СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты стилистики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

предлагаемая программа поможет привить школьникам навыки культуры словоупотребления, воспитать интерес к изучению русского языка, помочь в подготовке а ОГЭ и ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты стилистики"»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности по русскому языку

«СЕКРЕТЫ СТИЛИСТИКИ»

для 9 класса


Вид программы: 2 вида





Количествочасов: 68


Направление ВУД: общеинтеллектуальное (познавательная деятельность)


Учебный год: 2016-2017















Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№ 1 ст.Каневская

Мамаева И.В







ПРОГРАММА

кружка по русскому языку

«СЕКРЕТЫ СТИЛИСТИКИ»


Введение


Предлагаемая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Секреты стилистики» - это практический педагогический курс,который поможет привить школьникам навыки культуры словоупотребления, воспитать интерес к изучению русского языка.

Возраст учащихся 13-15 лет

Срок реализации программы: 1 год (68 часов – 2 часа в неделю)

Формы работы : занятия продолжительностью 40-45 минут


Пояснительная записка


Язык – одно из самых удивительных орудий в руках человечества, однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Возможно ли овладеть в совершенстве родным языком? Да! Если мы становимся требовательнее к своей речи, боремся за чистоту языка, совершенствуем свой стиль. Даже если человек свободно владеет литературным языком, полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому и учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

Программа кружка «Секреты стилистики» предназначена для учащихся 9 классов. Курс знакомит учеников с лексической стилистикой, сферой употребления лексических единиц, а также богатыми средствами художественной выразительности языка.

Что дает школьнику изучение стилистики? Каково практическое применение полученных знаний?

ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку состоит из трёх частей:

  1. сжатое или подробное изложение прослушанного текста (ОГЭ); тестовые задания части А (ЕГЭ);

  2. чтение и анализ печатного текста, выполнение заданий;

  3. написание сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Выполняя эти задания, учащиеся должны не только понимать и анализировать текст, но и уметь излагать свои суждения: доказывать, сравнивать, приводить примеры, делать выводы. Стилистические ошибки, допущенные в работе, повлияют на экзаменационную оценку.

Кружок «Секреты стилистики» поможет школьникам развивать связную письменную речь, научит выбирать нужные слова из ряда синонимов, находить синтаксические структуры, наиболее подходящие для конкретной работы. Кроме того, данный курс даст школьникам возможность учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей; научит понимать, что при помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства; напомнит ещё раз, что такое искусство слова.

Чтобы в совершенстве овладеть этим искусством, необходимо изучать стилистику, знать её секреты.


Цель данной программы: научить школьников анализировать тексты различных стилей; свободно ориентироваться в многообразии изобразительно-выразительных средств; развивать умение использовать изобразительно-выразительные средства в речи и в сочинениях разных жанров.

Задача: привить школьникам навыки культуры словоупотребления, воспитать интерес к изучению русского языка.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа внеурочной деятельности кружка по русскому языку «Секреты стилистики»

для обучающихся 9 класса реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает связь с программой «Русский язык» .

Программа рассчитана на 68 часов(2 часа в неделю)


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Примерное содержание программы


Лексическая стилистика 24 часа

Стилистические ресурсы русского языка. Что делает нашу речь выразительной? Поиск нужного слова. Притяжение слов. Понятие о речевой недостаточности и многословии. Стилистическая оценка многословия. Эллипсис. Что такое плеоназм и тавтология и как с ними бороться? Слова-тёзки. Стилистическое использование омонимов. Различайте паронимы! Употребление синонимов писателями-классиками. Тренинг по определению эпитетов. Понятие об эпитетах. Будьте внимательны к антонимам! Устранение ошибок, возникающих при употреблении антонимов. Понятие об оксюмороне. Нахождение оксюморона в художественном тексте. Стилистическая окраска слов. Стилистический отбор языковых средств. Штампы и канцеляризмы. Стилистическая оценка диалектизмов. Стилистическая оценка жаргонизмов. Стилистическое использование историзмов и архаизмов. Стилистическая оценка новых слов. Стилистическая оценка заимствованных слов.


Практикум. «Не обедняйте свою речь!» 2 часа

Литературный портрет . Сочинение-миниатюра.


Как простые слова становятся царственными. 14 часов

Что такое тропы? Использование тропов в художественном произведении. Эпитеты . Лингвистический анализ текста.Образные сравнения. Учись видеть скрытое сравнение. Понятие о метафоре. Тренинг по определению метафор Метонимия и синекдоха. Что олицетворяет олицетворение? Гипербола и литота. Роль олицетворения, гиперболы и литоты в художественном тексте. Тренинг по определению олицетворения, гиперболы и литоты.Что такое перифраза? Разновидности перифразы и особенности её функционирования. Тренинг по определению перифразы. Составление загадок.



Стилистика словообразования. 6 часов

Стилистика частей речи. Род имен существительных. Число имен существительных. Падежи имен существительных. Формы имен прилагательных. Формы имен числительных. Формы местоимений. Формы глагола


Синтаксическая стилистика. 11 часов

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определений. Согласование предложений. Управление. Причастный оборот. Деепричастный оборот. Отглагольные существительные. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения




Благозвучие речи. 4 часа

Фоника. Звукопись. Анализ поэтического текста. Сравнение черновиков русских поэтов .Понятие об аллитерации, ассонансе, анафоре.


Знакомство с орфоэпией. 7 часов

Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы. Свёкла или свекла? Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

часы

1


Лексическая стилистика

24 часа

Стилистические ресурсы русского языка. Что делает нашу речь выразительной?

