11
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОСНОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сосновская средняя школа № 1 «Рожковская основная школа»
«Принято» На заседании педагогического совета Протокол №2 от 30.08.2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Сосновская СШ№1-_______________/А.В.Андриенко Приказ №124-фо От 31.08.2016г. |
Программа
по курсу внеурочной деятельности
«Все работы хороши – выбирай на вкус!»
(Общекультурное направление)
Возраст: 7 – 10 лет
Срок реализации 1 год
Автор:
Самосадова Т.М.
Педагог дополнительного
образования
с. Рожок
2016г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Все работы хороши – выбирай на вкус!»
(далее- программа ) разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования.
разработана в соответствии с нормативными правовыми документами :
- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования филиала МБОУ Сосновская СШ № 1 «Рожковская ОШ» составлена на основе авторской программы Горюновой Е.Е. педагога дополнительного образования г.Омска школа №12
Новизна программы
Программа построена на сюжетно-ролевых играх с профессионально-ориентированным характером, реализующих представления о многообразии и особенностях профессий современного общества с учетом возрастных особенностей детей.
Данные игры способствуют самоопределению будущей профессии,
развитию интереса к тому или иному виду деятельности уже на первой ступени учебного процесса, воспитанию морально-волевых качеств личности.
Результатом становится «самоопределение» младших школьников на основе умения видеть особенности разных видов труда и сравнения профессий.
Актуальность программы
Именно в недостатке знаний востребованных современных профессий кроется сегодня основная причина малограмотности современных детей . Серьезным испытание для детей являются и первые годы их пребывания в школе.
В нашей школе мы создаем такую среду, которая позволяет ребенку развиваться в самых разных направлениях, активизирует физические, умственные и эмоциональные ресурсы при взаимодействии с окружающей социальной средой. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства обеспечивает базу, опираясь на которую возможно в дальнейшем выбрать подходящую профессию, получать удовольствие от ее реализации и являться полноценным счастливым членом общества.
Таким образом, была выбрана программа дополнительного образования «Все профессии важны – выбирай на вкус!»
Педагогическая целесообразность
В педагогической науке сюжетно-ролевые игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества, прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества и подготавливают к выходу в большой мир. В сюжетно-ролевой игре формируются дисциплинированность, чувство ответственности за качество выполняемой работы. В сюжетно-ролевых играх выявляются интересы детей к той или иной профессии. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности, формируют в детях характер, волю, развивают интерес к выбору профессии в будущем. Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры для общекультурного развития. Дети учатся действовать как взрослые люди разных профессий, подчиняться общим требованиям. В играх дети узнают особенности и преимущества понравившейся профессии, совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают мир профессий.
Применение основных принципов предпрофильной профориентационной подготовки младших школьников является важнейшим этапом в процессе формирования мировоззренческих основ каждого успешного члена общества. Такого рода деятельность способствует развитию воображения детей, развитию их внутреннего мира и расширению кругозора, помогает обогатить представление об окружающей среде в общем и о профессиональной деятельности членов общества в частности.
Получение такого рода знаний и опыта помогает определиться с дальнейшим выбором интересной профессии. Таким образом, обязательная профориентационная подготовка старших школьников должна базироваться на предпрофильной подготовке учеников начальных классов.
Направление программы – общекультурное направление.
Цель : расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых.
Задачи:
Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
Развивать интеллектуальные (расширение кругозора, обогащение словарного запаса, формирование познавательных ууд и т.д.) и творческие возможности (умение нестандартно мыслить, развитие художественных способностей)детей;
Создать образовательную среду, насыщенную возможностями для реализации способностей учащихся через развитие интереса к той или иной профессии.
.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы - 7 – 10 лет.
Сроки реализации программы - 1 год (40часов, 1 час в неделю).
Продолжительность занятий – 40 минут
Планируемые результаты:
Личностные результаты.
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Вести безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД:
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (роли людей разных профессий).
Предметные результаты:
- организовывать и проводить сюжетно-ролевые игры и простейшие соревнования ,соблюдать правила выполнения выбранной роли ;
- выполнять игровые действия и роли в сюжетных играх.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- целенаправленно отбирать роли в сюжетно- ролевых играх;
- выбирать и правильно выполнять выбранную роль;
- участвовать в организации и проведении конкурсов рисунков, аппликаций, сочинений, рассказов, сказок, стихов, проигрывание сценок, выпуск газет, проведение исследований и т.д.на выбранную тему, связанную с той или иной профессией.
