
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьная газета» по общеинтеллектуальному направлению предназначена для учащихся 8 класса, составлена в соответствии с документами:
-Закон об образовании № 273-Ф3 от 29.12.2012;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации №1897 от17.12.2010;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от17.12.2010»;
-СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189); (зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 1993);
Программы:
-Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2011
-Третьякова С.В., Иванов А.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. - М.: Просвещение, 2013
Цели и задачи курса:
Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.
Задачи:
- Получение знаний и умений по созданию печатного издания.
- Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.
- Развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;
- Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
- Развитие навыков установления межпредметных связей.
- Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.
- Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.
- Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.
- Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.
- Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
- Формирование эстетических навыков.
- Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
- Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
В воспитании и образовании молодого поколения особую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют видение мира, восприятие других людей и отношение к обществу.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:
коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),
познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),
информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),
общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),
ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)
личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).
Важным механизмом реализации проекта является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Программа включает в себя:
изучение основ истории журналистики;
обзор современных средств массовой информации;
знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
изучение методов сбора и обработки информации;
изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);
освоение методов работы со словом.
Немаловажный аспект создания школьной газеты – знакомство с современным издательским делом, которое в настоящее время широко использует новые информационные технологии.
В курсе внеурочной деятельности используются междисциплинарные связи между русским языком, литературой, информатикой, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися на занятиях «Школьной газеты», найдут применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в различных жизненных ситуациях. Они являются значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на метапредметные и личностные результаты, развитие образного и логического мышления.
В содержании акцент сделан на изучении основ журналистики, формировании информационной культуры.
Обучающиеся курса внеурочной деятельности «Школьная газета» выступают не только в роли корреспондента, наборщика, дизайнера, но и в роли членов пресс-центра на школьных мероприятиях. Результат внеурочной деятельности по данной программе – газеты, размещенные в бумажном виде на стенде школы.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка и освоение основ издательского дела с использованием средств коммуникационных и проектных технологий. Теоретические и практические занятия по журналистике чередуются с теоретическими и практическими занятиями издательского дела. Выпуски газет равномерно распределяются в течение всего учебного года.
Актуальность программы.
Традиционное понимание образования как некоей суммы знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники, в настоящее время коренным образом переосмысливается. Сегодня под образованием понимается, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Сегодняшнее общество должно заложить в свое подрастающее поколение механизмы взаимопонимания, общения и сотрудничества. А сам школьник, адаптируясь к новым условиям, должен овладеть не только основами экономики, компьютерной грамотности, но и навыками общения и коммуникации.
Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
проблемно-диалогическую технологию,
технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Целевая аудитория: учащиеся, педагоги и родители .
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность ( в т. ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Формы проведения занятия:
Формы контроля и подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
Формы занятия, предусмотренные программой: свободная творческая дискуссия; ролевые игры; выполнение творческих заданий; творческая практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе: сочинения разных жанров и их редактирование в текстовых редакторах, верстка газеты в издательских системах); работа с прессой (обзор, анализ, сопоставление); работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); социологический опрос; экскурсии и встречи с журналистами.
Курс внеурочной деятельности «Школьная газета» является частью образовательного процесса и представлен в плане внеурочной деятельности 1 час в неделю (35 часов за учебный год).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.
Метапредметные задачи
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Ученик научится:
- владеть навыками работы с разными информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками информационной переработки прочитанного материала;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении;
- создавать и редактировать письменные тексты публицистического и художественного стиля с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода);
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам.
- навыкам работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, браузеры, поисковые системы, словари);
- различным формам представления данных (таблицы, диаграммы, графики, схемы);
- приемам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных;
- основам соблюдения норм информационной этики и права.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, а также планировать пути их достижения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- писать статьи, интервью, репортажи и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для передачи информации, выражения своих мыслей, чувств;
- осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редактор текстов, издательской системы, браузеры и др.);
- познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников).
Содержание курса внеурочной деятельности:
| № | Содержание | | Формы организации | Виды деятельности |
| |
1 | Вводный раздел (1ч) Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | Участие в диалоге Знакомство детей с режимом работы объединения и его программой. Знакомство с газетами, технологией изготовления. Организация рабочего места (рациональное расположение за столом, за компьютером). |
Учатся планированию, контролю, формулированию проблемы |
2 | Журналистика (3ч) История журналистики: Техника и технология СМИ. Результативность журналистики. | Участие в диалоге Работа на компьютере. Составление макета газеты, основные рубрики. | Ищут информацию, слушают товарищей и вступают в диалог Учатся целеполаганию, учатся полно выражать свои мысли Учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
3 | Правовые и этические нормы журналиста (2ч) Правовое поле. Этика журналиста.
