Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №1»
г. Краснозаводск
УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «КСОШ №1» _____________Л.П. Домущей |
|
«____ » ______________ 2017 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курс «Мир человека»
(социальное направление)
для 2 а класса
на 2017-2018 учебный год
Составил учитель начальных классов
I квалификационной категории
Цыганова Н.В.
2017 год
пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Мир человека» для учащихся 2-А класса начальной школы соответствует требованиям ФГОС и разработана на основе:
учебного плана школы на 2017-2018 учебный год,
авторской программы Гин Светлана. Мир человека. М.:Вита-Пресс,2012.
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель данного курса: системное рассмотрение человека с биологической, психологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.
Основные задачи курса:
1. Знакомство детей с миром человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной.
2. Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.
3. Развитие коммуникативных навыков, расширение кругозора.
Общая характеристика учебного курса
Программой «Мир человека» предполагается построение занятие на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание. Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.
Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях и т.д. В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Мир человека» во 2 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
-овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;
-овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
-создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;
-установка на здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:
Ценностно-смысловые:
-способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;
-умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;
-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
общекультурные:
-знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;
-восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культуры;
учебно-познавательные:
-формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;
информационные:
-умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;
-умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативные:
-опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;
-понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;
-продуктивное содействие решению конфликтов;
-использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;
социально-трудовые:
-ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
-уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;
-бережное отношение к результатам своего труда и других людей;
личностные:
-освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;
-овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;
-овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;
-создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом»
-установка на здоровый образ жизни.
К концу 2 класса учащиеся:
Будут знать : о структуре адреса, об основных подсистемах организма, о необходимости здорового образа жизни, о возможности тренировки внимания и памяти, о способах поднятия настроения, о правилах бесконфликтного общения, об ошибочности поспешных выводов;
Будут уметь: описывать развитие человека при помощи системного оператора («Многоэкранки»); анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения: чем (для чего?) хорошо? чем (для чего?) плохо? понимать относительность восприятия и оценок происходящего.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Название раздела | Название темы |
Школа: разнообразие целей | «Зачем учиться в школе? Игра «Главное. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил. |
Надсистемы и подсистемы человека | Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?». Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела. Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»? |
Линия жизни человека | Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам. Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим. |
Знакомимся с психологией | Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?» Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная. Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Фантазирование «Если бы память исчезла…» Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом». Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка? |
Эмоции и настроение | Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Практическая работа «Читаем по лицу». Инсценирование стихотворений. Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение? |
Общение | Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?». Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня». Слова и интонация. Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты». Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»? |
Противоречия | Игра «Наоборот». Упражнение «Классификация». Анализ противоречий в предметах. Беседа об относительности признаков. Игра «Каким быть?». Беседа «Противоположности сходятся». Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»? Игра «Поле чудес». Беседа о доброте и жадности. Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»? Анализ сказки, Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?» Беседа «Другая точка зрения». Инсценирование и анализ ситуаций. Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Беседа «ЧТО такое репутация?». Упражнение «Внутренний дирижер». Беседа «Законы общества», Обсуждение «Кукушка – какая?», Анализ сказки. Беседа «Цель и средства». Почему не нужно торопиться с выводами. |
Мы и окружающие | Наблюдение за следами хороших и плохих поступков в ближайшем окружен. Обсуждение «Кто хороший? Кто плохой? Анализ рассказа. Как стать «хорошим»? Игра «Сказочные злодеи». Беседа о маскировке. Письменная работа «Дома и на улице». Обсуждение «Почему так, а не иначе» Инсценирование-тренинги «Если…» |
Подведение итогов обучения | Анализ сказки. Беседа о воспитании и самовоспитании. Кого мы любим? Что значит «любить себя»? Презентация и защита творческих работ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Характеристика деятельности учащегося | Планируемые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
Школа: разнообразие целей (1ч) |
1 | Зачем учиться в школе? | Опыт ролевого взаимодействия и реализация собственной позиции. Умение осознанно строить сообщение в устной и письменной форме. | | |
Надсистемы и подсистемы человека (7ч) |
2 | Первоначальные сведения из географии и астрономии. Адрес | Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | | |
3 | Наш организм | Опыт ролевого взаимодействия и реализация собственной позиции. Умение осознанно строить сообщение в устной и письменной форме. | | |
4 | Как устроен человек? | Установка на здоровый образ жизни. Овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях. Определять план выполнения заданий | | |
5 | Болезни | Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию. | | |
6 | Что такое здоровый образ жизни? | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | | |
7 | Развитие ребёнка до школы | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | | |
8 | Будущее. | Способность осознавать свое предназначение в окружающем мире. Умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий. | | |
Линия жизни человека (1ч) |
9 | Линия жизни человека. | Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно | | |
Знакомимся с психологией (5ч) |
10 | Что такое я? | Понимать сущности сравнения, выведение алгоритма сравнения. | | |
11 | Учимся быть внимательными. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | | |
12 | Учимся запоминать | Понимать сущности сравнения, выведение алгоритма сравнения. | | |
13 | Учимся придумывать | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу | | |
14 | Что значит "быть умным"? | .Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | | |
Эмоции и настроение (2ч) |
15 | Какие бывают эмоции? | Понимать сущности сравнения, выведение алгоритма сравнения. | | |
16 | Как поднять настроение? | Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | | |
Общение (5ч) |
17 | Речевое общение | Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | | |
18 | Неречевое общение. Жесты | Овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях | | |
19 | Проблемы общения | Овладение навыками саморегуляции и самоподдержки. | | |
20 | Конфликты | Стремится к более точному выражению собственного мнения и позиции | | |
21 | Правила урегулирования конфликтов | Уметь составлять «правильные» вопросы | | |
Противоречия (10ч) |
22 | Понятие о противоречии. Противоречия в предметах | Уметь находить ошибки в умозаключениях, исправлять их. | | |
23 | Противоречия в явлениях природы | Уметь находить ошибки в умозаключениях, исправлять их. | | |
24 | Противоречия в свойствах характера | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | | |
25 | Противоречия в свойствах характера. Продолжение | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | | |
26 | Противоречия в ситуациях | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. | | |
27 | Противоречия в ситуациях (продолжение) | Уметь находить ошибки в умозаключениях, исправлять их. | | |
28 | Противоречие "цель-средство" | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | | |
29 | Экскурсия | Уметь выстраивать последовательность рассуждения. | | |
30 | Анализ экскурсии | Уметь выстраивать последовательность рассуждения. | | |
31 | Ориентирование в окружающем мире | Продуктивное содействие разрешению конфликтов. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения | | |
Мы и окружающие (2ч) |
32 | Правила поведения с незнакомыми | Уметь выстраивать последовательность рассуждения. | | |
33 | Я - хороший, ты - хороший | Уметь выстраивать последовательность рассуждения. | | |
Подведение итогов обучения (1ч) |
34 | Обобщение изученного | Продуктивное содействие разрешению конфликтов. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. | | |
ИТОГО | 34 ч |
СОГЛАСОВАНО. Протокол № ___ заседания ШМО учителей начальных классов от «_____» _______ 2017 г. | СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР ____________ Т.В. Воробьёва «____» _________ 2017 г. |