СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои проекты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Курс «Мои проекты» является одной из таких форм.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мои проекты"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 с УИОП




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 12 с УИОП

____________________ С.И.Краснова

Приказ от «30» августа 2017 г. № 356





Рабочая программа внеурочной деятельности «Мои проекты»

(общеинтеллектуальное направление)


1 «Б» класс









Составитель:

Алексеева Анна Алексеевна,

учитель начальных классов

высшей категории


Количество часов в год: 66

Количество часов в неделю: 2










г.о. Орехово – Зуево,

2017



Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной программы начального общего образования. Рабочая программа курса разработана на основе программы нелинейного типа и является частью школьного объединения «Мозаика».

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Курс «Мои проекты» является одной из таких форм.

Программа курса предназначена для обучающихся в 1 классах начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.





Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ



Система занятий курса «Мои проекты» сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Мои проекты» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников курса «Мои проекты» имеет отличительные особенности:

- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Основные принципы программы

  • Принцип системности

  • Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

  • Принцип гуманизации

  • Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

  • Принцип опоры

  • Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

  • Принцип совместной деятельности детей и взрослых

  • Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

  • Принцип обратной связи

  • Принцип успешности.

Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

  • Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность

Содержание курса «Мои проекты» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.

Программа курса рассчитана на 66 часа (2 часа в неделю). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения курса «Мои проекты» обучающиеся на ступени начального общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

  • как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях



Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Содержание программы



Название темы

Содержание занятий

Количество часов по программе

Количество часов фактически

1

Учимся делать проекты

Понятие о проектах и исследовательской деятельности. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Информация, источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Правила общения.

10

11

2

«Уродился урожай - дары природы собирай

Понятие о пользе витаминов, содержащихся во фруктах и овощах для здорового питания; о необходимости включения в ежедневный рацион человека.

4


3

Наши имена

Значение имён. Происхождение имён. Знаменитые люди с такими же именами. Загадки, ребусы

8


4

«Чай пить -долго жить»

Частушки, песни, загадки, стихотворения о чае. Информация о производстве чая . Сорта чая, способы заварки чая. Угощения к чаю.

4


5

«С неба звёздочка упала…

Понятие о разных формах состояния воды, о процессе возникновения снежинок. Стихи, песни о снежинках. Изготовление снежинок различных модификаций для украшения классного кабинета и дома.

4


6

В мире игрушек

Понятие о традиционных народных игрушках. Игрушки бабушек, дедушек, пап и мам. Любимые игрушки современных детей. Стихи, песни об игрушках.

6


7

«Пахнет солнцем и блинами- нынче Масленица с нами»

История возникновения праздника, традиции, обряды празднования Масленицы. Знакомство с другими значимыми праздниками народного календаря.

6


8

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Конкурс чтецов стихотворений о маме. Подарок маме своим руками. Устный рассказ « От чистого сердца, простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме»

4


9

33 весёлых буквы

Загадки, пословицы, поговорки, стихи, песни о буквах. История происхождения некоторых букв. Как назывались буквы раньше. Игры «Праздник Букваря».

6


10

«С книгой жить -век не тужить»

Понятие о разнообразии книг. Как книги создают и кто принимает в этом участие. Любимые книги учеников и их родителей. Создание книжек-малышек.

6


11

Победный май

Песни военных лет. Интерактивные экскурсии в музеи. История войны в семьях детей

4


12

Что мы узнали, чему научились

Рефлексия изученного за год. Подготовки индивидуального проекта. Оформление выставки. Презентация работ обучающихся.


4




ИТОГО:

66




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

№ урока по теме

Название разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения


Учимся делать проекты

1

Что такое проект

01.09.17-08.09.17


2

Что такое проект

3

Как мы познаём мир

11.09.17-15.09.17


4

Наблюдение и эксперимент

5

Школа Почемучек

18.09.17-22.09.17


6

Школа Почемучек

7

Удивительный вопрос

25.09.17- 29.09.17


8

Источник информации

9

Подготовка к проекту «Деревья осенью» (экскурсия)

02.10.17- 06.10.17


10

СОБЫТИЕ

Проект «Деревья осенью»

«Уродился урожай - дары природы собирай»

