Муниципальное бюджетное образовательное учреждение:
Донская основная общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ: Донская ООШ
Приказ от 27.08.2014 № 113
________________
(Т.В. Соколина)
Рабочая программа по
внеурочной деятельности
«Жизненные навыки»
классе»
(учебный предмет)
Уровень общего образования (класс) 3, 4
основное общее
Количество часов 67
Учитель_Крючкова М.В.
Программа разработана на основе
учебного пособия: Жизненные навыки. Уроки психологии в 3-4 классах / Под ред. С. В. Кривцовой, 2012 г., Генезис, Москва.
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи.
Ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. При игнорировании этой стороны жизни ребенка могут возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения, страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться).
Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые психологические занятия по развивающей программе «Жизненные навыки».
Программа «Жизненные навыки» – сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с третьего по четвертый класс. Программа разработана творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под руководством С.В. Кривцовой как поддерживающая и обучающая программа по психологии для учащихся. Фактически уроки психологии в начальной школе являются первой ступенью систематической работы по предупреждению противоправного и асоциального поведения. Они призваны развить эмоциональный интеллект детей, помочь им в решении жизненно-важных вопросов.
Под руководством ведущего-психолога дети начальной школы, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам. Новизной данной работы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании занятий, но также использование этой логики как основы для выбора тем и навыков.
Содержанием программы стали не высшие психические функции, а чувства, потребности, переживания и пристрастия, — то есть субъективный мир человеческой души. В основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребенка. Курс учит серьезно относиться к своим и чужим чувствам, понимать этот особый мир.
Данная программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка. Программный материал предусматривает переход от формирования у детей представления о мире человеческих эмоций и своих личностных особенностях - к развитию социальных и межличностных отношений, нравственно-этических норм. А для этого необходимо:
создать в рамках образовательного учреждения психологически безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
По существу это психологическая программа, в ее содержании и технологии ведения занятий много психотерапевтических приемов. Сами принципы ведения заимствованы из групповых тренинговых занятий, основывающихся на гуманистической психологической парадигме. Поскольку они отличаются от принятых в педагогике, необходимо психологическое образование ведущего.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Жизненные навыкив» составлена в соответствии с:
Приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
Примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010г);
Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России №1312 от 09.03.2004
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ: Донская основная общеобразовательная школа на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом директора школы № 113 от 27.08.2014г.
на основании учебного пособия: Жизненные навыки. Уроки психологии в 3-4 классах / Под ред. С. В. Кривцовой, 2002 г., Генезис, Москва.
Программа ориентирована на использование УМК:
Педагог-психолог использует учебное пособие:
Жизненные навыки. Уроки психологии 3,4 классе / Под ред. С. В. Кривцовой, 2012 г., Генезис, Москва.
Цель программы – развитие эмоционального интеллекта детей. Программа «Жизненные навыки» задумана как поддерживающая и обучающая программа по психологии. Под руководством педагога-психолога дети 9 – 11 лет в течение всего года, опираясь на собственный опыт переживаний и размышлений, постигают логику человеческих чувств и учатся жизненным навыкам.
Задачи:
создать в рамках образовательного учреждения психологически и безопасное место, где чувства и потребности ребенка будут иметь первостепенное значение;
дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к внеурочной деятельности данная программа реализует четыре направления: спортивно-оздоровительное (психическое здоровье школьников), социальное, духовно-нравственное, общекультурное.
Направление | Тема курса |
Спортивно-оздоровительное | Дом моей души: забота о теле – забота о себе. Гнев – это нормально. Страшно — не страшно. |
Духовно-нравственное | Дружба. Отношения с другими. Отношения с собой. Мое достояние. Печальная сторона жизни. |
Социальное | Я – особенный. «Нравится – не нравится» каждый день. Ответственность. Собственность: я и мое. Мальчики и девочки. |
Общекультурное | Я и другой. Мир начинается с меня. Что такое толерантность? Праздники. Ценности и радости. |
Результатом реализации программы является формирование у учащихся следующих умений и навыков:
реалистично оценивать себя, адекватно оценивать ситуацию;
слушать и слышать собеседника;
понимать сверстников, взрослых и оказывать им поддержку;
понимать собственные чувства, выражать их адекватным образом;
отстаивать собственные права, свою точку зрения;
преодолевать трудности, решать проблемные ситуации, оказывать помощь другим и принимать помощь самому;
брать на себя ответственность;
навыков сотрудничества;
навыков саморегуляции;
навыков ведения дискуссии.
