СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии «Экономика и население Ростовской области (создание образа территории с использованием сети Интернет)»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности  в процессе изучения социально-экономической географии Ростовской области, создания неповторимого образа территории.Рабочая программа основана на содержании региональной программы «География Ростовской области»,  рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 34 часа).    

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии «Экономика и население Ростовской области (создание образа территории с использованием сети Интернет)»»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

Рассмотрена на заседании МО учителей предметной области

«Обществознание»

от 25.08.2013г. протокол № 1

Руководитель МО



----------------------------------

Л.П. Овсянникова


Рекомендована на

заседании методсовета

от 26.08.2013г.

протокол № 1




……………………

Т.В. Сычева

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов

приказ №192 от 01.09.2013г


………………………… Г.Д.Збыковская




Рабочая программа

Элективного курса по географии

«Экономика и население Ростовской области (создание образа территории с использованием сети Интернет)»

9 класс.

Составитель:



Овсянникова Лилия Петровна



2013-2014 учебный год



Аннотация

Курс основан на содержании региональной программы «География Ростовской области»,  рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 34 часа) в 9 классе.

Основная цель данного элективного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора профиля обучения, приобретения навыков работы в информационной среде. Достичь этого предлагается путем совершенствования способов обработки информации в различных компьютерных программах и получения навыков их  использования при изучении курса социально-экономической географии Ростовской области.

Задачи курса:

  • развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать и получать необходимую информацию;

  • формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;

  • овладение практическими навыками работы в прикладных программах;

  • закрепление и расширение знаний по теме «Социально – экономическая география Ростовской области»;

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

  • формирование критического мышления, навыков работы в группе.

Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения социально-экономической географии Ростовской области, создания неповторимого образа территории.

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально-экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии. Компьютер прочно вошел в жизнь человека и овладение навыками работы с различными компьютерными программами для обработки разнообразных источников информации, несомненно, пригодится в дальнейшей жизни выпускникам, поможет им эффективно и оптимально строить любую деятельность, в том числе и профессиональную. Независимо от выбора профессии, знания, полученные при изучении данного курса, помогут в умении использовать ресурсы сети Интернет в жизни, будут способствовать социализации обучающихся, их подготовке к профессиональной деятельности в будущем на территории Ростовской области.

Таким образом, элективный курс «Экономика и население Ростовской области (создание образа территории с использованием сети Интернет)» носит интегрированный междисциплинарный характер.

Данный элективный курс также способствует развитию навыков картографического, математического, статистического методов обработки географической информации, освоению и закреплению языков программирования. В процессе реализации программы курса используются элементы развивающих, адаптивных технологий, словесные, наглядные, практические методы обучения, групповая работа, беседа, рассказ учителя, работа с компьютером.

Курс имеет модульную структуру. Из данных модулей в зависимости от квалификации учителя и запросов учащихся можно выстраивать различные траектории, как индивидуальной или групповой, так и самостоятельной работы.

В каждом модуле занятия построены следующим образом:

  • Актуализация знания программ Microsoft Office.

  • Выполнение практической работы для получения географической информации из представленных данных, в том числе полученных с использованием сети Интернет (роль преподавателя   консультирующая).

  • Выполнение самостоятельной работы.

  • Отчет по самостоятельной работе включает в себя следующее: написание эссе, представление работ в практической конференции, защита мультимедийных презентаций, размещение материалов проекта в сети Интернет.

Задания предлагаются разного уровня сложности, что позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию, формировать навыки эффективного взаимодействия в групповой работе.

В процессе изучения данного курса отводится время для написания эссе, публичной презентации, отчетов самостоятельной и коллективной работ учащихся, зачетам. После выполнения практических и самостоятельных работ ставится оценка «зачтено» или «не зачтено».

Главный результат успешной работы - может служить создание собственных продуктов (проектов), материалов для участия в сетевом проекте, участие в различных конкурсах учебных исследовательских проектов муниципального, регионального и федерального уровней. В результате создается портфолио ученика, которое служит инструментом самооценки собственного труда ученика.

Обучающиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки работы с информационными системами и программными продуктами Microsoft Office, а также для успешного выбора профиля и построения индивидуальной траектории обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение источниками информации, в разноуровневых группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность.

Данная программа успешно прошла апробацию на базе МБОУ СОШ №4 в течении 2-х лет и, по отзывам обучающихся, способствовала более углубленному изучению предмета география Ростовской области. Об эффективности реализации можно судить по активному участию обучающихся в конкурсах и конференциях муниципального, регионального и федерального уровнях (конкурс экологических исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», «Моя малая родина», «Как у нас на Тихом Дону», сетевой проект на базе РО ИПК и ПРО« Как у нас на Дону», « Я гражданин - России») и успешному представлению учебных исследовательских проектов.

Высокая общественная оценка значимости и активности, обучающихся в реализации социальных проектов была дана учебным исследовательским проектам, выполненным учениками под моим руководством в средствах массовой информации, а также учреждениями дополнительного образования: Областным центром дополнительного образования обучающихся; областным экологическим центром; «Институтом наук о Земле» ЮФУ; государственным природоохранным учреждением «Природный парк Донской»; МБОУ СОШ №4 с УИОП.



Пояснительная записка

Особенностью данного курса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.

Материал курса раскрывает практическую значимость информационных технологий и расширяет круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения социально-экономической географии Ростовской области, создания неповторимого образа территории.

Занятия данного курса влияют на осознанный выбор социально-экономического профиля обучения, на выбор в дальнейшем профессии. Компьютер прочно вошел в жизнь человека и овладение навыками работы с различными компьютерными программами для обработки разнообразных источников информации, несомненно, пригодится в дальнейшей жизни выпускникам, поможет им эффективно и оптимально строить любую деятельность, в том числе и профессиональную. Независимо от выбора профессии, знания, полученные при изучении данного курса, помогут в умении использовать ресурсы сети Интернет в жизни, будут способствовать социализации обучающихся, их подготовке к профессиональной деятельности в будущем на территории Ростовской области. Таким образом, элективный курс «Экономика и население Ростовской области (создание образа территории с использованием сети Интернет)» носит интегрированный междисциплинарный характер.

Курс основан на содержании региональной программы «География Ростовской области»,  рассчитан на один год обучения, 1 час в неделю (всего 34 часа).

Данная программа включает 8 разделов: пояснительную записку; основное содержание с распределением часов по модулям, содержание учебного материала, учебно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение; материально-техническое и информационно-техническое обеспечение; требования к уровню подготовки обучающихся; методические рекомендации учителю.

Данный элективный курс способствует развитию навыков картографического, математического, статистического методов обработки географической информации, освоению и закреплению языков программирования. В процессе реализации программы курса используются элементы развивающих, адаптивных технологий, словесные, наглядные, практические методы обучения, групповая работа, беседа, рассказ учителя, работа с компьютером.

Цели курса:

  • формирование у учащихся информационной компетенции;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), формирование коммуникативной компетенции;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

  • создание условий для саморазвития и самовоспитания личности;

  • формирование у обучаемых творческого мышления;

  • воспитание целеустремленности, коллективной и личной ответственности за результаты деятельности;

  • социализация личности школьников, подготовка их к профессиональной деятельности в будущем на территории Ростовской области.

Задачи курса:

  • развитие умения анализировать информацию из разных источников, преобразовывать и получать необходимую информацию;

  • формирование навыков самоорганизации, самовыражения и презентации творческого продукта;

  • овладение практическими навыками работы в прикладных программах;

  • закрепление и расширение знаний по теме «Социально – экономическая география Ростовской области»;

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;

  • формирование критического мышления, навыков работы в группе.



Задачи решаются посредством:

  1. проведения теоретических и практических занятий по тематике курса;

  2. выбора заданий различного уровня сложности для самостоятельной работы;

  3. использования в ходе практических работ различных информационных ресурсов (в том числе ресурсов сети Интернет);

  4. выполнения как индивидуальных, так и групповых проектов.

