Рабочая программа клуба «Тайны природы» по курсу внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тайны природы».
Личностные.
Обучающиеся научатся:
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установке на здоровый образ жизни;
- экологической культуре: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданской идентичности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетическим потребностям, ценности и чувства;
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающиеся научатся:
- предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизации эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные.
Обучающиеся научатся:
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные.
Обучающиеся научатся:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установлению причинно-следственных связей;
Обучающиеся должны научиться:
основам экологической культуры;
узнавать некоторые особенности природы своего края;
понимать основные признаки времен года;
понимать значение природы для человека;
узнавать группы растений и животных;
узнавать некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны;
правилам поведения в природе;
понимать особенности труда людей наиболее распространённых профессий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
выполнять правила личной гигиены.
различать изученные растения, животных.
вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
подкармливать птиц в простейших кормушках.
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.
Второй уровень результатов – получение, обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.
Третий уровень результатов – получение, обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выходы на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии на промышленные предприятия, экологические КВНы для обучающихся, презентации экологических проектов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
1 раздел – « Введение в экологию».
Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждается в определённых жизненно необходимых условиях. Экологическая игра «Не проходите мимо!». Экскурсия в парк. Праздник «Здравствуй, Осень!». Выставка рисунков об осени.
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – « Волшебный мир».
Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Беседа « Прекрасны, солнце, воздух и вода – прекрасна вся наша Земля!". Викторина «Всё обо всём!».
В этом разделе программы дети знакомятся с изменениями, происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле, выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.
3 раздел – « Тайны птичьего царства».
Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц; чтение стихов и рассказов о птицах. Наблюдения за поведением птиц на экскурсии. Выпуск буклета «Птицы – наши друзья». Викторина «Знаешь ли ты птиц нашего края?». Экологическая игра «Приключения в лесу».
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья”. На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – « О чем шепчут деревья?».
Беседа «Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития». Знакомство с растениями лекарями и хищниками. Создание кроссворда «Растения моего края». Игра «Кто внимательный?».
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Как помочь дереву перезимовать? Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – « Загадки животного мира».
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о животных. Викторина «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных». Заседание клуба «Что будет, если исчезнут все насекомые?». Заочное путешествие «Тайны животного мира».
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова, учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное морское путешествие
6 раздел – « Природа в нашем доме».
Фотовыставка «Наши домашние любимцы». Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. Беседа «Наши верные друзья». Выращивание лука в домашних условиях.
Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев. Можно посоревноваться в сборе кошачьих имен и т.д. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Дети учатся ухаживать, приносить кому-то пользу, заботиться. Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.
7 раздел – « Красота спасет мир».
Конкурс рисунков «Наш город глазами детей». Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Экскурсия «Уголки природы в нашем городе». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные).
Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, учиться видению природы у художников, поэтов, композиторов. Мир моих увлечений. Изготовление книжек – малышек о природе.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”.
Знакомство с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни человека и общества (беседа). Устный журнал «Наш дом – планета Земля!». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игра «Азбука экологии».
В этом разделе дети знакомятся с лекарственными растениями края, лесным календарем, экологическим светофором, жалобной книгой живой природы, зеленой арифметикой. Данная информация поможет развивать мышление, память, воображение, научит сопереживать.
9 раздел – « Возьмемся за руки».
Праздник «Наш окружающий мир». Выставка рисунков о природе. Конкурс экологических сказок. Экологическая игра «Поиск нарушителей природы». Инсценирование экологической сказки «Репка».
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Формы организации и виды деятельности.
Формы занятий могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа.
Участники занятий – это дети, у которых выражен интерес к предмету.
Задачи руководителя заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах.
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.
Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
3.Тематическое планирование.
№ п/п | Тема разделов, тема занятий | Количество часов |
| Введение в экологию. | 4 ч |
1. | Экскурсия в парк. | 1ч |
2. | Осенняя выставка рисунков « Люблю я пышное природы увяданье». | 1ч |
3. | Беседа « Охрана недр края». | 1ч |
4 | Утренник « Здравствуй, Осень!». | 1ч |
| Волшебный мир. | 3 ч |
5. | Знакомство с экологическим рассказом « Воскресенье в лесу». | 1ч |
6. | Живые барометры. | 1ч |
7. | Викторина « Все обо всем». | 1ч |
| Тайны птичьего царства. | 3 ч |
8. | Урок-радиопередача « Птицы – наши друзья». | 1ч |
9. | Смелые перелеты. | 1ч |
10. | Экскурсия в парк « Устроим птичью елку». | 1ч |
| О чем шепчут деревья? | 3 ч |
11. | Лес « сердится ». | 1ч |
12. | Мой дом на дереве. | 1ч |
13. | « Легкие» нашей планеты. | 1ч |
| Загадки животного мира. | 3 ч |
14. | Путешествие к острову «Морского дьявола». | 1ч |
15. | Животные зоопарка. | 1ч |
16. | Рыбьи « прогнозы ». | 1ч |
| Молчаливые соседи. | 3 ч |
17. | Беседа «Верные друзья». | 1ч |
18. | Жизнь обитателей аквариумов. | 1ч |
19. | Смешные истории. | 1ч |
| Природа в нашем доме. | 4 ч |
20. | Лучший знаток народной медицины. | 1ч |
21. | Выставка « Мир моих увлечений». | 1ч |
22. | Лесной календарь. | 1ч |
23. | История каменной соли. | 1ч |
| Красота спасет мир. | 3 ч |
24. | Весна в поэзии, картинах и музыке. | 1ч |
25. | Выставка рисунков « Бал весенних цветов». | 1ч |
26. | Конкурс рисунков «Хоровод берез». Березкины слезки. | 1ч |
| Человек - часть природы. | 4 ч |
27. | Экология устами младенца. | 1ч |
28. | Экскурсия « По тропинке в парк пойдем». | 1ч |
29. | Экологическая профессия. | 1ч |
30. | Экодесант « Укрась клумбу». | 1ч |
| Возьмемся за руки. | 4 ч |
31. | История белого колокольчика. | 1ч |
32. | Разноцветная река. | 1ч |
33. | Путешествие капельки воды. | 1ч |
34. | Игра « Звездный час». | 1ч |
| Итого: | 34 ч |
Приложение.
7