СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучай свой край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучай свой край"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности разработана на основе нормативных документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373) введенного в действие с 1 января 2010 года;

  • СанПиНа, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;

  • Основной образовательной программы начального общего образования школы МКОУ Павловской БНОШ. (Приказ от 09.09.2012 г. № 39);

  • Программы развития школы: «Школа радости – школа успеха» на 2012-2015 гг.;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: А. Я. Данилюк, член-корреспондент РАО, А. М. Кондаков, член-корреспондент РАО, В. А. Тишков, действительный член РАН;

  • Рекомендаций Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011/;

  • Методического конструктора «Внеурочной деятельности школы» под редакцией Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, Москва «Просвещение» 2011 г.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей, учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Дети должны приобщаться к разным культурам и приобретать через искусство общения знания об окружающем мире, других людях, Родине и о себе самих, т. е. знания о многообразии человека, природы и общества. При этом процесс познания строится как поток познавательных действий, благодаря которым образование выступает прежде всего, как реализация себя в мире, а не только адаптация к миру.
И через этот поток познавательных действий, поток общения дети становятся личностями, открытыми миру, овладевая самым трудным искусством на Земле — искусством БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.

Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого воспитанника, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.

Одна из задач национально-регионального компонента содержания образования заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

В программе внеурочной деятельности прослеживается ряд условий, способствующих развитию нравственной позиции по отношению к родному краю: поскольку процесс обучения построен на взаимодействии учителя и ученика, то предполагает активную деятельность не только со стороны учителя, но и желания учиться, приобретать новые знания со стороны учеников.

Цель: 

1. Знакомить учащихся с историко-культурным наследием Воронежской области. 

2. Формирование целостного представления о природном и социальном окружении.

3. Формирование патриотизма и гражданственности.


Задачи обучения:

  1. Обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предметам «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и «Технология».

  2. Познание учениками своего края в прошлом и настоящем.

  3. Приобщение к красоте, воспитание желания беречь и приумножать красивое вокруг себя.

  4. Содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира.

  5. Способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн).

  6. Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  7. Способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.

Распределение содержания по модулям


№ п/п

Наименование модуля

Всего часов

1

Познавательная деятельность

34

2

Досугово-развлекательная деятельность

21

3

Краеведческая деятельность

38

4

Художественно-эстетическая деятельность

43

ИТОГО


136




№ п/п

Наименование раздела

Аудиторное

Неаудиторное

Всего часов

1

Введение

1


1

2

Осень, осень, в гости просим

42

6

48

3

Зима

39

6

45

4

Весна – утро года

28

8

36

5

Лето красное

4

2

6

ИТОГО


114

22

136


Общая характеристика учебного предмета, курса

Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории Воронежской области и города Павловска, людях, его прославивших.

Одной из основных форм деятельности для детей этого возраста является игра, а подведение итогов по каждому разделу проходит в форме игровой программы или праздника.

Рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

Учебный курс внеурочной деятельности является интегрированным с учебными предметами «Окружающим миром», «Искусством (изобразительным искусством), «Технологией». «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками занятия. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Кроме этого, интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности, особенности художественного языка, особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира, каковым является искусство. Особенное место занимает художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами Воронежской области, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, и т.п.

Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности.

Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки.

Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Курс рассчитан на 136 часов в год (34недели по 4 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, ее совершенства, сохранение и приумножение ее богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма-одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Учебный курс носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;

• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

• доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;

• целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

• представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;

• представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

• представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);

• познавательные мотивы учебной деятельности;

• представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;

• этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;

• представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

• этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;

• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

• выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;

• установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

• контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

• самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

• моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

• составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда.

Обучающийся научится:

  • воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел России) в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;

  • называть основные виды профессиональной (ремесленнической) деятельности человека: гончар, пекарь, корзинщик, плотник, резчик по дереву и т.д.

  • организовывать рабочее место с помощью учителя для работы с материалами: бумагой, пластичными материалами, природными материалами (крупами, яичной скорлупой, желудями, скорлупой от орехов, каштанами, ракушки), тканью, ниткам, фольгой;

  • с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, шилом;

  • с инструментами: челнок, пяльцы (вышивание), нож (для разрезания), циркуль;

  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;

  • различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

  • при помощи учителя проводить анализ простейших предметов быта по используемому материалу, назначению.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;

  • называть традиционные для своего края народные промыслы и ремесла;

  • осмыслить значимость сохранения этнокультурного наследия России.

  • познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства, их особенностями, историей возникновения и развития, способом создания.

