Краснодарский край, Курганинский район, ст. Михайловская, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
протокол № 1
от 30.08.2016 года
Председатель педсовета
____________Н.П.Ополева.
Подпись, печать ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кружка «Занимательная математика»
Срок реализации:1-4 класс (2016-2020гг.)
Возраст детей:6-11 лет
Программу составила
учитель начальных классов
Вожинская Людмила Владимировна
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Целью изучения программы является: развитие математического образа мышления
Общая характеристика курса
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Место кружка в учебном плане
Программа кружка рассчитана на 4 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
1 | 1 | 33 |
2 | 1 | 34 |
3 | 1 | 34 |
4 | 1 | 34 |
Итого | 1 | 135 |
Задачи и принципы программы:
Задачи:
обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
повышение уровня математического развития;
углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
учить правильно применять математическую терминологию;
пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Способы отслеживания результатов
• наблюдение за детьми в ходе работы
• проведение практических работ
• выполнение творческих работ
• участие в олимпиадах, участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
изучения кружка «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного кружка являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию' с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты: у обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами прядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Всего, часов | Аудиторные | Внеаудиторные | |
1 год обучения |
I | 1. Исторические сведения о математике | 5 | | | Изучать истории счета, математических знаков; Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки; Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах; Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы; Выбирать способы сравнения объектов, проводить сравнение; Оценивать правильность составления числовой последовательности; Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; | |
1 | Как люди учились считать | 1 | 1 | | |
2 | Из истории линейки | 1 | 1 | | |
3 | Из истории цифры семь. Числа в пословицах. | 1 | 1 | | |
4 | Открытие нуля. | 1 | 1 | | |
5 | Возникновение математических знаков + и - | 1 | 1 | | |
II | Числа и операции над ними | 5 | | | |
6-7 | Нахождение суммы ряда чисел | 2 | 1 | 1 | |
8-9 | Интересные приемы устного счета | 2 | 1 | 1 | |
10 | Задачи, связанные с нумерацией | 1 | 1 | | |
III | Составление и разгадывание математических ребусов | 5 | | | |
11-12 | Числовые головоломки | 2 | 1 | 1 | |
13-14 | Математические ребусы | 2 | 2 | | |
15 | Составление простейших математических ребусов | 1 | 1 | 1 | |
IV | Нестандартные и занимательные задачи | 8 | | | |
16-17 | Задачи на сообразительность | 2 | 1 | 1 | |
18-19 | Табличная логика | 2 | 1 | | |
20-21 | Задачи-шутки | 2 | 1 | 1 | |
22-23 | Комбинаторные задачи | 2 | 1 | 1 | | |
V | Геометрия вокруг нас | 5 | | | |
| | | |
| | | | |
24-25 | Задачи о квадрате | 2 | 2 | | |
26-28 | Геометрия и счет | 3 | 1 | 1 | |
VI | Математические развлечения | 5 | | | |
29 | Праздник чисел | 1 | 1 | | |
30 | Конкурс знатоков | 1 | 1 | | |
31-32 | Математические конкурсы и фокусы | 2 | 1 | 1 | |
33 | Задачи со спичками | 1 | 1 | | |
Итого: | 33 | | | |
| | | | |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1 класс (33 часа, 1 час в неделю) Исторические сведения о математике (5ч) Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах. Числа и операции над ними (6ч) Нахождение суммы ряда чисел. Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Составление и разгадывание математических ребусов (5ч) Числовые головоломки. Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов. Нестандартные и занимательные задачи (8ч) Задачи на сообразительность. Табличная логика. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи. Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи, связанные с квадратом. Геометрия и счет. Математические развлечения (4ч) Праздник «Числа и знаки арифметических действий», «Конкурс знатоков». Математические загадки и фокусы. Задачи со спичками. | |
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса Обучающийся научится: - понимать как люди учились считать; - из истории линейки, нуля, математических знаков; - работать с пословицами, в которых встречаются числа; - выполнять интересные приёмы устного счёта. Обучающийся получит возможность научиться: - находить суммы ряда чисел; - решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками; - разгадывать числовые головоломки и математические ребусы; - находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах. | |
