Согласовано: Руководитель МО начальных классов _________________________________ /Шатохина С.А.) | Утверждаю: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ______________________ /Позднякова А.В./ Приказ №__________от « »____________2015г |
Муниципального казённого общеобразовательного
учреждения «Соболевская средняя школа»
Соболевского муниципального района
Камчатского края
Программа внеурочной
деятельности
«Интеллектуальные игры»
(в соответствии с ФГОС)
2015-2016 уч.год
Учитель: Сатурина Марина Шамильевна
с.Соболево
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Интеллектуальные игры» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н. А. Криволаповой, И. Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам» (М.: РОСТкнига, 2013).
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и игр для учащихся 2 класса начальной школы и рассчитана на один год обучения.
Актуальность программы
На основе диагностических исследований был сделан вывод, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Все эти процессы можно развивать в процессе игр, но игр не простых, а интеллектуальных.
В последнее десятилетие в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления учащихся, была создана программа, которая направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, она призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники (игроки). Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами или группами партнеров, это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.
Успех партнеров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий. Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, то есть о способности отождествлять себя с партнером, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка. Ибо именно она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.
Отличительными особенностями данной рабочей программы являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 занятия за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют неучебный характер. Серьезная работа принимает форму игры, что привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективные, групповые;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Реализация программы будет идти по трем блокам:
Гуманитарный (литература + русский язык).
Математический.
Биологический (природоведение + география).
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями на занятиях будут использованы следующие в и д ы у п р а ж н е н и й и з а д а н и й :
интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов;
задания с отсроченным вопросом;
интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
решение частично-поисковых задач разного уровня;
творческие задачи.
Задания-разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2–3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский язык, окружающий мир и т. д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условия заданий как бы изначально ориентируют ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Режим занятий: продолжительность занятий составляет 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект:
создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
развитие пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект:
воспитание системы межличностных отношений.
Цель курса:
развитие познавательных способностей учащихся на основе системы интеллектуальных игр.
Задачи:
1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умений выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Реализация данного курса обеспечивает достижение обучающимися второго класса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества при поддержке других участников группы и педагога делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
Обучающиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
Обучающиеся научатся:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать.
Методы обучения
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т. д., что привлекательно для младших школьников.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые в учебе дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. После каждого занятия ребята заполняют оценочные листы.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть осуществляется возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы групповые. К ним относятся:
– кооперативное обучение;
– «мозговой штурм»;
– групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
– обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
– говорить и слушать;
– принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Креативные методы
Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:
а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а «мозговой штурм» продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для «мозгового штурма» время.
Контроль и учет знаний и умений воспитанников
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О. А., Криволаповой Н. А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя).
Текущий:
– прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
– пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
– рефлексивный, то есть контроль, обращенный на «план действия» и опирающийся на понимание принципов его построения;
– контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
– тестирование;
– практические работы;
– творческие работы учащихся;
– контрольные задания.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускают сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы – создание портфолио.
Содержание занятий
Знакомство с правилами работы. «Мозговой штурм». Развитие логики.
Учимся правильно говорить. «Лабиринт». Комбинаторная задача «Шапочки», игра «Поле чудес».
Словообразовательный анализ «Найди пару». Развитие внимания: «Распутай ниточку», «Сосчитай зонтики». Логически-поисковые задания. Послушаем сказочку. Игра «Найди пару».
«Спрятавшиеся» слова. Игра «Блицопрос».
Устойчивые сочетания слов. Фразеологические обороты. Конкурс рисунков. Игра « Перевёртыши».
«Мозговой штурм»: «Знаешь ли ты пословицы?». Развитие внимания: «Лабиринт», «Собери слово». Логические задания: «Пирамидка», «Разные половинки», «Слово, ау!». Мы рисуем и решаем: «Волк, Лиса и Медведь». Интеллектуальный марафон.
Однозначные и многозначные слова. Игра «Кто больше?». Подготовка к конкурсу «Зимние интеллектуальные игры». Развитие слуховой памяти. «Как правильно сказать?». Задачи героев сказок.
Учимся делать логические выводы. Логически-поисковые задания: «Поставь знак действий», «Шахматы», «Лестница», «Сапожки» Игра «Веришь – не веришь».
Анаграммы. Шарады. Метаграммы. Семейная игра «Кто хочет стать миллионером». Учимся решать комбинаторные задачи.
Ребусы. Занимательные головоломки. Подготовка к конкурсу «Енот».
Составление и защита ребусов. Конкурс «Отгадай ребус».
Вопросы-шутки. «Спрятавшиеся» слова в вопросе. Игра «Ума палата».
Числовые лабиринты. Игры с числами. Игра «Что? Где? Когда?».
Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Игра «Причуды математики». Логически-поисковые задания: «Поставь знак действий», «Шахматы», «Лестница», «Сапожки».
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Познавательная игра «Интеллектуальный дилижанс».
Задачи на нахождение закономерностей. Олимпиада по математике. Развитие внимания: «Собери словечко», «Закрой окошко».
