Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________Е.Г. Писеукова Протокол № 1 от _______ «____»__________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Новохоперская СОШ №91» __________ Е.Н.Федотова «____»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Новохоперская СОШ №91» __________Н. В. Почепцова Приказ № ___ от _________ «___» _____________ 2014 г. |
Рабочая программа занятий на базе инновационной площадки для
наблюдений и исследований
«Факторы, влияющие на живой организм».
Составила:
Писеукова Е.Г.
2014−2015 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа инновационной площадки для наблюдений и исследований «Факторы, влияющие на живой организм» разработана на основе практикума по ботаники и зоологии. Системно-деятельностный подход, положенный в основу разработки федерального государственного стандарта общего образования находит свое отражение и в практико-ориентированной деятельности обучающихся. Уже на начальном этапе материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения для освоения доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)
Занятия площадки проводятся с использованием комплекта лабораторного оборудования « Основы биологического практикума», «Прорастание», модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий PRoLog «Биология» и модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий PRoLog «Химия». Учебный эксперимент в школьном курсе биологии — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. На передний план выходит обучение естественнонаучному мышлению на содержательных примерах, интересных и важных для учащихся. Большое количество наблюдений и демонстраций не обеспечивают формирование умений учащихся самостоятельно и целостно проводить исследование. Именно лабораторный эксперимент, в котором школьники имеют возможность самостоятельно выполнять лабораторные и практические работы вызывает наибольший интерес обучающихся и наиболее эффективен с педагогической точки зрения.
Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений самостоятельно приобретать и применять знания, развитии творческих способностей. Такие занятия стимулируют самостоятельное мышление, пробуждают к высказыванию предположений, помогают в формулировке выводов и применении полученных знаний.
Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию научного мировоззрения и непрерывного личностного роста учащихся. В ходе занятий по данной программе учащиеся должны получить практические навыки:
• постановки биологических экспериментов, в том числе и долговременных;
• наблюдений при помощи лупы и электронного микроскопа;
• проведения экспериментов – наблюдения и описания
• получения результатов, их сравнения и формулирования выводов;
• рассечения и препарирования растений и мелких животных;
• приготовления микропрепаратов;
• черенкования растений;
• высушивания растений для гербария;
• анализа результатов эксперимента;
• работы в коллективе.
Сформированные в ходе проведения экспериментов умения являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико-ориентированную деятельность. В школьной практике эксперимент, экспериментальный метод и экспериментальная деятельность учащихся реализуются в основном при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно-поисковом и исследовательском методах обучения.
Задачи.
Изучение предметной области по данной программе в основной школе должно обеспечить:
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить простые экспериментальные исследования, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Планируемый результат.
В целом, в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
• наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
• описывать результаты наблюдений;
• выдвигать гипотезы;
• отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
• выполнять измерения;
• вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
• представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
• интерпретировать результаты экспериментов;
• делать выводы;
• обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
Итоги подводятся на конференции при защите своих исследовательских работ.
Содержание программы
Проращивание семян
Проращивание семян различных растений
Влияние различных факторов на прорастание семян
Исследование силы набухания семян
Рост растений
Рост различных частей растений
Наблюдение фототропизма
Рост вьющихся растений
Развитие растения от цветка до плода
Факторы, определяющие рост растения
Реакции растений
Реакция растения на стимулирующие воздействия (прикосновение и освещенность).
Реакция растения на изменения внешних факторов.
Реакции животных (дождевые черви)
Реакция животных на стимулирующие воздействия (прикосновение и освещенность).
Реакция животных на изменения внешних факторов.
Реакции организма человека
Зависимость температуры поверхности тела человека от физических нагрузок
Изменение сердечных сокращений до и после занятий
Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц
Изучение изменения артериального давления до и после занятий
Определение реакции среды разных растворов
Определение кислотности безалкогольных напитков
Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств
Учебники и методические пособия:
Дидактические рекомендации по проведению экологического практикума, Химлабо, 2008 г.
Модульная система экспериментов PROLOG Химия, Биология, Москва,2012г
Учебное пособие для обучающихся с инструкциями, Биология, Москва: Бизнес-Меридиан, 2012 г.
Учебник под общей редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники для 6-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: « Вентана-Граф», 2008
А.М. Былова. Экология растений. 6 класс. М. Вентана − Граф. 2002г
И.Н. Пономарева. В.С. Кучменко. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие. М. «Вентана − Граф» 2004г.
Понамарева И.Н. Корнилова О.А., Кучменко В.С. Симонова Л.В. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1−2
Настольная книга учителя биологии (норм. Документы) Апрель 2002г.
А.К. Тарасов Ботаника. Зоология. Химия. Смоленск, «Русич», 1999г.
Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова «Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники» дидактические карточки, М. Школа-пресс, 1999г.
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Биология (дидакт. карточки) - «Вентана-Граф»,
2004г.
Т.С. Сухова, B.C. Кучменко Биология. Система заданий для контроля обязательного
уровня подготовки выпускников основной средней школы. М. «Вентана-Граф», 2002г.
1CD приложение
Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»
Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
Биология. 1С: Репетитор.
Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
Биология 6-11 кл. «Физикон»
7. Биология. Химия. Экология.
8. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
9. Биология. 1С: Животные. 7 класс.
10. Биология. Человек . 8 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
11. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
12. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
13. Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
14.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение. 2005год (2СD)
15. Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 классы»2009год «Новый диск».
Список учащихся, занимающихся на площадке для наблюдений и исследований
«Факторы, влияющие на живой организм»
№ | I группа | II группа |
1 | Овчарова Снежана | Мухидинова Татьяна |
2 | Танцев А. | Есин Кирилл |
3 | Черкашина Виктория | Щербакова Алина |
4 | Фролов Сергей | Лентяева Екатерина |
5 | Ткачева Мария | Добычина Юлия |
6 | Сальникова Вероника | Пономарев Никита |
7 | Козельцова Нелли | Харченко Татьяна |
8 | | Чикачкова Наталья |
9 | | Шемургалкина Екатерина |
10 | | Ивановский Иван |
11 | | Лукашев Денис |
12 | | Стеценко Данил |
13 | | Смешко Полина |
14 | | Шеина Мария |
15 | | Портянников Кирилл |
16 | | Плаксина Наталья |