СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии "Чудеса своими руками" 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемая цель программы:формирование исследовательских и проектных умений и навыков обучающихся для успешной и безопасной социализации в условиях современного общества через вовлечение обучающихся в практическую исследовательскую деятельность, развитие толерантной и безопасной образовательной школьной среды.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по химии "Чудеса своими руками" 8 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Абакана

«Средняя общеобразовательная школа №10»



Согласовано

на заседании МО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № 1 от «30» августа 2016 г



Утверждено

приказом директора

МБОУ «СОШ № 10»

от 30.08.2016 № 145







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Чудеса своими руками»

8 КЛАСС








Составитель: Скоробогатова И.Ю.






























2016-2017

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» для 8-х классов составлена на основе Образовательной программы МБОУ «СОШ №10» на 2016-2017 учебный год.

Планируемая цель программы:

формирование исследовательских и проектных умений и навыков обучающихся для успешной и безопасной социализации в условиях современного общества через вовлечение обучающихся в практическую исследовательскую деятельность, развитие толерантной и безопасной образовательной школьной среды.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • познакомить школьников с различными методами химического анализа, с сущностью химическими процессов, имеющих место и в повседневной жизни человека;

  • показать значимость химических знаний для решения практических задач, выполнения правил здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

  • продолжить формирование у учащихся учебно-исследовательских умений, критического мышления

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Учащиеся расширят знания о химических веществах, их составе, нахождении в природе, биологической роли и применении, правилах безопасного использования, возможности переработки и утилизации;

  2. Учащиеся овладеют: методами самостоятельного планирования и проведения химического эксперимента с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; умениями делать обобщения и выводы, анализировать и оценивать достоверность полученных результатов.

Метапредметные:

  1. Учащиеся освоят различные способы коммуникативной деятельности;

  2. Учащиеся овладеют: навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные:

У учащихся будет сформирована готовность и способность к самообразованию и саморазвитию; академическая мобильность с возможностью продолжения избранного направления образования

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №10» на реализацию программы отводится 34 часа в год.

В программе предусмотрен резерв (1 час), который планируется использовать при форс – мажорных обстоятельствах (например, выпадение занятий на государственные праздники, актированные дни).

С целью предоставления равных возможностей всем ученикам используется дифференцированный и индивидуальный подход. Индивидуальные особенности каждого школьника учитываются при планировании занятия.

Список литературы для учителя:

  1. Беспалов П.И. Применение учебного прогнозирования в химическом эксперименте –М.:Центхимпресс//Химия в школе.-№2-2012-с.55

  2. Вивюрский В.Я.Методика химического эксперимента - М. Высшая школа,1980

  3. Гара Н.Н. Школьный практикум.Химия. – М. Дрофа,1999

  4. Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время – М.:Центрхимпресс//Химия в школе. - №8,2009, с.12-16

  5. Исаев Д.С. Из опыта организации исследовательской деятельности – М:Центрхимпресс//Химия в школе №4,2011,с.123-126

  6. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека – 2е издание- М., Дрофа,2006

Интернет-ресурсы:

  1. Вивюрский В.Я. Методика химического эксперимента в средней школе: методическое пособие для преподавателей химии. – Режим доступа: http://him.1september.ru

  2. Федеральные государственные стандарты среднего (полного) общего образования. – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

Список литературы для учащихся:

  1. Евстигнеев Г.М. Тайны продуктов питания. – М., Изд-во «Пищевая промышленность»,1972- 99 с.

  2. Егоров А.С. Химия внутри нас: введение в бионеорганическую и биоорганическую химию. – Ростов на Дону:Феникс,2004 – 192 с.

  3. Малышкина В. Занимательная химия. – СПб,: Тригон,1998- 576 с.

  4. Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми вещами. –М., АСТ: Астрель,2007 – 96с.

  5. Ольгин О. Опыты без взрывов – 2е изд., перераб. – М.: Химия,1986- 192с.

  6. Скурихин И.М. Все о пище с точки зрения химика:справ.издание. – М., Высшая школа,1991 – 288 с.

  7. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М., Дрофа, 2002 – 432с.

