г. Краснозаводск
I квалификационной категории Цыганова Н.В.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Мир загадок» (духовно-нравственное направление ) для учащихся 1 класса в соответствует требованиями ФГОС и разработана на основе:
Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».
Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.
Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.
Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.
Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».
Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».
Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».
Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».
Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.
Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.
Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.
Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.
Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».
Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.
Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.
Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.
Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на занятиях
№ п/п | Тема | Форма организации | Виды деятельности | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
Город самых простых загадок(15) |
1 | Знакомство со Страной загадок | Проблемный диалог | Отгадывание загадок Обсуждение, отзыв | | |
2 | Город самых простых загадок. Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга | Игра, фантазирование | Сочинение «цветных» загадок. | | |
3 | Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире | Игра, проблемный диалог | Решение проблемных ситуаций осминожков; обсуждение | | |
4 | Цвет в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись». | Практическая работа, создание творческих продуктов | Презентация, рисунок | | |
5 | Улица «Форма». Геометрические фигуры в окружающем мире. Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. | Беседа, сравнение | Игра | | |
6 | Изменение формы. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». | Загадки, анализ сказки, рисование, фантазирование | Поделка | | |
7 | Замок похожестей-непохожестей. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. | Игра, классификация, анализ предметов | Загадка | | |
8 | Геометрические головоломки. Сочинение сказки | тренинг Самооценка | рисунок | | |
9 | Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. | Создание проекта «Самый, самый» | Презентация проекта | | |
10 | Относительность размера. Знакомство с рекордами природы. Измерительные приборы. Понятие «мерки». | Практическая работа | Практическая работа | | |
11 | Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост. | Игра, фантазирование, | Анализ сказки Обсуждение, сказка | | |
12 | Улица «Вещество». Вещество вокруг нас. | Практическая работа: свойства материалов.. | Обсуждение | | |
13 | Различные состояния вещества. Инсценирование физических явлений Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п. | Практическая работа | Обсуждение | | |
14 | Вещества в изобретательских ситуациях Моделирование загадок с помощью «метода маленьких человечков». | Решение изобретательских задач | Загадка | | |
15 | Сочинение загадок. Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка». | Создание творческих продуктов | Рисунок | | |
Город пяти чувств(6) |
16 | Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки». | Игра, беседа, решение изобретательских задач | Обсуждение | | |
17 | Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий». | Беседа, практическая работа | Описание | | |
18 | Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями». | Беседа, практическая работа, создание творческих продуктов | Рассказ | | |
19 | Улица «Обоняние». Фантазирование: изменение запаха. | Проблемный диалог, фантазирование | Сказка | | |
20 | Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях. | | |
21 | Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. | Игра, решение изобретательских задач | Обсуждение | | |
Город загадочных частей(4) |
22 | Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта. Игра «Узнай по части» | Игра, обсуждение | Рисунки | | |
23 | Сочинение загадок | Создание творческих продуктов | | |
24 | Игры и упражнения со словами. Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв». | Игра, проблемный диалог, фантазирование | Рассказ | | |
25 | Необычные предметы. Придумывание необычных предметов. Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет. | Игра, практическая работа | рисунок | | |
Город загадочных мест(5) |
26 | Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». | Игра, проблемный диалог, фантазирование | Обсуждение | | |
27 | Сочинение загадок. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор. | проблемный диалог, фантазирование | Буклет | | |
28 | Путешествие в прошлое. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. | Игра, беседа | обсуждение | | |
29 | Путешествие на машине времени в будущее. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора. | Игра, фантазирование | Рассказ | | |
30 | Путешествие в город загадочных дел. | Игра, беседа | Описание | | |
Город загадочных дел (3) |
31 | «Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок | Практическая работа | Рисунок | | |
32 | Подготовка творческих работ Работа над проектом | Защита творческих работ | Творческий проект | | |
33 | Праздник «Прощание со страной загадок» | Праздник | Обобщение знаний и умений в игровой форме | | |
ИТОГО: 33 часа |
на заседании ШМО зам. директора по УВР
учителей начальных классов __________/Т.В. Воробьева/