МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 с УИОП
УТВЕРЖДАЮ |
Директор МОУ СОШ № 12 с УИОП |
____________________ С.И.Краснова |
Приказ от «30» августа 2017 г. № 356 |
|
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты»
(общеинтеллектуальное направление)
1 «Б» класс
Составитель:
Алексеева Анна Алексеевна,
учитель начальных классов
высшей категории
Количество часов в год: 66
Количество часов в неделю: 2
г.о. Орехово – Зуево,
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной программы начального общего образования. Рабочая программа курса разработана на основе программы нелинейного типа и является частью школьного объединения «Мозаика».
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Курс «Мои проекты» является одной из таких форм.
Программа курса предназначена для обучающихся в 1 классах начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Система занятий курса «Мои проекты» сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Курс «Мои проекты» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников курса «Мои проекты» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи
Принцип успешности.
Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность
Содержание курса «Мои проекты» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Программа курса рассчитана на 66 часа (2 часа в неделю). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Мои проекты» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Характеристика результатов
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Содержание программы
№ | Название темы | Содержание занятий | Количество часов по программе | Количество часов фактически |
1 | Учимся делать проекты | Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Информация, источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Правила общения. | 10 | 11 |
2 | «Уродился урожай - дары природы собирай | Понятие о пользе витаминов, содержащихся во фруктах и овощах для здорового питания; о необходимости включения в ежедневный рацион человека. | 4 | |
3 | Наши имена | Значение имён. Происхождение имён. Знаменитые люди с такими же именами. Загадки, ребусы | 8 | |
4 | «Чай пить -долго жить» | Частушки, песни, загадки, стихотворения о чае. Информация о производстве чая . Сорта чая, способы заварки чая. Угощения к чаю. | 4 | |
5 | «С неба звёздочка упала… | Понятие о разных формах состояния воды, о процессе возникновения снежинок. Стихи, песни о снежинках. Изготовление снежинок различных модификаций для украшения классного кабинета и дома. | 4 | |
6 | В мире игрушек | Понятие о традиционных народных игрушках. Игрушки бабушек, дедушек, пап и мам. Любимые игрушки современных детей. Стихи, песни об игрушках. | 6 | |
7 | «Пахнет солнцем и блинами- нынче Масленица с нами» | История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Знакомство с другими значимыми праздниками народного календаря. | 6 | |
8 | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | Конкурс чтецов стихотворений о маме. Подарок маме своим руками. Устный рассказ « От чистого сердца, простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме» | 4 | |
9 | 33 весёлых буквы | Загадки, пословицы, поговорки, стихи, песни о буквах. История происхождения некоторых букв. Как назывались буквы раньше. Игры «Праздник Букваря». | 6 | |
10 | «С книгой жить -век не тужить» | Понятие о разнообразии книг. Как книги создают и кто принимает в этом участие. Любимые книги учеников и их родителей. Создание книжек-малышек. | 6 | |
11 | Победный май | Песни военных лет. Интерактивные экскурсии в музеи. История войны в семьях детей | 4 | |
12 | Что мы узнали, чему научились | Рефлексия изученного за год. Подготовки индивидуального проекта. Оформление выставки. Презентация работ обучающихся. | 4 | |
| | ИТОГО: | 66 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока по теме | Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| Учимся делать проекты |
| 1 | Что такое проект | 01.09.17-08.09.17 | |
-
| 2 | Что такое проект |
-
| 3 | Как мы познаём мир | 11.09.17-15.09.17 | |
-
| 4 | Наблюдение и эксперимент |
-
| 5 | Школа Почемучек | 18.09.17-22.09.17 | |
-
| 6 | Школа Почемучек |
-
| 7 | Удивительный вопрос | 25.09.17- 29.09.17 | |
-
| 8 | Источник информации |
-
| 9 | Подготовка к проекту «Деревья осенью» (экскурсия) | 02.10.17- 06.10.17 | |
