Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура родного края»
для учащихся 4 класса
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса 4-го года обучения является формирование следующих умений:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению истории родного края; формирование мотивации дальнейшего изучения истории;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
формирование адекватной и позитивной самооценки;
ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности;
формировать познавательные мотивы и интерес к новому.
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Культура родного края», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Метапредметными результатами изучения курса 4-го года обучения является формирование следующих умений:
Регулятивных УУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что еще неизвестно;
волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию;
моделировать различные ситуации поведения;
умение включаться в работу;
умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном;
умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном.
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно
Познавательных УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием наблюдений и проведения опытов;
формирование умения структурировать знания, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов;
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием доступных детям источников информации;
умение самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;
умение делать анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выводы на основании полученных результатов;
подведение под понятие, выведение следствий;
подведение под понятие – распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативных УУД:
умение слушать и вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, строить монологические высказывания;
формирование потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
умение слушать и вступать в диалог;
участие в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
формирование собственное мнение и позицию, умение договариваться и приходить к общему решению;
умение работать в паре, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
умение слушать собеседника;
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;
умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Обучающийся должен знать:
- знать особенности культуры Брянщины и выдающихся деятелей Брянской области;
- знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
- исторические источники, как в прошлом жили наши предки, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась;
- виды археологических памятников;
- что такое геральдика, формы гербовых щитов;
- символы брянского края;
- особенности условий жизни древних славян;
- историю образования города, её особенности;
- даты героического прошлого нашей Родины, участие Брянского края в исторических событиях;
Обучающийся научится:
- пользоваться исторической картой;
- устанавливать даты в хронологической последовательности, уметь сопоставлять факты, анализировать;
- составить герб своей семьи, девиз, словесно защитить его;
- работать с историческим текстом, бережно относиться к памятникам прошлого;
- анализировать, сопоставлять факты, давать характеристику историческим личностям;
- устанавливать связь исторического события с родным краем, уметь оценить участие жителей края в историческом событии.
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
-объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры.
№ п/п | Название раздела (содержание раздела) | Количество часов |
1 | Что такое культура? | 1 |
| Как жили славяне | 3 |
| Занятия славян. Язычество древних славян | |
| Принятие христианства на Руси. | 2 |
| Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края. | |
| Крестьянский дом. | 2 |
| Мастера Злынки. | |
| Занятия крестьян. | 9 |
| Не боги горшки обжигают. Долог день до вечера. По одёжке встречают. Делу время, потехе час. | |
| Жители России | 1 |
| «Что даёт мой край стране» | 3 |
| Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод. Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков. | |
| Парки и усадьбы | 2 |
| Музей деревянной скульльптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого. «Соловьи. Городской парк Трубчевска – на родине Бояна. | |
| Дорогие мои земляки | 2 |
| Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И.Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская. | |
| Где учимся. Школы. ВУЗы | 1 |
| Кокинская сельхозакадемия. | |
| По памятным местам. | 2 |
| Партизанская поляна и др. | |
| Образование, спорт, искусство, литература сегодня. | 3 |
| Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина. | |
| Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам… Прогулка – экскурсия по улицам родного города (села). | 3 |
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Формы организации и виды деятельности
- экскурсии в краеведческие музеи (районный);
- посещение выставок народного творчества;
- изучение литературы;
- выполнение практических работ;
- создание творческих проектов;
- проведение выставок работ учащихся;
- создание мультимедийных презентаций;
-групповая работа;
- беседы, викторины
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Количество часов | Дата |
План. | Факт. |
1 | Вводный урок. Что такое культура. | 1 | | |
2 | Как жили славяне. | 1 | | |
3 | Занятия славян. | 1 | | |
4 | Язычество древних славян. | 1 | | |
5-6 | Принятие христианства на Руси. Свенский монастырь. | 2 | | |
7-8 | Крестьянский дом. Мастера Злынки. | 2 | | |
9-10 | Занятие крестьян. | 2 | | |
11-12 | Не боги горшки обжигают. | 2 | | |
13 | Долог день до вечера. | 1 | | |
14-15 | По одежке встречают. | 2 | | |
16-17 | Делу время, потехе час. | 2 | | |
18 | Жители России. | 1 | | |
19-21 | Что дает мой край стране. Свенская ярмарка. Рысаки из Локтя. Дятьковский хрустальный завод. Клинцы – город текстильщиков. | 3 | | |
22 | Парки и усадьбы. Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха имени А. К. Толстого | 1 | | |
23 | « Соловьи». Городской парк Трубчевска- на родине Бояна | 1 | | |
24-25 | Дорогие мои земляки | 2 | | |
26 | Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия. | 1 | | |
27-28 | По памятным местам. Партизанская поляна. | 2 | | |
29 | Образование, спорт, искусство, литература сегодня | 1 | | |
30, 31 | Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина | 2 | | |
32 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | | |
3334 | Прогулка-экскурсия по улицам родного города. Итоговое занятие «Я люблю тебя, родной край» | 2 | | |