Курс имеет модульную структуру. Из данных модулей в зависимости от квалификации учителя и запросов учащихся можно выстраивать различные траектории, как индивидуальной или групповой, так и самостоятельной работы. Отводится время для написания эссе, публичной презентации, отчетов самостоятельной и коллективной работ учащихся, зачетам.
В учебно-тематическом планировании приведены параллельно темы географии и информатики. Содержание программы направлено на приобретения умений в использовании информационных технологий для работы в сети интернет и получения навыков обработки информации при изучении курса социально-экономической географии Ростовской области. Результатом успешного прохождения программы может служить создание собственных продуктов (проектов).

Основное содержание курса с распределением часов по модулям.

модуля

Предметные результаты по информатике

Предметные результаты по географии

Метапредметные результаты обучения

Практическая работа

Самостоятельная работа/ эссе/коференция/зачет

Общее количество часов

1.

Технология обработки графической информации

Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области

Развитие посредством изучения курса познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории, умений взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, представлять себя и результаты своей работы, вести дискуссию.

1

3

4

2.

Технология обработки текстовой информации (Word).

Исторические особенности формирование территории Ростовской области. Особенности природы и её влияния на формирование экономики региона. Крупнейшие и известнейшие  предприятия, отраслевой состав, перспективы развития региона.

4

1

5

3.

Технология обработки числовой информации.

Перспективы развития непроизводственной сферы, характеристика населения Ростовской области

3

4

7

4.

Технология создания мультимедийной информации

Визитная карточка региона, Развитие ключевых межотраслевых комплексов,

2

3

5

5.

Технология создания мультимедийной информации

«Перспективы рекреационной сферы в Ростовской области».


2

3

5

6.

Технология хранения, поиска и сортировки информации

Ростовская область - ведущий регион Южного Федерального округа.

5

0

6

Итого


17

16

33





Содержание учебного материала

Модуль №1 Графический редактор Paint: возможности, интерфейс, инструменты, графические примитивы. Использование средств, графического редактора при изучении темы «Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области». Практическая работа «Обозначение на контурной карте соседей первого и второго порядка Ростовской области». Самостоятельная работа №1 «Обозначение на контурной карте соседей Ростовской области». Самостоятельная работа №2 «Обозначение на контурной карте пограничных государств, морей и крайних точек Ростовской области . Эссе « Соседи и границы: в чем выгода Ростовской области?»

Модуль №2 Microsoft Word: создание, редактирование документа. Работа с рисунками, таблицами, схемами. Использование возможностей приложения Word при изучении тем: «Исторические особенности формирование территории Ростовской области. Особенности природы и её влияния на формирование экономики региона. Крупнейшие и известнейшие  предприятия, отраслевой состав, перспективы развития региона». Практическая работа №1 «Создание, редактирование и форматирование документа «История формирования территории Ростовской области» Практическая работа №2 Создание документа «Особенности природы и её влияния на формирование экономики региона». Практическая работа №3 «Создание таблицы «Крупнейшие и известнейшие предприятия промышленности отраслевой состав региона». Практическая работа №4«Взаимосвязь межотраслевых комплексов региона». Школьная практическая конференция «Инфраструктура Ростовской области: проблемы и перспективы»

Модуль №3 Microsoft Excel: возможности, состав окна, адресация ячеек. Сортировка данных. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Статистическая обработка данных с помощью электронных таблиц при изучении тем «Перспективы развития непроизводственной сферы, характеристика населения Ростовской области». Практическая работа №1«Определение плотности населения, доли городского и сельского населения, основных показателей воспроизводства населения». Практическая работа №2 «Статистическая обработка данных «Этнический состав населения, Ростовской области». Практическая работа №3 «Построение графиков и диаграмм «Показатели населения. Этнический состав населения Ростовской области». Самостоятельная работа №1 «Расчет в электронных таблицах. Построение графиков и диаграмм».

Самостоятельная работа №2« Работа в локальной сети.Определите основные виды рекреационных услуг».

Самостоятельная работа №3«Работа в локальной сети. Построение графикови диаграмм».

Статистический отчет «Основные демографические показатели Ростовской области», создание страницы стат. отчета на сайте проекта.

