Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология и мы» разработана с целью расширения курса «Биология» в 5 классе.
Разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом следующих федеральных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06ю10.2009 г.)
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №273» от 26.11.2010 г.)
Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03 -296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.1.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Курс обладает широкими возможностями для формирования у пятиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.
Направление: физкультурно-спортивное и оздоровительное
Цели и задачи курса:
познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);
начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
формирование бережного отношения к растительному миру.
расширить экологические представления школьников, конкретизировать их;
углубить теоретические знания обучающихся в области экологии, формировать основополагающие экологические понятия, соответствующие возрастным возможностям уч-ся;
обеспечить широкой и разнообразной практической деятельностью по изучению и охране окружающей среды.
Количество часов: 70 занятия (2ч. в неделю).
Категории участников: обучающиеся 5 класса.
Формы и методы обучения: игра, беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Оборудование: учебник, географические карты, муляжи, гербарий, глобус, набор картин.
Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:
1. Проектная деятельность осуществляется в школе, на школьном дворе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.
2. В большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями школьников 5 -6 классов.
3. Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.
В результате освоения содержания курса «Экология и мы» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание программы внеурочной экологической деятельности формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия(УУД)
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия(УУД)
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
Ожидаемые результаты:
обучающиеся должны знать
что такое экология;
простейшую классификацию экологических связей;
представителей редких организмов и их особенности;
названия некоторых охраняемых природных территорий страны, региона, мира;
обитателей почвы;
что такое сеть питания и экологическая пирамида;
названия охраняемых растений и животных;
ряд мер по охране растительного и животного мира.
обучающиеся должны уметь
распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя;
различать наиболее распространенные в данной местности растения и животных;
определять причины сокращения численности некоторых видов растений и животных;
мысленно путешествовать по охраняемым территориям;
составить пищевую сеть;
выстроить экологическую пирамиду;
изготовить кормушку для птиц;
составить экологическую памятку;
изготовить условные знаки к правилам поведения на природе;
выполнять правила личного поведения на природе;
передать свои знания дошкольникам, сверстникам, взрослым.
Разделы программы:
I.Этот мир придуман не нами.(18 часов)
II.Среды жизни (13 часов)
III. Взаимоотношения живых организмов (17 ч.)
IV. Естественные и искусственные экосистемы (22 ч.)
Условные обозначения:
к- конкурс;
п- праздник;
и- игра;
в- викторина;
п.р., л.р.- практическая работа, лабораторная работа;
э- экскурсия;
т- тест;
проект;
к.т.д.- коллективные творческие дела, конструирование, творческая работа;
Виды деятельности
дата | № Темы | Раздел. Тема занятия | Количество часов |
Аудиторн. | Внеаудиторные занятия |
к | п | и | в | п.р. л.р. | э | т | проект | К.т.д. |
| | I.Этот мир придуман не нами.(18 часов) | 5 | | 2 | | 1 | | 10 | | | |
сентябрь | 1 | Что такое экология | 1 | | | | | | | | | |
сентябрь | 1 | Праздник Урожая. | | | 2 | | | | | | | |
сентябрь | 1 | Экскурсия в парк им. Гагарина | | | | | | | 2 | | | |
сентябрь | 1 | Экскурсия к водоему (карьер) | | | | | | | 2 | | | |
сентябрь | 1 | Возможности природного материала | 1 | | | | | | | | | |
октябрь | 1 | Экскурсия в краеведческий музей «Сад камней» | | | | | | | 2 | | | |
октябрь | 1 | Влияние природы на эмоции человека. | 1 | | | | | | | | | |
октябрь | 1 | Влияние природы на эмоции человека. | 1 | | | | | | | | | |
октябрь | 1 | Экскурсия в краеведческий музей «Животные нашего края» | | | | | | | 3 | | | |
октябрь | 1 | Викторина «По лесной тропе» | | | | | 1 | | | | | |
ноябрь | 1 | Мой дом (моя школа) | 1 | | | | | | | | | |
ноябрь | 1 | Экскурсия на пришкольный участок. | | | | | | | 1 | | | |
| | II. . Среды жизни (13 часов) | 8 | | | | | 2 | 2 | | | 1 |
ноябрь | 2 | Наземно-воздушная среда и ее характеристики: вода температура. | 1 | | | | | | | | | |
ноябрь | 2 | Л.р. Наблюдения за составом атмосферных осадков | | | | | | 1 | | | | |
ноябрь | 2 | Вода как среда жизни. Факторы водной среды, живые организмы и влияние среды на их жизнедеятельность | 2 | | | | | | | | | |
ноябрь | 2 | Почвенная среда жизни и ее характеристики. | 1 | | | | | | | | | |
декабрь | 2 | Л.р. «Состав почвы» | | | | | | 1 | | | | |
декабрь | 2 | Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности. | 2 | | | | | | | | | |
декабрь | 2 | Экскурсия в парк им. Гагарина. «Зимние явления в жизни организмов». | | | | | | | 2 | | | |
декабрь | 2 | Отчет по экскурсии | 1 | | | | | | | | | |
декабрь | 2 | Обобщение: Основные среды жизни. Выступления учащихся с сообщениями.
