СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьная газета» для учащихся 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьная газета» по общеинтеллектуальному направлению предназначена для учащихся 8 класса.

Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьная газета» для учащихся 8 класса»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьная газета» по общеинтеллектуальному направлению предназначена для учащихся 8 класса, составлена в соответствии с документами:

-Закон об образовании № 273-Ф3 от 29.12.2012;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации №1897 от17.12.2010;


-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от17.12.2010»;

-СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189); (зарегистрированы в Минюсте РФ от 03.03.2011 № 1993);

Программы:

-Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2011

-Третьякова С.В., Иванов А.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. - М.: Просвещение, 2013

Цели и задачи курса:

Цель программы: создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования.

Задачи:

- Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

- Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

- Развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;

- Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

- Развитие навыков установления межпредметных связей.

- Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий.

- Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.

- Формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества.

- Формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.

- Организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми.

- Формирование активной жизненной позиции.

- Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

- Формирование эстетических навыков.

- Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.

- Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

В воспитании и образовании молодого поколения особую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют видение мира, восприятие других людей и отношение к обществу.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:

коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),

познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),

информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача),

общекультурных (особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере),

ценностно – смысловых (ценностные представления человека, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать смысловые установки для своих действий и поступков)

личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития).

Важным механизмом реализации проекта является организация социального взаимодействия с родителями, учителями, учащимися. Средствами организации данного взаимодействия являются практические работы, направленные на формирование отдельных коммуникативно-информационных, технологических навыков. Школьная газета – воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.

Программа включает в себя:

изучение основ истории журналистики;

обзор современных средств массовой информации;

знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

изучение методов сбора и обработки информации;

изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т. д.);

освоение методов работы со словом.

Немаловажный аспект создания школьной газеты – знакомство с современным издательским делом, которое в настоящее время широко использует новые информационные технологии.

В курсе внеурочной деятельности используются междисциплинарные связи между русским языком, литературой, информатикой, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися на занятиях «Школьной газеты», найдут применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в различных жизненных ситуациях. Они являются значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на метапредметные и личностные результаты, развитие образного и логического мышления.

В содержании акцент сделан на изучении основ журналистики, формировании информационной культуры.

Обучающиеся курса внеурочной деятельности «Школьная газета» выступают не только в роли корреспондента, наборщика, дизайнера, но и в роли членов пресс-центра на школьных мероприятиях. Результат внеурочной деятельности по данной программе – газеты, размещенные в бумажном виде на стенде школы.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка и освоение основ издательского дела с использованием средств коммуникационных и проектных технологий. Теоретические и практические занятия по журналистике чередуются с теоретическими и практическими занятиями издательского дела. Выпуски газет равномерно распределяются в течение всего учебного года.

Актуальность программы.

Традиционное понимание образования как некоей суммы знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть школьники, в настоящее время коренным образом переосмысливается. Сегодня под образованием понимается, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Сегодняшнее общество должно заложить в свое подрастающее поколение механизмы взаимопонимания, общения и сотрудничества. А сам школьник, адаптируясь к новым условиям, должен овладеть не только основами экономики, компьютерной грамотности, но и навыками общения и коммуникации.



Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.

Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает:

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

  • технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

  • проблемно-диалогическую технологию,

  • технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Целевая аудитория: учащиеся, педагоги и родители .

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:

  • толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;

  • познавательная, творческая, общественная активность;

  • самостоятельность ( в т. ч. в принятии решений);

  • умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

  • коммуникабельность;

  • уважение к себе и другим;

  • личная и взаимная ответственность;

  • готовность действия в нестандартных ситуациях.

Формы проведения занятия:

  • Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).

  • Самостоятельная работа.

  • Работа в парах.

  • Коллективные обсуждения и дискуссии.

  • Групповая работа над проектами.


Формы контроля и подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

  • Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.

  • Устные выступления по заданным темам.

  • Итоговый проект.

Формы занятия, предусмотренные программой: свободная творческая дискуссия; ролевые игры; выполнение творческих заданий; творческая практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе: сочинения разных жанров и их редактирование в текстовых редакторах, верстка газеты в издательских системах); работа с прессой (обзор, анализ, сопоставление); работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); социологический опрос; экскурсии и встречи с журналистами.

Курс внеурочной деятельности «Школьная газета» является частью образовательного процесса и представлен в плане внеурочной деятельности 1 час в неделю (35 часов за учебный год).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  • Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.

  • Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.

  • Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.

  • Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.

Метапредметные задачи

Регулятивные УУД:

  • Учиться определять и формулировать цель деятельности.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенным материалом.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.

  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.

  • Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний.

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

  • Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования

  • Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет

Ученик научится:

- владеть навыками работы с разными информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- владеть навыками информационной переработки прочитанного материала;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении;

- создавать и редактировать письменные тексты публицистического и художественного стиля с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

- классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;

узнает о назначении основных компонентов компьютера (оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода);

-  проводить поиск информации в сети Интернет по запросам.

- навыкам работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, браузеры, поисковые системы, словари);

- различным формам представления данных (таблицы, диаграммы, графики, схемы);

- приемам безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных;

- основам соблюдения норм информационной этики и права.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, а также планировать пути их достижения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- писать статьи, интервью, репортажи и другие жанры;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для передачи информации, выражения своих мыслей, чувств;

- осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;

- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редактор текстов, издательской системы, браузеры и др.);

- познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников).



Содержание курса внеурочной деятельности:




Содержание


Формы организации

Виды деятельности



1

Вводный раздел (1ч)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.


Участие в диалоге

Знакомство детей с режимом работы объединения и его программой. Знакомство с газетами, технологией изготовления.

Организация рабочего места (рациональное расположение за столом, за компьютером).




Учатся   планированию, контролю, формулированию проблемы


2

Журналистика (3ч)

История журналистики:


Техника и технология СМИ.


Результативность журналистики. 


Участие в диалоге

Работа на компьютере.

Составление макета газеты, основные рубрики.





Ищут информацию, слушают товарищей и вступают в диалог


Учатся целеполаганию, учатся полно выражать свои мысли



Учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3

Правовые и этические нормы журналиста (2ч)

Правовое поле.

Этика журналиста.




Деловая игра «Права человека, права журналиста»

Создание норм, правил школьного журналиста.


Учатся оценивать адекватно себя и сверстников

Слушают и вступают в диалог

4

Школьные СМИ (2ч)

Школьная газета

 Рубрики школьной газеты.


Подготовка к выпуску газеты

Подготовка статей для газеты.


Овладевают следующими приёмами работы  с неструктурированной информацией: собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать

5

Основные понятия и жанры журналистики (5ч)

Понятие жанра в публицистике, виды жанров (аббревиатура, абзац,, альманах, верстка, афишка, брошюра, буклет, вводка)

Особенности написания разных жанров

Информационные публицистические жанры

Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью

Аналитические публицистические жанры


Участие в диалоге

Работа на компьютере.

Накопление материала, «заготовки» будущих статей.


Слушают и вступают в диалог

Овладевают следующими приёмами работы  с неструктурированной информацией: собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать

Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;




Основные понятия и термины газетного дела (2ч)

Словарь газетного дела

Основные понятия и термины газетного дела


Участие в диалоге

Работа на компьютере.


Выполняют задание по схеме

Учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



Литературное редактирование (3ч)

Основные цели редактирования.

Виды редактирования.

Требования к редактированию

Участие в диалоге

Работа на компьютере.


Строят логическую цепь рассуждений;

выполняют задание по схеме






Собирание и систематизация материала (5ч)

Фотография как способ передачи информации

Цитирование.

Записные книжки. 

 Репортаж. Особенности репортажа.

Интервью. 

Накопление материала, «заготовки» будущих статей.

Написание статьи.

Репортажи со школьных событий для газеты.


Строят логическую цепь рассуждений;

выполняют задание по схеме

Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Учатся полно выражать свои мысли, выделять нравственный аспект написания интервью



Статья. Совершенствование написанного (6ч)

Совершенствование написанного.

 Библиография. Аннотация. 

 Отзыв и рецензия. 

 Очерк. (Портретный очерк). 

 Рассуждение. 

Статья

Выпуск газеты.

Знакомство с важнейшими элементами справочного аппарата книги: выходными данными, библиографией и аннотацией.

Написание статьи.


Строят логическую цепь рассуждений; выполняют задание по схеме


Учатся полно выражать свои мысли.

в соответствии с задачами и условиями коммуникации



Рассказ (3ч)

Рассказ с необычным построением. Композиция, замысел, приемы построения.

Юмористический рассказ. Особенности.

Фельетон. Особенности фельетона как сатирического жанра

Написание статьи.


