Муниципальное общеобразовательное учреждение
Вешкаймская средняя общеобразовательная школа № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность ИГРА
Класс 2 (1-й год обучения)
Уровень общего образования начальная школа
Учитель Никитина Татьяна Александровна
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час
Рабочую программу составила Никитина Татьяна Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа базового уровня составлена на основе:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 г. №373;
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
4. Плана внеурочной деятельности МОУ Вешкаймская СОШ №1 на 2014-2015 учебный год, утвержденного приказом директора школы № 106 от 28.08.2014г ;
5. Образовательной программы начального общего образования МОУ Вешкаймская СОШ №1, утверждённой приказом директора школы № 107а от 29.08.2014.
6.Программы «Игра». Автор Д.В. Григорьев. Программы внеурочной деятельности в начальной школе.- М.: Просвещение, 2011.
Актуальность и пользования игры во внеурочной деятельности школьников обусловлена рядом обстоятельств.
Первое обстоятельство - это повышение интерактивности педагогических средств, увеличение доли игровых и виртуальных тренажёров, которые позволяют воссоздать значительное число условий решения тех или иных задач.
Второе обстоятельство связано с тем, что современному человеку нужно формировать особые условия, позволяющие сбросить напряжение, отвлечься от повседневных проблем.
Третье обстоятельство исходит из современного осознания сложности, многомерности мира. Необходимо не просто передавать это знание подрастающему поколению, а напрямую включать детей и подростков в такие практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят выбирать собственную позицию и роль.
Четвёртое обстоятельство - снижение роли и значения общественных объединений и, как следствие, обеднение опыта взаимодействия у нынешних школьников.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития внимания, памяти, ориентации, раскрытие потенциальных возможностей и творческой инициативы ребенка.
Задачи:
– укреплять здоровье занимающихся;
– воспитывать необходимые морально-волевые качества;
– формировать организаторские способности;
– содействовать формированию жизненно необходимых навыков и умений.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности.
Взаимопомощь и сопереживание.
Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями.
Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
Задавать вопросы.
Использовать речь для регуляции своего действия.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Содержание курса "Игра"
Программа предусматривает следующие виды игр:
- интеллектуально-познавательная;
- подвижная;
- настольная;
- игра-драматизация;
- ситуативная игра-упражнение;
- игра на кооперацию;
- комплексная игра на местности;
- комплексная игра-приключение.
Интеллектуально-познавательная игра предусматривает соревнование участников в эрудиции и интеллекте. ключевыми особенностями интеллектуально-познавательной игры являются наличие специальных вопросов, на которые следует отвечать соревнующимся, и игрового сюжета, игровой интриги. Полная структура интеллектуально-познавательной игры включает ведущего (группы ведущих), соревнующихся (участников или команды), эксперта, зрителей.
В основе подвижной игры лежат двигательные действия участников с предметами или без них. Сюжет и правила подвижной игры регламентируют характер двигательных действий участников игры. Подвижные игры обычно характеризуются образностью, физической мобилизацией участников, раскрепощённостью, непринуждённостью поведения участников игры, зависимостью успеха от избирательности участника игры в способах решения игровой задачи и физической подготовленности, динамичностью игровой ситуации, распределением среди участников игровых ролей.
Настольная игра предполагает наличие статичного игрового поля (игровой доски), которое находится на столе или специальной платформе. Настольные игры предусматривают наличие специального инвентаря: карточки, карты, кости, игровое поле, фишки, фигуры и т.д.
Игра-драматизация строится вокруг определённого сюжета и предусматривает его разыгрывание (драматизацию). Наиболее важная часть игры-драматизации это сюжет, который заимствуют из литературного произведения либо придуманный учащимися. Участники игры самостоятельно создают образы при помощи средств выразительности (интонации, мимики, пантомимы, изменяют голос). В ходе игры можно использовать театральную атрибутику. Особой разновидностью игры-драматизации является игра с использованием игрушек.
Ситуативная игра-упражнение представляет собой взаимодействие, в котором разыгрываются локальное событие с чётко обозначенной проблемой. Ситуативно-ролевая игра как форма организации совместной деятельности - это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников игры, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации.
