РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пропедевтический курс
«МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ХИМИИ»
Направление: исследовательская деятельность
5-7 классы
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 3 ГОДА

Пояснительная записка
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5-7 классов и является пропедевтическим курсом в системе изучения естественных наук в старших классах.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и с учетом следующих нормативных документов:
ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ»;
ФГОС по предмету «Окружающий мир»;
Требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844).
Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.,
Программы внеурочной деятельности авторы Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов и пособия «Методика исследовательского обучения младших школьников» автор А. И. Савенков, Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Положения МКОУ «Веселовская СОШ» о рабочей программе педагога;
Устава и др. локальных актов школы.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Актуальность. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах и т.д.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
Определение видов организации деятельности учащихся направленных на достижения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Программа реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого учащегося в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
«МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ХИМИИ» разработана для учащихся 5-7классов. Количество часов в год: 34 учебных часа в год. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
Расширение кругозора учащихся.
Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе обучения.
Создание условий для развития у учащихся потребности узнавать новое.
Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
Приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Воспитание коммуникативно-активной, грамотной личности.
Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.
Форма и режим занятий: групповая работа.
Исследовательская деятельность учащихся включает проведение опытов, наблюдений, планирования и предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Особенности организации процесса внеурочной деятельности
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, боязнь ошибиться.
Основной акцент при проведении занятий сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание занятий включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание занятий строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Деятельностный подход в разработке занятий позволяет решать ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал.
Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся младших классов, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе представления результатов исследования.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе |
теория | практика |
| 1-й год обучения(5 класс) Химия вокруг нас | | | |
1 | Техника лабораторных исследований. Техника безопасности | 4 | 1 | 3 |
2 | Вода в природе | 8 | 4 | 4 |
3 | Химия почвы | 6 | 2 | 4 |
4 | В мире камня | 10 | 5 | 5 |
5 | Воздух и жизнь на Земле | 6 | 2 | 4 |
| итого | 34 | 14 | 20 |
| 2-й год обучения(6класс) Химия в мире растений | | | |
1 | Техника лабораторных исследований. Техника безопасности | 2 | 1 | 1 |
2 | Условия жизни и питания растений | 6 | 2 | 4 |
3 | Диагностика питания растений. Удобрения и их виды | 6 | 2 | 4 |
4 | Лекарственные растения | 5 | 2 | 3 |
5 | Красители из растений | 5 | 2 | 3 |
6 | Растения - индикаторы кислотности | 5 | 1 | 4 |
7 | Растения и парфюмерия | 3 | 1 | 2 |
8 | Растения и геология | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 12 | 22 |
| 3-й год обучения(7класс) Химия в быту | | | |
1 | Исследуем кухню | 6 | 2 | 4 |
2 | Моющие средства | 8 | 4 | 4 |
3 | Исследуем одежду и обувь | 6 | 2 | 4 |
4 | Заглянем в домашнюю аптечку | 5 | 2 | 3 |
5 | Мой дом – моя крепость | 6 | 3 | 3 |
6 | Защита индивидуальных проектов | 3 | 1 | 2 |
| итого | 34 | 14 | 20 |
Содержание программы
5 класс(34 часа)
Раздел 1. Химия вокруг нас
Тема 1. Техника лабораторных исследований.
Техника безопасности.
Ознакомление с правилами работы в лаборатории(4часа)
Оказание помощи при несчастных случаях. Знакомство с химическими реактивами, предметами лабораторного оборудования.
Практическая часть. Знакомство с техникой выполнения общих практических операций (наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твердых веществ в воде, нагревание).
Тема 2. Вода в природе (8часов)
Вода во Вселенной. Роль воды в природе и технике. Свойства воды. Происхождение воды на Земле. Водные богатства Глушковского района и Курской области. Охрана водоемов и водных источников Курского края.
Экскурсия в природу для ознакомления с природными водами села Веселое.
