятий 40 минут при частоте проведения занятий 1 раз в неделю.

Структура занятий

Каждое занятие делится на

- эмоциональную разминку,

- основную часть по теме занятия,

- заключительную часть: игровую или тестовую.

Методы, используемые в программе:

- психологическая информация,

- интеллектуальные задания,

- ролевые методы,

- коммуникативные игры,

- игры, направленные на развитие воображения,

- задания с использованием терапевтических метафор,

- задания на формирование «эмоциональной» грамотности,

- когнитивные методы,

- дискуссионные методы.


Ожидаемые результаты:

Систематические занятия по данной программе предполагают динамику в развитии личностных УУД. Будут формироваться:

- адекватная самооценка,

- установка на здоровый образ жизни,

- понимание чувств других людей и сопереживание им,

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

- знание основных моральных норм и установка на их выполнение.


В сфере регулятивных УУД пятиклассники получат возможность:

- в сотрудничестве с психологом ставить новые задачи по самопознанию, самовоспитанию,

- проявлять познавательную активность,

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей,

- контролировать и оценивать свои действия.


В сфере коммуникативных УУД у обучающиеся будут развиваться:

- умение учитывать мнение своего собеседника,

- умение организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями,

- диалогическая речь,

- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Содержание программы


Тема 1. Введение в мир психологии – 3ч.

  • Введение в мир психологии – 1ч.

Необходимость психологических знаний для человека. Составляющие счастливой жизни для человека.

  • Диагностика эмоциональной и личностной сферы. – 2ч.

Тема 2. Я – это Я. – 9ч.

  • Кто я, какой я? – 2ч.

Знакомство со своими личностными качествами.

  • Я – могу. - 1ч.

Нахождение позитивных качеств. Умение прощать и просить прощение.

  • Я нужен! – 1ч.

Человеческая потребность быть нужным окружающим.

  • Я мечтаю. - 1ч.

Умение мечтать и фантазировать.

  • Я – это мои цели. – 1ч.

Цели на будущее, на ближайшее будущее.

  • Я – это мое детство. – 1ч.

Детство – жизненный период, о котором нужно помнить.

  • Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. – 2ч.

  • Настоящее и будущее как временные жизненные отрезки.

Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. – 4ч.

  • Чувства бывают разные. – 2ч.

Осознание собственных чувств. Адекватное самовыражение.

  • Стыдно ли бояться? – 1ч.

Принятие своих чувств. Преодоление страха.

  • Имею ли я право сердиться и обижаться? – 1ч.

Регулирование чувств злости и обиды.

Тема 4. Я и мой внутренний мир. – 3ч.

  • Каждый видит мир и чувствует по-своему – 1ч.

Ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека.

  • Любой внутренний мир ценен и уникален – 2ч.

Самопринятие.

Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир. – 4ч.

  • Трудные ситуации могут научить меня. – 2ч.

В любом событии есть плюсы и минусы. Обучающий эффект типичный трудный ситуаций школьника.

  • В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. – 2ч.

Качества, составляющие внутреннюю силу.

Тема 6. Я и ты. – 6ч.

  • Я и мои друзья. – 2ч.

Проблемы подростковой дружбы.

  • У меня есть друг. – 1ч.

Эгоизм – качество, мешающее дружбе.

  • Я и мои колючки.-1ч.

Качества, мешающие и помогающие общению.

  • Что такое одиночество? – 1ч.

Какого человека можно назвать одиноким.

  • Я не одинок в этом мире. – 1ч.

Тема 7.Я начинаю меняться. – 5ч.

  • Нужно ли человеку меняться? -2ч.

Пути самосовершенствования. Зачем человеку изменения.

  • Диагностика эмоциональной и личностной сферы. – 2ч.

  • Заключительное занятие. – 1ч.

Подведение итогов.


Учебно-тематическое планирование курса


№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Формы контроля

Дата

Теор.

Практ.

1.

Введение в мир психологии

1ч.

1




2-3

Диагностика эмоциональной и личностной сферы.

Тестирование.


2

Результаты диагностики


5-6

Кто я, какой я? Анкетирование.

2ч.

1

1



7

Я – могу.

1ч.


1



8

Я нужен!

1ч.


1



9

Я мечтаю.

1ч.


1



10

Я – это мои цели.

1ч.


1



11

Я – это мое детство.

1ч.


1



12-13

Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.

2ч.

1

1



14-15

Чувства бывают разные.

2ч.


2



16

Стыдно ли бояться?

1ч.


1



17

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1ч.


1



18

Каждый видит мир и чувствует по-своему.


1ч.


1



19-20

Любой внутренний мир ценен и уникален.


2ч.


2



21-22

Трудные ситуации могут научить меня.


2ч.


2



23-24

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

2ч.


2



25-26

Я и мои друзья.

2ч.


2



27

У меня есть друг.

1ч.


1



28

Я и мои колючки.


1



29

Что такое одиночество?

1ч.


1



30

Я не одинок в этом мире.

1ч.


1



31-32

Нужно ли человеку меняться?

2ч.


2



33-34

Диагностика эмоциональной и личностной сферы.


2ч.


2

Динамика в эмоциональной и личностной сфере


35

Заключительное занятие.


1ч.


1



Всего

35

3

32





Литература для учителя

1. Вачков И. Путешествие к волшебнику. Школьный психолог, 2003г. 1

2. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. Москва. Вако, 2008г.

3. Кэррел Сюзан. Групповая психотерапия подростков. Санкт-Петербург. Питер, 2002г.

4. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Москва. Академия, 2001г.

5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я». Москва. Генезис, 2005г.

6. Шашкова З. Ты и я такие разные. Школьный психолог , 2002г. 11.

7. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Москва. Генезис, 2005г

Литература для учащихся

Периодическая печать: «Классный журнал», «Мы».

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru

  2. http://nsportal.ru

  3. http://ped-kopilka.ru

  4. http://www.uchportal.ru

  5. http://standart.edu.ru























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!