СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны природы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана по ФГОС для 3 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны природы".»

Рабочая программа клуба «Тайны природы» по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тайны природы».

Личностные.

Обучающиеся научатся:

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установке на здоровый образ жизни;

- экологической культуре: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданской идентичности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетическим потребностям, ценности и чувства;


Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающиеся научатся:

- предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизации эмоционального состояния для решения различных задач.


Коммуникативные.

Обучающиеся научатся:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.


Познавательные.

Обучающиеся научатся:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установлению причинно-следственных связей;

Обучающиеся должны научиться:

  • основам экологической культуры;

  • узнавать некоторые особенности природы своего края;

  • понимать основные признаки времен года;

  • понимать значение природы для человека;

  • узнавать группы растений и животных;

  • узнавать некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны;

  • правилам поведения в природе;

  • понимать особенности труда людей наиболее распространённых профессий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

  • выполнять правила личной гигиены.

  • различать изученные растения, животных.

  • вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

  • подкармливать птиц в простейших кормушках.

  • ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

  • проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов – получение, обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов – получение, обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выходы на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся, презентации экологических проектов.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

1 раздел – « Введение в экологию».

Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждается в определённых жизненно необходимых условиях. Экологическая игра «Не проходите мимо!». Экскурсия в парк. Праздник «Здравствуй, Осень!». Выставка рисунков об осени.

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – « Волшебный мир».

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Беседа « Прекрасны, солнце, воздух и вода – прекрасна вся наша Земля!". Викторина «Всё обо всём!».

В этом разделе программы дети знакомятся с изменениями, происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле, выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.

3 раздел – « Тайны птичьего царства».

Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц; чтение стихов и рассказов о птицах. Наблюдения за поведением птиц на экскурсии. Выпуск буклета «Птицы – наши друзья». Викторина «Знаешь ли ты птиц нашего края?». Экологическая игра «Приключения в лесу».

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья”. На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

4 раздел – « О чем шепчут деревья?».

Беседа «Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития». Знакомство с растениями лекарями и хищниками. Создание кроссворда «Растения моего края». Игра «Кто внимательный?».

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Как помочь дереву перезимовать? Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – « Загадки животного мира».

Чтение и обсуждение познавательных рассказов о животных. Викторина «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных». Заседание клуба «Что будет, если исчезнут все насекомые?». Заочное путешествие «Тайны животного мира».

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова, учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное морское путешествие

6 раздел – « Природа в нашем доме».

Фотовыставка «Наши домашние любимцы». Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. Беседа «Наши верные друзья». Выращивание лука в домашних условиях.

Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев. Можно посоревноваться в сборе кошачьих имен и т.д. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Дети учатся ухаживать, приносить кому-то пользу, заботиться. Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.

7 раздел – « Красота спасет мир».

Конкурс рисунков «Наш город глазами детей». Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Экскурсия «Уголки природы в нашем городе». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).

Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, учиться видению природы у художников, поэтов, композиторов. Мир моих увлечений. Изготовление книжек – малышек о природе.

8 раздел – “Человек – часть живой природы”.

Знакомство с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни человека и общества (беседа). Устный журнал «Наш дом – планета Земля!». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игра «Азбука экологии».

В этом разделе дети знакомятся с лекарственными растениями края, лесным календарем, экологическим светофором, жалобной книгой живой природы, зеленой арифметикой. Данная информация поможет развивать мышление, память, воображение, научит сопереживать.

9 раздел – « Возьмемся за руки».

Праздник «Наш окружающий мир». Выставка рисунков о природе. Конкурс экологических сказок. Экологическая игра «Поиск нарушителей природы». Инсценирование экологической сказки «Репка».

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Формы организации и виды деятельности.

Формы занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

  1. Индивидуальная работа.

Участники занятий – это дети, у которых выражен интерес к предмету.

Задачи руководителя заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

  1. Работа в парах.

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

  1. Групповая работа.

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.


3.Тематическое планирование.



п/п

Тема разделов, тема занятий

Количество часов


Введение в экологию.

4 ч

1.

Экскурсия в парк.

2.

Осенняя выставка рисунков

« Люблю я пышное природы увяданье».

3.

Беседа « Охрана недр края».

4

Утренник « Здравствуй, Осень!».


Волшебный мир.

3 ч

5.

Знакомство с экологическим рассказом

« Воскресенье в лесу».

6.

Живые барометры.

7.

Викторина « Все обо всем».


Тайны птичьего царства.

3 ч

8.

Урок-радиопередача

« Птицы – наши друзья».

9.

Смелые перелеты.

10.

Экскурсия в парк

« Устроим птичью елку».


О чем шепчут деревья?

3 ч

11.

Лес « сердится ».

12.

Мой дом на дереве.

13.

« Легкие» нашей планеты.


Загадки животного мира.

3 ч

14.

Путешествие к острову «Морского дьявола».

15.

Животные зоопарка.

16.

Рыбьи « прогнозы ».


Молчаливые соседи.

3 ч

17.

Беседа «Верные друзья».

18.

Жизнь обитателей аквариумов.

19.

Смешные истории.


Природа в нашем доме.

4 ч

20.

Лучший знаток народной медицины.

21.

Выставка « Мир моих увлечений».

22.

Лесной календарь.

23.

История каменной соли.


Красота спасет мир.

3 ч

24.

Весна в поэзии, картинах и музыке.

25.

Выставка рисунков « Бал весенних цветов».

26.

Конкурс рисунков «Хоровод берез».

Березкины слезки.


Человек - часть природы.

4 ч

27.

Экология устами младенца.

28.

Экскурсия « По тропинке в парк пойдем».

29.

Экологическая профессия.

30.

Экодесант « Укрась клумбу».


Возьмемся за руки.

4 ч

31.

История белого колокольчика.

32.

Разноцветная река.

33.

Путешествие капельки воды.

34.

Игра « Звездный час».


Итого:

34 ч



Приложение.










7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!