Вода как растворитель. Минеральные природные воды и минеральные источники. Карстовые явления. Источники загрязнения природной воды. Способы очистки воды (химические и биологические).
Практическая часть. Приготовление водных растворов удобрений для подкормки растений в кабинете биологии и в школьной теплице, получение известковой воды из обожженной яичной скорлупы и опыты с ней.
Очистка речной воды от взвешенных частиц отстаиванием и фильтрованием, перегонка водопроводной воды.
Тема 3. Химия почвы(6 часов)
Почва – источник пищи для растений. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы. Химико-биологические процессы, происходящие в почве. Плодородие почвы и регулирование его человеком. Охрана почв.
Практическая часть. определение механического состава и вида почвы, влажности и плотности, минеральной и органической частей, кислотности и карбонатности.
Тема 4. В мире камня (10 часов)
Науки о камне – геохимия, петрография, минералогия.. основатели геохимии и минералогии. Минералы и горные породы, их образование на Земле.
Физические свойства минералов. Кристаллы и их выращивание. Кристаллы-гиганты.
Химический состав и химические свойства минералов. Классификация минералов по химическому составу. Метеориты.
Драгоценные и технические камни и их химический состав. Камень на службе человека.
Как собирать и определять минералы и горные породы?
Практическая часть. Изучение коллекций минералов и горных пород. Изучение физических свойств минералов, выращивание кристаллов. Изучение свойств некоторых минералов, обнаружение железа в рудах, определение меди в медном колчедане. Определение минералов и горных пород по внешним признакам и физическим свойствам.
Экскурсия в природу на глиняный карьер села Веселое.
Тема 5. Воздух и жизнь на Земле (6 часов)
Состав воздуха. История открытия кислорода и определения состава воздуха. Кислород и его роль в природе и технике. Свойства кислорода. Озон. Инертные газы и их использование. Охрана воздуха от загрязнения.
Практическая часть. Изучение состава и свойств воздуха, получение кислорода в лаборатории, горение веществ в кислороде.
6 класс
Раздел 2. Химия в мире растений(34 часа)
Тема 1. Техника лабораторных исследований. Техника безопасности
Ознакомление с правилами работы в лаборатории(4часа)
Оказание помощи при несчастных случаях. Знакомство с химическими реактивами, предметами лабораторного оборудования.
Практическая часть. Знакомство с техникой выполнения общих практических операций (наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твердых веществ в воде, нагревание).
Тема 2. Условия жизни и питания растений (6часов)
Условия, необходимые для жизни растений. Хлорофилл. Фотосинтез и его значение. Потребность растений в питательных элементах. Вещества растений, используемые человеком и животными.
Практическая часть. Извлечение хлорофилла из листьев и изучение его свойств, получение круговой хроматограммы хлорофилла на бумаге, получение кислорода при фотосинтезе. Доказательство образования крахмала в листьях на свету. Извлечение жиров из растений и их обнаружение. Выделение клейковины, обнаружение витамина С. Выделение и обнаружение дубильных веществ.
Тема. 3 Диагностика питания растений. Удобрения и их виды (6часов)
Способы определения содержания питательных элементов в почве. Признаки голодания растений.
Практическая часть. Определение недостатка некоторых химических элементов в почве по внешнему виду растений. Опыты с водными культурами («урожай в бутылке»). Рассмотрение образцов различных групп удобрений.
Тема 4. Лекарственные растения (5 часов)
Растения – «скорая помощь». Правила сбора лекарственных растений в природе.
Практическая часть. Изучение видов лекарственных растений родного края. Изучение условий сушки и хранения лекарственных растений.
Тема 5. Красители из растений(5 часов)
Исторические сведения о природных красителях и крашении. Местные растения-красители. Знакомство с гербарными экземплярами.
Практическая часть. Отделение частей растений, содержащих красящие веществ., получение красильных растворов, окрашивание ткани..
