Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 8-х классов составлена на основе Образовательной программы МБОУ «СОШ №10» на 2016-2017 учебный год.
формирование исследовательских и проектных умений и навыков обучающихся для успешной и безопасной социализации в условиях современного общества через вовлечение обучающихся в практическую исследовательскую деятельность, развитие толерантной и безопасной образовательной школьной среды.
У учащихся будет сформирована готовность и способность к самообразованию и саморазвитию; академическая мобильность с возможностью продолжения избранного направления образования
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №10» на реализацию программы отводится 34 часа в год.
В программе предусмотрен резерв (1 час), который планируется использовать при форс – мажорных обстоятельствах (например, выпадение занятий на государственные праздники, актированные дни).
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам используется дифференцированный и индивидуальный подход. Индивидуальные особенности каждого школьника учитываются при планировании занятия.
№ | Тема
| Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Проект (мини-проект или проект с большой исследовательской частью в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося и его желания) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | Раздел 1. Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием (4ч) Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Лабораторное оборудование. | Познакомиться с целями и назначением лаборатории, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки - эксперименте | Определять проблемы,т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным Характеризовать основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование) | МР1, МР10 | ЛР1, ЛР2, ЛР3 | |
2 | Химическая посуда. Нагревание, прокаливание, взвешивание. Вытяжной шкаф. | Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии | Соблюдать правила ТБ при проведении наблюдений и опытов | МР3, МР12 | ЛР8, ЛР4 | |
3-4 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту | Иметь представление о значении воды для жизни, уметь описывать круговорот в-в в природе, иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать и понимать сущность процессов растворения в-в в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя, значение растворов, осн.типы р-ров. Опыт №1. Приготовление насыщенных и пересыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости | Уметь готовить насыщенные и пересыщенные растворы, составлять графики растворимости и использовать их при решении задач | МР6, МР15 | ЛР6, ЛР7 | |
5 | Раздел 2. Химия в быту (14ч) Кухня(6ч) Поваренная соль и её свойства. Сахар и его свойства. Полезные и вредные свойства сахара.Необычное применение сахара. | Опыт №2. Приготовление леденцов Опыт №3 (занимательный) «Змея из сахара» Опыт №4. Очистка загрязненной поваренной соли. | Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса; очистка соли от примесей; знать полезные и вредные свойства сахара, закрепить практические навыки. | МР7, МР8, МР11 | ЛР3, ЛР9 | Сахар: плюсы и минусы Удивительные превращения сахара Необычное применение сахара Соль-друг, соль-враг |
6 | Жиры и масла. | Изучить влияние жиров на организм, Опыт. Распознавание сливочного масла и маргарина Опыт. Удаление жирного пятна с ткани адсорбентом | знать о последствиях нарушения баланса жиров в организме; уметь рассчитать суточный рацион питания | МР7, МР8, МР11 | ЛР3, ЛР9 | Исследование состава разичных соротов сливочного масла Изготовление масляных красок Выбираем средство для мытья жирной посуды |
7 | Сода пищевая, её свойства. | Понимать, чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Опыт №5. Гашение соды Опыт №6. Обнаружение кислой среды в продуктах с помощью гидрокарбоната натрия | Понимать, чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. | МР6, МР7, МР14 | ЛР3, ЛР9 | Сода в жизни человека Экологические функции соды |
8 | Столовый уксус и уксусная эссенция. | Опыт №7. Удаление накипи с посуды уксусной кислотой | Знать свойства уксусной кислоты и её физиологическое действие, применение | МР7, МР13, МР15 | ЛР7 | Яблочный уксус в домашних условиях |
9 | Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец, Лавровый лист. Ванилин. | .Выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками. | Познакомиться с понятиями ароматизатор, вкусовая добавка. Понимать какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки | МР10, МР15 | ЛР4, ЛР5 | Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки. Исследование смеси пряностей карри. Витамины. |