2. Технология проведения занятий
Для того, чтобы обеспечить пролонгированность программы, определенную последовательность и преемственность содержания занятия проводятся в форме уроков.
Если при этом мы будем проводить урок в культуре психологического тренинга, то обеспечим учеников особым местом, где можно надеяться быть услышанным, получить поддержку, понимание и подсказку, помогающую в выборе решения. Это будет известное им конкретное место в школе, место в душе ведущего, определенное место в жизни его группы, постепенно это станет особым местом в жизни каждого ученика.
На наш взгляд есть, по меньшей мере, три серьезные причины для выбора тренинговой культуры как основы занятий по программе «Жизненные навыки»:
1. Тренинговые формы позволяют включить в работу психолога в школе больше детей.
2. Тренинговые формы предполагают большую, по сравнению с консультативными, активность взрослого, который как бы задает направление движения, ориентирует ребят в том, «куда же им плыть». Уважая индивидуальные различия, психолог, работающий в рамках тренинговой культуры, может определить типичное и нетипичное в поведении ребенка и попросту понять, какую из нормативных жизненных задач он сейчас пытается решить. Через систематическое обучение жизненным навыкам тренер как бы транслирует и гуманистические ценности — уважение к другому, уважение к себе, человечность.
3. При правильной организации дела сама группа становится особым участником тренинга:
у детей развивается важнейшее социальное чувство принадлежности к группе;
дети учатся слушать друг друга и давать друг другу пространство в рамках занятия;
учатся поднимать руку и говорить о том, что они считают важным;
самое главное, они свыкаются с мыслью, что то, что их волнует, может быть важным и для остальных членов группы;
у них развивается ответственность за качество занятия, за свой вклад в общее дело, учатся поддерживать и понимать друг друга;
обычно в малых группах проще, чем на уроках, решаются проблемы дисциплины и внимания.
Таким образом, технология по месту, времени действия и даже по названию напоминает уроки. Приемы, большое количество упражнений роднят ее с тренинговой технологией. Но по глубине изучаемых вопросов и атмосфере занятия иногда напоминают работу в детской психотерапевтической группе.
Также программа предусматривает использование следующих приемов и методов:
экспрессивные методы (для отреагирования чувств);
арт-терапевтические приемы, работа с образами (чтение, рассказывание и разыгрывание историй и ситуаций; рисование, лепка, создание бумажных скульптур, коллажей);
работа с телом (движение, физические упражнения, танец, психогимнастика);
работа с текстами с элементами критического мышления;
совместные проекты;
групповые дискуссии;
релаксационные методы.
3. Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 9–11 лет. Состав группы – 10–15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 40 минут. Длительность программы – 2 года.
Программа разработана и структурирована таким образом, что одна тема занимает время одной учебной четверти.
Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета.
Материальное обеспечение реализации программы можно разделить на две группы:
● Материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка.
● Все необходимое для создания совместных творческих проектов (например — ватман для общего рисунка), а также выполнения некоторых упражнений. Сюда же относятся аудио и видеозаписи, необходимые для просмотра на уроках. Очевидно, что предполагается наличие аудио и видеоаппаратуры. Крайне необходим фотоаппарат или услуги фотографа хотя бы дважды за год, чтобы сфотографировать крупным планом лица участников группы и позднее, во второй четверти, сделать крупным планом портреты учителей и сотрудников школы для «Олицетворенных часов». Качество проведения программы, ее технологичность зависят от наличия всех перечисленных технических средств, поэтому следует стремиться к их приобретению в полном объеме.
Основное содержание
3 класс.
Тема 1.
Осознание того, как мы воспринимаем мир.
Создание условий для развития децентрации, через «примеривание» на себя роли слепого человека.
Формирование заботливого отношения к своему телу.
Возможность создать «портрет в полный рост», который будет выполнен в соответствии с пожеланиями заказчика.
Тема 2.