  8. Хомченко Г.П. Химия (для подготовительных отделений): учебник, 3е издание, испр. – М.: Высшая школа, 1993 – 368с.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ к рабочей программе внеурочной деятельности «Чудеса своими руками»


Тема




Характеристика основных видов деятельности

Планируемые результаты

Проект (мини-проект или проект с большой исследовательской частью в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося и его желания)

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Раздел 1.

Введение. Знакомство с лабораторным оборудованием (4ч)

Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Лабораторное оборудование.

Познакомиться с целями и назначением лаборатории, оборудованием рабочего места. Обсудить значимость химических знаний в повседневной жизни человека, иметь представление об основном методе науки - эксперименте

Определять проблемы,т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным

Характеризовать основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование)

МР1, МР10

ЛР1, ЛР2,

ЛР3


2

Химическая посуда. Нагревание, прокаливание, взвешивание. Вытяжной шкаф.

Знать виды лабораторного оборудования для выполнения практических работ по химии

Соблюдать правила ТБ при проведении наблюдений и опытов

МР3, МР12

ЛР8, ЛР4


3-4

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

Иметь представление о значении воды для жизни, уметь описывать круговорот в-в в природе, иметь представление о проблеме чистой воды как глобальной проблеме человечества. Знать и понимать сущность процессов растворения в-в в воде. Понимать роль воды как универсального растворителя, значение растворов, осн.типы р-ров. Опыт №1. Приготовление насыщенных и пересыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости

Уметь готовить насыщенные и пересыщенные растворы, составлять графики растворимости и использовать их при решении задач


МР6, МР15

ЛР6,

ЛР7


5

Раздел 2. Химия в быту (14ч)

Кухня(6ч)

Поваренная соль и её свойства.

Сахар и его свойства. Полезные и вредные свойства сахара.Необычное применение сахара.

Опыт №2. Приготовление леденцов

Опыт №3 (занимательный) «Змея из сахара»

Опыт №4. Очистка загрязненной поваренной соли.

Иметь представление о роли поваренной соли в обмене веществ живых организмов; знать последствия нарушения солевого баланса; очистка соли от примесей; знать полезные и вредные свойства сахара, закрепить практические навыки.


МР7, МР8, МР11

ЛР3, ЛР9

Сахар: плюсы и минусы

Удивительные превращения сахара

Необычное применение сахара

Соль-друг, соль-враг


6

Жиры и масла.

Изучить влияние жиров на организм, Опыт. Распознавание сливочного масла и маргарина

Опыт. Удаление жирного пятна с ткани адсорбентом

знать о последствиях нарушения баланса жиров в организме; уметь рассчитать суточный рацион питания


МР7, МР8, МР11

ЛР3, ЛР9

Исследование состава разичных соротов сливочного масла

Изготовление масляных красок

Выбираем средство для мытья жирной посуды

7

Сода пищевая, её свойства.

Понимать, чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.

Опыт №5. Гашение соды

Опыт №6. Обнаружение кислой среды в продуктах с помощью гидрокарбоната натрия

Понимать, чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной.


МР6, МР7, МР14

ЛР3, ЛР9

Сода в жизни человека

Экологические функции соды

8

Столовый уксус и уксусная эссенция.

Опыт №7. Удаление накипи с посуды уксусной кислотой

Знать свойства уксусной кислоты и её физиологическое действие, применение


МР7, МР13, МР15

ЛР7

Яблочный уксус в домашних условиях

9

Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец, Лавровый лист. Ванилин.

.Выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками.

Познакомиться с понятиями ароматизатор, вкусовая добавка. Понимать какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки

МР10,

МР15

ЛР4, ЛР5

Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Исследование смеси пряностей карри.

Витамины.

10

Растительные пигменты

Опыт №8. Подбор растворителей для эстракции различных растительных пигментов

Опыт №9. Экстракция антоцианов неполярным растворителем

Опыт №10. Экстракция каротина полярным растворителем

Опыт № 11. Исследованиеокраски антоцианов в различных средах

Опыт № 12. Удаление фруктовых пятен с ткани

Познакомиться с понятием экстракция, полярный растворитель, неполярный растворитель


МР7, МР8, МР11

ЛР3, ЛР9

Разделение растительных пигментов зеленого листа

Изготовление акварельных красок из растительныхпигментов

10

Аптечка (2ч)

Аптечный йод, его свойства.