| | | | | | | | | | 1 |
декабрь | 2 | Контрольный срез. | 1 | | | | | | | | | |
| | III. Взаимоотношения живых организмов (17 ч.) | 7 | 1 | | 1 | | | | 1 | 3 | 4 |
январь | 3 | Основные типы взаимоотношений живых организмов | 1 | | | | | | | | | |
январь | 3 | Взаимовыгодные взаимоотношения. | 1 | | | | | | | | | |
январь | 3 | Практическая работа в парах Составление схем взаимовыгодных отношений | | | | | | | | | | 1 |
январь | 3 | Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам. | 1 | | | | | | | | | |
январь | 3 | . Работа с дополнительными источниками информации. | | | | | | | | | | 1 |
январь | 3 | Практическая работа составление мини - проектов. | | | | | | | | | 1 | |
февраль | 3 | Взаимоотношения организмов типа хищник- жертва, паразит- хозяин | 2 | | | | | | | | | |
февраль | 3 | Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими | | | | | | | | | 1 | 1 |
февраль | 3 | Сложность отношений живых организмов и их использование человеком. | 1 | | | | | | | | | |
февраль | 3 | Работа с дополнительными источниками информации, | 1 | | | | | | | | | |
февраль | 3 | Практическая работа составление мини- проектов. | | | | | | | | | 1 | 1 |
февраль | 3 | Обобщающее занятие «Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов.» | | 1 | | | | | | | | |
март | 3 | Игра–путешествие «Взаимоотношения живых организмов». | | | | 1 | | | | | | |
март | 3 | Тестирование по теме «Взаимоотношения живых организмов». | | | | | | | | 1 | | |
| | IV. Естественные и искусственные экосистемы (22 ч.) | 13 | | | | | 2 | 5 | | | 2 |
март | 4 | Совместное обитание живых организмов в природе Сообщества или биоценозы. | 1 | | | | | | | | | |
март | 4 | Экскурсия в краеведческий музей «Жители леса» | | | | | | | 3 | | | |
март | 4 | Отчет по экскурсии | | | | | | | | | | 1 |
апрель | 4 | Цепи питания и сети питания в сообществе живых организмов | | | | | | | | | | |
апрель | 4 | Потеря органических веществ на каждом звене цепи питания | 1 | | | | | | | | | |
апрель | 4 | П.р. «Составление цепей питания и сетей питания» | | | | | | 1 | | | | |
апрель | 4 | Природные и искусственные сообщества: пруд, озеро искусственные сообщества. Аквариум - искусственный водоем. | 1 | | | | | | | | | |
апрель | 4 | Аквариум - искусственный водоем | | | | | | 1 | | | | |
апрель | 4 | Естественные и искусственные водоемы Челябинской области | 1 | | | | | | | | | |
апрель | 4 | Луг, поле - растительные сообщества. | 1 | | | | | | | | | |
апрель | 4 | Растения и животные обитатели лугов Челябинской области | 1 | | | | | | | | | |
апрель | 4 | Лесопарк как искусственный биоценоз. | 1 | | | | | | | | | |
май | 4 | Экскурсия в лесопарк | | | | | | | 2 | | | |
май | 4 | Отчет по экскурсии | 1 | | | | | | | | | |
май | 4 | Широколиственный лес и сосновый(Шершневский) бор- естественные биоценозы. Флора и фауна Челябинской области. | 1 | | | | | | | | | |
май | 4 | Город как искусственный биоценоз | 1 | | | | | | | | | |
май | 4 | Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары. Красная книга Челябинской области. | 1 | | | | | | | | | |
май | 4 | Воздействие человека на животный мир и его охрана Значение Заповедников. Редкие и исчезающие животные Челябинской области. | 1 | | | | | | | | | |
май | 4 | Тв. р. «Составление Красной книги Центрального района г. Челябинска» | | | | | | | | | | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература:
1. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1985.
2. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов) – М.: Просвещение, 2010;
3. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005.
4.Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание / И. Д. Зверев // 9. 9.Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996. - С. 72-84.
5. «Экология» А. И. Никишова, В. Н. Кузнецова, Д. Л. Теплова. М., 2007.
6.Предметная неделя биологии в школе.А,В,Грибар .Ростов н/Д.:Феникс,2007.
7. Предметные недели в школе:биология,экология,здоровый образ жизни. В.В.Балабанова,Т.А.Максимцева.Волгоград:Учитель,2003.
ЭОР
1.Ноутбук. 2.Проектор. 3.Микроскоп. 4.Лупа.
Электронные ресурсы:
Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/(09.03.11)
Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html(09.03.11)
А.Ликум — Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_(09.03.11)
Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/(09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696(09.03.11)
-«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/(09.03.11)
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty(09.03.11)
http://zelenyshluz.narod.ru — «Зеленый шлюз» Помощник в поиске экологической информации: ссылки на сайты
Календарно - тематическое планирование.
(2 часа в неделю; всего 70 часов).
№ | Сроки. | Кол-во часов | Название темы. | Практическая часть | Контроль | Корректировка |
I.Этот мир придуман не нами.(18 часов) |
1. | сентябрь | 1 час | Что такое экология | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. | | |
2. | сентябрь | 2 часа | Праздник Урожая. | Участие в выставки поделок из овощей, фруктов. | | |
3. | сентябрь | 2 часа | Экскурсия в парк им. Гагарина | сбор природного материала. | Правила поведения в парке | |
4. | сентябрь | 2 часа | Экскурсия к водоему (карьер) | Сбор природного материала. | Правила поведения у водоёма. | |
5. | сентябрь | 1 час | Возможности природного материала | Изготовление поделок и аппликаций из природного материала: «Ёжик», «Рыбка». . | | |
6. | октябрь | 2 часа | Экскурсия в краеведческий музей «Сад камней» | | Правила поведения в музеи | |
7. | октябрь | 1 час | Влияние природы на эмоции человека. | Прослушивание записи «Звуки леса» | | |
8. | октябрь | 1 час | Влияние природы на эмоции человека. | Просмотр зарисовок и картин великих художников. Самостоятельные зарисовки пейзажей. | | |
9. | октябрь | 3 часа | Экскурсия в краеведческий музей «Животные нашего края» | | Правила поведения в музеи | |
10. | октябрь | 1 час | Викторина «по лесной тропе» | | Вопросы и задания на знание названий птиц, животных, времен года, художников. | |
11. | ноябрь | 1 час | Мой дом (моя школа) | Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе. Составление детьми рассказа о своем доме, рисунки. | | |
12. | ноябрь | 1 час | Экскурсия на пришкольный участок. | Уборка территории, беседа, игры. | Техника безопасности | |
II. . Среды жизни (13 часов) |
13. | ноябрь | 1 час | Наземно-воздушная среда и ее характеристики: вода температура. | | | |
14. | ноябрь | 1 час | Л.р. Наблюдения за составом атмосферных осадков | Л.р. Наблюдения за составом атмосферных осадков | | |
15. | ноябрь | 2 час | Вода как среда жизни. Факторы водной среды, живые организмы и влияние среды на их жизнедеятельность | | | |
16. | ноябрь | 1 час | Почвенная среда жизни и ее характеристики. | | | |
17. | декабрь | 1 час | Л.р. «Состав почвы» | Л.р. «Состав почвы» | | |
18. | декабрь | 2 час | Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности. | Творческая работа в группах | | |
19. | декабрь | 2 часа | Экскурсия в парк им. Гагарина. «Зимние явления в жизни организмов». | | | |
20. | декабрь | 1 час | Отчет по экскурсии | Практическая работа. Отчёт по экскурсии | | |
21. | декабрь | 1 час | Обобщение: Основные среды жизни. Выступления учащихся с сообщениями.