Размышление о том, что помогает создать праздничное настроение.
Создание календаря ожидания Нового года с сюрпризами.
Знакомство с правилами этикета. Знакомство с ритуалами празднования и историей возникновения некоторых праздников.
Понимание того, что подарок следует выбирать основываясь не на своих желаниях, а на интересах того, кому он предназначен.
Тема 3.
Формирование навыка видения ситуации с позиции другого человека.
Решение конфликтов.
Сотрудничество.
Формирование предпосылок для партнерской позиции, формирование процесса занятия собственной позиции.
Тема 4.
Описание ценностной сферы личности.
Осознание собственных жизненных ценностей.
Разговор о том, что для меня важно, что я люблю, что я готов отстаивать.
По окончанию программы:
Ребята получают представление о здоровом образе жизни, предлагают свои способы поддержания здоровья.
Дают определение такому понятию, как отношения. Понимают, что существуют разные виды и типы отношений.
Получают представление о правильном поведении в конфликтных ситуациях.
Начинают лучше разбираться в себе, могут осознавать и различать свои личные интересы и потребности, а также интересы других людей.
4 класс.
Тема 1.
Что такое вещи? Для чего нужны вещи? Мое и чужое – вечная тема конфликтов между людьми.
Важно уметь цивилизованно обращаться с вещами, в том числе и с чужими.
Понимание того, что ценность вещей относительна.
Понимание того, что есть особые вещи, которые хранят воспоминания.
Тема 2.
Страдание – противоположность радости. В страдании человек учится заботиться о себе.
Печалиться – значит прощаться с чем-то очень хорошим.
Если я оплакиваю что-то ушедшее, это хорошее продолжает жить в моем сердце.
Тема 3.
Пол - мужской или женский – дан человеку от рождения.
Удивительные открытия: самые важные человеческие качества – доброта, ум, честность, преданность, чувство юмора и мужество – не имеют полового признака, они нужны и мужчинам и женщинам.
Уважение мужчины к женщине – признак мужской силы. Уважение женщины к мужчине – признак женской мудрости.
Тема 4.
Вспоминаем все, что было затронуто на протяжении четырех лет занятий по курсу.
Дети получают возможность самостоятельно провести несколько занятий, воплотить в жизнь то, что им понравилось, что запомнилось из всего пережитого на занятиях по курсу «Жизненные навыки».
По окончанию программы:
Ребята получают представление о таком понятии как собственность, учатся отличать свои и чужие вещи, осознают чувства, которые возникают при угрозе собственности.
Понимают и осознают чувства, возникающие в связи с утратой.
Разбирают отношения, возникающие между мальчиками и девочками.
Подводят итоги работы по всему курсу, который они изучали в течение четырех лет начальной школы.
4. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Практические занятия |
3 класс |
1 | «Дом моей души: забота о теле – забота о себе» | 8 | |
1.1 | Вводное занятие. Любимые игры. | | 1 |
1.2 | Какой я? | | 1 |
1.3 | Строим тело. | | 1 |
1.4 | Как я воспринимаю мир. Изучаем руки. | | 1 |
1.5 | Я умею двигаться. | | 1 |
1.6 | Забота о теле – это забота о себе. | | 1 |
1.7 | Портрет в полный рост. | | 1 |
2 | « Праздники: ценности и радости» | 8 | |
2.1 | Любимый праздник. | | 1 |
2.2 | Как просто делать подарки! | | 1 |
2.3 | Дорога к празднику. | | 1 |
2.4 | Праздник ожидания праздника. | | 1 |
2.5 | Бесконечный праздник. | | 1 |
2.6 | Радости и ценности. | | 1 |
2.7 | Я готовлюсь к празднику. | | 1 |
2.8 | Праздничные игры. | | 1 |
3 | «Отношения с другими» | 10 | |
3.1 | Карта отношений | | 1 |
