СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" в 5,6 классах

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" в 5,6 классах

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" в 5,6 классах»


МБОУ «.......... средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «.......... СОШ»

__________________

от







Рабочая программа


Внеурочной деятельности


«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА»


Направление - общеинтеллектуальное


Возраст детей – 11-12 лет


Объем внеурочной деятельности – 34 часа, 1 ч в неделю


Составитель: Ибряева Лилия Рамильевна


Срок реализации 1 год


















2016 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа внеурочной деятельности по «Информатике и ИКТ» для 5- 6 классов разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Рабочая программа составлена на основе сборника программ Информатика математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.

Программа «Занимательная информатика» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности.

Цели и задачи изучения курса

Основной целью является развитие практических умений использования офисных программ для обработки текстовой информации в учебной деятельности, в том числе для подготовки презентаций выполненных проектных работ. Сформированные умения и навыки будут востребованы при изучении практически всех предметов основной образовательной программы в основной школе.

Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Решение задач – практическое искусство; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.

Задачи программы

        • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);

        • создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;

        • воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков информационно-логического характера.

Сформулированные цели и задачи реализуются через достижение образовательных результатов.

Организационно – педагогические основы

Программа позволяет продолжить осваивать наиболее распространенные офисные программные пакеты по обработке текста и подготовки презентаций. Разделы этого курса расширяют изучаемые в курсе информатики 6 класса темы за счет использования практических и проектных работ.

Курс изучается в 5-6 классах по одному часу в неделю. Всего 34 ч. занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.

Продолжительность занятий в 5-6 класса – 40-45 мин.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметных результатов, такие как:

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, информации в компьютерных сетях);

  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Развитие личностных результатов:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.

Контроль и оценка планируемых результатов.

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, а именно:

  • применять сформированные умения и навыки работы на компьютере в практической деятельности и повседневной жизни.

  • уметь самостоятельно осуществлять творческие проекты.

  • создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.

  • знать алгоритмы решения различных логических задач.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие виды контроля:

анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (с использованием редакторов WORD, POINT), редактирование текстов, создание презентаций (в POWER POINT), конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через участие во внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах, марафонах.

Методическое обеспечение программы

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в первых двух разделах программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причём больше времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить и как самостоятельную деятельность, и как творческую (практическое выполнение упражнений, решение логических задач, загадок, работа в группах, викторины, игры и т.д.).

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных и ролевых игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

Программа предусматривает использование следующих форм  работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;

  • групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научиться:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научиться:

  • учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся научиться:

  • применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

  • применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

  • создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственные связей.



Учебно - тематическое планирование

п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Практические работы

Теория

1

Обработка текстовой информации

12

10

2

2

Обработка информации в PowerPoint

10

6

4

3

Решение логических задач

12

0

12


Защита проекта



1

Итого

34 ч

15 ч

19ч



Содержание учебного курса

Программа состоит из 3 разделов:

  1. Обработка текстовой информации;

  2. Обработка информации в PowerPoint;

  3. Решение логических задач.

Практикум раздела «Обработка текстовой информации» позволяет сформировать у учащихся навыки работы с текстовыми документами. Указанные операции по подготовке и обработке текста может использоваться не только непосредственно на уроках информатики, но и в рамках других предметов при подготовке рефератов, отчетов и других творческих письменных работ.

Второй раздел предусматривает занятия по подготовке компьютерных презентаций. Темы познакомят с возможностями работы редактора презентаций и предполагает выполнение практических заданий. Особенностью практикума является его проектный характер: учащиеся, выполняя предложенные задания, шаг за шагом продвигаются к единой цели – создание презентации к проекту по выбранной теме в рамках курса «Основы проектной деятельности».

Раздел 1. Обработка текстовой информации-12 ч.

Интерфейс текстовых редакторов. Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Коллективная работа над документом. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Раздел 2. Обработка информации в PowerPoint-10 ч.

Компьютерные презентации. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация. Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

Раздел 3. Решение логических задач-12 ч.

Задачи на смекалку. Упорядочение элементов множеств. Закономерности. Взаимно однозначные соответствие. Логические выводы. Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях. Арифметические задачи. Лингвистические задачи.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности

Дата проведения

план

факт


Раздел 1. Обработка текстовой информации




1

Инструктаж по ТБ. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

Следовать рекомендациям по безопасной работе в классе с вычислительной техникой, в том числе с компьютером.

Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук).

анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

19.09


2

Интерфейс текстового редактора

создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;

определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов

26.09


3

Ввод и редактирование текста. Проверка орфографии

соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование)

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;

03.10


4

Копирование, перемещение текста

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

10.10


5

Форматирование текста

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

17.10


6

Использование стилей оформления

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;

24.10


7

Создание списков

создавать и форматировать списки;

07.11


8

Создание таблиц

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы

14.11


9

Поиск и замена по тексту

поиск и замена по тексту

21.11


10

Вставка символов, рисунков, объектов в текст

вставка символов, рисунков, объектов в текст

28.11


11

Экспорт и печать документов

экспорт и печать документов

05.12


12

Подготовка и верстка документа

подготовка и верстка документа

12.12



II. Обработка информации в PowerPoint




13

Создание презентаций и оперирование их структурой

создавать и оформлять презентации

19.12


14

Интерфейс PowerPoint

определять инструменты PowerPoint для выполнения базовых операций

26.12


15

Копирование и перемещение слайдов

работать со слайдами

16.01


16

Мультимедиа: анимация

определять инструменты PowerPoint для выполнения операций с анимацией

30.01


17

Мультимедиа: звук, видео

вставлять звук видео

06.02


18

Оформление презентации

оформлять презентацию в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету

13.02


19

Навигационные компоненты, настройка показа презентации

определять инструменты PowerPoint для выполнения показа презентации

20.02


20

Создание презентации и составление доклада для защиты итогового проекта.

Создать презентацию для защиты итогового проекта

27.02


21

Создание презентации и составление доклада для защиты итогового проекта

подготовить презентацию и доклад для защиты итогового проекта

06.03


22

Защита итогового проекта


13.03



Решение логических задач




23

Задачи на смекалку

решать различные логические задачи на смекалку

20.03


24

Упорядочение элементов множеств

решать различные логические задачи на множества

03.04


25

Закономерности

решать различных логических задач на закономерности

10.04


26

Взаимно однозначные соответствие

решать различные логические задачи на взаимно однозначные соответствие

17.04


27

Взаимно однозначные соответствие

решать различные логические задачи на взаимно однозначные соответствие

24.04


28

Логические выводы

решать различные логические задачи

08.05


29

Задачи о переправах

решать различные логические задачи

15.05


30

Задачи о разъездах

решать различные логические задачи

22.05


31

Задачи о переливаниях

решать различные логические задачи

29.05


32

Задачи о взвешиваниях

решать различные логические задачи



33

Арифметические и лингвистические задачи

решать различные логические задачи



34

Итоговое занятие











Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Цветкова М.С., Богомолова О.Б. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ, 2013.

  3. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013.

  4. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах.– М.: БИНОМ, 2013.

  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  7. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  8. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Материально-техническая база

  1. Каждый учащийся должен быть обеспечен учебником и рабочей тетрадью.

  2. У каждого ученика должно быть два учебных места:

  • за партой, где ему будет удобно работать с учебником и тетрадью, слушать учителя, смотреть демонстрационный материал на экране, проецируемый с помощью проектора;

  • компьютерное рабочее место, оборудованное для ученика начальной школы.

  • к компьютеру ученика должны быть подсоединены наушники.

  • у учащихся должна быть возможность работы в сети Интернет, обязательное условие контентная фильтрация трафика.

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)

  3. На компьютерах ученика должно быть установлено: пакет офисных приложений, PowerPoint, OpenOffice.



Список учащихся внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

МБОУ «.......... средняя общеобразовательная школа»

2016-2017 учебный год

5-6 класс

Ф.И.

Класс

Возраст

1

Абдульманов Радмир

5

11

2

Адигамов Ралиф

5

12

3

Байзакова Ильфина

5

11

4

Габдулин Артур

5

12

5

Диньмухаметова Дания

5

11

6

Исхакова Оксана

5

12

7

Сабанчина Арина

5

11

8

Усманов Давид

5

11

9

Халяфутдинова Альбина

5

11

10

Штейнгер Валерий

5

11

11

Шуляк Дмитрий

5

10

12

Абушахмина Элида

6

12

13

Габдуллина Луиза

6

12

14

Исхакова Гузель

6

12

15

Кувандыкова Юстина

6

12

16

Сайтбурханова Алина

6

13



Расписание занятий внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

МБОУ «.......... средняя общеобразовательная школа»

2016-2017 учебный год

День занятия

Время занятия

Класс

Понедельник

16.00-16.45

5-6








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!