Аспирин, его свойства.

Перекись водорода и перманганат калия, их свойства.

Представлять, почему йод надо держать в закупоренной склянке, необычные свойства обычной зеленки, свойства перекиси водорода, марганцовки


Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами



Что полезнее – аспирин или упсарин?

11

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.Лекарства, срок годности которых закончился.

Чего не хватает в вашей аптечке.

Нужна ли в домашней аптечке борная кислота.Лекарства, срок годности которых закончился.

Чего не хватает в вашей аптечке.

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами



Лекарства у нас под ногами

Лекарства, изменившие нашу жизнь

Осторожно – лекарства!

12

Ванная комната(2ч)

Мыло.Отличие хозяйственного мыла от туалетного.Жидкое мыло.

Знать, благодаря каким свойствам мыло обладает моющей способностью

Опыт. Моющее действие мыла.

Опыт. Обнаружение жесткой воды с помощью мыльного раствора

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами

МР7, МР8, МР11

ЛР3, ЛР9

Изготовление мыла ручной работы

Анализ различных сортов хозяйственного мыла

Исследование моющей способности мыла в отношении различных загрязнителей

13

Стиральные порошки и другие СМС. Кальцинированная сода.

Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.Кальцинированная сода и тринатрийфосфат -для чего они здесь. Соль для ванны и опыты с ней.

Знакомство с понятием СМС, роль СМС в сточных водах.

МР10, МР15, МР16

ЛР7, ЛР8

Исследование синтетических моющих средств

14

Туалетный столик (1ч)

Лосьоны, духи, кремы

Могут ли представлять опасность косметические препараты. Можно ли самому приготовить питательный крем. Чего должна опасаться мама.

Смеси веществ определенных соотношений, срок годности.



Создаем духи сами!


15

Папин гараж (3ч)

Суперклеи.Электролит.

Чем питается двигатель?Химический источник тока

Понятия электролит, ионы, раствор




16

Бензин, керосин, и другие «-ины»

Познакомиться со свойствами бензина, керосина, их применением.

Опыт. Как различить порошок кофе от порошка цикория




Химия нефтепродуктов

17

Цемент и его опасные свойства

Почему цемент застывает даже в дождливую погоду? Химический состав цемента.

Химический состав цемента.




18

Раздел 3. Химия за пределами дома(15ч)

Магазин (5ч)

Занимательные опыты по теме:

«Химические реакции вокруг нас»

Занимательные опыты: вулкан, дым без огня, кровь без раны, звездный дождь





19

Сера молотая – для чего она?Калийная и аммиачная селитры.

Сера молотая – акарофунгицид.

Элементы питания растений. Минеральные удобрения.

Инсектициды, фунгициды, удобрения.

МР7, МР8, МР11

ЛР3, ЛР9

Селитра – от Ивана Грозного до наших дней

20

Раствор аммиака. Стеклоочистители. Экскурсия в хозяйственный магазин.



МР10, МР15, МР16

ЛР7, ЛР8


21

Продуктовый магазин. Опыты с крахмалом.Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений. Зачем в продуктовом магазине сорбит.

Опыты с крахмалом.Его обнаружение в продуктах питания и листьях растений. Зачем в продуктовом магазине сорбит.

Качественная реакция



Польза и вред сорбитола

Где спрятался крахмал?

22

Экскурсия в продуктовый магазин. Сахар, соль, крахмал, сода, уксус, спички. Знакомые незнакомцы.

Знакомые незнакомцы. Могут ли представлять опасность вещества их хозяйственного и продуктового магазинов?

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами



Могут ли представлять опасность вещества их хозяйственного и продуктового магазинов?

23


Аптека (2ч)

Аптека – рай для химика


Ядовитый формалин и бесценная глюкоза – что между ними общего?Как посеребрить монету и стекло

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами



Домашняя аптечка

Химия в медицине

25

Салициловая кислота. Какие еще кислоты есть в аптеке?Спирт и спиртовые настойки. Сорбит – тоже спирт.

