Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя школа
(МБОУ Первомайская СШ)
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО протокол №_ от …………………….2017 г. Руководитель ШМО …….. Н.В.Хилова | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по воспитательной работе …………….. Е.Н.Черных | УТВЕРЖДЕНА приказом № от ………………….. 2017 г. Директор ……………… М.Ю. Миронов |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная информатика»
6 класс
Количество часов: 1 час в неделю, 35 часов в год
Руководитель: Таирова Эльвира Наильевна
Направленность в соответствии с Лицензией: научно-техническая
Направленность в соответствии с ФГОС ООО: общеинтеллектуальное
Время проведения: четверг 15.00 – 15.45
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 и предназначена для обучающихся 6 классов общеобразовательных школ. В основу программы внеурочной деятельности положена авторская программа курса информатики Босовой Л.Л., которая адаптирована к внеурочной деятельности.
Целесообразность реализации данной программы обусловлена тем, что современный период развития информационного общества массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов обучающихся 6 классов обладает пропедевтическая подготовка в области информатики, направленная на овладение практическими умениями и навыками работы со средствами ИКТ; формирование мировоззренческих, творческих и познавательных способностей.
Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 6-х классов.
Цель реализации программы: развитие ИКТ-компетентости обучающихся, освоение технологии обработки информации с использованием компьютера.
Для достижения поставленной цели в процессе внеурочной деятельности в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
развитие умений формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
создание условий для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
создание условий для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Общая характеристика программы курса внеурочной деятельности
В основу программы внеурочной деятельности положены такие принципы как:
Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике.
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых).
Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий.
Основным методом организации познавательной деятельности обучающихся является проведение практических работ на компьютерах, ориентированных на формирование умений использовать средства информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы. Большое внимание обращается на обеспечение безопасности обучающихся при выполнении практических работ. Кабинет информатики, в котором проводятся занятия внеурочной деятельности, соответствует требованиям материального и программного обеспечения. Практические занятия на компьютерах ведутся в соответствии с требованиями СанПин. Программой предполагается организация проектной деятельности, конкурсов, защита проектов.
Личностные, метапредметные результаты курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
сознательное принятие и соблюдение правил работы,
актуализация собственного жизненного опыта,
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
соблюдение правил поведения в компьютерном классе, направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его одноклассников.
Метапредметные результаты:
организация собственной творческой деятельности;
умение выдвигать идеи проекта, ставить цели и задачи проектной деятельности;
решение творческих задач, используя известные программные компьютерные средства;
анализ и оценка результатов собственной и коллективной работы.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление развитие личности во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю (одно занятие в неделю по 45 мин), всего 35 часов.
Тематический план курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика»
Тема | Количество часов |
Введение | 4 ч |
Таблицы | 5 ч |
Диаграммы | 2 ч |
Компьютерная графика | 14 ч |
Компьютерная анимация. | 10 ч |
Итого: | 35 ч |
Содержание программы курса внеурочной деятельности
Тема 1. Введение (4 часа)
Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики. Организация рабочего места. Буквица
Практические работы:
Набор текста с использованием вставки буквиц.
Поздравительная открытка «С днем рождения».
Набор текста (стихов) в виде колонок
Проект: «Стенгазета ко дню учителя»
Тема 2.Таблицы (5 часов)
Наглядные формы представления информации. Таблицы. Изменение структуры таблицы. Форматирование таблиц. Решение логических задач с помощью таблиц.
Практические работы:
Вставка в документ таблицы. Ввод текста в таблицу
Добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек
Границы и заливка таблиц.
Заполнение таблиц решением логической задачи.
Проект: «Расписание уроков»
Тема 3.Диаграммы (2 часа)
Деловая форма представления информации. Диаграммы. Решение логических задач с помощью диаграммы.
Практические работы:
Строим диаграммы.
Решаем задачу с помощью диаграммы.
Тема 4.Компьютерная графика (14 часов)
Графический редактор Paint. Основные операции при создании рисунков. Основные инструменты рисования. Кривая. Копирование/вставка. Симметрия в рисовании. Повороты и отражения в рисовании. Слои в графическом редакторе Paint.
Практические работы:
Основные элементы окна графического редактора Paint.
Создаем рисунок на основе линий и окружностей.
Создаем рисунок на основе прямоугольников и эллипсов.
Рисуем дерево.
Воздушный змей.
Букашки, бабочки и другие насекомые.
