СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внутрипредметного общеобразовательного модуля «Работа с текстом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

внутрипредметного общеобразовательного модуля

«Работа с текстом»

 

     Программа   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного 

стандарта  начального  общего  образования,  Концепции  духовно-нравственного  развития  и 

воспитания личности гражданина России, учебно – методического комплекта О.Н. Крыловой 

«Чтение. Работа с текстом» (Издательство «Экзамен», 2017). 

Эта программа адаптирована для детей 1-4 классов.   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внутрипредметного общеобразовательного модуля «Работа с текстом»»




Рабочая программа

внутрипредметного общеобразовательного модуля

«Работа с текстом»


     Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России, учебно – методического комплекта О.Н. Крыловой

«Чтение. Работа с текстом» (Издательство «Экзамен», 2017). 

Эта программа адаптирована для детей 1-4 классов.

Цель данного курса: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, элективный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

 Основными задачами для курса являются:

1.        формировать у детей интерес к книге,

2.        уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,

3.        учить отвечать на вопросы по содержанию,

4.        учить пересказу,

5.        развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

6.        учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".

Место учебного курса в учебном плане

На изучение курса в начальной школе отводится 99 часов. В 1 классе -10 часов, во 2—4 классах по 25 часов как обязательный курс по выбору.


Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫМИ результатами курса являются следующие умения:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к процессу чтения;

мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

эстетическое восприятие художественного произведения, произведений живописи, музыки;

первоначальные представления о нравственных понятиях (ответственность, доброта,

сострадание, забота о слабом), отражённых в литературных произведениях;

формирование чувства любви к Родине;

уважения к взрослым;

способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей (на основе прочитанных произведений).

Учащиеся научатся:

выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; оценивать поступки героев

произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали и

ценностей; стремиться к успешной учебной деятельности, развивать речевое внимание и

внимание к деталям.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий решения

учебной задачи под руководством учителя; составлять план действий под руководством

учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями

или образцом; принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой

учебной задачей.

Понимать цель и смысл выполняемых заданий; самостоятельно составлять план действий

решения учебной задачи; самостоятельно составлять план действий; самостоятельно

определять критерии оценки достигнутых результатов.


Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои); определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь; представлять книги, группировать их на основе существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей; использовать знаково-символические средства, в том числе словесные модели для создания высказывания.

Учащиеся научатся:

самостоятельно работать с источником информации; находить заданное произведение

разными способами; выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать

устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; группировать тексты по

заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); сравнивать разные тексты (по теме,

главной мысли, героям).


Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу; принимать участие в

обсуждении прочитанного; принимать различные точки зрения на прочитанное

произведение; работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Учащиеся научатся:

задавать вопросы и отвечать на вопросы по прочитанному произведению; следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

виды речевой и читательской деятельности (аудирование, чтение, слушание; работа с

разными видами текстов, библиографическая культура, речевая культура); круг детского

чтения; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность.

Результатом формирования предметных действий будут являться следующие умения:

воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу; читать выразительно,

орфоэпически правильно, с сохранением интонации конца предложения; самостоятельно

определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного

или прослушанного произведения; вычерпывать фактуальную информацию текста (герои,

поступки героев, события); участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или

прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст подробно с

опорой на картинный план, на иллюстрацию; на основе опорных слов (словесная модель

текста); представлять выбранную в библиотеке книгу (автор, заголовок, тема выбранной

книги); создавать небольшое высказывание на основе прочитанных или прослушанных

произведений; придумывать сказочные тексты по аналогии с прочитанными; создавать свои

собственные творческие объекты: фотогазета, плакат и др.; иллюстрировать прочитанное

или прослушанное произведение; разыгрывать произведение по ролям, используя мимику,

жест, интонацию под руководством учителя.

Учащиеся научатся

читать текст про себя с постепенным увеличением скорости чтения в соответствии с

индивидуальным темпом; самостоятельно определять главную мысль произведения; задавать

самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

пересказывать текст на основе плана, составленного под руководством учителя; находить

самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам;

участвовать в организации выставки книг в классе; находить книгу по заданным параметрам

в домашней библиотеке; придумывать рассказ по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств; инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства выразительности


Базовый

Повышенный

(учащиеся получат возможность)

Личностные результаты

  • проявлять интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

  • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

    • обсуждать серьёзные проблемы, которые поднимаются в текстах.

Метапредметные результаты изучения курса

Регулятивные универсальные учебные действия

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата


Познавательные универсальные учебные действия

  • Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного;

  • быстро находить нужную часть текста, а в выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание).

  • прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации;

  • преобразовывать информа-цию из одной формы в дру-гую: составлять простой план текста, представлять информацию в виде таблицы, схемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

  • находить в тексте подтверждение высказанной точке зрения.

Предметные результаты

  • осмысленно и продуктивно читать текст;

  • определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;

  • различать текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста;

  • различать абзацы;

  • составлять план текста;

  • подбирать антонимы и синонимы к словам;

  • определять приемы сравнения и олицетворения;

  • работать с иллюстративным материалом.

  • успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности.


Содержание учебного курса


Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Содержание учебного предмета

1 класс

Работа с разными видами текста (7) «Спала кошка на крыше» Л.Толстой, «Скворец» А.Тихонов, «Слон» Е.Чарушин, «Кит» С.Сахарнов, «Вороны» А.Тихонов, «Собака» И.Шустова, «Муравейник» Н.Юрцевич

Работа с текстом художественного произведения (2) «Катя и Маша» Л.Толстой, «Просто старушка» В.Осеева.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами (1) По материалам энциклопедии «Хочешь знать почему?» «Почему с тополей падает «Снег»»?


2 класс

Работа с разными видами текста (11) «Хорошо и привольно летом в лесу» Соколов – Микитов, «Следы» В. Бураков, «Жизнь в воде» А. Тихонов, «Неудачная рыбалка» И. Пузанов, «На лесной дороге» И. Соколов – Микитов, «Ссора сорок» А. Тихонов, «Берега озера» И. Соколов – Микитов, «В еловом лесу» И. Соколов – Микитов, «Жалобный визг» С. Аксаков, «Берёза» Н.Юрцевич, «Карат» В.Коржиков.

Работа с текстом художественного произведения (11)

«Плохо» В. Осеева, «Два товарища» Л. Толстой, «Аисты и лягушки» С. Михалков, «Мишка» В. Бахревский, «Два приятеля» Л. Яхтин, «Играющие собаки» К. Ушинский, «Первая рыбка» Е. Пермяк, «Не стоит благодарности» С. Михалков, «Жил на свете слоненок» Г. Цыферов, «В лесную пору» В. Кологрив, «Золушка» Ш. Перро.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами (3)

«Как растёт сосулька?» энциклопедия, «Светлячок» С. Юцзунь,

«Рыба – лосось» В. Танасийчук.

3 класс

Работа с разными видами текста (12) Работа с текстом «Синица», «Тундра», «Фламинго», «Лиственница», с текстом А. Старостина, Э.Шима, «И так бывает», работа с текстом по А. Тихонову, «Немецкая овчарка», «Ответ», «Тундра», «Калина».

Работа с текстом художественного произведения. (5) Работа с текстом по А. Чехова, «Сосновый бор» ,«Башмачки», « Осёл и бобр», « На катке»

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстам (8). Работа с текстом «Бактерии», «Грызуны», «Воздух», «Змеи», «Дрессировка», «Радуга», «Дельфины», «Растения».

4 класс

Работа с разными видами текста (12) Г. Николаева «Ливень», Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета…», С. Аксаков «Осень», И.Соколов-Микитов «В зелѐном русском лесу…», А.Тихонов «Колибри», И.Соколов-Микитов «После знойного лета…», Э.Бауэр «Жираф», И.Соколов-Микитов «Рябина», Н.Дудников «Весенняя вода схлынула из низин…», Г. Скребицкий «Лесное эхо», П.Молчанов «Рыбалка», Г. Скребицкий «Осень».

Работа с текстом художественного произведения. (9) К.Ушинский «Гнездо ласточки», А. Бостром «Кошка и ѐж», Р.Киплинг «Слонѐнок», К.Д.Ушинский «Четыре желания», С.Михалков «Жадный заяц», К.Ушинский «Утренние лучи», Е.Пермяк «Как Маша стала большой», С.Михалков «Просчитался», В.Осеева «Злая мать и добрая тѐтя».

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстам (4) По материалам энциклопедии «Хочу всё знать»: «Сахар», «Язык – средство общения», «Экология», «Планета».




















Календарно – тематическое планирование


1 класс


Тема

Дата

1

«Спала кошка на крыше» Л.Толстой.


2

«Скворец» А.Тихонов


3

«Катя и Маша» Л.Толстой


4

«Слон» Е.Чарушин


5

«Кит» С.Сахарнов


6

«Просто старушка» В.Осеева


7

«Почему с тополей падает «Снег»»? По материалам энциклопедии «Хочешь знать почему?»