10 | Растительные пигменты | Опыт №8. Подбор растворителей для эстракции различных растительных пигментов Опыт №9. Экстракция антоцианов неполярным растворителем Опыт №10. Экстракция каротина полярным растворителем Опыт № 11. Исследованиеокраски антоцианов в различных средах Опыт № 12. Удаление фруктовых пятен с ткани | Познакомиться с понятием экстракция, полярный растворитель, неполярный растворитель | МР7, МР8, МР11 | ЛР3, ЛР9 | Разделение растительных пигментов зеленого листа Изготовление акварельных красок из растительныхпигментов |
10 | Аптечка (2ч) Аптечный йод, его свойства. Аспирин, его свойства. Перекись водорода и перманганат калия, их свойства. | Представлять, почему йод надо держать в закупоренной склянке, необычные свойства обычной зеленки, свойства перекиси водорода, марганцовки | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | | | Что полезнее – аспирин или упсарин? |
11 | Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.Лекарства, срок годности которых закончился. Чего не хватает в вашей аптечке. | Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.Лекарства, срок годности которых закончился. Чего не хватает в вашей аптечке. | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | | | Лекарства у нас под ногами Лекарства, изменившие нашу жизнь Осторожно – лекарства! |
12 | Ванная комната(2ч) Мыло.Отличие хозяйственного мыла от туалетного.Жидкое мыло. | Знать, благодаря каким свойствам мыло обладает моющей способностью Опыт. Моющее действие мыла. Опыт. Обнаружение жесткой воды с помощью мыльного раствора | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | МР7, МР8, МР11 | ЛР3, ЛР9 | Изготовление мыла ручной работы Анализ различных сортов хозяйственного мыла Исследование моющей способности мыла в отношении различных загрязнителей |
13 | Стиральные порошки и другие СМС. Кальцинированная сода. | Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.Кальцинированная сода и тринатрийфосфат -для чего они здесь. Соль для ванны и опыты с ней. | Знакомство с понятием СМС, роль СМС в сточных водах. | МР10, МР15, МР16 | ЛР7, ЛР8 | Исследование синтетических моющих средств |
14 | Туалетный столик (1ч) Лосьоны, духи, кремы | Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому приготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама. | Смеси веществ определенных соотношений, срок годности. | | | Создаем духи сами! |
15 | Папин гараж (3ч) Суперклеи.Электролит. | Чем питается двигатель?Химический источник тока | Понятия электролит, ионы, раствор | | | |
16 | Бензин, керосин, и другие «-ины» | Познакомиться со свойствами бензина, керосина, их применением. Опыт. Как различить порошок кофе от порошка цикория | | | | Химия нефтепродуктов |
17 | Цемент и его опасные свойства | Почему цемент застывает даже в дождливую погоду? Химический состав цемента. | Химический состав цемента. | | | |
18 | Раздел 3. Химия за пределами дома(15ч) Магазин (5ч) Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас» | Занимательные опыты: вулкан, дым без огня, кровь без раны, звездный дождь | | | | |
19 | Сера молотая – для чего она?Калийная и аммиачная селитры. | Сера молотая – акарофунгицид. Элементы питания растений. Минеральные удобрения. | Инсектициды, фунгициды, удобрения. | МР7, МР8, МР11 | ЛР3, ЛР9 | Селитра – от Ивана Грозного до наших дней |
20 | Раствор аммиака. Стеклоочистители. Экскурсия в хозяйственный магазин. | | | МР10, МР15, МР16 | ЛР7, ЛР8 | |
21 | Продуктовый магазин. Опыты с крахмалом.Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений. Зачем в продуктовом магазине сорбит. | Опыты с крахмалом.Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений. Зачем в продуктовом магазине сорбит. | Качественная реакция | | | Польза и вред сорбитола Где спрятался крахмал? |
22 | Экскурсия в продуктовый магазин. Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы. | Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества их хозяйственного и продуктового магазинов? | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | | | Могут ли представлять опасность вещества их хозяйственного и продуктового магазинов? |
23 | Аптека (2ч) Аптека – рай для химика | Ядовитый формалин и бесценная глюкоза – что между ними общего?Как посеребрить монету и стекло | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | | | Домашняя аптечка Химия в медицине |
25 | Салициловая кислота. Какие еще кислоты есть в аптеке?Спирт и спиртовые настойки. Сорбит – тоже спирт. Кто готовит и продает нам лекарства? | Выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | МР7, МР8, МР11 | ЛР3, ЛР9 | |
26 | Берег реки (4 ч) Исследование качества воды | Исследование качества воды | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | | | Мониторинг снежного покрова |