3.2 | Отношения, которые мне нравятся. | | 1 |
3.3 | Что я знаю о другом. | | 1 |
3.4 | Планеты и орбиты. | | 1 |
3.5 | Галактика. | | 1 |
3.6 | Взаимодействие. | | 1 |
3.7 | Игры на взаимодействие. | | 1 |
3.8 | Готовимся к полету в космос. | | 1 |
3.9 | Полет на космическом корабле. | | 1 |
3.10 | Такие разные отношения. | | 1 |
4 | « Отношения с самим собой. Мое достояние» | 8 | |
4.1 | Мое достояние. | | 1 |
4.2 | Кто я? | | 1 |
4.3 | Мой стиль. | | 1 |
4.4 | Я глазами других. | | 1 |
4.5 | Уважение к чужому достоянию. | | 1 |
4.6 | Самое ценное. | | 2 |
4.7 | Игры друзей. | | 1 |
Всего | 34 | 34 |
4 класс |
1 | «Собственность: я и мое» | 8 | |
1.1 | Я и мое. | | 1 |
1.2 | Моя собственность. | | 1 |
1.3 | Вещи мои и чужие. | | 1 |
1.4 | Мое – чужое – общее. | | 1 |
1.5 | Моя и чужая территория. | | 1 |
1.6 | Играем: один и вместе. | | 1 |
1.7 | Вещи в моей жизни. | | 1 |
1.8 | Собственность – это не только вещи и деньги. | | 1 |
2 | «Печальная сторона жизни» | 8 | |
2.1 | Печальная история. | | 1 |
2.2 | Цвет печали. | | 1 |
2.3 | Как расстаются люди. | | 1 |
2.4 | Лес печали. | | 1 |
2.5 | Когда мне грустно. | | 1 |
2.6 | Памятные вещи. | | 1 |
2.7 | Печаль и радость. | | 1 |
2.8 | Лекарство от грусти | | 1 |
3 | « Мальчики и девочки» | 11 | |
3.1 | Герои и идеалы. | | 1 |
3.2 | Мальчики и девочки: как мы растем. | | 1 |
3.3 | Мальчики и девочки: два мира. | | 1 |
3.4 | Я – девочка. Я – мальчик. | | 1 |
3.5 | Наши различия: правда и стереотипы. | | 1 |
3.6 | Мы стилисты. Настоящий мужчина. | | 1 |
3.7 | Мы стилисты. Прекрасная дама. | | 1 |
3.8 | Непростые вопросы. | | 1 |
3.9 | Секретный разговор. | | 1 |
3.10 | Доверие. | | 1 |
3.11 | Игры девочек и мальчиков. | | 1 |
4 | « Жизненные навыки» | 6 | |
4.1 | Жизненные навыки | | 1 |
4.2 | О себе любимом. | | 1 |
4.3 | Я – ты – мы – они. | | 1 |
4.4 | Азбука чувств. | | 1 |
4.5 | Игры для всех. | | 1 |
4.6 | Взгляд в будущее. | | 1 |
Всего | 33 | 33 |
5. Содержание программы
На протяжении всех двух лет, переплетаясь, звучит несколько основных тем:
● Принятие себя, теплые чувства и уважительное внимание к Собственному. Кто я и что отличает меня от других, что для меня важно? Эта тема ведет к формированию сильного Я, хорошему пониманию Собственного и готовности к внутреннему диалогу, дружественному отношению к себе самому.
● Мир людей: праздники и ответственность, чувства, хорошее и плохое, ценное и не ценное, радостное, пугающее, вызывающее гнев. Эти темы позволяют лучше ориентироваться в мире человеческих проблем,в том числе собственных чувств. Позволяет эмоционально чувствовать и яснее понимать мир.
● Мы: я и другие. Как жить с людьми? Как быть другом, как вести себя в конфликте? Эти темы ведут к пониманию ценности отношений в жизни человека, учат ухаживать за отношениями и получать от них больше радости.
друга, уважать эти отличия и принимать других как других. Эта тема не о любви и дружбе, а о разрешении другим быть другими, об уважении непонятного и признании права на инаковость,— все эти способности у взрослого человека могут быть названы диалогическими установками личности.
6. Результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные умения и навыки:
Предложить кому-либо помощь.
Выразить свои теплые чувства другому.
Осознать свои чувства.
Наградить себя.
Определять, что мне нравится.
Извиняться.
Справляться со своими эмоциями.
Благодарить.
Занять свое свободное время.
Проявить заботу о другом.
Метапредметные умения и навыки:
Познавательные умения и навыки:
Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
Учиться наблюдать.
Моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные умения и навыки:
Говорить и принимать комплименты.
Не отвлекаться.
Закончить и начать разговор.
Делиться.
Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
Учиться работать в паре и в группе.
Выполнять различные роли.
Слушать и понимать речь других ребят.
Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Проектный выход программы
На основе изучения каждой темы детьми создаются специальные предметы, которые будут напоминать о проведенном времени и формировать чувство безопасности.
3 класс:
Методы и средства работы
Тренинговая форма
Просмотр мультипликационных отрывков
Техника коллажа
Работа с текстами с элементами критического мышления
Рисование, лепка из пластилина
Ролевые игры
Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
Моделирование образцов поведения
Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов
Календарно-тематический план
№ | Название занятия | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | Фактически |
3 класс | 34 | | |
I | «Дом моей души: забота о теле – забота о себе» | 8 | | |
1 | Вводное. Любимые игры | 1 | 03.09 | |
2 | Какой я? | 1 | 10.09 | |
3 | Строим тело. | 1 | 17.09 | |
4 | Как я воспринимаю мир. | 1 | 24.09 | |
5 | Я умею двигаться. | 1 | 01.10 | |
6 | Забота о теле – это забота о себе. | 1 | 08.10 | |
| Портрет в полный рост. | 2 | 15.10 22.10 | |
II | «Праздники: ценности и радости» | 8 | | |
1 | Любимый праздник. | 1 | 05.11 | |
2 | Как просто делать подарки! | 1 | 12.11 | |
3 | Дорога к празднику. | 1 | 19.11 | |
4 | Праздник ожидания праздника. | 1 | 26.11 | |
5 | Бесконечный праздник. | 1 | 03.12 | |
6 | Радости и ценности. | 1 | 10.12 | |
7 | Я готовлюсь к празднику. | 1 | 17.12 | |
8 | Праздничные игры. | 1 | 24.12 | |
III | «Отношения с другими» | 10 | | |
1 | Карта отношений | 1 | 14.01 | |
2 | Отношения, которые мне нравятся. | 1 | 21.01 | |
3 | Что я знаю о другом. | 1 | 28.01 | |
4 | Планеты и орбиты. | 1 | 04.02 | |
5 | Галактика. | 1 | 11.02 | |
6 | Взаимодействие. | 1 | 18.02 | |
7 | Игры на взаимодействие. | 1 | 25.02 | |
8 | Готовимся к полету в космос. | 1 | 04.03 | |
9 | Полет на космическом корабле. | 1 | 11.03 | |
10 | Такие разные отношения. | 1 | 18.03 | |
IV | «Отношения с собой. Мое достояние» | 8 | | |
1 | Мое достояние. | 1 | 01.04 | |
2 | Кто я? | 1 | 08.04 | |
3 | Мой стиль. | 1 | 15.04 | |
4 | Я глазами других. | 1 | 22.04 | |
5 | Уважение к чужому достоянию. | 1 | 29.04 | |
6 | Самое ценное. | 2 | 06.05 | |
7 | Игры друзей. | 1 | 13.05 | |
8 | Итоговое занятие. | 1 | 20.05 | |
Всего | 35 | | |
| 4 класс | Дата проведения |
По плану | фактически |
| «Собственность: я и мое» | 8 | | |
-
| Я и мое. | 1 | 05.09 | |
-
| Моя собственность. | 1 | 12.09 | |
-
| Вещи мои и чужие. | 1 | 19.09 | |
-
| Мое – чужое – общее. | 1 | 26.09 | |
-
| Моя и чужая территория. | 1 | 03.10 | |
-
| Играем: один и вместе. | 1 | 10.10 | |
-
| Вещи в моей жизни. | 1 | 17.10 | |
-
| Собственность – это не только вещи и деньги. | 1 | 24.10 | |
| «Печальная сторона жизни» | 8 | | |
-
| Печальная история. | 1 | 07.11 | |
-
| Цвет печали. | 1 | 14.11 | |
-
| Как расстаются люди. | 1 | 21.11 | |
-
| Лес печали. | 1 | 28.11 | |
-
| Когда мне грустно. | 1 | 05.12 | |
-
| Памятные вещи. | 1 | 12.12 | |
-
| Печаль и радость. | 1 | 19.12 | |
-
| Лекарство от грусти | 1 | 26.12 | |
| « Мальчики и девочки» | 11 | | |
-
| Герои и идеалы. | | 16.01 | |
-
| Мальчики и девочки: как мы растем. | 1 | 23.01 | |
-