Модуль №4-5 Microsoft Power Point: возможности, состав окна, принципы работы в программе. Использование анимации в презентациях. Создание презентационных материалов по темам «Визитная карточка региона», «Развитие ключевых межотраслевых комплексов», «Перспективы рекреационной сферы в Ростовской области». Модуль №4 Практическая работа №1«Создание макета презентации «Визитная карточка региона». Практическая работа №2 «Создание мультимедийной презентации «Визитная карточка региона». Самостоятельная работа№1 «Разработка макета презентации «Межотраслевой комплекс». Самостоятельная работа №2«Создание анимации в презентации «Межотраслевой комплекс». Зачет Модуль №5 Практическая работа №1 «Создание макета презентации «Визитная карточка рекреационного хозяйства региона ». Практическая работа №2 «Создание мультимедийной презентации «Визитная карточка рекреационного хозяйства региона».

Самостоятельная работа №1«Разработка макета презентации «Перспективы развития рекреационной сферы в области».

Самостоятельная работа №2 «Создание анимации в презентации «Перспективы развития рекреационной сферы в области». Зачет

Модуль №6 Microsoft Access: возможности, объекты базы данных. Создание геоинформационной модели «Ростовская область - ведущий регион Южного Федерального округа».

Практическая работа №1 «Создание базы данных «Комплексная характеристика районов Ростовской области»

Практическая работа №2«Создание формы, запросов и отчетов к БД «Комплексная характеристика районов Ростовской области».

Практическая работа №3-4«Подготовка к размещению материалов по изучению экономики и населения Ростовской области в свободной wiki среде».

Практическая работа №5«Размещение материалов по изучению экономики и населения Ростовской области в свободной wiki среде».

Представление проекта в рамках проведения недели географии ОУ МОУ СОШ№4 г. Батайска. Размещение материалов проекта на сайте школы.




Учебно-тематическое планирование

Модуль №1. Технология обработки графической информации. Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области.

Графический редактор Paint: возможности, интерфейс, инструменты, графические примитивы. Использование средств, графического редактора при изучении темы «Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области».


Название темы

Задания к практическим работам

Кол часов

Форма деятельности

Созданный

продукт

1.

Возможности графического редактора Paint. Интерфейс программы. Инструменты рисования и графические примитивы. Обеспечение безопасности труда. Практическая работа «Обозначение на контурной карте соседей первого и второго порядка Ростовской области»

На контурной карте «Географическое положение Ростовской области»:

1. Красным цветом выделить границу Ростовской области;

2. Территории соседних с Ростовской областью субъектов выделить желтым цветом;

3. Подсчитать количество пограничных областей и стран;

4. Выделить синим цветом территории субъектов, являющихся соседями второго порядка.

1

пр

Контурная карта «Географическое положение Ростовской области» с цветовым обозначением соседей 1порядка.

2.

Работа с текстом в графическом редакторе. Самостоятельная работа «Обозначение на контурной карте соседей Ростовской области»

На контурной карте «Географическое положение Ростовской области» подписать название субъектов РФ, являющихся соседями Ростовской области первого и второго порядка.

Подготовка к самостоятельной работе. Повторение особенностей географического положения государства.

Задания:

1. На контурной карте красным цветом выделить границу Ростовской области;

2. Территории соседних государств и субъектов выделить желтым цветом и подписать их названия.

1

с

Контурная карта «Географическое положение Ростовской области» с подписями соседей 1 порядка. Подготовка контурной карты «Географическое положение Ростовской области» для самостоятельной работы

3.

Работа с текстом в графическом редакторе Paint. Самостоятельная работа «Обозначение на к/к пограничных государств, морей и крайних точек Ростовской области»


На контурной карте «Географическое положение Ростовской области»:

1.Оотметить четыре крайних точки и определить их координаты.

2. Подписать моря у берегов Ростовской области; определить, бассейнам каких океанов они принадлежат;

3. Выделить черным цветом условные линии, пересекающие территорию Ростовской области.

4. Рассчитать протяженность территории Ростовской области с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

1

с

Заполненная контурная карта «Географическое положение Ростовской области».