1

Овощи и фрукты - витаминные продукты

16.10.17-20.10.17


2

Овощи и фрукты - витаминные продукты

3

Яблоко -чудесный плод

23.10.17-27.10.17


4

СОБЫТИЕ

«Проект «Наливное яблочко»

Наши имена

1

Что означают имена

30.10.17-03.11.17


2

История прохождения некоторых имён

3

Имена в загадках и ребусах

06.11.17- 10.11.17


4

Знаменитые носители наших имён

5

Знаменитые носители наших имён

13.11.17- 17.11.17


6

Ты и твоё имя

7

Нарисуй своё имя

27.11.17- 01.12.17


8

СОБЫТИЕ

«Проект «Что в имени тебе моём»

«Чай пить – долго жить»

1

Что такое чай и где его выращивают

04.12.17-08.12.17


2

Целебные свойства чая

3

Когда, с чем и с кем нужно пить чай

11.12.17-15.12.17


4

СОБЫТИЕ

«Коллективный проект «Дружеское чаепитие»

«С неба звёздочка упала»

1

Где и как рождаются снежинки

18.12.17-22.12.17


2

Какие бывают снежинки

3

Как снежинку сделать

25.12.17-29.12.17


4

СОБЫТИЕ

«Коллективный проект «Шестигранное чудо»

В мире игрушек

1

Традиционные народные игрушки

08.01.18-12.01.18


2

Традиционные народные игрушки

3

Мягкая игрушка

15.01.18-19.01.18


4

Презентация любимой игрушки

5

Презентация любимой игрушки

22.01.18-26.01.18


6

СОБЫТИЕ

Праздник «Наши игрушки»

«Пахнет солнцем и блинами – нынче Масленица с нами»

1

Что за праздник «Масленица»

29.01.18-02.02.18


2

Что за праздник «Масленица»

3

Календарь Масленицы

05.02.18-09.02.18


4

Частушка, заклички, игры

5

СОБЫТИЕ

«Проект «Масленичный блин»

12.02.18-16.02.18


6

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1

Мама-первое слово

26.02.18-02.03.18


2

Профессии наших мам

3

Профессии наших мам

05.03.18-09.03.18


4

СОБЫТИЕ

Коллективный проект «Дерево пожеланий»

33 весёлых буквы

1

Весёлый алфавит (игры с буквами)

12.03.18-16.03.18


2

Весёлый алфавит (игры с буквами)

3

Интересные факты о буквах

19.03.18-23.03.18


4

Фабрика букв

5

Подготовка к празднику

26.03.18-30.03.18


6

СОБЫТИЕ

«Праздник букваря»

«С книгой жить - век не тужить»

1

В гостях у книжки

09.04.18-13.04.18


2

В гостях у книжки

3

Экскурсия в библиотеку

16.04.18-20.04.18


4

Презентация любимой книги

5

СОБЫТИЕ

«Проект «Книжки-малышки»

23.04.18-27.04.18


6

Победный май

1

«Это нужно не мёртвым, это нужно живым…»

30.04.18-04.05.18


2

«Это нужно не мёртвым, это нужно живым…»

3

Подготовка к проекту

07.05.18-11.05.18


4

СОБЫТИЕ

«Коллективный проект «Мы-за мир!»

1

Что узнали, чему научились

14.05.18-18.05.18


2

Что узнали, чему научились

3

Подготовка к индивидуальному проекту

21.05.18-25.05.18


4

СОБЫТИЕ

Индивидуальный проект

ВСЕГО : 66 часов

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО

И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Освоение программы «Мои проекты» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения входят:

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• библиотечный фонд.

Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой и др.

Список литературы:

1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010

2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: /Зиновьева Е.Е., 2010

3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008

4. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г

5. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе: - В.Я. Потанина, М.: Академия, 2009

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100.

Интернет ресурсы:

1. www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы.

2. www.subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся.

3. www.irsh.redu.ru – сайт научно-методического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».



СОГЛАСОВАНО

на кафедре по внедрению ФГОС,

учителей начальных классов, ИЗО, музыки

протокол № 4 от « 26 » августа 2015 г.

Руководитель кафедры __________О.В. Горлова





СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР



________________ С.А. Батт



« 28» августа 2015 г.



18






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!