Игра на кооперацию предполагает, что при реализации игровой задачи, участники игры вынуждены согласовывать совместные действия, объединяться в группы и выстраивать межгрупповое взаимодействие. Для усиления мотивации игра на кооперацию строится как соревнование нескольких команд, решающих аналогичную задачу.
Комплексная игра на местности организуется во время похода или прогулки на свежем воздухе и предполагает в ходе разыгрывания военизированного сюжета (разведка, караул, захват флага и т.д.) ориентирование на местности, преодоление препятствий, бег, прыжки, лазание. В игре на местности участники делятся на 2, реже 3 и более команд по 6-10 человек, между которыми и происходит соревнование. Проведение комплексных игр на местности выдвигает требования к участку (площадке), который должен обеспечить безопасность игры и соответствовать уровню их физической подготовки.
Комплексная игра-приключение отличается тем, что участник воспринимает всё происходящее в игре как из ряда вон выходящее. Такая игра может предполагать игру-путешествие, но с участием множества костюмированных персонажей, роли которых будут исполнять старшеклассники или родители.
Первый год занятий
Первая встреча с игрой. Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Игра и дети. Игра и взрослые. Многообразие игр.
Интеллектуально-познавательные игры (викторины).
Интеллектуально-познавательная игра - соревнование в информированности и сообразительности. Правила викторины. Викторины на знание правил дорожного движения, поведения в общественных местах (в школе, в транспорте, на улице).
Подвижные игры. Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды. Игры с музыкальным сопровождением, сюжетные игры. Правила подвижных игр. Роли в подвижных играх: водящий, судья, организатор.
Настольные игры. Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в шашки — классическая настольная игра. Правила игры в шашки. Настольные игры на бумаге (крестики-нолики). Настольные игры в компании (домино и лото). Правила настольных игр в лото и домино.
Игры-драматизации. Ситуация в игре: участники (игровые роли), задачи и способы их решения участниками ситуации. Игровые диалоги-импровизации с игрушками. Сюжеты игр «В школе», «В гостях», «Экстремальная ситуация», «Добро как практическое волшебство».
Ситуативные игры-упражнения. Парное взаимодействие в игре. Влияние на партнёра, избирательная реакция на влияние, противостояние влиянию.
№п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Первая встреча с игрой. | 2 |
2 | Интеллектуально-познавательные игры (викторины) | 6 |
3 | Подвижные игры | 10 |
4 | Настольные игры | 8 |
5 | Игры-драматизации | 5 |
6 | Ситуативные игры-упражнения. | 4 |
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.
№ | Тема | Количество часов | Дата | Планируемые результаты | Виды внеурочной деятельности | Наглядность, ИКТ |
По плану | фактически | Метапредметные | Личностные | |
| Первая встреча с игрой. | 2ч | | | \ | | | |
1 | История возникновения игр. Техника безопасности при проведении игр. | 1 | | | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Проявлять положительные качества личности, управлять своими эмоциями. | Познавательная. | Презентация "Выходи играть во двор..." |
2 | Многообразие игр. Считалки для выбора ведущего. | 1 | | | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Познавательная, игровая. | Тексты считалок на каждого ученика |
| Подвижные игры | 5ч | | | | | | |
3 | Простые подвижные игры."Быстро возьми", "Ловишки парами". | 1 | | | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | |
4. | Простые подвижные игры. "Ловишки-перебежки", "Шишки, жёлуди, орехи" | 1 | | | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | |
5 6 | Подвижные игры с музыкальным сопровождением. | 2 | | | Договариваться и приходить к обоюдному согласию в совместной деятельности. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | Магнитола и СD - диски для музыкального сопровожде-ния |
7 | Игры со словесным сопровождением. "Угадай, чей голосок", " Мы весёлые ребята". | 1 | | | Использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | |
| Интеллектуально-познавательные игры (викторины). | 2ч | | | | | | |
8. | Правила викторины. Викторина "Правила дорожные знать каждому положено". | 1 | | | Использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы. Формулировать собственное мнение и позицию. | Проявлять положительные качества личности, управлять своими эмоциями. | Познавательная, игровая. | Презентация "Викторины по ПДД" |