Кто готовит и продает нам лекарства?

Выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами

МР7, МР8, МР11

ЛР3, ЛР9


26

Берег реки (4 ч)

Исследование качества воды

Исследование качества воды

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами



Мониторинг снежного покрова


27

Обнаружение железной руды среди «булыжников»

Обнаружение железной руды среди «булыжников»

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами



Исследование качества воды в реке Абакан

28

Можно ли спутать золото и медный колчедан?А свинец и галенит?

Можно ли спутать золото и медный колчедан?А свинец и галенит?

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами



Горные породы и минералы

29

Как отличить мрамор от кварцита?Распознаем карбонатные породы.

Как отличить мрамор от кварцита?Распознаем карбонатные породы.

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами




30

Исследование почвы на пришкольном участке

Исследование почвы на пришкольном участке

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами

МР10, МР15, МР16

ЛР5, ЛР7, ЛР8

Исследование почвы на пришкольном участке

31

Работа над индивидуальными проектами

Работа над индивидуальными проектами

Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами

МР10, МР15, МР16

ЛР5, ЛР7, ЛР8


32

Работа над индивидуальными проектами


Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами

МР10, МР15, МР16

ЛР5, ЛР7, ЛР8


33

Работа над индивидуальными проектами


Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами

МР10, МР15, МР16

ЛР5, ЛР7, ЛР8


34

Работа над индивидуальными проектами


Проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами

МР10, МР15, МР16

ЛР5, ЛР7, ЛР8


35

Резервное время








Метапредметные результаты обучения

МР1- определять проблемы,т.е. устанавливать несоответствие м/у желаемым и действительным

МР2- составлять сложный план текста, владеть таким видом изложения текста, как повествование

МР3- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение, оформлять отчет, использовать такой вид мысленного моделирования, как знаковое (на примере знаком ХЭ, хим.формул); использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое моделирование (на примере моделирования атомов и молекул)

МР4- получать хим.информацию из различных источников;определять компоненты объекта с соответствии с аспектом анализа и синтеза

МР5- определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза

МР6- осуществлять кач.и колич. описание объекта

МР7- определять существенные признаки объекты

МР8- формулировать гипотезу по решению проблем, составлять план выполнения учебной задачи,

МР9- использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как аналоговое моделирование (на примере моделирования атомов и молекул)

МР10- определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов, выполнять неполное однолинейное сравнение, неполное комплексное сравнение, полное однолинейное сравнение

МР11- составлять конспект текст, самостоятельно использовать непосредственное наблюдение

МР12- самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его рез-тов, выводов

МР13- выполнять комплексное сравнение; выполнять сравнение по аналогии

МР14-составлять на основе текса таблицы, в том числе с применением средств ИКТ

МР15- под руководством учителя проводить опосредованное наблюдение, оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его рез-тов, выводов, осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному,т.е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения

МР16- осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единичного достоверного под общее достоверное), т.е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов; определять аспект классификации

МР17- осуществлять классификацию, знать и использовать различные формы представления информации





Личностные результаты обучения

ЛР1- знать и понимать основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны;общемировые достижения в области химии; основы здорового образа жизни; праида поведения в чрезвычайных ситуациях,связанных с воздействием различных в-в, социальную значимость и содержаниепрофессий, связанных с химией; основные права и обязанности гражданина, связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением

ЛР2- испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории её развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителяи и др.) – уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе

ЛР3- признавать ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания

ЛР4- осознавать готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам

ЛР5- проявлять доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира в-в и р-ций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей

ЛР6- проявлять готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижения науки и технологий для развития общества

ЛР7- уметь устанавливать связь между целью изучения науки и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с началом изучения предмета химии, выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых корректив, соответствующих этапам и способам изучения химии; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий

ЛР8- осознавать собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и другиз людей) и события с приянтыми этическими нормами

ЛР9- в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья и безопасности личности и общества.









 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!