СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интеллектуальные игры" составлена в соответствии с ФГОС. Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих игр и занятий для учащихся 2 класса и рассчитана на один год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»

Согласовано:

Руководитель МО начальных классов


_________________________________

/Шатохина С.А.)

Утверждаю:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

______________________ /Позднякова А.В./

Приказ №__________от « »____________2015г





Муниципального казённого общеобразовательного

учреждения «Соболевская средняя школа»

Соболевского муниципального района

Камчатского края


Программа внеурочной

деятельности

«Интеллектуальные игры»


(в соответствии с ФГОС)


2015-2016 уч.год


Учитель: Сатурина Марина Шамильевна




с.Соболево




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Интеллектуальные игры» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н. А. Криволаповой, И. Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам» (М.: РОСТкнига, 2013).

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и игр для учащихся 2 класса начальной школы и рассчитана на один год обучения.

Актуальность программы

На основе диагностических исследований был сделан вывод, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Все эти процессы можно развивать в процессе игр, но игр не простых, а интеллектуальных.

В последнее десятилетие в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления учащихся, была создана программа, которая направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, она призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники (игроки). Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий. Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, то есть о способности отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка. Ибо именно она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.

Отличительными особенностями данной рабочей программы являются:

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют неучебный характер. Серьезная работа принимает форму игры, что привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

 по количеству детей, участвующих в занятии: коллективные, групповые;

 по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

 по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Реализация программы будет идти по трем блокам:

 Гуманитарный (литература + русский язык).

 Математический.

 Биологический (природоведение + география).

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями на занятиях будут использованы следующие в и д ы у п р а ж н е н и й и з а д а н и й :

 интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;

 задания с отсроченным вопросом;

 интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

 задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

 решение частично-поисковых задач разного уровня;

 творческие задачи.

Задания-разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2–3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский язык, окружающий мир и т. д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условия заданий как бы изначально ориентируют ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Режим занятий: продолжительность занятий составляет 40 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

 формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

 формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект:

 создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

 развитие пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект:

 воспитание системы межличностных отношений.


Цель курса:

 развитие познавательных способностей учащихся на основе системы интеллектуальных игр.

Задачи:

1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умений выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.

Реализация данного курса обеспечивает достижение обучающимися второго класса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

Обучающиеся научатся:

 определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

 проговаривать последовательность действий;

 учиться высказывать свое предположение (версию);

 учиться работать по предложенному педагогом плану;

 учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

 учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

Обучающиеся научатся:

 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

 учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

 учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:

Обучающиеся научатся:

 учиться выражать свои мысли;

 учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

 овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами является формирование следующих умений:

 воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

 определять учебную задачу;

 ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;

 владеть своим вниманием;

 сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

 владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

 использовать основные приемы мыслительной деятельности;

 самостоятельно мыслить и творчески работать.

Методы обучения

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т. д., что привлекательно для младших школьников.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые в учебе дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. После каждого занятия ребята заполняют оценочные листы.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть осуществляется возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы групповые. К ним относятся:

– кооперативное обучение;

– «мозговой штурм»;

– групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

– обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

– говорить и слушать;

– принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

 дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

 уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

 ослабить скрытые конфликты;

 выработать общее решение;

 повысить эффективность работы участников дискуссии;

 повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

 удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;

б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а «мозговой штурм» продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для «мозгового штурма» время.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О. А., Криволаповой Н. А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя).

Текущий:

– прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

– пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

– рефлексивный, то есть контроль, обращенный на «план действия» и опирающийся на понимание принципов его построения;

– контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

– тестирование;

– практические работы;

– творческие работы учащихся;

– контрольные задания.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускают сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы – создание портфолио.

Содержание занятий

 Знакомство с правилами работы. «Мозговой штурм». Развитие логики.

 Учимся правильно говорить. «Лабиринт». Комбинаторная задача «Шапочки», игра «Поле чудес».

 Словообразовательный анализ «Найди пару». Развитие внимания: «Распутай ниточку», «Сосчитай зонтики». Логически-поисковые задания. Послушаем сказочку. Игра «Найди пару».

 «Спрятавшиеся» слова. Игра «Блицопрос».

 Устойчивые сочетания слов. Фразеологические обороты. Конкурс рисунков. Игра « Перевёртыши».

 «Мозговой штурм»: «Знаешь ли ты пословицы?». Развитие внимания: «Лабиринт», «Собери слово». Логические задания: «Пирамидка», «Разные половинки», «Слово, ау!». Мы рисуем и решаем: «Волк, Лиса и Медведь». Интеллектуальный марафон.

 Однозначные и многозначные слова. Игра «Кто больше?». Подготовка к конкурсу «Зимние интеллектуальные игры». Развитие слуховой памяти. «Как правильно сказать?». Задачи героев сказок.

 Учимся делать логические выводы. Логически-поисковые задания: «Поставь знак действий», «Шахматы», «Лестница», «Сапожки» Игра «Веришь – не веришь».

 Анаграммы. Шарады. Метаграммы. Семейная игра «Кто хочет стать миллионером». Учимся решать комбинаторные задачи.