Игры со спичками. Спичечный турнир. Развитие быстроты реакции: «Алфавит». «Шифровальщик». Логически-поисковые задания: «Пли», «Добавь слог», «Шоколадка», «Полкан, Жучка и Барбос». Решаем комбинаторные задачи.
Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды. Разминка «Кто это? Что это?». Поиск закономерностей. Логические задания «Орехи», «Мальчики и девочки», «Книги».
Природа живая и неживая. Природа и человек. Игра «Букварь природы».
Растительный мир. Деревья, кустарники, травы. Игра «Алфавит».
Животный мир. Лабиринт «В мире животных». Подготовка к конкурсу «Человек и природа».
Экологические связи в природе. Игра «Ботанический поезд».
Заключительное занятие. Общественный смотр знаний.
Список литературы
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
2. Афонькин, С. Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления / С. Ю. Афонькин. – СПб. : Литера, 2002.
3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
4. Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе : система заданий : в 2 ч. Ч. 1. / М. Ю. Демидова [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.– М. : Просвещение, 2010. – 215 с.
5. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки / Е. И. Игнатьев ; под ред. М. К. Потапова. – М. : Наука, 1979.
6. Калугин, М. А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки / М. А. Калугин, Н. В. Новоторцева. – Ярославль : Академия развития, 1997.
7. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике : пособие для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. – Саратов : Лицей, 2003.
8. Перельман, Я. И. Занимательные задачи для маленьких / Я. И. Перельман. – М. : Омега, 1994. – 256 с.
9. Родионова, Е. А. Олимпиада «Интеллект». 2 класс : сб. заданий для самостоятельной подготовки / Е. А. Родионова [и др.]. – М. : Образование, 2002.
10. Русанов, В. Н. Математические олимпиады младших школьников : кн. для учителя : из опыта работы / В. Н. Русанов. – М. : Просвещение, 1990.
11. Труднев, В. П. Считай, смекай, отгадывай : пособие для учащихся начальной школы / В. П. Трутнев. – М. : Просвещение, 1980.
12. Узорова, О. В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1–2 классы : пособие для четырехлетней начальной школы / О. В. Узорова. – М. : АСТ : Астрель, 2008.
13. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам : задания по развитию познавательных способностей (7–8 лет) : метод. пособие : 2 кл. / О. А. Холодова. – М. : РОСТкнига, 2013. – 276 с.
14. Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения : пособие для учителя / А. В. Хуторской. – М. : Владос, 2000.
Оборудование
Интерактивная доска.
Проектор.
Рабочее место учителя, оборудованное компьютером.
МФУ.
Музыкальный центр.
Электронные пособия.
Учебно-тематическиЙ план
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Звуки и буквы. Транскрипция. Звуковой анализ слов. Игра «Поле чудес» | 4 | 2 | 2 |
2 | Словообразовательный анализ. Игра «Найди пару» | 2 | 1 | 1 |
3 | «Спрятавшиеся» слова. Родительское собрание на тему «Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы». Игра «Блицвопрос» | 2 | 1 | 1 |
4 | Фразеологизмы. Фразеологические термины. Игра «Перевёртыши» | 2 | 1 | 1 |
5 | Многозначность фразеологизмов. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. Фразеологизмы-синонимы. Замена выражений синонимами. Интеллектуальный марафон | 1 | 1 | |
6 | Однозначные и многозначные слова. Игра «Кто больше?». Подготовка к конкурсу «Зимние интеллектуальные игры» | 1 | | 1 |
7 | Учимся делать логические выводы. Игра «Веришь – не веришь» | 3 | 1 | 2 |
8 | Анаграммы. Шарады. Метаграммы. Семейная игра «Кто хочет стать миллионером» | 2 | - | 2 |
9 | Ребусы. Занимательные головоломки. Подготовка к конкурсу «Енот» | 2 | 1 | 1 |
10 | Вопросы-шутки. Игра «Ума палата» | 1 | | 1 |
11 | Числовые лабиринты. Игра «Что? Где? Когда?» | 1 | | 1 |
12 | Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Игра «Причуды математики» | 1 | | 1 |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13 | Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Познавательная игра «Интеллектуальный дилижанс» | 2 | 1 | 1 |
14 | Задачи на нахождение закономерностей. Олимпиада по математике | 2 | 1 | 1 |
15 | Игры со спичками | 1 | | 1 |
16 | Числовые головоломки. Математические ребусы, кроссворды | 2 | 1 | 1 |
17 | Природа и человек. Игра « Букварь природы» | 1 | | 1 |
18 | Растительный мир. Игра «Алфавит» | 1 | | 1 |
19 | Животный мир. Лабиринт «В мире животных» Подготовка к конкурсу «Золотое руно» | 1 | | 1 |
20 | Экологические связи в природе. Игра «Ботанический поезд» | 1 | | 1 |
21 | Заключительное занятие. Общественный смотр знаний | 1 | | 1 |
| Итого | 34 | 11 | 23 |