Содержание программы:
Раздел 1. Проект « Все работы хороши, выбирай на вкус!» 2 ч.
Определить тему проекта, его цели и задачи. Коллективное обсуждение.
Конкурс работ . Пословицы и поговорки о труде «Без труда ничего не дается»
Раздел 2. Фестиваль «Азбука профессий» 1 ч.
Введение. Игры на знакомство с разными профессиями. Подбор названия профессий на все буквы алфавита. Презентация работ.
Раздел 3. Путешествие в страну профессий 4 ч
Познакомиться с профессиями в литературных произведениях: В. Маяковский «Кем быть».Профессии в сказках. Познакомиться с профессиями, описанными в сказках разных народов.
Раздел 4. Профессии моей семьи 3 ч
Встречи с родителями, представителями разных профессий.
Раздел 5. Интересные профессии 12 ч.
Знакомство с профессиями:
Учитель ( Мастер-класс), повар, кондитер, (интервью, экскурсия) , врач, мед.сестра, ветеринар, аптекарь (сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита» ),корреспондент, репортер, фотокорреспондент (Фоторепортаж о школе )
, строитель, монтажник, маляр (конкурс видеоклипов и фото «Природа моего края), военный, пожарный, полицейский (конкурс «А ну-ка, мальчики!»), водитель (конкурс знатоков правил дорожного движения «Светофор»), гончар, художник, вышивальщица (презентация, мастер-класс), актер, гример, музыкант, организатор праздников (постановка спектакля по мотивам сказки Х. – К. Андерсена «Дюймовочка»), парикмахер, швея, дизайнер одежды (мастер-класс «Модники и модницы»), географ, астроном, космонавт (презентация «Что я знаю об изучении космического пространства?»)
Раздел 6. Промежуточная аттестация 1 ч.
Раздел 7. Мастер – классы Мои первые уроки 15ч.
Экскурсии ,конкурсы, проекты, праздники.
Раздел 8. Итоговая аттестация 2ч.
Формы аттестации
- промежуточная - проводится по итогам обучения за полугодие. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся по дополнительной общеобразовательной программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия. Форма проведения промежуточной аттестации - игровой зачет. Сроки проведения промежуточной аттестации - декабрь.
- итоговая- представляет собой оценку качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной программы по итогам учебного года. К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся, закончившие обучение по дополнительной общеобразовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию. Форма проведения итоговой аттестации – Фестиваль «Мир профессий». Сроки проведения итоговой аттестации – май.
Тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | № урока в теме | Содержание занятия | Дата проведения |
Тео рия | практика | по плану | по факту |
Проект « Все работы хороши, выбирай на вкус!» | 1 | 1 | 1.1 1.2 | Выбор темы проекта, определение целей, задач | 05.09 -06.09 12.09-13.09 | |
Фестиваль «Азбука профессий» | | 1 | 2.1 | Введение. Игры на знакомство с разными профессиями. Подбор названия профессий на все буквы алфавита. | 19.09-20.09 | |
Путешествие в страну профессий | | 4 | 3.1 3.2 3.3 3.4 | Познакомиться с профессиями в литературных произведениях: В. Маяковский «Кем быть».Профессии в сказках. | 26.09-27.09 3.10-4.10 17.10-18.10 24.10-25.10 | |
Профессии моей семьи. | 1 | 2 | 4.1 4.2 4.3 | Встречи с родителями, представителями разных профессий. | 31.10-01.10 07.11-08.11 14.11-15.11 | |
Интересные профессии | 12 | | 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5. 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 5.11 5.12 | Знакомство с профессиями: учитель, повар, кондитер врач, мед.сестра, ветеринар, аптекарь, корреспондент, репортер, фотокорреспондент, строитель, монтажник, маляр, военный, пожарный, полицейский, водитель, гончар, художник, вышивальщица, актер, гример, музыкант, организатор праздников, парикмахер, швея, дизайнер одежды, географ, астроном, космонавт | 21.11-22.11 28.11-29.11 05.12-06.12 12.12-13.12 19.12-20.12 26.12-27.12 16.01-17.01 23.01-24.01 30.01-31.01 6.02-7.02 13.02-14.02 20.02-21.02 | |
Промежуточная аттестация | 1 | | 6.1 | | 27.02-28.02 | |
Мастер – классы Мои первые уроки | 1 | 14 | 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7. 7.8 7.9 7.10 7.11 7.12 7.13 7.14 | экскурсии ,конкурсы, проекты, праздники | 06.03-07.03 13.03-14.03 20.03-21.03 27.03-28.03 03.04-04.04 10.04-11.04 17.04-18.04 24.04-25.04 08.05-15.05 22.05-23.05 29.05-30.05 05.06-06.06 12.06-13.06 19.06
| |
Итоговая аттестация | | | 8.1 | | 26.06 | |
Оценочные материалы
Промежуточная аттестация – Игровой зачет.