27 | Обнаружение железной руды среди «булыжников» | Обнаружение железной руды среди «булыжников» | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | | | Исследование качества воды в реке Абакан |
28 | Можно ли спутать золото и медный колчедан?А свинец и галенит? | Можно ли спутать золото и медный колчедан?А свинец и галенит? | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | | | Горные породы и минералы |
29 | Как отличить мрамор от кварцита?Распознаем карбонатные породы. | Как отличить мрамор от кварцита?Распознаем карбонатные породы. | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | | | |
30 | Исследование почвы на пришкольном участке | Исследование почвы на пришкольном участке | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | МР10, МР15, МР16 | ЛР5, ЛР7, ЛР8 | Исследование почвы на пришкольном участке |
31 | Работа над индивидуальными проектами | Работа над индивидуальными проектами | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | МР10, МР15, МР16 | ЛР5, ЛР7, ЛР8 | |
32 | Работа над индивидуальными проектами | | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | МР10, МР15, МР16 | ЛР5, ЛР7, ЛР8 | |
33 | Работа над индивидуальными проектами | | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | МР10, МР15, МР16 | ЛР5, ЛР7, ЛР8 | |
34 | Работа над индивидуальными проектами | | Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами | МР10, МР15, МР16 | ЛР5, ЛР7, ЛР8 | |
35 | Резервное время | | | | | |
МР1- определять проблемы,т.е. устанавливать несоответствие м/у желаемым и действительным
МР2- составлять сложный план текста, владеть таким видом изложения текста, как повествование
МР3- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение, оформлять отчет, использовать такой вид мысленного моделирования, как знаковое (на примере знаком ХЭ, хим.формул); использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделирования атомов и молекул)
МР4- получать хим.информацию из различных источников;определять компоненты объекта с соответствии с аспектом анализа и синтеза
МР6- осуществлять кач.и колич. описание объекта
МР8- формулировать гипотезу по решению проблем, составлять план выполнения учебной задачи,
МР9- использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как аналоговое моделирование (на примере моделирования атомов и молекул)
МР10- определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов, выполнять неполное однолинейное сравнение, неполное комплексное сравнение, полное однолинейное сравнение
МР11- составлять конспект текст, самостоятельно использовать непосредственное наблюдение
МР12- самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его рез-тов, выводов
МР15- под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение, оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его рез-тов, выводов, осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному,т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения
МР16- осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов; определять аспект классификации
МР17- осуществлять классификацию, знать и использовать различные формы представления информации
ЛР1- знать и понимать основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны;общемировые достижения в области химии; основы здорового образа жизни; праида поведения в чрезвычайных ситуациях,связанных с воздействием различных в-в, социальную значимость и содержаниепрофессий, связанных с химией; основные права и обязанности гражданина, связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением
ЛР2- испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории её развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителяи и др.) – уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе
ЛР3- признавать ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания
ЛР4- осознавать готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам
ЛР5- проявлять доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира в-в и р-ций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей
ЛР6- проявлять готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижения науки и технологий для развития общества
ЛР7- уметь устанавливать связь между целью изучения науки и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с началом изучения предмета химии, выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых корректив, соответствующих этапам и способам изучения химии; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий
ЛР8- осознавать собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и другиз людей) и события с приянтыми этическими нормами
ЛР9- в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья и безопасности личности и общества.