Тема 6. Растения - индикаторы кислотности(5 часов)
История применения индикаторов, их значение. Местные растения- индикаторы почвенной кислотности. Знакомство с растениями-индикаторами в природе.
Практическая часть. Приготовление вытяжек из растительного материала и индикаторных бумажек, испытание их растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Растения и парфюмерия(3 часа)
Аромат растений. История получения эфирных масел из растений. Использование эфирных масел человеком.
Практическая часть. Знакомство с живыми и гербарными образцами душистых растений, получение эфирного масла из различных частей растений.
Тема 8. Растения и геология(2 часа)
Знакомство с растениями-рудознатцами. Примеры открытия полезных ископаемых с помощью растений.
7 класс(34 часа)
Раздел 3. Химия в быту
Тема 1 Исследуем кухню (6 часов)
Вещества, наиболее часто используемые на кухне: поваренная соль, пищевая сода, уксус, лимонная кислота, растительные масла и животные жиры. Свойства веществ и их применение.
Практическая часть. Исследование свойств веществ и значения их для человека.
Тема 2. Моющие средства(8 часов)
История использования животных и растительных моющих средств. Появление мыла, способы его получения и распространение. Разновидности современного мыла его состав и недостатки недостатки. Шампуни.
Синтетические моющие средства: химический состав, группы, назначение.
Практическая часть. Изучение моющей способности, твердых и жидких моющих средств различного назначения.
Тема 3. Исследуем одежду и обувь(6 часов)
Материалы и ткани, используемые для изготовления одежды и обуви: натуральные, синтетические и искусственные волокна, красители. Натуральная и искусственная кожа.
Практическая часть. Исследование товарных этикеток изделий, простейшие способы обнаружения натуральных и искусственных волокон в тканях. Простейшие способы нахождения отличий искусственной кожи от натуральной.
Тема 4. Заглянем в домашнюю аптечку(5 часов).
Обязательные компоненты домашней аптечки: йод, «зелёнка», стерильная вата, бинты.
Средства анестезии. Жаропонижающие средства. Успокаивающие средства. Практическая часть. Правила хранения и использования лекарственных средств.
Тема 5. Мой дом – моя крепость(6 часов)
Экологически чистая мебель. Материалы, применяемые для оформления интерьера дома и ремонта.
Клеи. История использования клеев. Клеи природные и искусственные.
Краски и эмали. Растворители. Правила использования.
Практическая часть. Исследование материалов, используемых для изготовления мебели, обоев, декоративных плиток, средства для отделки стен и т. д.
Тема 6. Защита индивидуальных проектов(3 часа)
Предполагаемые результаты
Данная программа предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в подготовке учащихся к проектно-исследовательской деятельности.
В процессе обучения у школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Обучающиеся должны научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Формы и виды контроля
Психолого-педагогическое тестирование по следующим параметрам:
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах |
1. | Актуальность поставленной задачи: - имеет большой практический и теоретический интерес; | 3 |
- носит вспомогательный характер; | 2 |
- степень актуальности определить сложно; | 1 |
- не актуальна; | 0 |
2. | Умение выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: - автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования; | 2 |
- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; | 1 |
- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. | 0 |
3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: - решены новыми, оригинальными методами; | 3 |
- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; | 2 |
- используются традиционные методы решения. | 1 |
4. | Практическая значимость работы: - результаты заслуживают практического исполнения; | 3 |
- можно использовать в научной работе школьников; | 2 |
- можно использовать в учебном процессе; | 1 |
- не заслуживает внимания. | 0 |
5. | Эрудированность в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений; | 1 |
- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. | 0 |
6. | Качество оформления работы в тетради: - работа оформлена грамотно; | 2 |
| - есть замечания по оформлению работы; | 1 |
- не соответствует требованиям оформления. | 0 |
Итого: | 15 баллов |
Методические рекомендации
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Список литературы:
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2. Технические средства обучения:
Компьютер
Проектор
Принтер
Фотоаппарат
Оборудование кабинета химии и биологии
21