Тематическое планирование |
2-ой год обучения | |
| Количество часов | | |
Всего | Аудиторные | Внеаудиторные | |
I | Исторические сведения о математике | 3 | | | Использование интересных приемов устного счета; Применение приемов, упрощающих сложение и вычитание; Разгадывание и составление простых математических ребусов, магических квадратов; Решение задач на сообразительность, задач-смекалок, комбинаторных задач; Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный; Работать с информацией; Находить общее свойство группы предметов, чисел, числовых выражений Нахождение периметра и площади составных фигур Изготавливать модели геометрических фигур; Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами Классифицировать геометрические фигуры; | |
1 | Нумерация древних римлян. | 1 | 1 | | |
2 | Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика» | 1 | 1 | | |
3 | История одной копейки. Русские счеты. | 1 | 1 | | |
II | Числа и операции над ними | 7 | | | |
4-6 | Интересные приемы устного счета. | 3 | 1 | 2 | |
7-8 | Задачи, связанные с нумерацией. | 2 | 2 | | |
9-10 | Приемы, упрощающие сложение и вычитание | 2 | 1 | 1 | |
III | Составление и разгадывание математических ребусов | 7 | | | |
11 | Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. | 1 | 1 | | |
12-13 | Числовые головоломки | 2 | 1 | 1 | |
14-15 | Разгадывание и составление математических ребусов. | 2 | 2 | | |
16 | Приемы вычислений. | 1 | 1 | | |
17 | Разгадывание магических квадратов | 1 | 1 | | |
IV | Нестандартные и занимательные задачи | 7 | | | |
18 | Простейшие математические софизмы. | 1 | 1 | | |
19 | Задачи на сообразительность. | 1 | 1 | | |
20 | Задачи-смекалки. | 1 | 1 | | |
21 | Комбинаторные задачи. | 1 | 1 | | |
22 | Задачи-маршруты. | 1 | | 1 | |
23 | Задачи на переливание. | 1 | | 1 | |
24 | Олимпиадные задачи. | 1 | 1 | | |
V | Геометрия вокруг нас | 5 | | | |
25-26 | Периметр и площадь составных фигур. | 2 | 1 | 1 | |
27-29 | Решение задач с геометрическим содержанием. | 3 | 3 | | |
VI | Математические развлечения | 5 | | | |
30 | Праздник «Удача». | 1 | 1 | | |
31 | По страницам «Книги рекордов Гиннеса» | 1 | | 1 | |
32 | Математические фокусы. Секреты математических фокусов. | 1 | 1 | | |
33 | Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру – математика для всех» | 1 | 1 | | |
34 | Математический КВН. | 1 | 1 | | |
Итого: | 34 | | | |
Содержание программы 2 класс (34 часа, 1 час в неделю) Исторические сведения о математике (3ч) Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты. Числа и операции над ними (7ч) Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание. Составление и разгадывание математических ребусов (7ч) Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов. Нестандартные и занимательные задачи (7ч) Простейшие математические софизмы. Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты. Задачи на переливание. Олимпиадные задачи. Геометрия вокруг нас (5ч) Периметр и площадь составных фигур. Решение задач с геометрическим содержанием. Математические развлечения (5ч) Праздник «Удача». Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех». По страницам «Книги рекордов Гиннесса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Математический КВН. | |
Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса Обучающийся научится: - понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов. Обучающийся получит возможность научиться: - использовать интересные приёмы устного счёта; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур | |
Тематическое планирование | |
3 год обучения |
Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | |
Всего | Аудиторные | Внеауди торные | |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | | | |
2. Как люди научились считать. | 1 | 1 | | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | |
3. Интересные приемы устного счёта. | 1 | 1 | | Устный счёт | |
4. Решение занимательных задач в стихах. | 1 | 1 | | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | |
5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | 1 | 1 | | Работа с алгоритмами | |
6. Учимся отгадывать ребусы. | 1 | 1 | | Составление математических ребусов | |
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. | 1 | 1 | | Решение теста -кроссворда | |
8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) | 1 | 1 | | Работа с алгоритмом | |
9. Решение ребусов и логических задач. | 1 | 1 | | Самостоятельная работа | |
