СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по учебному предмету биология. Программа "Сохраним Землю голубой и зелёной" имеет эколого-биологоческую направленность, является учебно-образовательной средой с практической ориентацией. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в 5 классе

«Сохраним Землю голубой и зелёной»


Пояснительная записка

Внеурочная деятельность по учебному предмету биология в 5 классах по направлению здоровьесберегающей деятельности и формирования экологической культуры осуществляется в соответствии с основными нормативными документами инструктивно - методическими материалами:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования

  3. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования

  4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Школа № 111»


  1. Цель и задачи курса «Сохраним Землю голубой и зелёной»

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение курса «Сохраним Землю голубой и зелёной» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы и к собственному здоровью. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Целью курса является формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.

Задачи:

  • освоение обучающимися знаниями о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека

  • формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей

  • воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни

  • развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам

  • развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы

  • развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику, ведения здорового образа жизни

  • вовлечение обучающегося в процесс активной практической деятельности по охране окружающей среды

  • овладение обучающимися умениями оценки и прогнозирования состояния и охраны природного окружения.

  1. Общая характеристика курса

Программа «Сохраним Землю голубой и зелёной» имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Представленная программа разработана для уча­щихся 5-х классов. На 1 год обучения 70 часов. Занятия проводятся 1 раз по 2 ч в неделю.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного натуралиста».

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, со­ставление памяток. Предполагаются участие в работах на пришкольном участке, помощь в озеленении холлов, класс­ных комнат. Формы подведения итогов: конференции, защита исследовательских работ и творческих проектов, экскурсии, выставки, викторины

Требования к результатам

Личностные результаты освоения курса:

  • развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров)

  • сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения курса:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие результаты деятельности;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

  • Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  • смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Содержание курса

Раздел 1. Сохраним воду

Проведение инструктажа по технике безопасности при проведении наблюдений в природе. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Трофические цепи. Водоёмы родного края. Экскурсия на озеро Нижний Кабан и на реку Казанка. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Экологическая оценка водной экосистемы города. Показатели качества воды. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Дневник наблюдений. Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Оформление экознака. Подбор и обработка материала к проекту.

Раздел 2

Роль растений в природе и жизни человека. Многообразие комнатных растений. Особенности строения комнатных растений. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые  комнатные растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений. Пересадка комнатных растений. Прищипка, обрезка и омолаживание. Вредители (зеленая листовая тля, паутинный клещ, белокрылка).  Классификация болезней (мучнистая роса (бель), ложная мучнистая роса, ржавчина, белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль). Методы борьбы. Профилактика болезней комнатных растений. Лекарственные растения. Комнатные растения как очистители воздуха. Подбор и обрабатывание материала к теме проекта. Оформление стенгазеты «Зелёные растения».


Раздел 3

Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые.  Древесные. Экологические группы растений. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Дикорастущие и культурные растения и цели их выращивания. Экзотические растения. Эстетические ресурсы. Экскурсия в зимний парк. Выставка фотографий. Насекомые опылители. Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Влияние Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения).

Раздел 4

Степень запыленности воздуха. Биондикация загрязнений воздуха. Хвоя как индикатор загрязнения воздуха. Лишайники как индикатор чистоты воздух. Морфологические изменения листьев, используемых для биоиндикации. Оценка видового разнообразия. Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Экскурсия в парки города: Парк Горького, Чёрное Озеро. Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Виды деятельности


РАЗДЕЛ 1. СОХРАНИМ ВОДУ (18 ч)


1

Экскурсия «Живая и неживая природа»

Определяют понятия «биосфера», «экология». Анализируют признаки живого: питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Характеризуют основные методы исследования в биологии. Оценивают роль биологических знаний в современном мире.

2

Экологические проблемы родного края

Определяют понятия «экология», «экологический фактор», «среда обитания». Анализируют и сравнивают экологические факторы, связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами.

3

Загрязнения озёр и рек

Определяют понятия «природопользование», «природные ресурсы», «гидросфера», «предельно допустимые выбросы», «трофические цепи». Объясняют роль воды в природе и в жизни человека. Характеризуют загрязнители гидросферы. Выделяют возможные методы изучения степени загрязнения воды. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами.

4

Экскурсия на озеро Нижний Кабан

Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами. Овладевают методом исследования – наблюдение. Сравнивают и анализируют изменения территории вокруг озера. Описывают степень частоты/загрязнения воды. Выделяют последствия деятельности людей в природе. Оценивают видовое разнообразие. Отрабатывают правила и навыки работы с микроскопом в процессе изучения пробы воды. Ведут дневник наблюдений: оформляют результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов

5

Экскурсия на реку Казанка

Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами. Овладевают методом исследования – наблюдение. Описывают степень частоты/загрязнения воды. Оценивают видовое разнообразие. Выделяют последствия деятельности людей в природе. Ведут дневник наблюдений.

6

Животные и растения озёр и рек

Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами. Составляют трофические цепи. Работа над проектом «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Определяют цель и задачи проекта.

7

Подготовка акции «Сохраним воду»

Выделяют экологически сообразные правила поведения в природе. Готовят брошюры с правилами поведения в природе. Выполняют экознаки. Отрабатывают навыки работы с ИКТ.

8

Акция «Сохраним воду»

Объясняют роль экологической культуры в сохранении природы. Обосновывают необходимость охраны водоёмов.

9

Исследовательский проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

Характеризуют аспекты рационального природопользования. Предоставляют результаты своей деятельности аудитории. Предлагают свои меры борьбы с загрязнениями водоёмов родного края. Отрабатывают умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе.