| Мальчики и девочки: два мира. | 1 | 30.01 | |
-
| Я – девочка. Я – мальчик. | 1 | 06.02 | |
-
| Наши различия: правда и стереотипы. | 1 | 13.02 | |
-
| Мы стилисты. Настоящий мужчина. | 1 | 20.02 | |
-
| Мы стилисты. Прекрасная дама. | 1 | 27.02 | |
-
| Непростые вопросы. | 1 | 06.03 | |
-
| Секретный разговор. | 1 | 13.03 | |
-
| Доверие. | 1 | 20.03 | |
-
| Игры девочек и мальчиков. | 1 | 03.04 | |
| « Жизненные навыки» | 6 | | |
-
| Жизненные навыки | 1 | 10.04 | |
-
| О себе любимом. | 1 | 17.04 | |
| Я – ты – мы – они. | 1 | 24.04 | |
| Азбука чувств. | 1 | 08.05 | |
| Игры для всех. | 1 | 15.05 | |
| Взгляд в будущее. | 1 | 22.05 | |
| Всего 33 | | |
7. Список используемой литературы
Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.
Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе./Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002
Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2009
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
Протокол заседания методического совета МБОУ: Донская ООШ от 26.09.2014года № 1 ___________________ Т.В. Соколина | Заместитель директора по УВР _______________Л.А. Крицкая _______29.08.2014года |
Т е м а«Дом моей души: забота о теле — забота о себе»
Н а з в а н и е з а н я т и я | Ц е л и з а н я т и я | Н е о б х о д и м ы е м а т е р и а л ы |
Вводное. Kакой я? | 1. Помочь детям вспомнить приобретенный в прошлом году опыт работы в группе, принятые правила группового взаимодействия; дать возможность вновь почувствовать себя в атмосфере принятия и понимания, поделиться впечатлениями и быть услышанными. | Kарточки с правилами, свечка и спички или лист ватмана, фломастеры, карандаши или пастельные мелки, маленький мяч или игрушка для передачи по кругу, Рабочая тетрадь. |
2. Строим тело | Дать детям возможность выразить свое видение тела, создав тело фантастического существа, спокойно обсудить тревоги, связанные с телом | Вата, ватные палочки, спички, тряпочки, нитки, веревочки, пластилин, скотч, ножницы, бумага, мишура, конфетти, другие мягкие материалы |
3. Kак я воспринимаю мир. Изучаем руки | Обратить внимание детей на то, что воспринимать мир можно разными способами; дать детям возможность изучить свою руку, руку другого человека; помочь осознать, что прикосновения бывают разными; показать в безопасной обстановке, как можно обходиться с разными прикосновениями; создать условия для развития децентрации через «примеривание» на себя роли слепого человека; способствовать развитию милосердия и толерантности | Бумага каждому, карандаши, фломастеры или пастельные мелки. |
4. Я умею двигаться | Дать детям возможность почувствовать разные движения своего тела, получить удовольствие от движений, сравнить разные движения. | Мягкие игрушки, по 1–2 на каждого, мелки, бумага, по возможности — ковер, Рабочая тетрадь. |
5. Забота о теле — это забота о себе | Еще раз уточнить жизненную важность заботы о здоровье, обратить внимание детей на связь между здоровьем тела и здоровьем духа; помочь детям более серьезно и заинтересованно отнестись к под держанию и развитию своей спортивной формы и хорошего само чувствия | Репродукции с изображениями прекрасных человеческих тел; картинки из журналов с изобра жением разных видов заботы о те ле (спорт, личная гигиена, раз личные виды отдыха и т. п.). Это могут быть картинки, на которых изображены тренажеры, море, бассейн, поход, рыбалка, речка, вкусная еда, душ, массаж, мягкая кровать, зеленая травка и т. д. (по 2–3 картинки на каждый вид). |
| | |
| | |
.
.
.
.