-
| 10 | СОБЫТИЕ Проект «Деревья осенью» |
«Уродился урожай - дары природы собирай» |
-
| 1 | Овощи и фрукты - витаминные продукты | 16.10.17-20.10.17 | |
-
| 2 | Овощи и фрукты - витаминные продукты |
-
| 3 | Яблоко -чудесный плод | 23.10.17-27.10.17 | |
-
| 4 | СОБЫТИЕ «Проект «Наливное яблочко» |
Наши имена |
-
| 1 | Что означают имена | 30.10.17-03.11.17 | |
-
| 2 | История прохождения некоторых имён |
-
| 3 | Имена в загадках и ребусах | 06.11.17- 10.11.17 | |
-
| 4 | Знаменитые носители наших имён |
-
| 5 | Знаменитые носители наших имён | 13.11.17- 17.11.17 | |
-
| 6 | Ты и твоё имя |
-
| 7 | Нарисуй своё имя | 27.11.17- 01.12.17 | |
-
| 8 | СОБЫТИЕ «Проект «Что в имени тебе моём» |
«Чай пить – долго жить» |
-
| 1 | Что такое чай и где его выращивают | 04.12.17-08.12.17 | |
-
| 2 | Целебные свойства чая |
-
| 3 | Когда, с чем и с кем нужно пить чай | 11.12.17-15.12.17 | |
-
| 4 | СОБЫТИЕ «Коллективный проект «Дружеское чаепитие» |
«С неба звёздочка упала» |
-
| 1 | Где и как рождаются снежинки | 18.12.17-22.12.17 | |
-
| 2 | Какие бывают снежинки |
-
| 3 | Как снежинку сделать | 25.12.17-29.12.17 | |
-
| 4 | СОБЫТИЕ «Коллективный проект «Шестигранное чудо» |
В мире игрушек |
-
| 1 | Традиционные народные игрушки | 08.01.18-12.01.18 | |
-
| 2 | Традиционные народные игрушки |
-
| 3 | Мягкая игрушка | 15.01.18-19.01.18 | |
-
| 4 | Презентация любимой игрушки |
-
| 5 | Презентация любимой игрушки | 22.01.18-26.01.18 | |
-
| 6 | СОБЫТИЕ Праздник «Наши игрушки» |
«Пахнет солнцем и блинами – нынче Масленица с нами» |
-
| 1 | Что за праздник «Масленица» | 29.01.18-02.02.18 | |
-
| 2 | Что за праздник «Масленица» |
-
| 3 | Календарь Масленицы | 05.02.18-09.02.18 | |
-
| 4 | Частушка, заклички, игры |
-
| 5 | СОБЫТИЕ «Проект «Масленичный блин» | 12.02.18-16.02.18 | |
-
| 6 |
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
-
| 1 | Мама-первое слово | 26.02.18-02.03.18 | |
-
| 2 | Профессии наших мам |
-
| 3 | Профессии наших мам | 05.03.18-09.03.18 | |
-
| 4 | СОБЫТИЕ Коллективный проект «Дерево пожеланий» |
33 весёлых буквы |
-
| 1 | Весёлый алфавит (игры с буквами) | 12.03.18-16.03.18 | |
-
| 2 | Весёлый алфавит (игры с буквами) |
-
| 3 | Интересные факты о буквах | 19.03.18-23.03.18 | |
-
| 4 | Фабрика букв |
-
| 5 | Подготовка к празднику | 26.03.18-30.03.18 | |
-
| 6 | СОБЫТИЕ «Праздник букваря» |
«С книгой жить - век не тужить» |
-
| 1 | В гостях у книжки | 09.04.18-13.04.18 | |
-
| 2 | В гостях у книжки |
-
| 3 | Экскурсия в библиотеку | 16.04.18-20.04.18 | |
-
| 4 | Презентация любимой книги |
-
| 5 | СОБЫТИЕ «Проект «Книжки-малышки» | 23.04.18-27.04.18 | |
-
| 6 |
Победный май |
-
| 1 | «Это нужно не мёртвым, это нужно живым…» | 30.04.18-04.05.18 | |
-
| 2 | «Это нужно не мёртвым, это нужно живым…» |
-
| 3 | Подготовка к проекту | 07.05.18-11.05.18 | |
-
| 4 | СОБЫТИЕ «Коллективный проект «Мы-за мир!» |
-
| 1 | Что узнали, чему научились | 14.05.18-18.05.18 | |
-
| 2 | Что узнали, чему научились |
-
| 3 | Подготовка к индивидуальному проекту | 21.05.18-25.05.18 | |
-
| 4 | СОБЫТИЕ Индивидуальный проект |
ВСЕГО : 66 часов
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО
И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Освоение программы «Мои проекты» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения входят:
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• библиотечный фонд.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой и др.
Список литературы:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: /Зиновьева Е.Е., 2010
3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008
4. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г
5. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009
6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100.
Интернет ресурсы:
1. www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.
2. www.subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.
3. www.irsh.redu.ru – сайт научно-методического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».
СОГЛАСОВАНО
на кафедре по внедрению ФГОС,
учителей начальных классов, ИЗО, музыки
протокол № 4 от « 26 » августа 2015 г.
Руководитель кафедры __________О.В. Горлова
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР
________________ С.А. Батт
« 28» августа 2015 г. |
18