Рисунок «Подкова»
Рисунок на свободную тему с использованием наложения слоев.
Проекты:
Поздравительная стенгазета «С Новым годом».
Проект цветы.
Школьная стенгазета «День защитника Отечества».
Поздравительная стенгазета «8 марта – праздник весны»
Защита проектов
Тема 5.Компьютерная анимация ( 10 часов)
Редактор презентаций PowerPoint. Панель инструментов редактора PowerPoint. Вставка слайдов. Дизайн. Анимация в редакторе PowerPoint.
Практические работы:
Основные элементы окна редактора PowerPoint.
Редактирование презентации с применением дизайна.
Проектирование анимированных часиков.
Проекты:
Создание анимированных часиков.
Разработка проекта «Скакалочка».
Разработка проекта «Времена года».
Анимированный рисунок на свободную тему
Итоговый проект
Защита проектов
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности:
Данная программа направлена на достижение первого уровня воспитательных результатов, то есть на приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности.
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006-2012
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2012.
Видео-, аудиоматериалы:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Цифровые ресурсы:
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам (http://school-collection.edu.ru/).
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Оборудование:
Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
Мультимедиапроектор
Принтер (лазерный, цветной, сетевой)
Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экран ными объектами (клавиатура и мышь)
Сканер
Цифровой фотоаппарат
Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер.
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Программы разработки анимации
Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Звуковой редактор.
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
«Мир информатики» (оригинальное приложение к «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия»).
Пакет ППС «Страна «Фантазия»» («Первые шаги в мире информатики» БХВ – Петербург).
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика».
| Тема урока | Дата проведения | УУД |
№ |
| |
| По плану | Фактически |
|
1 | Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. | | | Нравственно-этическая ориентация (Л). Целеполагание, саморегуляция (Р). Постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2 | Поздравительная открытка «С днем рождения». | | | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка результата (Р) |
3 | Набор текста (стихов) в виде колонок. | | | Моделирование. Преобразование модели. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П). Инициативное сотрудничество (К). Самоопределение (Л). Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция(Р). |
4 | Проект: «Стенгазета ко дню учителя» | | | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка результата (Р) |
5 | Вставка в документ таблицы. Ввод текста в таблицу | | | Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий. (Л) Быть внимательными, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний (П). Прогнозирование результата (Р) |
6 | Добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек | | |
7 | Границы и заливка таблиц. | | |
8 | Заполнение таблиц решением логической задачи. | | |
9 | Проект: «Расписание уроков» | | | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка результата (Р) |
10 | Строим диаграммы. | | | Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий. (Л) Быть внимательными, извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний (П). Прогнозирование результата (Р) |
11 | Решаем задачу с помощью диаграммы. | | |
12 | Компьютерная графика. Основные элементы окна графического редактора Paint. | | | Моделирование. Преобразование модели. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П). Инициативное сотрудничество (К). Самоопределение (Л). Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция(Р). |
13 | Создаем рисунок на основе линий и окружностей. | | |
14 | Создаем рисунок на основе прямоугольников и эллипсов. | | |
15 | Рисуем дерево. | | |
16 | Проект:Поздравительная стенгазета «С Новым годом». | | |
17 | Защита проектов | | | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К) |
18 | Воздушный змей. | | | Моделирование. Преобразование модели. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П). Инициативное сотрудничество (К). Самоопределение (Л). Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция(Р). |
19 | Букашки, бабочки и другие насекомые. | | |
20 | Рисунок «Подкова» | | |
21 | Рисунок на свободную тему с использованием наложения слоев. | | |
22 | Проект цветы. | | | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К) |
23 | Школьная стенгазета «День защитника Отечества». | | |
24 | Поздравительная стенгазета «8 марта – праздник весны» | | |
25 | Защита проектов | | |
26 | Основные элементы окна редактора PowerPoint. | | | Моделирование. Преобразование модели. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П). Инициативное сотрудничество (К). Самоопределение (Л). Целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция(Р). |
27 | Редактирование презентации с применением дизайна. | | |
28 | Проектирование анимированных часиков. | | |
29 | Создание анимированных часиков. | | | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К) |
30 | Разработка проекта «Скакалочка». | | |
31 | Разработка проекта «Времена года». | | |
32 | Проект: «Анимированный рисунок на свободную тему» | | |
3334 | Итоговый проект | | |
| |
35 | Защита проектов | | |
16