СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

актуальность рабочей программы определена тем, что она  предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Занимательная математика"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Самара»





«Рассмотрено»

Центром методического объединения

«Трудовая деятельность»

Протокол №_____

от «__»__________2016 г.

Председатель ЦМО________Л.Г.Лихачёва



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР


от «__»__________2016 г.


«УТВЕРЖДЕНО» Педагогическим советом

школы-интерната №115

Протокол №_____

от «»__________2016 г.







Рабочая программа

по факультативному курсу «Занимательная математика»

на 2016 – 2017 учебный год

6-7 классов








Разработано

Михайлюк Я.С.

учителем




Самара, 2016 г.




Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………....

1.2. условия реализации рабочей программы факультативного курса «Занимательная математика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 6-7 классе


2. Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по факультативному курсу «Занимательная математика» в 6-7 классе


3.Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Занимательная математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 6-7 классе.


4.1. Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Занимательная математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 6а классе


4.2. Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Занимательная математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 6б классе


4.3. Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Занимательная математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 7 классе


5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по факультативному курсу «Занимательная математика» в 6-7 классе.


























Пояснительная записка.


1.2. условия реализации рабочей программы факультативного курса «Занимательная математика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 6-7 классе.

Программа факультативного курса «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с обучающими­ся 6-7 класса на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Занимательная математика» для 6-7 класса (автор Е.Э. Кочурова).

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультативный курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию обучающихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Актуальность рабочей программы определена тем, что она предназначена для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание факультативного курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цели, задачи и принципы программы:

Цель:

создание условий для повышения уровня математического развития обучающихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.


Задачи:

  • обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;

  • повышение уровня математического развития;

  • углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

  • повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.


Основополагающие принципы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий факультативног курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут обучающимся принимать участие в общешкольных математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

2. Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по факультативному курсу «Занимательная математика» в 6-7 классах.

Пути, средства, методы достижения целей

Рабочая программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в занятия включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению обучающихся по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультативного курса целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Сроки реализации программы

Рабочая программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 40 мин.

Содержание факультативного курса «Занимательная математика» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от обучающихся дополнительных математических знаний.

Программа факультативного курса «Занимательная математика» для обучающихся 6-7 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Тематика задач и заданий факультативного курса отражает реальные познавательные интересы детей, в рабочей программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Возрастная характеристика учащихся

Программа разработана для обучающихся 12-15 лет.

Адресат: рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 6-7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Формы организации детского коллектива

  • игровая

  • познавательная

  • просмотр мультфильмов

  • праздники

  • конкурсы

  • викторины

  • КТД

Содержание рабочей программы факультативного курса «Занимательная математика».

В связи с вышеназванными особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, рабочая программа факультативного курса «Занимательная математика» состоит:


Рабочая программа

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат

№ 115 VIIIвида».

1.Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2.Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.



3.Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;

число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,

призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).





3. Учебно-тематическое планирование факультативного курса «Занимательная математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 6-7 классе.



Класс

Темы

Всего часов

6

Числа. Арифметические действия.

Величины


Мир занимательных задач


Геометрическая мозаика


16


12




6





34ч.




Класс

Темы

Всего часов

7


Геометрическая мозаика


Числа. Арифметические действия. Величины


Мир занимательных задач



6


16



12




34ч.


















5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по элективному курсу «Занимательная математика» в 4 классе.

Материально-техническое обеспечение

1. Комплекты карточек с числами:

0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

2. Игра «Математическое лото».

3. Игра «Математическое домино».

Тематические папки:

1. Коррекционные упражнения.

2. Математика.

3. Геометрический материал.

Чертёжные инструменты и модели:

1. Линейка классная деревянная 1метр.

2. Набор «Геометрические тела».

3. Макет часов.

Литература

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —

СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.


Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Разработчик программы:

Михайлюк Яков Сергеевич _________