Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»
г. Краснозаводск
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «КСОШ №1» Л.П. Домущей |
_______________ |
« » ______________ 2016 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Занимательный русский язык»
(общеинтеллектуальное направление)
для 1 А класса
на 2016-2017 учебный год
Составил учитель начальных классов
I квалификационной категории Цыганова Н.В.
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательный русский язык» (общеинтеллектуальное направление) для учащихся 1 класса соответствует требованиям ФГОС и разработана на основе:
ООП НОО МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»,
учебного плана школы на 2016-2017 учебный год,
программы факультативного курса «Занимательный русский язык» Л.В.Мищенкова. - М.:, Издательство РОСТ, 2012 г
методического конструктора по внеурочной деятельности Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, Москва, «Просвещение», 2011 г.,
Программа «Занимательный русский язык» предназначена для работы с учащимися 1 класса и рассчитана на 33 учебные недели.
Основная цель: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи :
• Развитие лингвистических компетенций учащихся.
• Формирование любви и уважения к русскому языку.
• Развитие познавательных способностей младших школьников
• Развитие творческих способностей младших школьников.
• Расширение кругозора учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
В сфере личностных, универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Метапредметным результатом изучения курса в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
В сфере регулятивных универсальных учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действие моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
1. Речь устная и письменная
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и речь письменная.
2. Что такое слово?
Понятие слова, знакомство с ребусом.
3. В мире звуков
Уточнение представления детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух»
4. Игротека
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма»
5. Звуки и буквы – не одно и то же
В чем заключается различие между звуками и буквами
6. Что такое метограммы?
Знакомство с метограммами. Разгадывание метограмм.
7. Жили были гласные и согласные.
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв.
8. Игротека
Повторение: буквы и звуки, буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метограмм.
9. Волшебник Ударение.
Роль ударения в слове. Понятие «омограф»
10. Такие разные согласные
Способы отличия твердых согласных звуков от мягких
11. Такие разные, разные согласные
Парные и непарные звонкие и глухие согласные
12. Игротека
Поиск амографов в предложении. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости –глухости, твердости-мягкости. Решение метограмм. Рифмование слов.
13. Русские народные загадки
Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.
14. Зачем шипят шипящие?
Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима»
15. Познакомьтесь: алфавит!
Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков.
16. Игротека
Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке.
17. Привет, пословица!
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.
18. Поговорим о предложении
Разновидности предложений по цели высказывания. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.
19. Еще немного о предложении
Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения с соответствующей интонацией.
20. Игротека
Понятие «Шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
21. Знакомимся с анаграммами
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.
22. Что такое текст?
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.
23. Что мы пишем с большой буквы?
Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.
24. Игротека
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы.
25. О безударных гласных
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки.
26. О парных звонких и глухих согласных
Уточнение знаний о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова
27. Слова - приятели
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы кданным словам, находить среди слов синонимичные пары
28. Игротека
Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди групп слов синонимов, подборе синонима к данному слову.
29. Слова – неприятели
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов.
30. Волшебное слово предлог
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом.
31. Что за зверь такой - фразеологизм?
Знакомство с фразеологизмами и их значением. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.
32. Игротека.
Понятие «Омоним». Упражнение в умении различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения.
33. Учимся различать слова разных частей речи
Упражнение в умении различать слова разных частей речи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Характеристика деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
Наш помощник - язык 4 ч |
1 | Речь устная и письменная | Объяснять значение речи, общения в жизни людей. Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить. Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Разыгрывать риторические игры. | | |
2 | Что такое слово? | | |
3 | В мире звуков | | |
4 | Игротека | | |
В мире слов и звуков – 10 ч |
5 | Звуки и буквы – не одно и то же | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. Различать знаки-символы и знаки-копии. Называть языковые знаки. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Разыгрывать риторические игры. | | |
6 | Что такое метограммы? | | |
7 | Жили были гласные и согласные | | |
8 | Игротека | | |
9 | Волшебник Ударение. | | |
10 | Такие разные согласные | | |
11 | Такие разные, разные согласные | | |
12 | Игротека | | |
13 | Русские народные загадки | | |
14 | Зачем шипят шипящие? | | |
Живые буквы - 19 ч |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. Различать текст и набор предложений Определять тему текста. Объяснять роль заголовка . Озаглавливать текст. Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях . Выделять незнакомые слова в тексте . Выяснять значение непонятных слов. Определять основную мысль текста. Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте. Познакомиться с новыми понятиями слов в русском языке. Выделять начало, основную часть, конец текста. Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях. Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. Называть изученные признаки текста. Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года. Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей. Анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неудачи в общении. Различать звуки и буквы. Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Определять вид общения по его основной задаче: сообщить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. Оценивать свои особенности как слушателя. Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче. Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам. Разыгрывать риторические игры. | | |
16 | Игротека | | |
17 | Привет, пословица! | | |
18 | Поговорим о предложении | | |
19 | Еще немного о предложении | | |
20 | Игротека | | |
21 | Знакомимся с анаграммами | | |
22 | Что такое текст? | | |
23 | Что мы пишем с большой буквы? | | |
24 | Игротека | | |
25 | О безударных гласных | | |
26 | О парных звонких и глухих согласных | | |
27 | Слова - приятели | | |
28 | Игротека | | |
29 | Слова – неприятели | | |
30 | Волшебное слово предлог | | |
31 | Что за зверь такой - фразеологизм? | | |
32 | Игротека. | | |
33 | Учимся различать слова разных частей речи | | |
Итого: 33 часа |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО зам. директора по УВР
учителей начальных классов __________/Т.В. Воробьева/
Протокол №_________
от «_____» августа 2016 г от «_____» августа 2016 г