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты.

Обучающийся научится:

  • узнавать и называть основные материалы и их свойства;

  • узнавать и называть свойства материалов, изученных во 2 классе:

Бумага и картон:

  • виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная и их свойства (поверхность, использование);

  • особенности использования различных видов бумаги;

  • практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги.

  • выбирать и объяснять необходимый вид бумаги для выполнения изделия.


Текстильные и волокнистые материалы:

  • структура и состав тканей;

  • способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества);

  • производство и виды волокон (натуральные, синтетические);

  • способы соединения (сваливание, вязание и ткачество) и обработки волокон натурального происхождения;


Природные материалы

  • различать виды природных материалов: крупы (просо, гречка и т.д.), яичная скорлупа (цельная и раздробленная на части), желуди, скорлупа от орехов, каштаны, листики, ракушки;

  • сравнивать природные материалы по их свойствам и способам использования.


Пластичные материалы

  • сравнение свойств (цвет, состав, пластичность) и видов (тесто, пластилин, глина) пластичных материалов;

  • знакомство с видами изделий из глины, использованием данного материала в жизнедеятельности человека;

  • знакомство с видами рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф;

  • сравнение различных видов рельефа на практическом уровне;

  • экономно расходовать используемые материалы при выполнении;

  • выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;

  • выполнять простейшие эскизы и наброски;

  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам;

  • выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.

  • выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона на ткани.

  • выполнять разметку симметричных деталей;

  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;

  • узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств:


Бумага и картон.

  • приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;

  • выполнять различные виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный);

  • выбирать вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);

  • осваивают новую технологию выполнение изделия на основе папье-маше.


Ткани и нитки

  • приемы работы с нитками (наматывание);

  • различать виды ниток, сравнивая их свойств (цвет, толщина);

  • выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;

  • научаться выполнять виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов»;

  • освоить новые технологические приемы:

  • моделирование на основе выполнения аппликации из ткани народных костюмов;

  • конструирование игрушек на основе помпона по собственному замыслу;

  • «изонить»;

  • украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками;

  • плетения в три нитки;


Природные материалы

  • осваивают технологию выполнения мозаики:

  • из крупы,

  • из яичной скорлупы (кракле),

  • создавать композиции на основе целой яичной скорлупы,

  • оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и цветной бумаги.


Пластичные материалы

  • используют прием смешивания пластилина для получения новых оттенков;

  • осваивают технологию выполнения объемных изделий - лепки из соленого теста, конструирования из пластичных материалов;

  • осваивают прием лепки мелких деталей приёмом вытягиванием.


Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму и определять способ соединения;

  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме и готовому образцу;

  • изменять детали конструкции изделия для создания разных вариантов изделии;

  • анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия;

  • изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям.


Обучающиеся получит возможность:


  • изменять конструкцию изделия и способ соединения деталей;

  • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.


Предметными результатами изучения курса являются

Обучающийся научится:

• называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

• определять стороны горизонта;

• перечислять времена года в правильной последовательности;

• измерять температуру;

• кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, праздников семейного календаря, народного календаря;

• находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

• называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

• узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России (Воронежской области);

• перечислять цветы, которые видели в цветниках города или в собственном саду осенью, весной;

• отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

• различать перелетных и зимующих птиц;

• приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;

• соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;

• перечислять правила охраны природы в разные времена года;

• определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);

• называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

• характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;

• называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы).


В результате изучения ученик должен:
Знать/понимать:
• Историю становления и развития Воронежской области в контексте основных исторических событий;
• производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории области, современное состояние промышленности и сельского хозяйства;
• Основные исторические события, происходившие на территории области и района в годы Великой Отечественной войны;
• Поэтов и писателей, посетивших наш край, поэтов и писателей, уроженцев области и района;
• Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

    • Представителей Красной книги Воронежской области;

    • Исторические памятники области.
      Уметь:
      • Находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

  • Определять представителей растительного и животного мира Воронежской области;

  • Называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;

  • Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;

Описывать основные этапы жизни семьи;
• Систематизировать знания о Воронежской области;
• Анализировать основные этапы развития района, соотносить его с основными историческими событиями;
• Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей для выполнения творческих заданий;
• Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.


В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

• использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

• познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

• совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

• оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

• достичь оптимального для каждого уровня развития;

• сформировать навыки работы с информацией


Ожидаемые результаты обучения:

  1. Возрастет интерес к истории, краеведению.

  2. Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;

  3. Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

  4. Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.

