I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Юный художник» представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников и разработана с учетом следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897
- Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа».
– Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа».
Актуальность рабочей программы «Юный художник» обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей. Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности изобразительное искусство одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Цели программы:
Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства.
Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
Задачи программы:
Расширить представления об изобразительном искусстве.
Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках.
Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности.
Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Принципы обучения:
Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности.
Принцип доступности.
Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков.
Принцип наглядности.
Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения.
Связь изобразительного искусства с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира).
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правила рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Вид художественной деятельности: изображение составляет основу программы. Изображение включает в себя занятия рисунком, графикой, живописью. В программе запланированы так же беседы об искусстве.
Занятия проходят как в теоретической, так и в практической форме. Теоретическая часть занятий – это беседы о видах и жанрах изобразительного искусства, техниках живописи, графики, о свойствах художественных материалов, о средствах художественной выразительности. А так же беседы о музеях искусства, русских и зарубежных художниках. Теоретические занятия сопровождаются показом репродукций картин художников, оригинальных произведений, методических пособий, учебных видеофильмов.
Большое значение уделяется анализу художественных произведений, коллективному просмотру собственных работ и обсуждению. Это помогает выработать умение понимать произведения искусства, анализировать их, высказывать свое мнение и отношение к увиденному.
Большая часть времени в программе отводится практическим занятиям.
Выполняя практические занятия, учащиеся работают в таких видах изобразительного искусства, как Рисунок, Графика, Живопись.
Занимаясь графикой, дети научатся работать графическими материалами: карандашом, тушью, углем, фломастером. Они познакомятся с различными графическими техниками: граттажа, гравюры на картоне и другими. К концу года обучения учащиеся должны уметь использовать в своих работах линию, штрих, тон. Они должны владеть методом конструктивного построения предметов, знать законы линейной и воздушной перспективы, уметь изображать объем предметов с помощью светотени.
Выполнив ряд заданий по живописи, учащиеся овладеют различными живописными техниками, научатся работать такими живописными материалами как: акварель, гуашь, пастель. Они познакомятся с цветом, как основой языка живописи, узнают о колорите и его значении в образном решении картины. Дети научатся выполнять этюды с натуры, работать в жанре натюрморта, пейзажа, портрета. В ходе занятий по живописи в первый год обучения они узнают о том, что такое локальный цвет, цветовой тон, рефлекс, нюанс, научатся выделять цветом композиционный центр, подчинять второстепенное главному, передавать объем с помощью цвета.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа рассчитана на один год. В соответствии с учебным планом МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа» на внеурочную деятельность «Юный художник»» в 5 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа. Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Учебно - тематический план
(кол-во часов в неделю – 1, кол-во часов всего – 34 ч)
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Всего | Уроки | Прак. работа | Контр. работа | Экзамен, зачет |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | | | |
2 | Живопись | 6 | 3 | 3 | | |
3 | Графика | 5 | 3 | 2 | | |
4 | Композиция | 5 | 2 | 3 | | |
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- познание мира через образы и формы изобразительного искусства;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку художественным произведениям.
Метапредметные результаты:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Регулятивные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные:
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
Коммуникактивные:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
Предметные результаты:
- сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях искусства;
- освоение различных приемов живописи, графики, декоративной росписи;
- создание композиции в процессе практической творческой работы;
- осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора.
V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа о правилах поведения в кабинете рисования. Инструктаж по технике безопасности. Проведение рисуночного теста на выявление способностей к изодеятельности. Материалы для рисования. Организация рабочего пространства.
Тема 2. Живопись
Начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Жанры живописи.
Практическая работа: изображение деревьев, звездное небо, изображение воды, обитатели воды, натюрморт.
Тема 3. Графика
Графика – вид изобразительного искусства. Основные средства выразительности графики. Геометрия формы. Формообразование. Метод поэтапного рисования. Наглядный показ. Знакомство с выразительными средствами станкового искусства. Линия – основа языка рисунка освоения выразительности графической неразомкнутой линии, проведение пластичных, свободных линий.
Выразительность линии. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике. Знакомство с понятиями «Линейная перспектива». Построение рисунка пейзажа. Размер и расположение рисунка на листе бумаги. Компоновка пейзажа. Линия горизонта. Подложка.
Практическая работа: натюрморт из предметов быта, пейзаж в перспективе, птицы в полете.
Тема 4. Композиция
Законы композиции. Композиционный центр. Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра. Анимация и мультипликация. Изучение основ цветоведения. Цвет как средство передачи настроения. Создание эскиза как подготовительный этап работы над композицией. Определение смыслового и композиционного центра. Выделение их цветом.
Практическая работа: нарисуем сказку сами.
VI. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
Большой самоучитель рисования / Пер. с англ. О.Солодовниковой,
Н.Веденеевой, А. Евсеевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС»,
2009. – 192 с.
Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
И. П. Волков. Художественная студия в школе
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для
учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Н. Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на
уроках.
Список литературы (основной и дополнительный)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897
Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов – М.: Просвещение, 2011. – 96с.- (Работаем по новым стандартам)
VII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы с инструментами, алгоритм выполнения изделия;
- понятия «форма», «конструкция», «пропорции» предмета; что основу любой формы составляют простейшие геометрические тела;
- понятие «объем» предмета; что все предметы окружающего мира имеют плоскую или объемную форму;
- понятие «набросок»; как художник передает свои идеи, свои переживания;
- приемы создания композиции на плоскости;
- художественные материалы, которыми выполняют наброски и зарисовки;
- простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм;
- правила изображения предметов сложной формы от общего к прорисовке деталей;
- как перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- приемы свободной кистевой росписи;
- как рисовать кистью декоративные элементы; - преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы; - как рисовать восковыми мелками.
Учащиеся должны уметь:
- определять форму, конструкцию, пропорции предмета; различать основные и составные, холодные и теплые цвета, выполнять рисунок на тему; работать карандашом;
- определять объем предметов; изображать объем с помощью перспективы, светотени, цвета, штрихов карандаша и мазков кисти; приводить примеры плоских и объемных предметов; анализировать художественные средства изображения объема;
- готовить рабочее место;
- называть картины с теплым и холодным колоритом; анализировать художественные средства; рисовать по представлению;
- последовательно рисовать веточки комнатного растения; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в тематических рисунках пространственные отношения, правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;
- выполнять наброски и зарисовки для изучения формы, строения предметов; выполнять наброски и зарисовки улиц родного края акварелью;
- осуществлять действия по образцу, уметь видеть собственную ошибку и исправить ёе по указанию взрослого;
- передавать художественный замысел;
- соблюдать организованность, дисциплинированность;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.