| Деловая игра «Права человека, права журналиста» Создание норм, правил школьного журналиста. | Учатся оценивать адекватно себя и сверстников Слушают и вступают в диалог |
4 | Школьные СМИ (2ч) Школьная газета Рубрики школьной газеты. | Подготовка к выпуску газеты Подготовка статей для газеты. | Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией: собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать |
5 | Основные понятия и жанры журналистики (5ч) Понятие жанра в публицистике, виды жанров (аббревиатура, абзац,, альманах, верстка, афишка, брошюра, буклет, вводка) Особенности написания разных жанров Информационные публицистические жанры Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью Аналитические публицистические жанры | Участие в диалоге Работа на компьютере. Накопление материала, «заготовки» будущих статей. | Слушают и вступают в диалог Овладевают следующими приёмами работы с неструктурированной информацией: собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; |
| | Основные понятия и термины газетного дела (2ч) Словарь газетного дела Основные понятия и термины газетного дела | Участие в диалоге Работа на компьютере. | Выполняют задание по схеме Учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| | Литературное редактирование (3ч) Основные цели редактирования. Виды редактирования. Требования к редактированию | Участие в диалоге Работа на компьютере. | Строят логическую цепь рассуждений; выполняют задание по схеме
|
| | Собирание и систематизация материала (5ч) Фотография как способ передачи информации Цитирование. Записные книжки. Репортаж. Особенности репортажа. Интервью. | Накопление материала, «заготовки» будущих статей. Написание статьи. Репортажи со школьных событий для газеты. | Строят логическую цепь рассуждений; выполняют задание по схеме Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Учатся полно выражать свои мысли, выделять нравственный аспект написания интервью |
| | Статья. Совершенствование написанного (6ч) Совершенствование написанного. Библиография. Аннотация. Отзыв и рецензия. Очерк. (Портретный очерк). Рассуждение. Статья | Выпуск газеты. Знакомство с важнейшими элементами справочного аппарата книги: выходными данными, библиографией и аннотацией. Написание статьи. | Строят логическую цепь рассуждений; выполняют задание по схеме Учатся полно выражать свои мысли. в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| | Рассказ (3ч) Рассказ с необычным построением. Композиция, замысел, приемы построения. Юмористический рассказ. Особенности. Фельетон. Особенности фельетона как сатирического жанра | Написание статьи. | Строят логическую цепь рассуждений; выполняют задание по схеме Учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| | Культура речи (2ч) Понятие о культуре письменной речи. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм. | Написание статьи. | Слушают и вступают в диалог |
Тематическое планирование
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения План Факт |
1 | Вводный раздел (1ч) | 1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | | |
2 | Журналистика (3ч) | 1.История журналистики
2.Техника и технология СМИ. Результативность журналистики
3.Результативность журналистики | 1
1
1 | | |
3 | Правовые и этические нормы журналиста (2ч) | 1.Правовое поле
2.Этика журналиста | 1
1 | | |
4 | Школьные СМИ (2ч) | 1.Школьная газета
2.Рубрики школьной газеты | 1
1 | | |
5 | Основные понятия и жанры журналистики (5ч) | 1.Понятие жанра в публицистике, виды жанров
2. Особенности написания разных жанров
3. Информационные публицистические жанры
4. Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью
5. Аналитические публицистические жанры | 1
1
1
1
1 | | |
6 | Основные понятия и термины газетного дела (2ч) | 1.Словарь газетного дела
2.Основные понятия и термины газетного дела | 1
1 | | |
7 | Литературное редактирование (3ч) | 1.Основные цели редактирования
2.Виды редактирования
3.Требования к редактированию | 1
1
1 | | |
8 | Собирание и систематизация материала (5ч) | 1.Фотография как способ передачи информации
2. Цитирование.
3. Записные книжки
4. Репортаж
5. Интервью | 1
1
1
1
1 | | |
9 | Статья. Совершенствование написанного (6ч) | 1.Совершенствование написанного
2. Библиография. Аннотация
3. Отзыв и рецензия
4. Очерк. (Портретный очерк)
5. Рассуждение
6. Статья | 1
1
1
1
1
1 | | |
10 | Рассказ (3ч) | 1.Рассказ с необычным построением
2. Юмористический рассказ
3. Фельетон | 1
1
1 | | |
11 | Культура письменной речи (2ч) | 1.Понятие о культуре письменной речи.
2.Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм | 1
2 | | |
| Итого | | 35ч | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
ПРОГРАММЫ
-Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2011
-Третьякова С.В., Иванов А.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. - М.: Просвещение, 2013
СЛОВАРИ
-Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /– М.: ООО «Дом славянской книги», 2010;
-Большой орфоэпический словарь / сост. Е.Н.Зубова. – М.: ООО «Дом славянской книги», 2012;
Технические средства 1.компьютер;
2.веб-камера
3 экран,
4.диски,
5.записи репортажей
ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ
Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека. http://www.journ-lessons.com/litra.html
Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260
Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 3.Что такое журналистика? (определение). http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html
Дополнительная образовательная программа детского объединения «Юный журналист». http://festival.1september.ru/articles/511439/
Школьная газета «Панорама». Выпуск 1. http://86sch3-nv.edusite.ru/p9aa1.html
Рабочая программа внеурочной деятельности по журналистике. http://www.uchmet.ru/library/material/152845/
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»
www.rubicon.ru Энциклопедия «Рубикон» www.slovari.ru Электронные словари
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2014 .
Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2008
Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2010 (серия «Волшебный образ»)
Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» - М.: Сент – Пол, 2002
Беседы о журналистике/ Виктория Ученова – М.: Молодая гвардия, 2005 .
Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2013
Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон – М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 2008 .
Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2011г.
Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2007г.
Психология рекламы (Реклама. НЛП. 25 кадр.)./ Вит Ценев – М.: ООО «Винити», 2013 год
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /– М.: ООО «Дом славянской книги», 2010;
Большой орфоэпический словарь / сост. Е.Н.Зубова. – М.: ООО «Дом славянской книги», 2012;
Горбунков Е., Грушевский С. Первая подсказка для юных коллег юнкоров // http://megafon-tv.
Иванова, В. А. Тайны слова. Занимательная грамматика / В. А. Иванова, Г. А. Панов, З. А. Потиха [и др.]. – Нижне-Волжское книжное издательство, 2011.
Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка : пособие для учащихся / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. – М. : Просвещение, 2007.
![]()
![]()