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | 1 | | Составление схем, диаграмм | |
11. Загадки- смекалки. | 1 | 1 | | Составление загадок, требующих математического решения | |
12. Игра «Знай свой разряд». | 1 | | 1 | Работа с таблицей разрядов | |
13. Обратные задачи. | 1 | 1 | | Работа в группах «Найди пару» | |
14. Практикум «Подумай и реши». | 1 | 1 | | Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | |
15.Задачи с изменением вопроса. | 1 | 1 | | Инсценирования задач | |
16. «Газета любознательных». | 3 | | 1 | Проектная деятельность | |
17.Решение нестандартных задач. | 1 | | 1 | Решение задач на установление причинно-следственных отношений | |
18.Решение олимпиадных задач. | 1 | | 1 | Решение заданий повышенной трудности | |
19.Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | 1 | | Решение заданий повышенной трудности | |
20. Школьная олимпиада | 1 | 1 | | Решение заданий повышенной трудности | |
21. Игра «Работа над ошибками» | 1 | 1 | | Работа над ошибками олимпиадных заданий | |
22.Математические горки. | 1 | 1 | | Решение задач на преобразование неравенств | |
23. Наглядная алгебра. | 1 | 1 | | Работа в группах: инсценирование | |
24.Решение логических задач. | 1 | | 1 | Схематическое изображение задач | |
25.Игра «У кого какая цифра» | 1 | | 1 | Творческая работа | |
26.Знакомьтесь: Архимед! | 1 | 1 | | Работа с энциклопедиями и справочной литературой | |
27.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | |
28.Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | 1 | | Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | |
29.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | | Работа в парах по решению задач | |
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | 1 | | Составление знаковых систем | |
31.Задачи с многовариантными решениями. | 1 | 1 | | Индивидуальная работа | |
32.Математический КВН | 1 | 1 | | Работа в группах | |
33. Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | | 1 | Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | |
ИТОГО: | 34 | | | | |
Содержание программы 3 класс (34 часа, 1 час в неделю) 1.Исторические сведения о математике (3ч) Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение). Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. 2.Числа и операции над ними (6ч) Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений. 3.Составление и разгадывание математических ребусов (6ч) Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. 4.Нестандартные и занимательные задачи (9ч) Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. 5.Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи на нахождение периметра, площади и объёма, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. 6.Математические развлечения (5ч) Конкурс «Умники и умницы». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Задачи со спичками. Предметная олимпиада. Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех» | |
Требования к результатам обучения учащихся 3 класса Обучающийся научится: - различать имена и высказывания великих математиков; - работать с числами – великанами; - пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов; - понимать «секреты» некоторых математических фокусов. Обучающийся получит возможность научиться: -преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр; - решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи; - использовать особые случаи быстрого умножения на практике; - находить периметр, площадь и объём окружающих предметов; - разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы. | |
Тематическое планирование | |
4 год обучения | |
Наименование тем курса | Всего часов | Виды деятельности | |
Всего | Аудиторные | Внеаудиторные | |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | 1 | | Разгадка «математических фокусов» | |
2. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) | 1 | 1 | | Групповая работа, решение нестандартных задач | |
3. Проектная деятельность «Великие математики» | 4 | 2 | 2 | Работа со словарями, энциклопедиями | |
4. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | 1 | 1 | | Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | |
5. Упражнения в чертежах на нелинованной бумаге. | 1 | 1 | | Практическая работа | |
6. Игра «Удивительный квадрат». | 1 | 1 | | Работа в группе, решение упражнений с квадратами | |
7. Преобразование фигур на плоскости. | 1 | 1 | | Конструирование фигур на плоскости из различного материала | |
8. Задачи-смекалки. | 1 | 1 | | Решение нестандартных задач | |
9. Симметрия фигур. | 1 | 1 | | Создание мини-альбома «Узоры геометрии» | |
