СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология и мы» разработана с целью расширения курса «Биология» в 5 классе.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработана для занятий с учащимися 5 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.

 Цели и задачи курса:

  • обеспечение надёжных основ экологической ответственности школьников.
  • развивать у учащихся устойчивый интерес к экологии как науке;  формирование бережного отношения к растительному миру. 
  • углубить теоретические знания обучающихся в области экологии, формировать основополагающие экологические понятия, соответствующие возрастным возможностям уч-ся;
  • обеспечить широкой и разнообразной практической деятельностью по изучению и охране окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология и мы» разработана с целью расширения курса «Биология» в 5 классе.»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология и мы» разработана с целью расширения курса «Биология» в 5 классе.


Разработана для занятий с учащимися 5 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом следующих федеральных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06ю10.2009 г.)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №273» от 26.11.2010 г.)

  • Письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03 -296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта образования».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.1.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Курс обладает широкими возможностями для формирования у пятиклассников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет  значительную роль в развитии и воспитании личности.

Направление: физкультурно-спортивное и оздоровительное

 Цели и задачи курса:

  • обеспечение надёжных основ экологической ответственности школьников.

  • развивать у учащихся устойчивый интерес к экологии как науке;

познакомить учащихся со строением растений и основными процессами (питание, дыхание, рост и т.д.);

  • начать формирование знаний о методах научного познания природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  •   формирование бережного отношения к растительному миру. 

  • расширить экологические представления школьников, конкретизировать их;

  • углубить теоретические знания обучающихся в области экологии, формировать основополагающие экологические понятия, соответствующие возрастным возможностям уч-ся;

  • обеспечить широкой и разнообразной практической деятельностью по изучению и охране окружающей среды.

Количество часов: 70 занятия (2ч. в неделю).

Категории участников: обучающиеся 5 класса.

Формы и методы обучения: игра, беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Оборудование: учебник, географические карты, муляжи, гербарий, глобус, набор картин.  




Проектная деятельность, реализуемая данной программой имеет ряд особенностей:

1.         Проектная деятельность осуществляется в школе, на школьном дворе, дома, не требуя от детей самостоятельного посещения отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

2.         В  большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями школьников 5  -6 классов.

3.         Проектная деятельность носит групповой характер, что способствует формированию коммуникативных умений.

В результате освоения содержания курса   «Экология и мы» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные. 

Требования к уровню подготовки  учащихся 

Содержание программы внеурочной экологической деятельности  формы и методы работы позволят  достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия(УУД)

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия(УУД)

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Ожидаемые результаты:

обучающиеся должны знать

  • что такое экология;

  • простейшую классификацию экологических связей;

  • представителей редких организмов и их особенности;

  • названия некоторых охраняемых природных территорий страны, региона, мира;

  • обитателей почвы;

  • что такое сеть питания и экологическая пирамида;

  • названия охраняемых растений и животных;

  • ряд мер по охране растительного и животного мира.

обучающиеся должны уметь

распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя;

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения и животных;

  • определять причины сокращения численности некоторых видов растений и животных;

  • мысленно путешествовать по охраняемым территориям;

  • составить пищевую сеть;

  • выстроить экологическую пирамиду;

  • изготовить кормушку для птиц;

  • составить экологическую памятку;

  • изготовить условные знаки к правилам поведения на природе;

  • выполнять правила личного поведения на природе;

  • передать свои знания дошкольникам, сверстникам, взрослым.

Разделы программы:

I.Этот мир придуман не нами.(18 часов)

II.Среды жизни (13 часов)

III. Взаимоотношения живых организмов (17 ч.)

IV. Естественные и искусственные экосистемы (22 ч.)

Условные обозначения:

к- конкурс;

п- праздник;

и- игра;

в- викторина;

п.р., л.р.- практическая работа, лабораторная работа;

э- экскурсия;

т- тест;

проект;

к.т.д.- коллективные творческие дела, конструирование, творческая работа;

Виды деятельности

дата

Темы

Раздел. Тема занятия

Количество часов

Аудиторн.

Внеаудиторные занятия

к

п

и

в

п.р.
л.р.

э

т

проект

К.т.д.



I.Этот мир придуман не нами.(18 часов)

5


2


1


10




сентябрь

1

Что такое экология


1










сентябрь

1

Праздник Урожая.




2








сентябрь

1

Экскурсия в парк им. Гагарина







2




сентябрь

1

Экскурсия к водоему (карьер)







2




сентябрь

1

Возможности природного материала

1










октябрь

1

Экскурсия в краеведческий музей «Сад камней»







2




октябрь

1

Влияние природы на эмоции человека.

1










октябрь

1

Влияние природы на эмоции человека.

1










октябрь

1

Экскурсия в краеведческий музей «Животные нашего края»







3




октябрь

1

Викторина «По лесной тропе»





1






ноябрь

1

Мой дом (моя школа)

1










ноябрь

1

Экскурсия на пришкольный участок.







1






II. . Среды жизни (13 часов)

8





2

2



1

ноябрь

2

Наземно-воздушная среда и ее характеристики: вода температура.