  5. Укрепление физических и психологических сил детей.

  6. Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.

  7. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.

  8. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.

  9. Формирование способности применять теоретические знания на практике.



К концу второго класса учащиеся должны знать:

- названия наиболее известных улиц;

-животный и растительный мир Воронежской области;

-фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;

-профессии своих родителей, бабушек, дедушек;

-некоторых выдающихся людей – уроженцев города;

-историко-культурные достопримечательности;

-об истории и традициях родной школы;

-малые жанры устного народного творчества (загадки, колыбельные песни, пестушки – приговорки, считалки);

-краеведческий музей города Павловск;

-год рождения и даты основных этапов образования города;

-некоторые виды народных промыслов;

-народные праздники, обычаи, игры;

-историко-культурные достопримечательности;

-выдающихся людей Павловского района;

-наиболее важные исторические события и факты о Павловске;

-имена поэтов, писателей, художников Воронежского края;

уметь:

-находить свой город на карте Воронежской области;

-объяснять причины образования города;

-объяснять изображение на гербе города;

-ориентироваться в городе;

-проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий;

-во время досуга и в праздники играть в народные игры и водить хороводы.

-рассказывать в непосредственной обстановке (в семье, в общении со сверстниками) историю возникновения Павловска;

-получать из разных источников информацию о городе и оценивать ее;

-описывать отдельные (изученные) события из истории города, жизни, быта и культуры семьи;

-строить свое родословное древо;

-читать карту города: показывать на карте и называть улицы города, описывать свое движение в школу, дорогу к друзьям;

-объяснить название улиц, историю имени улицы, города;

-предъявлять свою позицию, участвовать в споре, диалоге;

-выражать свое отношение к родному краю, его ценностям в различных формах словотворчества;

-выполнять исследовательские задания учебных проектов;

-соблюдать правила поведения в музеях;

В ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

подготовка и проведение народных праздников;

организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;

ориентироваться в городе;

читать карту города;

находить необходимую информацию в различных источниках;

В качестве способов учета знаний, умений обучающихся могут использоваться выставки (рисунков, поделок), научно – исследовательские конференции, районные, конкурсы по краеведению.


Содержание тем учебного курса

Содержание курса основано на межпредметных связях. Использование межпредметных связей обеспечивает повышение познавательной активности школьников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, даёт стимул к самостоятельной работе, способствует расширению воспитательных задач. Обогащается ценностно-ориентированное восприятие учащихся, развиваются общекультурные и интеллектуальные умения, учащиеся вовлекаются в обсуждение актуальных проблем жизни человека. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы.

Использование широкого спектра методических приемов создаст условия для самореализации учащихся:

- беседа, экскурсии

- практическая работа

- работа с картой России, Воронежской области, родного города

- работа с архивом города и школьного музея

- сообщения уч-ся на различные темы

- конкурсы, игры, праздники

-встречи с интересными людьми

-компьютерные презентации и др.

Деятельность кружка осуществляется на базе школьного кабинета. Для реализации программы имеется:

-необходимая научно- методическая литература (т.е. практическая деятельность);

-альбомы, цветная бумага, ватман, краски, фломастеры, клей;

- архив города и школы;

- библиотека;

- компьютерный класс;

- актовый зал;

- географические карты России, Воронежской области, родного города;

- символика России, Воронежской области, родного города;

- сказки, былины, пословицы, поговорки Воронежской области;

- иллюстрации по разделам программы.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ КОЛОБКИ»

п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

Аудиторное

Неаудиторное




1

Вводное занятие

1 ч

Введение в образовательную программу.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

02.09


Осень, осень, в гости просим

2

Праздники и приметы осени

1 ч


Поиск пословиц, поговорок, песен, примет погоды.

Распределение примет по группам в зависимости от того, на основе наблюдений за какими явлениями живой и неживой природы они сложены.

03.09


3


Праздники и приметы осени

1 ч


Разучить несколько игр (прятки, гуси- лебеди, коршун, бояре и др).

04.09


4

Осень золотая. Покров.

1 ч


Рисовать по памяти картину на тему осенней ярмарки. Определять главных и второстепенных героев и сюжеты. Анализировать различное расположение героев на композиционных схемах и находить соответствия им на картинах художников.

05.09


5

Экскурсия в осенний лес


1 ч

Наблюдение за осенними изменениями в неживой и живой природе, установка причинно-следственных связей. Рассказывать по своим наблюдениям о погоде летом и осенью. определение названия лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками. Заготавливаем природный материал.

08.09


6

Осеннее многоцветье земли в живописи.