РАЗДЕЛ 2. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ И ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА


11

Игра «Что мы знаем о цветах»

Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности цветковых растений. Работают с дидактическими материалами.

12

Роль растений в жизни человека.

Ведут дискуссии, строят рассуждение. Объясняют роль растений в жизни человека. Оформляют стенгазету «Зелёные растения»

13

Многообразие комнатных растений

Готовят сообщения о многообразие комнатных растений. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами и ИКТ. Отрабатывают умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе.

14

Комнатные лекарственные растения

Характеризуют основные лекарственные свойства растений. Приводят примеры лекарственных растений. Анализируют долю комнатных лекарственных растений в аптеках города. Сравнивают лекарственные комнатные растения с аналогичными по свойствам фармацевтическими препаратами.

15

Уход за комнатными растениями

Характеризуют условия необходимые для нормального роста и развития комнатных растений. Отрабатывают навыки увлажнения, полива, пересадки, рыхления комнатных растений.

16

Вредители и болезни комнатных растений

Объясняют необходимость борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений. Характеризуют способы борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений. Приводят примеры наиболее частых болезней и вредителей комнатных растений.

17

Исследовательский проект «Комнатные растения – зелёные санитары »

Характеризуют роль комнатных растений в очистке воздуха в доме. Предоставляют результаты своей деятельности аудитории. Предлагают свой перечень видов комнатных растений наиболее благоприятных для выращивания в квартире. Отрабатывают умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе.


РАЗДЕЛ 3.ДЕКАРАТИВНЫЕ КУЛЬТУРЫ


18

Экологические группы растений

Анализируют и сравнивают особенности тенелюбивых и светолюбивых растений. Объясняют необходимость учёта экологической группы растения при оформлении клумб и парковых аллей. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами

19

Зимняя природа

Готовят выставку фотографий из личного архива «Зимняя природа». Характеризуют зимние явления в жизни растений. Отрабатывают навыки работа с ИКТ.

20

Удивительные деревья мира

Приводят примеры экзотических видов деревьев. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами.

21

Декоративные цветковые растения

Готовят сообщения о многообразие декоративных цветковых растений. Различают виды декоративных цветковых растений. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами и ИКТ. Отрабатывают умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе.

22

Насекомые опылители

Объясняют значение насекомых в жизнедеятельности цветковых растений. Выделяют насекомых опылителей характерных для региона. Характеризуют особенности суточной активности растений и опылителей.

23

Семена декоративных культур

Характеризуют роль семени в размножении растений. Создают коллекцию семян. Выделяют приспособления к распространению.

24

Высадка семян для рассады

Характеризуют условия прорастания семян. Проводят посадку семян и наблюдения за всхожестью семян. Ведут дневник наблюдений

25

Требования к почве

Характеризуют показатели плодородия почв и приёмы их регулирования. Объясняют выбор высаживаемых видов растений с учётом показателей плодородия почвы. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами.

26

Цветочный фестиваль

Определяют цель проведения цветочных фестивалей. Отрабатывают умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами и ИКТ.

27

Цветки и цветовая гамма

Объясняют влияние света на эмоциональное состояние человека. Характеризуют цветочные клумбы и парки как эстетический ресурс. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами.

28

Творческий проект

«Ландшафтный дизайн пришкольного участка»

Характеризуют роль комнатных растений в показателях воздуха в доме. Предоставляют результаты своей деятельности аудитории. Предлагают свой проект клумбы для пришкольного участка. Отрабатывают умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе. Высказывают своё мнение и слушают суждение других.


РАЗДЕЛ 4. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА


29

Загрязнение воздуха

Объясняют роль изучения степени запыленности воздуха. Выделяют причины загрязнения воздуха города. Определяют последствия загрязнения воздуха.

30

Индикаторы чистоты воздуха

Определяют понятие «индикатор», «биоиндикация». Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности хвойных растений и лишайников. Характеризуют хвою как индикатор загрязнения и лишайники как индикатор чистоты воздуха. Отрабатывают навыки работы с информационными ресурсами.

31

Экскурсия в Парк Горького

Различают виды лишайников и хвойных растений. Обсуждают и анализируют уровень загрязненности территории. Объясняют результаты наблюдений аргументирую фактами. Определяют степень запыленности территории по листьям деревьев. Оценивают видовое разнообразие.

32

Экскурсия в парк Чёрное Озеро

Анализируют и сравнивают показатели биоиндикации. Оценивают видовое разнообразие. Определяют степень запыленности листьев деревьев. Объясняют результаты наблюдений и сравнительного анализа двух парков с разной степенью рекреационной нагрузки и отдаленности от автодорог. Ведут дневник наблюдений.

33

Экологическая акция «Сохраним первоцветы»

Участвуют в субботнике, озеленении школьного двора и пересадке сосен. Отрабатывают умения ухаживать за декоративными растениями.

34

Конференция исследовательских и проектных работ обучающихся «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас»

Предоставляют результаты изучения степени запыленности воздуха на территории собственного дома. Отрабатывают умение соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе. Высказывают своё мнение и слушают суждение других.



8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  • Нормативные документы

  • Дидактические и раздаточные материалы

  • Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета

  • Мультимедийный проектор и экран

  • Учебно-практическое оборудование

  • Комплекты диагностических материалов

  • Информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции

  • Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум:учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – 2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 176 с.;

  • Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас:иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию,экологию.– Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2-е, перераб.и доп. – СПб: Крисмас+, 2006. — 105 с.

  • Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. − № 2. – С. 4–15.

  • Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

 Информационно-образовательные ресурсы сети Интернет





12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!