8

«Вороны» А.Тихонов


9

«Собака» И.Шустова


10

«Муравейник» Н.Юрцевич






2 класс


Тема

Дата

1.

Хорошо и привольно летом в лесу. Соколов - Микитов.


2

Плохо. В. Осеева.


3.

Два товарища. Л. Толстой.


4.

Следы. В. Бураков.


5.

Жизнь в воде. А. Тихонов.


6.

Аисты и лягушки. С. Михалков.


7.

Неудачная рыбалка. И. Пузанов.


8.

Мишка. В. Бахреев.


9.

На лесной дороге. И. Соколов - Микитов.


10.

Два приятеля. Л. Яхтин.


11.

Ссора сорок. А. Тихонов.


12.

Как растет сосулька? Энциклопедия.


13.

Играющие собаки. К. Ушинский.


14.

Берега озера. И. Соколов - Микитов.


15.

Первая рыбка. Е. Пермяк.


16.

В еловом лесу. И. Соколов - Микитов.


17.

Не стоит благодарности. С. Михалков.


18

Жил на свете слоненок. Г. Цыферов.


19.

В лесную пору. В. Кологрив.


20

Жалобный визг. С. Аксаков.


21

Золушка. Ш. Перро


22

Красавица русских лесов. Н. Юрцевич.


23.

Светлячок. С. Юцзунь.


24

Рыба -лосось. В. Танасийчук.


25

Пес Карат. В. Коржиков.



3 класс


Тема

Дата

1

Работа с текстом «Синица». Г.Скребицкий


2

Работа с текстом «Тундра». По А. Тихонову.


3

Работа с текстом «Фламинго». По Э. Бауэру.


4

Работа с текстом «Грызуны». Энциклопедия.


5

Работа с текстом «Бактерии». Энциклопедия.


6

Работа с текстом «Волчиха». По А. Чехову.


7

Работа с текстом «Ответ». С.Михалков.


8

Работа с текстом «Лиственница». По А. Солженицыну.


9

Работа с текстом «Воздух». Энциклопедия.


10

Работа с текстом А.Старостина.


11

Работа с текстом «Змеи». Энциклопедия.


12

Работа с текстом «Замело снегами землю». По Э Шиму.


13

Работа с текстом «Дрессировка». Энциклопедия.


14

Работа с текстом «Сосновый бор». По Л. Киселёвой.


15

Работа с текстом «Радуга». Энциклопедия.


16

Работа с текстом А. Тихонова.


17

Работа с текстом «Сосновый бор». По И. Соколову-Микитову.


18

Работа с текстом «Дельфины». Энциклопедия.


19

Работа с текстом «Башмачки». По Л. Киселёвой.


20

Работа с текстом «Немецкая овчарка». По Э.Бауэру.


21

Работа с текстом « Осёл и бобр». С.Михалков.


22

Работа с текстом «Тундра». По записям В. Васильева.


23

Работа с текстом «На катке». В.Осеева.


24

Работа с текстом «Растения». Энциклопедия.


25

Работа с текстом «Калина». По Соколову – Микитову.



4 класс


Тема

Дата

1

Г. Николаева «Ливень»


2

Г. Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета…»


3

К.Ушинский «Гнездо ласточки»


4

«Сахар» По материалам энциклопедии «Хочу всѐ знать»


5

А. Бостром «Кошка и ѐж»


6

С. Аксаков «Осень»


7

И.Соколов-Микитов «В зелѐном русском лесу…»


8

Р.Киплинг «Слонѐнок»


9

«Язык – средство общения». По материалам энциклопедии «Хочу всѐ знать»


10

А.Тихонов «Колибри»


11

«Экология». По материалам энциклопедии «Хочу всё знать».


12

И.Соколов-Микитов «После знойного лета…»


13

К.Д.Ушинский «Четыре желания»


14

«Планета». По материалам энциклопедии «Хочу всё знать».


15

Э.Бауэр «Жираф»


16

С.Михалков «Жадный заяц»


17

И.Соколов-Микитов «Рябина»


18

Н.Дудников «Весенняя вода схлынула из низин…»


19

К.Ушинский «Утренние лучи»


20

Е.Пермяк «Как Маша стала большой»


21

С.Михалков «Просчитался»


22

В.Осеева «Злая мать и добрая тѐтя»


23

Г. Скребицкий «Лесное эхо»


24

П.Молчанов «Рыбалка»


25

Г. Скребицкий «Осень»