СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии(пропедевтический курс) 5-7 классс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена для учащихся средней школы для подготовки к изучению основ химии, а также для развития познавательного интереса к химии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по химии(пропедевтический курс) 5-7 классс»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Пропедевтический курс


«МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ХИМИИ»



Направление: исследовательская деятельность

5-7 классы


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 3 ГОДА





Пояснительная записка

Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5-7 классов и является пропедевтическим курсом в системе изучения естественных наук в старших классах.

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и с учетом следующих нормативных документов:

  1. ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в РФ»;

  2. ФГОС по предмету «Окружающий мир»;

  3. Требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844).

  4. Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.,

  5. Программы внеурочной деятельности авторы Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов и пособия «Методика исследовательского обучения младших школьников» автор А. И. Савенков, Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  6. Положения МКОУ «Веселовская СОШ» о рабочей программе педагога;

  7. Устава и др. локальных актов школы.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Актуальность. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах и т.д.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

  1. Определение видов организации деятельности учащихся направленных на достижения личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса.

  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

  4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

  5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

  6. Программа реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого учащегося в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

«МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИР ХИМИИ» разработана для учащихся 5-7классов. Количество часов в год: 34 учебных часа в год. Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи:

  • Образовательные

Расширение кругозора учащихся.

Формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе обучения.

  • Развивающие

Создание условий для развития у учащихся потребности узнавать новое.

Развитие их воображения и эмоциональной сферы.

Приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

  • Воспитательные

Воспитание коммуникативно-активной, грамотной личности.

Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла.


Форма и режим занятий: групповая работа.

Исследовательская деятельность учащихся включает проведение опытов, наблюдений, планирования и предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Особенности организации процесса внеурочной деятельности

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, боязнь ошибиться.

Основной акцент при проведении занятий сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно-следственные связи. В содержание занятий включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание занятий строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Деятельностный подход в разработке занятий позволяет решать ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учиться различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал.

Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся младших классов, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе представления результатов исследования.

 Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.












Учебно-тематический план

Тема занятия

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика


1-й год обучения(5 класс)

Химия вокруг нас




1

Техника лабораторных исследований. Техника безопасности

4

1

3

2

Вода в природе

8

4

4

3

Химия почвы

6

2

4

4

В мире камня

10

5

5

5

Воздух и жизнь на Земле

6

2

4


итого

34

14

20


2-й год обучения(6класс)

Химия в мире растений




1

Техника лабораторных исследований. Техника безопасности

2

1

1

2

Условия жизни и питания растений

6

2

4

3

Диагностика питания растений. Удобрения и их виды

6

2

4

4

Лекарственные растения

5

2

3

5

Красители из растений

5

2

3

6

Растения - индикаторы кислотности

5

1

4

7

Растения и парфюмерия

3

1

2

8

Растения и геология

2

1

1


Итого


34

12

22


3-й год обучения(7класс)

Химия в быту




1

Исследуем кухню

6

2

4

2

Моющие средства

8

4

4

3

Исследуем одежду и обувь

6

2

4

4

Заглянем в домашнюю аптечку

5

2

3

5

Мой дом – моя крепость

6

3

3

6

Защита индивидуальных проектов

3

1

2


итого

34

14

20

Содержание программы

5 класс(34 часа)

Раздел 1. Химия вокруг нас

Тема 1. Техника лабораторных исследований.

Техника безопасности.

Ознакомление с правилами работы в лаборатории(4часа)

Оказание помощи при несчастных случаях. Знакомство с химическими реактивами, предметами лабораторного оборудования.

Практическая часть. Знакомство с техникой выполнения общих практических операций (наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твердых веществ в воде, нагревание).

Тема 2. Вода в природе (8часов)

Вода во Вселенной. Роль воды в природе и технике. Свойства воды. Происхождение воды на Земле. Водные богатства Глушковского района и Курской области. Охрана водоемов и водных источников Курского края.

Экскурсия в природу для ознакомления с природными водами села Веселое.