1 ч


Рассказывать о происходящих переменах в природе по мере наступления осени. Сопоставлять изображения природы в пейзажах.

09.09


7

Работа с природным материалом. Изготовление животных из каштанов и шишек.

1 ч


Изготовление поделок из природного материала.

Делать предварительный отбор источников информации. Уметь работать парами

Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную

11.09


8

«Кленовый листок».



1 ч


Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Создание кленового листа, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.

12.09


9

Воронежский край в допеторвскую эпоху

1 ч


Знать историю развития Воронежского края в допетровскую эпоху. Уметь находить информацию из разных источников. Составлять рассказ о жизни наших предков. Составлять хронологию событий.

15.09


10

Воронежский край в допеторвскую эпоху

1 ч


16.09


11


Заочная экскурсия в с. Костенки Воронежской области

1 ч


Знать и применять в речи термины «археология», «раскопки», «первобытный человек». Уметь находить информацию из разных источников. Составлять рассказ о жизни наших предков.

18.09


12

Заочная экскурсия в Белогорьевские пещеры

1 ч


Знать историю создания Белогорьевских пещер. Уметь находить информацию из разных источников. Составлять рассказ о жизни наших предков.

19.09


13

Экскурсия в музей флота в ДДТ


1 ч

Знать историю создания русского флота на земле Воронежской. Употреблять в речи новые термины. Составлять рассказ о создании флота. Уметь слушать, знать правила поведения в музее.



14

Составление фотоотчета по выставке.

1 ч.


22.09


15

Организация фотовыставки «Мой город вчера и сегодня»

1 ч


Уметь отбирать материал для фотовыставки. Уметь писать заголовки к фотографиям. Уметь рассказывать об истории развития города Павловска.

23.09


16

Мастера земли Воронежской. Знакомство с народными ремеслами.

1 ч


Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства (гобелены, керамическое панно) и живописи на темы народного праздника. Выделять вид декоративно-прикладного искусства. . Рассматривать керамические сосуды, созданные народными мастерами Воронежской области.

25.09


17

Мастера земли Воронежской. Знакомство с гончарным ремеслом. Работа с пластилином.

1 ч


Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства (гобелены, керамическое панно) и живописи на темы народного праздника. Выделять вид декоративно-прикладного искусства. . Рассматривать керамические сосуды, созданные народными мастерами Воронежской области. Знакомиться с работой керамического завода г. Рамони. Составлять рассказ о профессии гончара. Организовывать рабочее место для работы с пластилином.

26.09


18

1 ч


29.09


19

Работа с природным материалом. Изготовление композиций из засушенных листьев

1 ч


Уметь оформлять композицию из засушенных листьев.

Делать предварительный отбор источников информации. Уметь работать парами

Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную.

30.09


20

Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с бытом крестьян Воронежской губернии.


1 ч

Разбираться в особенностях крестьянской одежды; сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

знать элементы старинного русского костюма, его функциональным характером.

02.10


21

Составление фотоотчета по экскурсии

1 ч


06.10


22

Мастера земли Воронежской. Вышивка в технике «крест».

1 ч


Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства (гобелены, керамическое панно) и живописи на темы народного праздника. Выделять вид декоративно-прикладного искусства. Рассматривать предметы, вышитые народными мастерами Воронежской области. Знать особенности орнамента области.

07.10


23

1 ч


08.10


24

Мастера земли Воронежской. Работа с нитками. Изготовление коврика.

1 ч


Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства (гобелены, керамическое панно) и живописи на темы народного праздника. Выделять вид декоративно-прикладного искусства. Рассматривать коврики, сотканные народными мастерами Воронежской области. Знать приемы работы с нитками.

09.10


25

Составление семейного календаря

1 ч


Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

Сравнивать календари разных типов. Знать разновидности календарей. Уметь собирать информацию, оформлять листы календаря.

13.10


26

1 ч


14.10


27

Покров Богородицы

1 ч


Знакомство с обычаями и традициями праздника. Девичьи гадания.

15.10


28

Моя улица.

1 ч


Знакомство с названиями улиц по месту жительства учащихся. Знакомство с выдающимися людьми, именами которых названы улицы города Павловска. Оформление стенгазеты «Моя улица»

16.10


29

Путешествие по главным улицам города Павловска


1 ч

17.10


30

Воронеж- колыбель флота.

1 ч


Знать историю создания русского флота на земле Воронежской. Уметь составлять рассказ об истории развития флота в городе Воронеж.

20.10


31

Подготовка к празднику «Золотая осень» Разучивание песен

1 ч


Подготовка к празднику. Разучить стихи об осени, песни «Во поле береза стояла», «Постучалась осень к нам».