4.

Подведение итогов работы над модулем №1. Способы обработки графической информации, перевод информации из графической в текстовую форму, извлечение информации по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы. Осуществление информационного поиска в сети ИНТЕРНЕТ.

Размещение материалов на странице проекта в сети Интернет.

Подготовка эссе:

Используя полученную контурную карту:

1. Определите, какие принципы экономико-географического и политического положения региона можно взять за основу для определения выгодного географического положения для развития экономики.

2. Проранжируйте выбранные принципы, опишите основания для Вашего выбора, приводя не менее двух аргументов.

3. Используя определенные Вами принципы, оцените, соседство с какими субъектами РФ (страной) выгодно для развития экономики Ростовской области.

4. Напишите эссе « Соседи и границы: в чем выгода Ростовской области?»

1

эссе

Эссе « Соседи и границы: в чем выгода Ростовской области?»


Модуль №2 Технология обработки текстовой информации(Word).


Исторические особенности формирование территории Ростовской области. Особенности природы и её влияния на формирование экономики региона. Крупнейшие и известнейшие  предприятия, отраслевой состав, перспективы развития региона.

Приложение Microsoft Word: создание, редактирование документа. Работа с рисунками, таблицами, схемами. Использование возможностей приложения Word при изучении тем: «Формирование территории субъектов Ростовской области. Особенности природы региона. Крупнейшие и известнейшие предприятия».


Название темы

Задания к практическим работам

Кол час

Форма деятельности

Созданный продукт

1

Приложение Microsoft Word: создание, редактирование документа. Практическая работа «Создание, редактирование и форматирование документа «История формирования территории Ростовской области».

Создать текстовый документ в форме реферата «История формирования территории Ростовской области», содержащий следующие разделы: исторические особенности формирования территории региона, данные о территориальной принадлежности субъекта в настоящее время, выводы о значении исторических событий, происходивших на территории Ростовской области, на современный тип хозяйствования и уклад жизни на Дону.


1

пр

Текстовый документ в форме реферата «История формирования территории Ростовской области».

2

Работа с рисунками, вставка рисунков в Word.

Практическая работа Создание документа «Особенности природы и её влияния на формирование экономики региона».».

Создать текстовый документ - портфолио «Книга природы Ростовской области», содержащий следующую текстовую и графическую информацию: рельеф, климат, воды, почвы природные зоны, растительный и животный мир.


1

пр

Текстовый документ - портфолио «Книга природы Ростовской области»

3

Таблицы в текстовом редакторе Word. Практическая работа «Создание таблицы «Крупнейшие и известнейшие предприятия промышленности отраслевой состав региона»

Создать информационную таблицу «Крупнейшие и известнейшие предприятия промышленности отраслевой состав региона», содержащую информацию о перечне производимой продукции, количестве занятых в производстве, объемах производимой продукции по годам и др.

На основе полученных материалов создать ментальную карту «Отраслевой состав предприятий Ростовской области».

1

пр

Информационная таблица «Крупнейшие и известнейшие предприятия промышленности отраслевой состав региона».

Ментальная карта «Отраслевой состав предприятий Ростовской области»


4

Построение схем в текстовом редакторе Word.

Практическая работа «Взаимосвязь межотраслевых комплексов региона».

Составить кластерную схему «Взаимосвязь межотраслевых комплексов региона».

1

пр

Кластерная схема «Взаимосвязь межотраслевых комплексов региона».

5

Подведение итогов работы над модулем №2. Способы обработки графической информации, перевод информации из графической в текстовую форму, извлечение информации по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы. Развитие коммуникативной культуры: умение представлять информацию, отстаивать свою позицию, самостоятельно готовить адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно их использовать.

Размещение материалов на странице проекта в сети Интернет.

Проведение школьной практической конференции «Инфраструктура Ростовской области: проблемы и перспективы»

Представление и защита рефератов, ученических портфолио, информационных таблиц и ментальных, кластерных схем.