1. Оценка «зачтено» предполагает:
- Хорошее знание профессий;
- Последовательное изложение этапов сюжетно – ролевой игры;
- Умение формулировать обобщения и выводы по теме вопроса;
2. Оценка «не зачтено» предполагает:
- Неудовлетворительное знание игровых правил сюжетно – ролевой игры ;
- Отсутствие логики и последовательности в изложении этапов сюжетно-ролевой игры;
- Неумение формулировать обобщения и выводы по теме вопроса;
Вопросы для зачета:
1.Пословицы и поговорки о профессиях
2. Назвать литературные произведения , в которых употребляются профессии.
3. Назвать сказки, в которых употребляются профессии.
4. Рассказать о работе повара.
5. Рассказать о работе учителя.
6. Рассказать о работе библиотекаря.
7. Рассказать о работе врача.
8. Рассказать о работе журналиста.
9. Рассказать о работе строителя.
10. Рассказать о работе водителя.
11. Рассказать о работе военного.
12. Рассказать о работе пожарника.
13. Рассказать о работе цирковых артистов.
14. Рассказать о работе географа.
15. Рассказать о работе астронома.
16. Рассказать о работе космонавта.
Итоговая аттестация – Фестиваль «Мир профессий».
Критерии оценки результативности
- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 80 – 100%, предусмотренных программой за учебный год; обучающийся овладел на 80 – 100% умениями и навыками проведения различных видов сюжетно –ролевых игр; самостоятельно организует и проводит различные сюжетно –ролевые игры.
- средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 50 - 70%; обучающийся овладел на 50-70% умениями и навыками проведения различных видов сюжетно –ролевых игр; проведение игр самостоятельно вызывает трудности.
- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; обучающийся испытывает серьёзные затруднения при организации и проведении сюжетно –ролевых игр; проведении конкурсов рисунков, аппликаций, сочинений, рассказов, сказок, стихов, проигрывание сценок, выпуск газет, проведение исследований и т.д.
Подготовительный этап фестиваля:
Группа обучающихся (2 – 3 человека) выбирают одну сюжетно –ролевую игру из разученных в течение года для показа на фестивале. Распределяют роли, совместно с родителями придумывают костюмы героям игр, с разными профессиями.
На фестивале рассказывают об этапах сюжетно –ролевой игры и проводят данную игру с участниками фестиваля и зрителями.
Приёмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
- словесные – рассказ, объяснение ролей, коллективное обсуждение;
- наглядные – показ новых сюжетно –ролевых игр, демонстрация иллюстративного материала; мастер-класс, презентация видеороликов «Буду, как папа и мама»; фоторепортаж о школе; конкурс рисунков,
- практические – апробирование сюжетно –ролевых игр. Организация работы - групповая. Выставка-ярмарка поделок, сделанных своими руками; интервью; экскурсия; постановка спектакля по мотивам сказки Х. – К. Андерсена «Дюймовочка»; мастер-класс «Модники и модницы; презентация
совместно со старшеклассниками «Что я знаю об изучении космического пространства?» ;сюжетно-ролевая игра «В гостях у Айболита»; конкурс «А ну-ка, мальчики!»;конкурс знатоков правил дорожного движения «Светофор»;
фестиваль творческих идей; выставка рисунков.
При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной.
IV. Методические материалы
- для учителя:
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Основная общеобразовательная программа начального общего образования филиала МБОУ Сосновская СШ № 1 «Рожковская ОШ».
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010.
http://ped-kopilka.ru/
http://metodsovet.su/
http://razvitiedetei.info/
Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 5-е изд., пераб. и доп.– М.: 5 за знания, 2011. – 216 с.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. – 2005. – № 9.
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю // Школа и производство. – 2002. – № 1.
Список литературы, рекомендуемой для учащихся
13.Маяковский В. Кем быть? (издание на выбор)
14 .Русские народные сказки (издание на выбор)
15 .Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков. – М.: Советская энциклопедия, 1979
16.Сказки зарубежных авторов (издание на выбор)
11