21.10


32

Подготовка к празднику «Золотая осень» Разучивание стихов про осень

1 ч


Разучить несколько игр. Оформление класса к празднику.

22.10


33

Подготовка к празднику «Золотая осень». Разучивание русских народных игр.

1 ч


23.10


34

Праздник «Золотая осень»

1 ч


Рассказывать стихи об осени, составлять рассказ об осени, играть в игры, петь песни.

27.10


35

Источники изучения истории.

1 ч


Уметь раскрывать содержание понятий «исторические источники». Классифицировать источники по группам (картина, фото, вещи, рассказ и записанный рассказ-книга, обычный, ритуал и т.д.)

05.11


36

В доме старого павловчанина.

1 ч


Знакомить с понятием семейная реликвия. Умение находить реликвии в своих домах. Уметь создавать композицию.

06.11


37

Нарисуй предмет, который хранят в твоем доме как реликвию

1 ч


11.11


38

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны.

1 ч


Знать хронологию военных действий на территории Воронежского края. Знать имена людей, совершивших подвиги на территории области. Уметь рассказывать о событиях военных лет, о жизни взрослых и детей.

12.11


39

Воронежская область в годы Великой Отечественной войны. Дети во время войны.

1 ч


13.11


40

Оформление стенгазеты «История Воронежской области»

1 ч


выбирают (предлагают) форму стенгазеты; готовят информацию и фотографии; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют презентацию стенгазеты; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.

17.11


41

Оформление стенгазеты «История Воронежской области»

1 ч


18.11


42

Куклы в народном быту


Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту.

Игровые и обереговые куклы.

19.11


43

Работа с тканью. Изготовление кукол-оберегов

1 ч


Обучение приемам изготовления куклы-зернушки в соответствии с народными традициями. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ

20.11


44

Наши земляки.


1 ч


Работа с информацией. Изучение жизни и творчества выдающихся земляков, которыми богат Воронежский край.

24.11


45


1 ч


25.11


46

Мастера земли Воронежской. Изготовление Воронежской матрешки.

1 ч


Анализировать образец. Составлять самостоятельно план работы по изготовлению игрушки.

Оценивать работу по заданным критериям. Сравнивать виды народных промыслов.

26.11


47

Экскурсия. Поздняя осень.

1 ч


Наблюдать за погодой и осенними изменениями, делать зарисовки


27.11


48

Поздняя осень в рисунках детей. Загадки белого и черного. Графика.

1 ч


Различать средства художественной выразительности графики. Участвовать в обсуждении своеобразия передачи красоты природных и рукотворных форм в натюрморта графика и художника-живописца. Рисовать по памяти пейзажи, используя графику

01.12


49

Итоговое занятие «Осень в природе»

1 ч



выставка выполненных работ

02.12



Зима.


50

Работа с картой. Павловск на карте Воронежской области.

1 ч


Уметь читать карту. Находить Воронежскую область на административной карте России, г. Павловск на карте Воронежской области.

03.12


51

Родной город глазами детей.

1 ч


Уметь рисовать архитектурные произведения искусства. Уметь видеть красоту родного города.

04.12


52

Лекарственные растения Воронежской области. Оформление стенгазеты.

1 ч


выбирают (предлагают) форму стенгазеты; готовят информацию и фотографии; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют презентацию стенгазеты; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.

08.12


53

Грибная поляна.

1 ч


Знакомство с грибами, встречающимися в Воронежской области. Изготовление книжки-раскладушки «Грибы вокруг нас»

09.12


54

Знакомство с водоемами Воронежской области

1 ч


Умение раскрыть свой творческий потенциал, применяя ЗУН, полученные ранее, работать с информацией

10.12


55

Водоемы Воронежской области. Оформление стенгазеты

1 ч


выбирают (предлагают) форму стенгазеты; готовят информацию и фотографии; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют презентацию стенгазеты; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.

11.12


56



15.12


57

Зимний пейзаж. Картины Павловских художников. Экскурсия в музей.


1 ч

Сопоставлять красоту зимнего пейзажа в живописи. Знать имена художников. Рассматривать зимние пейзажи художников. Высказывать своё суждение о них. Определять, как влияет разная освещённость зимнего дня и разное состояние погоды, удалённость от линии горизонта на колорит живописи. Называть цвета и оттенки, подмеченные в природе, и находить соответствие им в произведениях художников. Сопоставлять пейзажи живописцев. Определять общее и различное в их композиции и цвете.

16.12


58

Зимний пейзаж. Дети рисуют зиму.

