СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Мир загадок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности курса "Мир загадок"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Мир загадок"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»

г. Краснозаводск



УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «КСОШ №1»

Л.П. Домущей


_______________

« » _________________ 2016 г.






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

курс «Мир загадок»

(духовно-нравственное направление)


для 1 А класса

на 2016-2017 учебный год





Составил учитель начальных классов

I квалификационной категории Цыганова Н.В.




2016г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Мир загадок» (духовно-нравственное направление ) для учащихся 1 класса в соответствует требованиями ФГОС и разработана на основе:

  • ООП НОО МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»,

  • учебного плана МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1» на 2016-2017 учебный год,

  • авторской программы С.Гин Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014г

Цель программы:

  • ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок

  • обучение навыкам творческого мышления и управляемого воображения.

Задачи:

образовательные задачи

  • познакомить со свойствами предметов, возможностями органов чувств.

  • знакомить с понятиями теории решения изобретательских задач.

  • учить отгадывать и сочинять загадки.

  • формировать умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе; извлекать главное из прочитанного или прослушанного;

  • формировать умение контролировать и оценивать свою работу.

развивающие задачи

  • формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения;

  • развивать речь при работе над словом, словосочетанием, предложением;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

  • развивать глазомер;

  • развивать мелкую моторику рук.

  • развивать коммуникативные способности

воспитательные задачи

  • воспитывать уважительное отношение к людям, их желаниям и потребностям.

  • формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме;

  • сотрудничать с другими при выполнении общего задания;

  • планировать свои действия, оценивать полученный результат;

  • предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные – критерии.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Метапредметные:

Личностные УУД :

  • расширение представлений детей об окружающей действительности.

  • освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития

  • овладение навыкам эмоциональной саморегуляции

  • формирование культуры мышления и поведения

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, заменять друг друга, умение согласовывать свои действия с партнерами.




  • аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивать собеседника и вести диалог;

Познавательные УУД:

  • самостоятельно включаться в творческую деятельность

  • расширять кругозор

  • приобретать практические навыки и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД:

  • оценивать свои действия и действия других детей

  • оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

  • вносить необходимые коррективы;

  • уметь планировать работу и определять последовательность действий.

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Город самых простых загадок (15)

Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга. Сочинение «цветных» загадок. Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире. Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».

Улица «Форма». Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие. Изменение формы. Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству». Геометрические головоломки.

Улица «Размер». Рекорды природы и человеческой деятельности. Измерительные приборы. Понятие «мерки». Относительность размера. Противоречия в размере. Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.

Улица «Вещество». Практическая работа: свойства материалов. Различное состояние вещества. Метод маленьких человечков. Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».

Город пяти чувств (6)

Какую работу выполняют различные органы чувств?

Улица «Зрение». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Улица «Слух». Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Улица «Осязание». Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Улица «Обоняние». Какие бывают запахи? Фантазирование: изменение запаха.

Улица «Вкус». Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.

Решение изобретательских задач «на обнаружение». Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.

Город загадочных частей. (4)

Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта.

Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».

Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

Город загадочных мест (5)

Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке». Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.

Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.

Город загадочных дел (3)

Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок на занятиях

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Форма организации

Виды деятельности

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Город самых простых загадок(15)

1

Знакомство со Страной загадок

Проблемный диалог

Отгадывание загадок

Обсуждение, отзыв



2

Город самых простых загадок. Улица «Цвет». Три основных цвета. Радуга

Игра, фантазирование


Сочинение «цветных» загадок.




3

Изменение цвета в природе. Фантазирование: изменение цвета в рукотворном мире

Игра, проблемный диалог

Решение проблемных ситуаций осминожков;

обсуждение



4

Цвет в рукотворном мире.

Нетрадиционные способы рисования. Упражнение «Ниткопись».

Практическая работа, создание творческих продуктов


Презентация, рисунок




5

Улица «Форма». Геометрические фигуры в окружающем мире.

