СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для клуба "Путешественник" за 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОГРАММА 

географического кружка внеурочной деятельности

 

«Клуб путешественник»

6 класс

 

2018/2019 учебный год

 

 

I  Пояснительная записка

 

Курс  предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

II  Содержание программы

 

Введение (1 час)

- Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка.

 

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

- Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

- Видео путешествие: Природные зоны мира.

 

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часов)

- Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли.

- Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

- Путешествие в глубины Тихого океана

- Тайны островов Тихого океана, Атлантический океан.

- Индийский и Северный Ледовитый океаны.

 

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часов)

- Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки.

- Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира

- Амазонка – великая река мира.

- Путешествие по Меконгу.

- Окаванго – загадочная река Африки.

- Колорадо – река застывшего камня

 

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

- Формирование современного облика суши.

- Материки и страны. Народы мира.

- Величайшие вулканы и горы мира.

- Путешествие в Центральную Америку

- Ступени цивилизации: Великая Индия

- Современный Китай

- Жемчужины Австралии.

 - Самые опасные животные африканского континента.

- Политическая карта мира. Современные международные отношения.

 

Тема 5. Туристические маршруты по России (8 часов)

- Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

- Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.

- Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ.

- Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы.

- Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

- Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири.

- Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

- Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

 

Заключительные занятия – 3 часа

- Защита членами кружка проектных работ.

- Подведение итогов и награждение победителей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для клуба "Путешественник" за 6 класс»

МБОУ Опалиховская СОШ

Учитель географии Козлова Т.А.







ПРОГРАММА 

географического кружка внеурочной деятельности



«Клуб путешественник»

6 класс

 



2018/2019 учебный год





I Пояснительная записка



Курс  предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся. Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.


Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.



Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Клуб путешественник» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников в работе кружка строится строго на добровольных началах.



Целями реализации программы являются:

- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;

- получение учащимися сверх программных теоретических и практических географических знаний и умений;

- более глубокое изучение отдельных вопросов физической географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе; 

- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

- знакомство с народами и странами мира;

- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.



Важнейшими задачами являются:

- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.



Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов в ходе изучения курса:

- повышение качества географических знаний и умений школь­ников;

- повышение успеваемости по предмету;

- по­вышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в обществен­но полезной работе;

- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

- рост самостоятельности школьников во время урочной и до­машней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками ин­формации;

- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

- рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты: формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Формирование личностных результатов выражает:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

 Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

– познание окружающего мира и его устойчивого развития;

– освоение системы знаний о природе, населении, стран мира, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

– использование карты мира.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами  являются следующие умения:

– осознание роли географии в познании окружающего мира;

– освоение системы географических знаний о природе, населении, странах мира;

– использование географических умений;

– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

– использование карт как моделей;

– определять на карте местоположение географических объектов.



Формы проведения внеурочных занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок рассчитан на 34 занятия, проводится 1 занятие в неделю.





II Содержание программы



Введение (1 час)

- Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка.



Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

- Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

- Видео путешествие: Природные зоны мира.



Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часов)

- Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли.

- Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

- Путешествие в глубины Тихого океана

- Тайны островов Тихого океана, Атлантический океан.

- Индийский и Северный Ледовитый океаны.



Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часов)

- Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки.

- Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира

- Амазонка – великая река мира.

- Путешествие по Меконгу.

- Окаванго – загадочная река Африки.

- Колорадо – река застывшего камня



Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

- Формирование современного облика суши.

- Материки и страны. Народы мира.

- Величайшие вулканы и горы мира.

- Путешествие в Центральную Америку

- Ступени цивилизации: Великая Индия

- Современный Китай

- Жемчужины Австралии.

- Самые опасные животные африканского континента.

- Политическая карта мира. Современные международные отношения.



Тема 5. Туристические маршруты по России (8 часов)

- Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

- Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.

- Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ.

- Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы.

- Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

- Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири.

- Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

- Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.



Заключительные занятия – 3 часа

- Защита членами кружка проектных работ.

- Подведение итогов и награждение победителей.