1 ч


Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для неба и снега. Рисовать по памяти, по представлению «Зимний пейзаж», использовать в нём свои наблюдения природы. Сочетать разные художественно-выразительные средства: широкий мазок по сырому, «живописный мазок», линию горизонта, планы, цвет и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

17.12


59

Праздники и приметы зимы

1 ч


Поиск пословиц, поговорок, песен, примет погоды.

Распределение примет по группам в зависимости от того, на основе наблюдений за какими явлениями живой и неживой природы они сложены.

18.12


60

Праздники и приметы зимы

1 ч


Знакомство с русскими народными подвижными играми.

22.12


61

Составление страниц календаря народных праздников

1 ч


Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

Сравнивать календари разных типов. Знать разновидности календарей. Уметь собирать информацию, оформлять листы календаря.

23.12



62



24.12


63

Изготовление Новогодних открыток

1 ч


Увлечь детей особенностями обряда крещения, новоселья, свадьбы, поминальных обычаев. Разучить несколько игр. Оформление класса к празднику.


25.12


64

Изготовление елочных игрушек

1 ч


25.12


65

Подготовка к Новогодний праздник


1 ч


Рассказывать стихи о зиме, составлять рассказ о новогоднем празднике, играть в игры, петь песни.

29.12


66

Новогодний праздник


1 ч


30.12


67

Рождество и Старый новый год. Обычаи и традиции.

1 ч


Увлечь детей особенностями обряда крещения, новоселья, свадьбы, поминальных обычаев.

14.01


68

Композиция «Рождественская звезда»


1 ч


Особенности построения композиции

15.01


69

Крещение. Обычаи и традиции.

1 ч


Увлечь детей особенностями обряда крещения, новоселья, свадьбы, поминальных обычаев.

19.01


70

Зима – время сказок. Знакомство со сказками А. Корольковой.

1 ч


Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, навык выразительного чтения; уметь принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать; уметь передавать свои мысли и чувства ,уметь формировать собственное мнение ,уметь договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. формировать понятие настоящей дружбы, прививать любовь к чтению

20.01


71

Инсценирование сказки А.Корольковой

1 ч


умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

21.01


72

1 ч


22.01


73

Птицы Воронежской области.

1 ч.


Знать зимующих птиц, их поведение, уметь изготавливать кормушки, подбирать корм для птиц.

Наблюдать за птицами, подкармливать их, написать рассказ по итогам наблюдений, проиллюстрировать его.

Осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму.

26.01.


74

Акция «Птичья столовая»


1 ч

27.01


75

Экскурсия. Зима в природе.


1 ч

Наблюдать за погодой и зимними изменениями, делать зарисовки, составлять рассказ о зимних изменениях в природе

28.01


76

Рисуем снежинки

1 ч


Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для изображения снега. Рисовать по памяти, по представлению «Снежинка», использовать в нём свои наблюдения природы. Сочетать разные художественно-выразительные средства: широкий мазок по сырому, «живописный мазок», линию горизонта, планы, цвет и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

29.01


77

Работа с нитками. Изонить. Снежинка

1 ч


Знать и уметь применять технику «изонить», уметь изготавливать простые работы.

02.02


78

Заочное путешествие в Воронежский природный биосферный заповедник

1 ч


Знакомство с жителями заповедника. Охрана природы. Формирование знаний у детей особенностей животного мира, о редких и исчезающих видах животных.

03.02


79

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период. Экскурсия.


Определение названия деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек. Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом. Фотографирование детей во время их работы на экскурсии.

04.02


80

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период.

1 ч


Проводить опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.

Делать зарисовки: 1) иллюстрации «Разрез почки»; 2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся)

05.02


81

Зимняя прогулка. Пейзаж с фигурой человека.

1 ч


Рисуем пейзаж с фигурой человека в движении. Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для неба и снега. Рисовать по памяти, по представлению «Зимняя прогулка», использовать в нём свои наблюдения природы. Сочетать разные художественно-выразительные средства: широкий мазок по сырому, «живописный мазок», линию горизонта, планы, цвет и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

09.02


82

Проект «Убранство русской избы». Экскурсия в музей СЮН

1 ч


-продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клети; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

-показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской;

- продемонстрировать убранство русской избы;

- показать содержимое бабушкиного сундука.

10.02


83

Проект «Убранство русской избы» «Русская печь»

1 ч


11.02


84

Проект «Убранство русской избы» Утварь Натюрморт из предметов старинного быта.

1 ч


12.02


85

Проект «Убранство русской избы» Бабушкин сундук.