10.Соединение и пересечение фигур. | 1 | 1 | | Вычерчивание геометрических фигур | |
11.Познавательная игра «Семь вёрст…» | 1 | | 1 | Решение нестандартных заданий на меры длины | |
12.Вычисление площади фигур. | 1 | 1 | | Создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | |
13.Объём фигур. | 1 | | 1 | Проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» | |
14.Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 1 | 1 | | Решение задач на упорядочивание множеств | |
15.Конструирование предметов из геометрических фигур. | 1 | | 1 | Мини-проект «Наша детская площадка» | |
16.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | 4 | 1 | | Работа над проектом «Наша детская площадка» | |
17.Школьный тур олимпиады | 1 | 1 | | Решение заданий повышенной трудности | |
18. Международная игра «Кенгуру» | 1 | 1 | | Решение нестандартных математических заданий | |
19. Открытие нуля. | 1 | 1 | | Исследовательская работа «Почему так?» | |
20. Экскурсия в компьютерный класс. | 1 | | 1 | Экскурсия | |
21.Компьютерные математические игры. | 1 | 1 | | Сообщения о домашних компьютерных математических играх | |
22. Конкурс знатоков (отборочный тур) | 1 | 1 | | Решение нестандартных заданий | |
23.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | 1 | | Составление суперпримеров | |
24. Конкурс знатоков (итоговый тур) | 1 | 1 | | Решение нестандартных заданий | |
25. Учимся разрешать задачи на противоречия. | 1 | 1 | | Решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | |
26. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | 1 | 1 | | Повторение единиц измерения | |
27. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. | 1 | 1 | | Решение задач повышенной сложности | |
28. Сочинение «Место математики в моей жизни» | 1 | 1 | | Творческая работа | |
ИТОГО: | 34 | | |
Содержание программы 4 класс (34 часа, 1 час в неделю) 1.Исторические сведения о математике (2ч) Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций (продолжение). Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. 2.Числа и операции над ними (3ч) Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений. 3.Составление и разгадывание математических ребусов (6ч) Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. 4.Нестандартные и занимательные задачи (3ч) Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Олимпиадные задачи. 5.Геометрия вокруг нас (11ч) Задачи на нахождение периметра, площади и объёма, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. 6.Математические развлечения (9ч) Конкурс «Умники и умницы». Математические фокусы. Секреты математических фокусов. Задачи со спичками. Предметная олимпиада. Участие в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех» | |
Требования к результатам обучения учащихся 4 класса Обучающийся научится: - проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур - конструировать предметы из геометрических фигур. - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; Обучающийся получит возможность научиться: - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. - решать задачи на противоречия. - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах. - работать над проектами | |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
1. Формирование универсальных учебных действий
У учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:
Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.
2. Предметные результаты
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Материально – техническое обеспечение
1.Беденко М.В. Сборник текстовых задач по математике:1-4класс.-М.: ВАКО, 2006.-272с.- (Мастерская учителя).
2.Белицкая Н.Г., Орг А.О. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4классы. – М.: Айрис – Пресс, 2007.- 128с.
3.Клименко С.Ф. Развитие творческого потенциала учащихся в предметной деятельности (математика): библиотека учителя начальной школы. - Армавир: АФ ГОУ ДО Краснодарского края «ККИДППО», 2008.-48с.
4.Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2003.-190с.
5.Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1984.- 160с.
6.Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: книга для учителя.- М.: Просвещение,2005. -176с.
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Мультимедийный проектор. Компьютер.
Сканер. Принтер лазерный.
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры.
Электронные игры развивающего характера.
Спортивный инвентарь.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Обсуждено Согласовано
на заседании МО заместитель директора по ВР
протокол № 1 от 29 августа 2016 года 30 августа 2016 года
Руководитель МО ___________Е.А.Губина
_____________О.И.Бизова