III Тематическое планирование



**В начале каждого занятия уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям: проводится физкультминутка – учащиеся делают небольшую разминку для рук, глаз, шеи, ног и спины.



Название разделов, к-во часов

Тема занятия

Форма занятия

Дата по плану

Дата по факту

1.Введение.

Организационное занятие.


Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол


1 неделя


Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа











2.

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Общие закономерности природных зон мира.

Занятие-презентация

2 неделя


3.

 Природные зоны мира.


Видео путешествие.


3 неделя


Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов






4.

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли.

Виртуальное путешествие

4 неделя


5.

Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.


Видео путешествие

5 неделя


6.

Путешествие в глубины Тихого океана


Презентация

6 неделя


7.

Тайны островов Тихого океана, Атлантический океан.


Видео путешествие

7 неделя


8.

Индийский и Северный Ледовитый океаны.


Презентация

8 неделя


Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов






9.

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки.


Виртуальное путешествие

9 неделя


10.

Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Занятие-презентация

10 неделя


11.

Амазонка – великая река мира.


Видео путешествие

11 неделя


12.

Путешествие по Меконгу.


Видео путешествие

12 неделя


13.

Окаванго – загадочная река Африки.

Презентация

13 неделя


14.

Колорадо – река застывшего камня


Видео путешествие

14 неделя


Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов








15.

Формирование современного облика суши.

Занятие-практикум

15 неделя


16.

Материки и страны. Народы мира.


Занятие-практикум, работа с картой, к/к)

16 неделя


17.

Величайшие вулканы и горы мира.


Видео путешествие

17 неделя


18.

Путешествие в Центральную Америку


Видео путешествие

18 неделя


19.

Ступени цивилизации: Великая Индия


Виртуальное путешествие

19 неделя


20.

Современный Китай


Занятие-деловая игра, презентация

20 неделя


21.

Жемчужины Австралии.


Видео путешествие

21 неделя


22.

Самые опасные животные африканского континента.


Презентация

22 неделя


23.

Политическая карта мира. Современные международные отношения.


Деловая игра «Сообщают наши корреспонденты …»


23 неделя


Тема 5. Туристические маршруты по России – 8 часов






24.

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.


Занятие-практикум


24 неделя


25.

Знакомимся с природными красотами России: Карелия – край озер.


Презентация, сообщения членов кружка


25 неделя


26.

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ.


Презентация

26 неделя


27.

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы.


Видео путешествие,

презентация

27 неделя


28.

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал


Видео путешествие

28 неделя


29.

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири.


Виртуальное путешествие

29 неделя


30.

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье


Видео путешествие


30 неделя


31.

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.


Виртуальное путешествие


31 неделя


Заключительные занятия – 3 часа






32.

Защита членами кружка проектных работ.

Конференция


32 неделя


33.

Защита членами кружка проектных работ.

Конференция


33 неделя


34.

Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.


Беседа

34 неделя


Итого – 34 занятия







Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.

  2. Современные российские географические средства массовой информации.

  3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).

  4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».

  5. Страна, в которой я мечтаю побывать.

  6. Мировые экологические проблемы человечества.

  7. Этот континент меня удивил.

  8. Эти уникальные животные требуют защиты человека.

  9. Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».

  10. Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).

  11. Мои кроссворды и викторины по географии.

  12. В этих местах я был(а).

  13. «Семь чудес света» моей Родины.

  14. Моя презентация (тема определяется учащимся).









IV Методическое обеспечение работы кружка



Оборудование:



1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4.Cеть Интернет:

5. Ноотбук, мультивидеопроектор, экран.

6. Телевизор



Литература для учителя:



1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.

3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.

4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.:  Просвещение, 2005.

5.Интернет ресурсы.







- Литература для учащихся:



1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974

2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.

3.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

4.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 6 класса. Составитель

А.А.Шибанова , М.: Просвещение, 1986.

6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.

7.Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.

8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,

М.: Педагогика, 1981.

9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992.

10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.

11.Интернет ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!