1










ноябрь

2

Л.р. Наблюдения за составом атмосферных осадков






1





ноябрь

2

Вода как среда жизни. Факторы водной среды, живые организмы и влияние среды на их жизнедеятельность

2










ноябрь

2

Почвенная среда жизни и ее характеристики.

1










декабрь

2

Л.р. «Состав почвы»






1





декабрь

2

Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности.

2










декабрь

2

Экскурсия в парк им. Гагарина. «Зимние явления в жизни организмов».







2




декабрь

2

Отчет по экскурсии

1










декабрь

2

Обобщение: Основные среды жизни. Выступления учащихся с сообщениями.










1

декабрь

2

Контрольный срез.

1












III. Взаимоотношения живых организмов (17 ч.)

7

1


1




1

3

4

январь

3

Основные типы взаимоотношений живых организмов

1










январь

3

Взаимовыгодные взаимоотношения.

1










январь

3

Практическая работа в парах Составление схем взаимовыгодных отношений










1

январь

3

Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам.

1










январь

3

. Работа с дополнительными источниками информации.










1

январь

3

Практическая работа составление мини - проектов.









1


февраль

3

Взаимоотношения организмов типа хищник- жертва, паразит- хозяин

2










февраль

3

Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими









1

1

февраль

3

Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.

1










февраль

3

Работа с дополнительными источниками информации,

1










февраль

3

Практическая работа составление мини- проектов.









1

1

февраль

3

Обобщающее занятие «Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов.»


1









март

3

Игра–путешествие «Взаимоотношения живых организмов».




1







март

3

Тестирование по теме «Взаимоотношения живых организмов».








1





IV. Естественные и искусственные экосистемы (22 ч.)

13





2

5



2

март

4

Совместное обитание живых организмов в природе Сообщества или биоценозы.

1










март

4

Экскурсия в краеведческий музей «Жители леса»







3




март

4

Отчет по экскурсии










1

апрель

4

Цепи питания и сети питания в сообществе живых организмов











апрель

4

Потеря органических веществ на каждом звене цепи питания

1










апрель

4

П.р. «Составление цепей питания и сетей питания»






1





апрель

4

Природные и искусственные сообщества: пруд, озеро искусственные сообщества. Аквариум - искусственный водоем.

1










апрель

4

Аквариум - искусственный водоем






1





апрель

4

Естественные и искусственные водоемы Челябинской области


1











апрель

4

Луг, поле - растительные сообщества.

1










апрель

4

Растения и животные обитатели лугов Челябинской области

1










апрель

4

Лесопарк как искусственный биоценоз.

1










май

4

Экскурсия в лесопарк







2




май

4

Отчет по экскурсии

1










май

4

Широколиственный лес и сосновый(Шершневский) бор- естественные биоценозы. Флора и фауна Челябинской области.

1










май

4

Город как искусственный биоценоз

1










май

4

Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары. Красная книга Челябинской области.

1










май

4

Воздействие человека на животный мир и его охрана Значение Заповедников. Редкие и исчезающие животные Челябинской области.

1










май

4

Тв. р. «Составление Красной книги Центрального района г. Челябинска»










1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 Литература:

1. Беляева Л. Т. Ботанические экскурсии в природу.- М.: Учпедгиз, 1985.

2. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов) – М.: Просвещение, 2010;

3. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005.

4.Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание / И. Д. Зверев // 9. 9.Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996. - С. 72-84.

5. «Экология» А. И. Никишова, В. Н. Кузнецова, Д. Л. Теплова. М., 2007.

6.Предметная неделя биологии в школе.А,В,Грибар .Ростов н/Д.:Феникс,2007.

7. Предметные недели в школе:биология,экология,здоровый образ жизни. В.В.Балабанова,Т.А.Максимцева.Волгоград:Учитель,2003.

ЭОР

1.Ноутбук. 2.Проектор. 3.Микроскоп. 4.Лупа. 

Электронные ресурсы:

Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/(09.03.11)

Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html(09.03.11)

А.Ликум — Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_(09.03.11)

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/(09.03.11)

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696(09.03.11)
-«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/(09.03.11)

Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty(09.03.11)

http://zelenyshluz.narod.ru — «Зеленый шлюз» Помощник в поиске экологической информации: ссылки на сайты 

 


Календарно - тематическое планирование.

(2 часа в неделю; всего 70 часов).

Сроки.

Кол-во часов

Название темы.

Практическая часть

Контроль

Корректировка

I.Этот мир придуман не нами.(18 часов)

1.

сентябрь

1 час

Что такое экология


Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ.



2.

сентябрь

2 часа

Праздник Урожая.


Участие в выставки поделок из овощей, фруктов.



3.

сентябрь

2 часа

Экскурсия в парк им. Гагарина

сбор природного материала.

Правила поведения в парке


4.

сентябрь

2 часа

Экскурсия к водоему (карьер)

Сбор природного материала.

Правила поведения у водоёма.


5.

сентябрь

1 час

Возможности природного материала

Изготовление поделок и аппликаций из природного материала:

«Ёжик», «Рыбка». .



6.

октябрь

2 часа

Экскурсия в краеведческий музей «Сад камней»


Правила поведения в музеи


7.