 Ребусы. Занимательные головоломки. Подготовка к конкурсу «Енот».

 Составление и защита ребусов. Конкурс «Отгадай ребус».

 Вопросы-шутки. «Спрятавшиеся» слова в вопросе. Игра «Ума палата».

 Числовые лабиринты. Игры с числами. Игра «Что? Где? Когда?».

 Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Игра «Причуды математики». Логически-поисковые задания: «Поставь знак действий», «Шахматы», «Лестница», «Сапожки».

 Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Познавательная игра «Интеллектуальный дилижанс».

 Задачи на нахождение закономерностей. Олимпиада по математике. Развитие внимания: «Собери словечко», «Закрой окошко».

 Игры со спичками. Спичечный турнир. Развитие быстроты реакции: «Алфавит». «Шифровальщик». Логически-поисковые задания: «Пли», «Добавь слог», «Шоколадка», «Полкан, Жучка и Барбос». Решаем комбинаторные задачи.

 Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды. Разминка «Кто это? Что это?». Поиск закономерностей. Логические задания «Орехи», «Мальчики и девочки», «Книги».

 Природа живая и неживая. Природа и человек. Игра «Букварь природы».

 Растительный мир. Деревья, кустарники, травы. Игра «Алфавит».

 Животный мир. Лабиринт «В мире животных». Подготовка к конкурсу «Человек и природа».

 Экологические связи в природе. Игра «Ботанический поезд».

 Заключительное занятие. Общественный смотр знаний.

Список литературы

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

2. Афонькин, С. Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления / С. Ю. Афонькин. – СПб. : Литера, 2002.

3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.

4. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе : система заданий : в 2 ч. Ч. 1. / М. Ю. Демидова [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.– М. : Просвещение, 2010. – 215 с.

5. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки / Е. И. Игнатьев ; под ред. М. К. Потапова. – М. : Наука, 1979.

6. Калугин, М. А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки / М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Академия развития, 1997.

7. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике : пособие для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. – Саратов : Лицей, 2003.

8. Перельман, Я. И. Занимательные задачи для маленьких / Я. И. Перельман. – М. : Омега, 1994. – 256 с.

9. Родионова, Е. А. Олимпиада «Интеллект». 2 класс : сб. заданий для самостоятельной подготовки / Е. А. Родионова [и др.]. – М. : Образование, 2002.

10. Русанов, В. Н. Математические олимпиады младших школьников : кн. для учителя : из опыта работы / В. Н. Русанов. – М. : Просвещение, 1990.

11. Труднев, В. П. Считай, смекай, отгадывай : пособие для учащихся начальной школы / В. П. Трутнев. – М. : Просвещение, 1980.

12. Узорова, О. В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1–2 классы : пособие для четырехлетней начальной школы / О. В. Узорова. – М. : АСТ : Астрель, 2008.

13. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам : задания по развитию познавательных способностей (7–8 лет) : метод. пособие : 2 кл. / О. А. Холодова. – М. : РОСТкнига, 2013. – 276 с.

14. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения : пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М. : Владос, 2000.

Оборудование

 Интерактивная доска.

 Проектор.

 Рабочее место учителя, оборудованное компьютером.

 МФУ.

 Музыкальный центр.

 Электронные пособия.



Учебно-тематическиЙ план


п/п

Название темы

Кол-во часов

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1

Звуки и буквы. Транскрипция. Звуковой анализ слов. Игра «Поле чудес»

4

2

2

2

Словообразовательный анализ.

Игра «Найди пару»

2

1

1

3

«Спрятавшиеся» слова.

Родительское собрание на тему «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы».

Игра «Блицвопрос»

2

1

1

4

Фразеологизмы. Фразеологические термины. Игра «Перевёртыши»

2

1

1

5

Многозначность фразеологизмов. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами. Интеллектуальный марафон

1

1


6

Однозначные и многозначные слова.

Игра «Кто больше?».

Подготовка к конкурсу «Зимние интеллектуальные игры»

1


1

7

Учимся делать логические выводы. Игра «Веришь – не веришь»

3

1

2

8

Анаграммы. Шарады. Метаграммы. Семейная игра «Кто хочет стать миллионером»

2

-

2

9

Ребусы. Занимательные головоломки.

Подготовка к конкурсу «Енот»

2

1

1

10

Вопросы-шутки. Игра «Ума палата»

1


1

11

Числовые лабиринты.

Игра «Что? Где? Когда?»

1


1

12

Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Игра «Причуды математики»

1


1

Окончание табл.

1

2

3

4

5

13

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Познавательная игра «Интеллектуальный дилижанс»

2

1

1

14

Задачи на нахождение закономерностей.

Олимпиада по математике

2

1

1

15

Игры со спичками

1


1

16

Числовые головоломки. Математические
ребусы, кроссворды

2

1

1

17

Природа и человек.

Игра « Букварь природы»

1


1

18

Растительный мир.

Игра «Алфавит»

1


1

19

Животный мир.

Лабиринт «В мире животных»

Подготовка к конкурсу «Золотое руно»

1


1

20

Экологические связи в природе.

Игра «Ботанический поезд»

1


1

21

Заключительное занятие. Общественный смотр знаний

1


1


Итого

34

11

23





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!