1

Пр. к

Проведение школьной практической конференции «Инфраструктура Ростовской области: проблемы и перспективы»



Модуль №3. Технология обработки числовой информации. Перспективы развития непроизводственной сферы, характеристика населения Ростовской области.

Приложение Microsoft Excel: возможности, состав окна, адресация ячеек. Сортировка данных. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Статистическая обработка данных с помощью электронных таблиц при изучении тем: «Непроизводственная сфера и население Ростовской области».


Название темы

Задания к практическим работам

Кол час

Форма деят

Созданный продукт

1

Приложение Microsoft Excel: возможности, состав окна, адресация ячеек. Практическая работа «Определение плотности населения, доли городского и сельского населения, основных показателей воспроизводства населения».

Составить таблицу «Основные показатели населения региона».

1.Найти в Интернете на ресурсе Госстата России (www.gks.ru) сведения, составить таблицу о площади территории всех муниципальных образовании в составе Ростовской области, их численности населения по годам;

2.Составить формулу для расчета плотности средствами Microsoft Excel.

3. Включить в состав таблицы данные о численности городского (сельского) населения, составить формулу для расчета доли городского и сельского населения региона в отдельной ячейке.

4. Составить таблицу «Основные показатели населения региона»

5. На основании (www.gks.ru) информационного источника отобрать основные показатели воспроизводства населения в Ростовской области за период с 1995 по 2011 года.

6. Используя полученные данные составьте график «Основные демографические показатели воспроизводства населения Ростовской области (рождаемость, смертность, естественный прирост)».

7. Проанализируйте полученный график, определите, в каком году показатель естественного прироста в Ростовской области был максимальный и минимальный?

8. Сделайте вывод о зависимости показателей рождаемости и естественного прироста.

9. Какие меры принимаются в регионе для улучшения демографических показателей.


пр

Таблица «Основные показатели населения региона», график «Основные демографические показатели воспроизводства населения Ростовской области (рождаемость, смертность, естественный прирост)»


2

Сортировка данных. Встроенные функции. Практическая работа «Статистическая обработка данных «Этнический состав населения, Ростовской области».

Используя таблицу «Этнический состав населения Ростовской области»:

1. Определить, какое население преобладало на территории Ростовской области по численности в 2000 и 2013 годах;

2. Определить, какие национальности имели наименьшую численность населения в 2000 и 2013 годах;

4)отсортировать данные по убыванию численности населения разных национальностей Ростовской области в 2000 и 2013 годах;

6)сравнить полученные данные и сделайте выводы.

1

пр

Таблица «Этнический состав населения Ростовской области»

3

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа «Построение графиков и диаграмм «Показатели населения. Этнический состав населения Ростовской области»

Используя таблицы «Основные показатели населения региона», и «Этнический состав населения Ростовской области», построить:

1. диаграммы (гистограмма -Численность населения в муниципальных образованиях в составе Ростовской области) ; круговая – доля городского населения; столбчатая – коэффициент рождаемости населения региона);

2.диаграмму и график «Этнический состав населения Ростовской области»

1

пр

Диаграммы «Показатели населения». Диаграмма и график «Этнический состав населения Ростовской области»

4

Самостоятельная работа «Расчет в электронных таблицах. Построение графиков и диаграмм».

Используя информацию о муниципальных образованиях в составе Ростовской области, составить таблицу «Особенности территории и населения Ростовской области», содержащую сведения о площади территории, численности населения и доли городского населения, об этническом составе данного субъекта и крупнейших городах.

Построить картосхему «Крупнейшие города региона».

1

с

Таблица «Особенности территории и населения региона».

Картсхема «Крупнейшие города региона».

5

Самостоятельная работа

« Работа в локальной сети.

Определите основные виды рекреационных услуг.

1.Используя ресурсы сайтов http://www.donrise.ru/ http://www.donland.ru/ определите основные виды рекреационных услуг, которые успешно реализуются на территории Ростовской области. Какие направления для развития этой сферы можете предложить Вы?

2. Подготовьте рекламный буклет по одному из выбранных Вами направлению. В состав рекламного проспекта должны войти: слоган, картосхема проезда от г. Ростова-на –Дону, краткое описание территории (географического объекта), виды предлагаемых услуг, познавательные возможности объекта.