1 ч


12.02


86

Растения в домашней аптечке. Лекарственные растения Воронежской области. Рецепты от простуды из народной медицины.

1 ч


Уметь называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения.

Находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения.

Практическая работа в группах: рассматривать предложенные лекарственные растения и изготовленное из них сырье, заполнять таблицу.

Извлекать из текста информацию о целебных свойствах изучаемых растений.

16.02


87

Зимняя жизнь птиц и зверей. Экскурсия


1 ч

Работая в паре, извлекать из текста информацию о приспособленности птиц к условиям зимы.

Находить изучаемых птиц на рисунках.

Работая в группах, узнавать зимующих птиц по клювам.

Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы.

Узнавать зверей по описанию.

Готовить сообщение об особенностях зимней жизни зверей

17.02


88

Русское поле. Воины- богатыри.

1 ч


Выбирать материалы соответственно творческому замыслу.

Изображать (по выбору) один из сюжетов: богатырь на коне в дозоре, или выступивший в поход на боевом коне, или стоящий на родной земле и готовый принять бой. Использовать центральное расположение фигуры воина-богатыря в композиции как важное выразительное средство. Сверять изображение костюма и доспехов русских воинов в своей работе с таблицей. Выражать в творческой работе своё чувство сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России — подвиги воинов Древней Руси

18.02


89

Народный костюм

Композиция «Русская красавица Воронежской области».

1 ч


Знать и различать особенности крестьянской одежды; ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

19.02


90

В феврале зима с весной встречается впервой. Обычаи празднования Масленицы в Воронежской области.

1 ч


-воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

-разучить песни и игры;

-научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

-разучить игры с катанием пасхальных яиц;

24.02


91

Народный календарный праздник «Масленица» в искусстве.

1 ч


Рисуем пейзаж с фигурой человека в движении. Намечать линию горизонта и располагать деревья на ближнем и дальнем планах. Подбирать цвета для неба и снега. Рисовать по памяти, по представлению «Масленица», использовать в нём свои наблюдения природы. Сочетать разные художественно-выразительные средства: широкий мазок по сырому, «живописный мазок», линию горизонта, планы, цвет и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

25.02


92

Кукла «Масленица» Работа с тканью и нитками.

1 ч


Технология создания масленичной куклы. История русского народного костюма.

26.02


93

Праздник «Масленица»


1 ч

Увлечь детей особенностями обряда сжигания чучела масленицы.

27.02


94

Итоговое занятие «Зима»

1 ч


выставка выполненных работ

02.03


Весна –утро года

95

Игры моего народа. Будни и праздники тёплой весны.

Подготовка к празднику «Мамин день»


1 ч

Роль игры в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Увлечь детей особенностями весенних обрядов.

03.03


96

Подготовка к празднику «Мамин день»

1 ч


Разучить несколько игр. Оформление класса к празднику.

04.03


97

Праздник «Мамин день»

1 ч


Рассказывать стихи о маме, составлять рассказ о празднике, играть в игры, петь песни.

05.03


98

Изготовление страниц народного календаря. Приметы весны, песни-веснянки, стихи и загадки, сказки.

1 ч


Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

Сравнивать календари разных типов. Знать разновидности календарей. Уметь собирать информацию, оформлять листы календаря.

-разучить насколько песенок, считалок;

-научиться разгадывать загадки.

10.03


99

Изготовление страниц народного календаря.

1 ч


11.03


100


Весеннее пробуждение растений. Первоцветы Воронежской области.

1 ч


Знакомиться по материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия, необходимые для их цветения.

Узнавать раннецветущие растения на фото, рисунках и в природе.

Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать соответствующие нормы экологической этики.

Знакомиться с растениями цветника по материалам учебника и натуральным образам Оформление стенгазеты.

12.03


101

Весеннее пробуждение растений. Первоцветы Воронежской области


13.03



Первоцветы Воронежской области.

Красная книга.

1 ч


16.03


102

Экскурсия на р. Дон. Ледоход.


1 ч

Наблюдать за погодой и весенними изменениями, делать зарисовки, составлять рассказ о весенних изменениях в природе, уметь применять в речи новые термины.

17.03


103

Знакомство русским народным праздником - Веснянки

1 ч


Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей

18.03


104

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликация

1 ч


качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями

18.03


105

1 ч


19.03


106

День птиц. Работа с бумагой. Жаворонки.

1 ч


Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей

01.04


107

Экскурсия «Весенние изменения в природе».


1 ч

Наблюдать за погодой и весенними изменениями, делать зарисовки, составлять рассказ о весенних изменениях в природе, уметь применять в речи новые термины.