| | | |
22. | декабрь | 1 час | Контрольный срез. | | Контрольный срез. | |
III. Взаимоотношения живых организмов (17 ч.) |
23. | январь | 1 час | Основные типы взаимоотношений живых организмов | | | |
24. | январь | 1 час | организмов Взаимовыгодные взаимоотношения. | | | |
25. | январь | 1 час | Практическая работа в парах Составление схем взаимовыгодных отношений | Практическая работа в парах Составление схем взаимовыгодных отношений | | |
26. | январь | 1 час | Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам. | | | |
27. | январь | 1 час | . Работа с дополнительными источниками информации. | Работа в библиотеке | | |
28. | январь | 1 час | Практическая работа составление мини - проектов. | составление мини- проектов | | |
29. | февраль | 2 часа | Взаимоотношения организмов типа хищник - жертва, паразит - хозяин | | | |
30. | февраль | 2 часа | Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими | Творческая работа составление мини- проектов. | | |
31. | февраль | 1 час | Сложность отношений живых организмов и их использование человеком. | | | |
32. | февраль | 1 час | Работа с дополнительными источниками информации, | Работа в библиотеке | | |
33. | февраль | 2 часа | Практическая работа составление мини - проектов. | Творческая работа составление мини- проектов. | | |
34. | февраль | 1 час | Обобщающее занятие «Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов». | | | |
35. | март | 1 час | Игра–путешествие «Взаимоотношения живых организмов». | | | |
36. | март | 1 час | Тестирование по теме «Взаимоотношения живых организмов». | | Тест №1 | |
IV. Естественные и искусственные экосистемы (22 ч.) |
37. | март | 1 час | Совместное обитание живых организмов в природе Сообщества или биоценозы. | | | |
38. | март | 3 часа | Экскурсия в краеведческий музей «Жители леса» | | | |
39. | март | 1 час | Отчет по экскурсии | Практическая работа. Отчёт по экскурсии | | |
40. | апрель | 1 час | Цепи питания и сети питания в сообществе живых организмов | | | |
41. | апрель | 1 час | Потеря органических веществ на каждом звене цепи питания | | | |
42. | апрель | 1 час | Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания» | Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания» | | |
43. | апрель | 1 час | Природные и искусственные сообщества: пруд, озеро искусственные сообщества. Аквариум - искусственный водоем. | | | |
44. | апрель | 1 час | Аквариум - искусственный водоем | Практическая работа. Работа с аквариумом. | | |
45. | апрель | 1 час | Естественные и искусственные водоемы Челябинской области | | | |
46. | апрель | 1 час | Луг, поле - растительные сообщества. | | | |
47. | апрель | 1 час | Растения и животные обитатели лугов Челябинской области | | | |
48. | апрель | 1 час | Лесопарк как искусственный биоценоз. | | | |
49. | май | 2 часа | Экскурсия в лесопарк | | | |
50. | май | 1 час | Отчет по экскурсии | Практическая работа. Отчёт по экскурсии | | |
51. | май | 1 час | Широколиственный лес и сосновый(Шершневский) бор- естественные биоценозы. Флора и фауна Челябинской области. | | | |
52. | май | 1 час | Город как искусственный биоценоз | | | |
53. | май | 1 час | Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары. Красная книга Челябинской области. | | | |
54. | май | 1 час | Воздействие человека на животный мир и его охрана Значение Заповедников. Редкие и исчезающие животные Челябинской области. | | | |
55. | май | 1 час | Тв. р. «Составление Красной книги Центрального района г. Челябинска» | Практическая работа: проект «Составление Красной книги Центрального района г. Челябинска». | | |