Вода как растворитель. Минеральные природные воды и минеральные источники. Карстовые явления. Источники загрязнения природной воды. Способы очистки воды (химические и биологические).

Практическая часть. Приготовление водных растворов удобрений для подкормки растений в кабинете биологии и в школьной теплице, получение известковой воды из обожженной яичной скорлупы и опыты с ней.

Очистка речной воды от взвешенных частиц отстаиванием и фильтрованием, перегонка водопроводной воды.

Тема 3. Химия почвы(6 часов)

Почва – источник пищи для растений. Механический и химический состав почвы. Свойства почвы. Химико-биологические процессы, происходящие в почве. Плодородие почвы и регулирование его человеком. Охрана почв.

Практическая часть. определение механического состава и вида почвы, влажности и плотности, минеральной и органической частей, кислотности и карбонатности.


Тема 4. В мире камня (10 часов)

Науки о камне – геохимия, петрография, минералогия.. основатели геохимии и минералогии. Минералы и горные породы, их образование на Земле.

Физические свойства минералов. Кристаллы и их выращивание. Кристаллы-гиганты.

Химический состав и химические свойства минералов. Классификация минералов по химическому составу. Метеориты.

Драгоценные и технические камни и их химический состав. Камень на службе человека.

Как собирать и определять минералы и горные породы?

Практическая часть. Изучение коллекций минералов и горных пород. Изучение физических свойств минералов, выращивание кристаллов. Изучение свойств некоторых минералов, обнаружение железа в рудах, определение меди в медном колчедане. Определение минералов и горных пород по внешним признакам и физическим свойствам.

Экскурсия в природу на глиняный карьер села Веселое.

Тема 5. Воздух и жизнь на Земле (6 часов)

Состав воздуха. История открытия кислорода и определения состава воздуха. Кислород и его роль в природе и технике. Свойства кислорода. Озон. Инертные газы и их использование. Охрана воздуха от загрязнения.

Практическая часть. Изучение состава и свойств воздуха, получение кислорода в лаборатории, горение веществ в кислороде.

6 класс

Раздел 2. Химия в мире растений(34 часа)


Тема 1. Техника лабораторных исследований. Техника безопасности

Ознакомление с правилами работы в лаборатории(4часа)

Оказание помощи при несчастных случаях. Знакомство с химическими реактивами, предметами лабораторного оборудования.

Практическая часть. Знакомство с техникой выполнения общих практических операций (наливание, насыпание и перемешивание веществ, растворение твердых веществ в воде, нагревание).

Тема 2. Условия жизни и питания растений (6часов)

Условия, необходимые для жизни растений. Хлорофилл. Фотосинтез и его значение. Потребность растений в питательных элементах. Вещества растений, используемые человеком и животными.

Практическая часть. Извлечение хлорофилла из листьев и изучение его свойств, получение круговой хроматограммы хлорофилла на бумаге, получение кислорода при фотосинтезе. Доказательство образования крахмала в листьях на свету. Извлечение жиров из растений и их обнаружение. Выделение клейковины, обнаружение витамина С. Выделение и обнаружение дубильных веществ.

Тема. 3 Диагностика питания растений. Удобрения и их виды (6часов)

Способы определения содержания питательных элементов в почве. Признаки голодания растений.

Практическая часть. Определение недостатка некоторых химических элементов в почве по внешнему виду растений. Опыты с водными культурами («урожай в бутылке»). Рассмотрение образцов различных групп удобрений.

Тема 4. Лекарственные растения (5 часов)

Растения – «скорая помощь». Правила сбора лекарственных растений в природе.

Практическая часть. Изучение видов лекарственных растений родного края. Изучение условий сушки и хранения лекарственных растений.

Тема 5. Красители из растений(5 часов)

Исторические сведения о природных красителях и крашении. Местные растения-красители. Знакомство с гербарными экземплярами.

Практическая часть. Отделение частей растений, содержащих красящие веществ., получение красильных растворов, окрашивание ткани..

Тема 6. Растения - индикаторы кислотности(5 часов)

История применения индикаторов, их значение. Местные растения- индикаторы почвенной кислотности. Знакомство с растениями-индикаторами в природе.