02.04


108

Проект «Космонавты из Воронежской области»

(1 ч - поход в библиотеку)


1 ч

Знать имена космонавтов из Воронежской области. Уметь искать и систематизировать информацию, оформлять стенгазету, защищать проект

03.04


109

1 ч


06.04


110

1 ч


07.04


111

1 ч


08.04


112

Космические фантазии. Пейзаж.

1 ч


Развитие потребности к творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос», и передавать характерные особенности средствами рисунка.

Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках, умение фантазировать, воплощать в реальности свои фантазии, оценивать свою деятельность.

09.04


113

Пасха. Обычаи и традиции.

1 ч


Знакомиться по материалам учебника с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей

13.04


114

Пасхальные игры.


1 ч

Роль игры в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

14.04


115

Изготавливаем пасхальную куклу

1 ч


Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России, ролью куклы в народном быту.

Игровые и обереговые куклы.

Обучение приемам изготовления пасхальной куклы в соответствии с народными традициями. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ

16.04


116

1 ч


17.04


117

1 ч


20.04


118

Весна разноцветная. Пейзаж

1 ч


Выбирать вариант построения пейзажа для выполнения

композиции на тему весны. Выполнять композицию «Весна разноцветная» в технике монотипии — разового отпечатка с дорисовкой. Сделать отпечаток (Р).Рассмотреть отпечаток и рассказать, что видно на нём. Дорисовать увиденное кистью, фломастером или тушью. Использовать цвет как основное выразительное средство

в своей творческой работе

21.04


119

Русская береза


1 ч

Сравнивать традиции отношения к березе в культуре разных народов России.

Определять нравственный смысл легенд и песен о березе в культуре русского народа. Уметь рисовать пейзаж с березами, составлять композицию.

23.04


120

Печатный пряник с ярмарки. Воронежский пряник.

1 ч


Рассматривать произведения народных мастеров-резчиков пряничных досок для печатных пряников. Высказывать своё суждение о них.

Рассказывать о приёмах техники резьбы пряничных досок и образах-символах (птицы, конь, хоромы, терема и др.), характерных для резных пряничных досок. Участвовать в обсуждении сюжетов для резных пряничных досок, приёмов стилизации и своеобразия художественных графических приёмов. Выбирать графические материалы согласно замыслу творческой работы. Сочинять рисунок для своей пряничной доски. Выбирать один из традиционных мотивов-символов. Выполнять изображения с учётом стилизации образа коня, птицы и др. в декоративном рисунке.

24.04


121

1 ч


27.04


122

Лебединое озеро. Работа с яичной скорлупой. Объёмная игрушка. Аппликация. Мозаика.

1 ч


Умение работать с яичной скорлупой, техникой аппликации и мозаики. Умение анализировать свою работу.

28.04


123

1 ч


29.04


124

1 ч


30.04


125

Русское поле. Памятник доблестному воину.

1 ч


Изображать (по выбору) один из сюжетов: богатырь на коне в дозоре, или выступивший в поход на боевом коне, или стоящий на родной земле и готовый принять бой. Использовать центральное расположение фигуры воина-богатыря в композиции как важное выразительное средство

05.05


126

Вышивка крестиком. Панно цветы.

1 ч


Совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом.

Развить навыки работы в коллективе.


06.05


127

1 ч


07.05


128

1 ч


08.05


129

Весенние забавы.


1 ч

Роль игры в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

12.05


130

Итоговое занятие «Весна»

1 ч


выставка выполненных работ

14.05


Лето красное

131

Лето красное. Приметы, песни, стихи, загадки, сказки о лете.

1 ч


Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей.

Сравнивать календари разных типов. Знать разновидности календарей. Уметь собирать информацию, оформлять листы календаря.

18.05


132

Изготовление страниц народного календаря.

1 ч


19.05


133

Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.


1 ч

-разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

-научиться плести венки;

20.05


134

Рисуем лето

1 ч


Выбирать вариант построения пейзажа для выполнения композиции на тему лето. Выполнять композицию «Лето» в технике монотипии — разового отпечатка с дорисовкой. Сделать отпечаток. Рассмотреть отпечаток и рассказать, что видно на нём. Дорисовать увиденное кистью, фломастером или тушью. Использовать цвет как основное выразительное средство

в своей творческой работе

21.05


135

Летняя прогулка. Игры.


1 ч

Роль игры в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.

25.05


136

Итоговое занятие

1 ч


выставка выполненных работ

-обобщение пройденных тем.

26.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!