1

Поиск нужного слова. Притяжение слов

1

Понятие о речевой недостаточности и многословии

1

Стилистическая оценка многословия

1

Эллипсис. Что такое плеоназм и тавтология и как с ними бороться?

1

Слова-тёзки. Стилистическое использование омонимов.

1

Различайте паронимы!.

1

Употребление синонимов писателями-классиками.

2

Тренинг по определению эпитетов.

1

Понятие об эпитетах.

1

Будьте внимательны к антонимам! Устранение ошибок, возникающих при употреблении антонимов.

2

Понятие об оксюмороне.

1

Нахождение оксюморона в художественном тексте.

1

Стилистическая окраска слов.

1

Стилистический отбор языковых средств.

2

Штампы и канцеляризмы.

1

Стилистическая оценка диалектизмов

1

Стилистическая оценка жаргонизмов

1

Стилистическое использование историзмов и архаизмов

1

Стилистическая оценка новых слов

1

Стилистическая оценка заимствованных слов

1

2

Практикум. «Не обедняйте свою речь!»

2 часа

Литературный портрет .

1

Сочинение-миниатюра.

1

3

Как простые слова становятся царственными.

14 часов


Что такое тропы? Использование тропов в художественном произведении. Эпитеты .

2

Лингвистический анализ текста.

1

Образные сравнения

1

Учись видеть скрытое сравнение. Понятие о метафоре.

1

Тренинг по определению метафор

1

Метонимия и синекдоха.

1

Что олицетворяет олицетворение? Гипербола и литота

1

Роль олицетворения, гиперболы и литоты в художественном тексте.

2

Тренинг по определению олицетворения, гиперболы и литоты.

1

Что такое перифраза? Разновидности перифразы и особенности её функционирования.

2

Тренинг по определению перифразы. Составление загадок.

1

4

Стилистика словообразования

6 часов

Стилистика частей речи. Род имен существительных. Число имен существительных. Падежи имен существительных.

2

Формы имен прилагательных.

1

Формы имен числительных.

1

Формы местоимений.

1

Формы глагола

1

5

Синтаксическая стилистика

11 часов

Порядок слов в предложении

1

Согласование сказуемого

1

Согласование определений

1

Согласование предложений

1

Управление

1

Причастный оборот

1

Деепричастный оборот

1

Отглагольные существительные

1

Предложения с однородными членами

1

Сложносочиненные предложения

1

Сложноподчиненные предложения

1

6

Благозвучие речи. 4 часа

Фоника. Звукопись.

1

Анализ поэтического текста. Сравнение черновиков русских поэтов

2

Понятие об аллитерации, ассонансе, анафоре.

1

7

Знакомство с орфоэпией.

7 часов

Правильное ударение и произношение. Орфоэпические нормы.

Свёкла или свекла ?

2

Имя существительное.

1

Имя прилагательное.

1

Глагол

1

Работа с орфоэпическими словарями.

1

Итоговое тестирование

1


итого


68





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • понимание русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа;

  • уважительное отношение к русскому языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и

чувств в процессе речевого общения.


Метапредметные:

  • адекватное восприятие и понимание информации;

  • способность извлекать информацию из различных источников;

  • свободно пользоваться словарями различных типов;

  • умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;

  • способность правильно излагать свои мысли;

  • соблюдение в речи норм современного русского литературного языка;

  • способность участвовать в речевом общении;


Предметные:

  • представление о роли русского языка в современном мире;

  • освоение базовых понятий лексики русского языка;

  • проведение лексического анализа слова;

  • осознание эстетической функции родного языка.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для учителя

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]: [Указ Президента РФ. от 04 февраля 2010 г. № Пр-271]. // http://минобрнауки.рф/документы/1450

  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Текст]: [Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897]. // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 28.02.2011

  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2013.

  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2011г.

  5. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет на сайте: http://www.twirpx.com/file/918038/

  6. Уроки словесности. 5-9 классы. С.И.Львова.- Москва «Дрофа», 2001г.

  7. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Айрис-Рудольф, 1996г.



Электронные ресурсы


  1. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета.- М.: Аст-Пресс, 2001г (электронная книга).

  2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.- М.: «Оникс 21 век», 2001г. (электронная книга).

  3. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет.- М.: Икар, 2005г (электронная книга).

  4. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении.- М.: «Знание», 1989г (электронная книга).


Литература для учащихся

  1. А.Г. Балакай. Словарь русского речевого этикета.- М.: Аст-Пресс, 2001г (электронная книга).

  2. А.Дорохов. Это стоит запомнить. – М.: Детгиз, 1961г.

  3. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. – М.: Русский язык, 2006г.

  4. Орфоэпический словарь русского языка.- М.: «Мир книги»,2004г.

  5. Русский язык: Справочные материалы: Учебн.пособие для учащихся. М.Т.Баранов и др.- М.: Просвещение, 1989г

  6. Словарь русского языка: В 4-х томах./ Под ред. А.П.Евгеньевой.- М.: Русский язык, 1981-1984гг.

  7. Словарь синонимов и антонимов русского языка.\ СПб., 2005г.

  8. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.- М.:Азбуковник,1999г.

  9. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /сост. М.В. Панов – М.: Педагогика, 1984.

  10. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Культура речи. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс.- М.: «Экзамен», 2013г.




Образовательные Интернет-ресурсы


http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн.

Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru

Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. - http://www.gramma.ru/

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/

Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru

Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru

Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru

Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru



ПРИМЕНЕНИЕ ЭОР с сайта http://school-collection.edu.ru.


http://school-collection.edu.ru/catalog/res/90a91b0a-4f15-4398-a856-731d4fdfa3ec/?- Учебный модуль «Речевой этикет в ситуациях и заданиях» (система электронных мультимедиауроков)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!