Плоские и объемные геометрические фигуры: сходство и отличие.

Беседа, сравнение


Игра



6

Изменение формы.

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по сходству».

Загадки, анализ сказки, рисование, фантазирование


Поделка



7

Замок похожестей-непохожестей.

Упражнение на разрешение противоречий в форме предметов.

Игра, классификация, анализ предметов


Загадка



8

Геометрические головоломки. Сочинение сказки

тренинг

Самооценка

рисунок



9

Улица «Размер».

Рекорды природы и человеческой деятельности.

Создание проекта «Самый, самый»


Презентация проекта



10

Относительность размера. Знакомство с рекордами природы. Измерительные приборы. Понятие «мерки».

Практическая работа


Практическая работа




11

Противоречия в размере.

Фантазирование: человек, который умеет изменять свой рост.

Игра, фантазирование,


Анализ сказки

Обсуждение, сказка




12

Улица «Вещество». Вещество вокруг нас.

Практическая работа: свойства материалов..

Обсуждение



13

Различные состояния вещества. Инсценирование физических явлений

Моделирование физических явлений: «таяние сосульки», «закипание чайника», «надувание шарика» и т.п.

Практическая работа


Обсуждение



14

Вещества в изобретательских ситуациях

Моделирование загадок с помощью «метода маленьких человечков».

Решение изобретательских задач


Загадка



15

Сочинение загадок.

Сочинение загадок-описаний по признакам: цвет, форма, размер, вещество. Игра «да-нетка».

Создание творческих продуктов


Рисунок



Город пяти чувств(6)

16

Улица «Зрение».

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

Игра, беседа, решение изобретательских задач


Обсуждение



17

Улица «Слух».

Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

Беседа, практическая работа


Описание



18

Улица «Осязание».

Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

Беседа, практическая работа, создание творческих продуктов


Рассказ



19

Улица «Обоняние».

Фантазирование: изменение запаха.

Проблемный диалог, фантазирование


Сказка



20

Улица «Вкус».

Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях.



21

Решение изобретательских задач «на обнаружение».

Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств.

Игра, решение изобретательских задач


Обсуждение



Город загадочных частей(4)

22

Назначение различных частей объекта, возможные варианты изменения частей. Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про части» объекта. Игра «Узнай по части»

Игра, обсуждение


Рисунки



23

Сочинение загадок

Создание творческих продуктов



24

Игры и упражнения со словами.

Игры и упражнения со словами. Прием «Кит и Кот». Упражнение «Конструктор из букв».

Игра, проблемный диалог, фантазирование


Рассказ



25

Необычные предметы. Придумывание необычных предметов.

Морфологический анализ. Практическая работа: фантастическое животное, необычный портрет.

Игра, практическая работа


рисунок




Город загадочных мест(5)

26

Город загадочных мест. Упражнение «Необыкновенное путешествие». Игра «Зонтик в Африке».

Игра, проблемный диалог, фантазирование


Обсуждение



27

Сочинение загадок.

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «про местоположение» объекта. Придумывание метафор.

проблемный диалог, фантазирование

Буклет



28

Путешествие в прошлое. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета.

Игра, беседа


обсуждение



29

Путешествие на машине времени в будущее.

Фантазирование: какими будут объекты в будущем. Системный оператор («многоэкранка»). Описание объектов при помощи системного оператора.

Игра, фантазирование


Рассказ



30

Путешествие в город загадочных дел.

Игра, беседа

Описание



Город загадочных дел (3)

31

«Загадочная» школа. Использование алгоритмов сочинения загадок

Практическая работа


Рисунок



32

Подготовка творческих работ

Работа над проектом

Защита творческих работ


Творческий проект



33

Праздник «Прощание со страной загадок»

Праздник

Обобщение знаний и умений в игровой форме



ИТОГО: 33 часа










СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО зам. директора по УВР

учителей начальных классов __________/Т.В. Воробьева/

Протокол №_________

от «_____» августа 2016 г от «_____» августа 2016