1

с

Рекламный буклет

6

Самостоятельная работа «Работа в локальной сети. Построение графиков и диаграмм»

Используя локальную сеть, обменяться данными таблицы «Особенности территории и населения региона», на основании данных информационного ресурса Госстат России (www.gks.ru) составить единую таблицу, содержащую сведения о площади территории, численности населения, об этническом составе, крупные города данного субъекта и других субъектов Южного Федерального округа. На основе полученной таблицы построить:

  1. объемную гистограмму «Площадь территории субъектов Южного Федерального округа»;

  2. линейчатую диаграмму с субъектами «Численность населения субъектов Южного Федерального округа»;

  3. пирамидальную гистограмму «Этнический состав субъектов Южного Федерального округа»;

  4. график «Крупнейшие города Южного Федерального округа».

1

с

Таблица «Особенности территории и населения региона». Объемная гистограмма «Площадь территории субъектов Южного Федерального округа». Линейчатая диаграмма с областями «Численность населения субъектов Южного Федерального округа».

Пирамидальная гистограмма «Этнический состав субъектов Южного Федерального округа». График «Крупнейшие города Южного Федерального округа».

7

Подведение итогов работы над модулем №3. Способы обработки графической информации, перевод информации из графической вформу статистического отчета, извлечение информации по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы. Размещение рекламных буклетов в сети Интернет.

Подготовка статистического отчета «Основные демографические показатели Ростовской области», создание страницы стат. отчета на сайте проекта.

Представление и размещение индивидуальных рекламных буклетов в сети Интернет.

1

отчет



Модуль №4. Технология создания мультимедийной информации

Визитная карточка региона, Развитие ключевых межотраслевых комплексов.

Приложение Microsoft Power Point: возможности, состав окна, принципы работы в программе. Использование анимации в презентациях.

Создание презентационных материалов по теме «Межотраслевой комплекс».


Название темы

Задания к практическим работам

Кол час

Форма деят

Созданный продукт

1.

Приложение Microsoft Power Point: возможности, состав окна, принципы работы в программе. Практическая работа «Создание макета презентации «Визитная карточка региона».

Создать макет презентации «Визитная карточка региона», содержащий информацию о символике, общей характеристике и достопримечательностях.

1

пр

Макет презентации «Визитная карточка региона»

2.

Использование анимации в презентациях.

Практическая работа «Создание мультимедийной презентации «Визитная карточка региона».

Подготовить презентацию к отчету (редактирование и форматирование текста, рисунков, видеосюжетов, использование анимации для показа слайдов, озвучивание слайдов)

1

пр

Мультимедийная презентация «Визитная карточка региона»

3.

Самостоятельная работа «Разработка макета презентации «Межотраслевой комплекс».

На основе полученных знаний и умений, пользуясь дополнительной литературой, электронными пособиями и Интернетом, создать компьютерную презентацию о межотраслевом комплексе.

План:

1.Хозяйственная функция;

2.Состав, взаимосвязь (схема)

3. факторы размещения (таблица)

4.география размещения (карта в Pain)

5.особенности комплекса

1

с

Макет презентации «Межотраслевой комплекс»

4.

Самостоятельная работа «Создание анимации в презентации «Межотраслевой комплекс».

Подготовить презентацию к демонстрации (анимация, гиперссылки, переходы между слайдами, озвучивание, вставка фото и видеоматериалов).

1

с

Презентация «Межотраслевой комплекс»

5

Подведение итогов работы над модулем №4. Представление и защита мультимедийной презентации

Защита и представление мультмедийной презентации должны соответствовать следующим критериям:

- содержание презентации соответствует плану, представлено логично и удобно для восприятия;

-самостоятельные выводы учащихся иллюстрируют качественно подобранные факты и аргументы;

- все материалы созданы с соблюдением авторских прав;

- презентация характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников;

-элементы дизайна и содержание представляют собой обоснованное единство;

- усиливающее общее впечатление от материалов презентации.