Практическая часть. Приготовление вытяжек из растительного материала и индикаторных бумажек, испытание их растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Растения и парфюмерия(3 часа)

Аромат растений. История получения эфирных масел из растений. Использование эфирных масел человеком.

Практическая часть. Знакомство с живыми и гербарными образцами душистых растений, получение эфирного масла из различных частей растений.

Тема 8. Растения и геология(2 часа)

Знакомство с растениями-рудознатцами. Примеры открытия полезных ископаемых с помощью растений.

7 класс(34 часа)

Раздел 3. Химия в быту

Тема 1 Исследуем кухню (6 часов)

Вещества, наиболее часто используемые на кухне: поваренная соль, пищевая сода, уксус, лимонная кислота, растительные масла и животные жиры. Свойства веществ и их применение.

Практическая часть. Исследование свойств веществ и значения их для человека.




Тема 2. Моющие средства(8 часов)

История использования животных и растительных моющих средств. Появление мыла, способы его получения и распространение. Разновидности современного мыла его состав и недостатки недостатки. Шампуни.

Синтетические моющие средства: химический состав, группы, назначение.

Практическая часть. Изучение моющей способности, твердых и жидких моющих средств различного назначения.

Тема 3. Исследуем одежду и обувь(6 часов)

Материалы и ткани, используемые для изготовления одежды и обуви: натуральные, синтетические и искусственные волокна, красители. Натуральная и искусственная кожа.

Практическая часть. Исследование товарных этикеток изделий, простейшие способы обнаружения натуральных и искусственных волокон в тканях. Простейшие способы нахождения отличий искусственной кожи от натуральной.

Тема 4. Заглянем в домашнюю аптечку(5 часов).

Обязательные компоненты домашней аптечки: йод, «зелёнка», стерильная вата, бинты.

Средства анестезии. Жаропонижающие средства. Успокаивающие средства. Практическая часть. Правила хранения и использования лекарственных средств.

Тема 5. Мой дом – моя крепость(6 часов)

Экологически чистая мебель. Материалы, применяемые для оформления интерьера дома и ремонта.

Клеи. История использования клеев. Клеи природные и искусственные.

Краски и эмали. Растворители. Правила использования.

Практическая часть. Исследование материалов, используемых для изготовления мебели, обоев, декоративных плиток, средства для отделки стен и т. д.

Тема 6. Защита индивидуальных проектов(3 часа)
















Предполагаемые результаты

Данная программа предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в подготовке учащихся к проектно-исследовательской деятельности.

В процессе обучения у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Обучающиеся должны научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Формы и виды контроля

Психолого-педагогическое тестирование по следующим параметрам:


№ п/п

 Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Актуальность поставленной задачи:
- имеет большой практический и теоретический интерес;

3

- носит вспомогательный характер;

2

- степень актуальности определить сложно;

1

- не актуальна;

0

2.

Умение выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:
- автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования;

2

- недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования;

1

- проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы.

0

3.

Оригинальность методов решения задачи исследования:
- решены новыми, оригинальными методами;

3

- имеет новый подход к решению, использованы новые идеи;

2

- используются традиционные методы решения.

1

4.

Практическая значимость работы:
- результаты заслуживают практического исполнения;

3

- можно использовать в научной работе школьников;

2

- можно использовать в учебном процессе;

1

- не заслуживает внимания.

0

5.

Эрудированность в рассматриваемой области:
- использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений;

1

- использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения.

0

6.

Качество оформления работы в тетради:
- работа оформлена грамотно;

2

 

- есть замечания по оформлению работы;

1

- не соответствует требованиям оформления.

0

  Итого:

15 баллов


Методические рекомендации

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1. Список литературы:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.

  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

2. Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Фотоаппарат


  1. Оборудование кабинета химии и биологии

  • Химическая посуда

  • Реактивы

  • Коллекции горных пород и минералов

  • Гербарии

  • Комнатные растения

  • Школьная теплица

  • Халаты




21