9. | Викторины на знание поведения в общественных местах. | 1 | | | Использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы. Формулировать собственное мнение и позицию. | Проявлять положительные качества личности, управлять своими эмоциями. | Познавательная, игровая. | Презентация "Викторины. Поведение в общественных местах". |
| Настольные игры. | 4ч | | | | | | |
10. | Разнообразие настольных игр. Парные игры. "Крестики-нолики". | 1 | | | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Проявлять положительные качества личности, управлять своими эмоциями. | Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. | Бумага, карандаши на каждого ученика. |
11. 12 | Парные игры. Шашки. | 2 | | | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Проявлять трудолюбие и упорство в достижении целей. | Познавательная, игровая. | Наборы шашек (5 штук) |
13. | Парные игры."Морской бой". | 1 | | | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Проявлять положительные качества личности, управлять своими эмоциями. | Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. | Бумага, карандаши на каждого ученика. |
| Игры-драматизации. | 5ч | | | | | | |
14. | Ситуация в игре и ее участники. | 1 | | | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Художественное творчество, социальное творчество. | |
15. | Игровые диалоги-импровизации с игрушками. | 1 | | | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Художественное творчество, социальное творчество. | Игрушки |
16. | Сюжеты игр "В школе". | 1 | | | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Художественное творчество, социальное творчество. | |
17. | Сюжеты игр "В гостях". | 1 | | | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Художественное творчество, социальное творчество. | Набор детской посуды |
18. | Сюжеты игр "Добро как практическое волшебство". | 1 | | | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Художественное творчество, социальное творчество. | |
| Ситуативные игры-упражнения. | 4ч | | | | | | |
19. 20 | Парное взаимодействие в игре. | 2 | | | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
21 22 | Влияние на партнера, противостояние влиянию | 2 | | | Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. | |
| Настольные игры. | 3ч | | | | | | |
23 24 | Настольные игры в компании. Домино. | 2 | | | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. | Наборы домино. |
25. 26 | Настольные игры в компании. Лото. | 2 | | | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. | Наборы лото. |
| Интеллектуально-познавательные игры (викторины). | 3ч | | | | | | |
27. | Викторины на знание поведения в транспорте. | 1 | | | Использовать речь для регуляции своего действия; задавать вопросы. Формулировать собственное мнение и позицию. | Проявлять положительные качества личности, управлять своими эмоциями. | Познавательная, игровая. | |
28. | Викторины о животных. | 1 | | | Задавать вопросы. Формулировать собственное мнение и позицию. | Проявлять положительные качества личности, управлять своими эмоциями. | Познавательная, игровая. | |
29. | Викторина "Весна-красна". | 1 | | | Задавать вопросы. Формулировать собственное мнение и позицию. | Проявлять положительные качества личности, управлять своими эмоциями. | Познавательная, игровая. | |
| Подвижные игры | 5ч | | | | | | |
30 | Сюжетные подвижные игры. "Охотники и зайцы". | 1 | | | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | Мячи |
31 | Сюжетные подвижные игры."Хитрая лиса". | 1 | | | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | |
32 | Сюжетные подвижные игры. "Бездомный заяц". | 1 | | | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | |
33 | Сюжетные подвижные игры. "Гуси-лебеди". | 1 | | | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | |
34 | Подведение итогов. | 1 | | | Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности | Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение | |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии». - Москва «Вако», 2004 г.
Шевченко И. В. «Вместе весело играть». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.
3. Манаев А.А. Практикум для увеличения двигательной активности учащихся в режиме
группы продлённого дня. - Волгоград "Учитель", 2014г.
4. Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград "Учитель", 2013г.
5. Гайдина Л. И., Кочергина А.В. Группа продлённого дня. 1-2 классы. - Москва «Вако», 2010 г.
6. Наборы настольных игр: лото, домино, шашек.
7. Магнитола и СD - диски для музыкального сопровождения.
8. Спортивный инвентарь для подвижных игр.