Строят логическую цепь рассуждений;

выполняют задание по схеме

Учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации




Культура речи (2ч)

Понятие о культуре письменной речи.


Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.

Написание статьи.


Слушают и вступают в диалог












Тематическое планирование

№ урока

Раздел

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

План Факт

1

Вводный раздел (1ч)

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1




2

Журналистика (3ч)

1.История журналистики





2.Техника и технология СМИ. Результативность журналистики



3.Результативность журналистики

1





1





1



3

Правовые и этические нормы журналиста (2ч)

1.Правовое поле



2.Этика журналиста

1



1



4

Школьные СМИ (2ч)

1.Школьная газета









2.Рубрики школьной газеты

1









1



5

Основные понятия и жанры журналистики (5ч)

1.Понятие жанра в публицистике, виды жанров



2. Особенности написания разных жанров







3. Информационные публицистические жанры





4. Хроника, информация, заметка, зарисовка, интервью





5. Аналитические публицистические жанры


1



1







1





1





1



6

Основные понятия и термины газетного дела (2ч)

1.Словарь газетного дела





2.Основные понятия и термины газетного дела

1





1



7

Литературное редактирование (3ч)

1.Основные цели редактирования





2.Виды редактирования





3.Требования к редактированию

1





1





1



8

Собирание и систематизация материала (5ч)

1.Фотография как способ передачи информации



2. Цитирование.



3. Записные книжки



4. Репортаж



5. Интервью

1



1



1



1



1



9

Статья. Совершенствование написанного (6ч)

1.Совершенствование написанного



2. Библиография. Аннотация



3. Отзыв и рецензия



4. Очерк. (Портретный очерк)



5. Рассуждение



6. Статья

1



1



1



1



1



1



10

Рассказ (3ч)

1.Рассказ с необычным построением



2. Юмористический рассказ





3. Фельетон

1



1





1



11

Культура письменной речи (2ч)

1.Понятие о культуре письменной речи.





2.Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм

1





2




Итого


35ч















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

ПРОГРАММЫ

-Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2011

-Третьякова С.В., Иванов А.В. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. - М.: Просвещение, 2013

СЛОВАРИ

-Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /– М.: ООО «Дом славянской книги», 2010;



-Большой орфоэпический словарь / сост. Е.Н.Зубова. – М.: ООО «Дом славянской книги», 2012;

Технические средства

1.компьютер;

2.веб-камера

3 экран,

4.диски,

5.записи репортажей

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ

Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека. http://www.journ-lessons.com/litra.html

Метод проектов в обучении языку (Основные виды. Этапы работы. Примеры проектов). http://filolingvia.com/publ/454-1-0-4260

Селевко,Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 3.Что такое журналистика? (определение). http://luboznaiki.ru/opredelenie/zhurnalistika.html

Дополнительная образовательная программа детского объединения «Юный журналист». http://festival.1september.ru/articles/511439/

Школьная газета «Панорама». Выпуск 1. http://86sch3-nv.edusite.ru/p9aa1.html

Рабочая программа внеурочной деятельности по журналистике. http://www.uchmet.ru/library/material/152845/

Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

www.rubicon.ru Энциклопедия «Рубикон» www.slovari.ru Электронные словари

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова – М.: Медея, 2014 .

Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП – холдинг, 2008

Информационные технологии в журналистике – Ростов м/Д: Феникс, 2010 (серия «Волшебный образ»)

Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» - М.: Сент – Пол, 2002

Беседы о журналистике/ Виктория Ученова – М.: Молодая гвардия, 2005 .

Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева – М.: Аспект – Пресс, 2013

Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон – М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 2008 .

Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2011г.

Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина – М.: Аспект – Пресс, 2007г.

Психология рекламы (Реклама. НЛП. 25 кадр.)./ Вит Ценев – М.: ООО «Винити», 2013 год

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /– М.: ООО «Дом славянской книги», 2010;

Большой орфоэпический словарь / сост. Е.Н.Зубова. – М.: ООО «Дом славянской книги», 2012;

Горбунков Е., Грушевский С. Первая подсказка для юных коллег юнкоров // http://megafon-tv.

Иванова, В. А. Тайны слова. Занимательная грамматика / В. А. Иванова, Г. А. Панов, З. А. Потиха [и др.]. – Нижне-Волжское книжное издательство, 2011.

Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка : пособие для учащихся / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. – М. : Просвещение, 2007.