октябрь

1 час

Влияние природы на эмоции человека.

Прослушивание записи «Звуки леса»



8.

октябрь

1 час

Влияние природы на эмоции человека.

Просмотр зарисовок и картин великих художников. Самостоятельные зарисовки пейзажей.



9.

октябрь

3 часа

Экскурсия в краеведческий музей «Животные нашего края»


Правила поведения в музеи


10.

октябрь

1 час

Викторина «по лесной тропе»


Вопросы и задания на знание названий птиц, животных, времен года, художников.


11.







ноябрь

1 час

Мой дом (моя школа)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе. Составление детьми рассказа о своем доме, рисунки.



12.

ноябрь

1 час

Экскурсия на пришкольный участок.

Уборка территории, беседа, игры.

Техника безопасности


II. . Среды жизни (13 часов)

13.

ноябрь

1 час

Наземно-воздушная среда и ее характеристики: вода температура.





14.

ноябрь

1 час

Л.р. Наблюдения за составом атмосферных осадков

Л.р. Наблюдения за составом атмосферных осадков



15.

ноябрь

2 час

Вода как среда жизни. Факторы водной среды, живые организмы и влияние среды на их жизнедеятельность




16.

ноябрь

1 час

Почвенная среда жизни и ее характеристики.




17.

декабрь

1 час

Л.р. «Состав почвы»

Л.р. «Состав почвы»



18.

декабрь

2 час

Живые организмы как среда обитания других живых организмов и их приспособительные особенности.

Творческая работа в группах



19.

декабрь

2 часа

Экскурсия в парк им. Гагарина. «Зимние явления в жизни организмов».




20.

декабрь

1 час

Отчет по экскурсии

Практическая работа. Отчёт по экскурсии



21.

декабрь

1 час

Обобщение: Основные среды жизни. Выступления учащихся с сообщениями.




22.

декабрь

1 час

Контрольный срез.


Контрольный срез.


III. Взаимоотношения живых организмов (17 ч.)

23.

январь

1 час

Основные типы взаимоотношений живых организмов




24.

январь

1 час

организмов Взаимовыгодные взаимоотношения.




25.

январь

1 час

Практическая работа в парах Составление схем взаимовыгодных отношений

Практическая работа в парах Составление схем взаимовыгодных отношений



26.

январь

1 час

Отношения выгодные одним и безразличные другим организмам.




27.

январь

1 час

. Работа с дополнительными источниками информации.

Работа в библиотеке



28.

январь

1 час

Практическая работа составление мини - проектов.

составление мини- проектов



29.

февраль

2 часа

Взаимоотношения организмов типа хищник - жертва, паразит - хозяин




30.

февраль

2 часа

Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими

Творческая работа составление мини- проектов.



31.

февраль

1 час

Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.




32.

февраль

1 час

Работа с дополнительными источниками информации,

Работа в библиотеке



33.

февраль

2 часа

Практическая работа составление мини - проектов.

Творческая работа составление мини- проектов.



34.

февраль

1 час

Обобщающее занятие «Что мы узнали о взаимоотношениях живых организмов».




35.

март

1 час

Игра–путешествие «Взаимоотношения живых организмов».




36.

март

1 час

Тестирование по теме «Взаимоотношения живых организмов».


Тест №1


IV. Естественные и искусственные экосистемы (22 ч.)

37.

март

1 час

Совместное обитание живых организмов в природе Сообщества или биоценозы.




38.

март

3 часа

Экскурсия в краеведческий музей «Жители леса»




39.

март

1 час

Отчет по экскурсии

Практическая работа. Отчёт по экскурсии



40.

апрель

1 час

Цепи питания и сети питания в сообществе живых организмов




41.

апрель

1 час

Потеря органических веществ на каждом звене цепи питания




42.

апрель

1 час

Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания»

Пр.р. «Составление цепей питания и сетей питания»



43.

апрель

1 час

Природные и искусственные сообщества: пруд, озеро искусственные сообщества. Аквариум - искусственный водоем.




44.

апрель

1 час

Аквариум - искусственный водоем

Практическая работа.

Работа с аквариумом.



45.

апрель

1 час

Естественные и искусственные водоемы Челябинской области





46.

апрель

1 час

Луг, поле - растительные сообщества.



47.

апрель

1 час

Растения и животные обитатели лугов Челябинской области




48.

апрель

1 час

Лесопарк как искусственный биоценоз.




49.

май

2 часа

Экскурсия в лесопарк




50.

май

1 час

Отчет по экскурсии

Практическая работа. Отчёт по экскурсии



51.

май

1 час

Широколиственный лес и сосновый(Шершневский) бор- естественные биоценозы. Флора и фауна Челябинской области.




52.

май

1 час

Город как искусственный биоценоз




53.

май

1 час

Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары. Красная книга Челябинской области.




54.

май

1 час

Воздействие человека на животный мир и его охрана Значение Заповедников. Редкие и исчезающие животные Челябинской области.




55.

май

1 час

Тв. р. «Составление Красной книги Центрального района г. Челябинска»

Практическая работа: проект «Составление Красной книги Центрального района г. Челябинска».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!