1

зачет



Модуль №5. Технология создания мультимедийной информации «Перспективы рекреационной сферы в Ростовской области».

Приложение Microsoft Power Point: возможности, состав окна, принципы работы в программе. Использование анимации в презентациях. Создание презентационных материалов по темам «Визитная карточка рекреационного хозяйства региона», «Перспективы развития рекреационной сферы в области».


Название темы

Задания к практическим работам

Кол час

Форма деят

Созданный продукт

1.

Приложение Microsoft Power Point: возможности, состав окна, принципы работы в программе. Практическая работа «Создание макета презентации «Визитная карточка рекреационного хозяйства региона ».

Создать макет презентации «Визитная карточка рекреационного хозяйства региона», содержащий общую характеристику рекреационных ресурсов области.

1

пр

Проект презентации «Визитная карточка рекреационного хозяйства региона»

2.

Использование анимации в презентациях.

Практическая работа «Создание мультимедийной презентации «Визитная карточка рекреационного хозяйства региона».

Подготовить презентацию к отчету (редактирование и форматирование текста, рисунков, использование анимации для показа слайдов)

1

пр

Презентация ««Визитная карточка рекреационного хозяйства региона»

3.

Самостоятельная работа «Разработка макета презентации «Перспективы развития рекреационной сферы в области».


На основе полученных знаний и умений, пользуясь дополнительной литературой, электронными пособиями и Интернетом, создать компьютерную презентацию о перспективном развитии рекреационной сферы в области».

План:

1географическое положение.

2. рекреационная функция;

2.состав, взаимосвязь (схема)

3. факторы размещения (таблица)

4.география размещения (карта в Pain)

5.особенности сферы

1

с

Проект презентации «Перспективы развития рекреационной сферы в области».


4.

Самостоятельная работа «Создание анимации в презентации «Перспективы развития рекреационной сферы в области».


Подготовить презентацию к демонстрации (анимация, гиперссылки, переходы между слайдами).

1

с

Презентация «Перспективы развития рекреационной сферы в области».

5.

Подведение итогов работы над модулем №5. Представление и защита мультимедийной презентации

Защита и представление мультмедийной презентации должны соответствовать следующим критериям:

- содержание презентации соответствует плану, представлено логично и удобно для восприятия;

-самостоятельные выводы учащихся иллюстрируют качественно подобранные факты и аргументы;

- все материалы созданы с соблюдением авторских прав;

- презентация характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам,использованием широкого спектра первоисточников;

-элементы дизайна и содержание представляют собой обоснованное единство;

- усиливающее общее впечатление от материалов презентации.

1

зачет





Модуль 6. Технология размещения, поиска и сортировки информации. Ростовская область - ведущий регион Южного Федерального округа. Приложение Microsoft Access: возможности, объекты базы данных. Создание геоинформационной среды для реализации проекта «Принцип пяти «И» или пять элементов социально-экономического развития Ростовской области».


Название темы

Задания к практическим работам

Кол час

Форма деят

Созданный

продукт

1.

Приложение Microsoft Access: возможности, объекты базы данных.

Практическая работа «Создание базы данных «Комплексная характеристика районов Ростовской области»

Создать таблицы «Общая характеристика районов Ростовской области» «Природа районов Ростовской области», «Население районов Ростовской области», «Промышленность районов Ростовской области».

1

пр

Таблицы «Общая характеристика районов Ростовской области», «Природа районов Ростовской области», «Население районов Ростовской области », «Промышленность районов Ростовской области ».

2.

Практическая работа «Создание формы, запросов и отчетов к БД «Комплексная характеристика районов Ростовской области».






Создать и заполнить формы «Общая характеристика районов Ростовской области » «Природа районов Ростовской области », «Население районов Ростовской области », «Промышленность районов Ростовской области »

Создать запросы и отчеты к БД «Комплексная характеристика районов Ростовской области»

1.Получить список районов Ростовской области, у которых площадь территории более 10 тыс. км2. Отсортировать список в алфавитном порядке.

2.Получить список районов Ростовской области, у которых на долю городского населения приходится не более 50%. Отсортировать список в алфавитном порядке.

3.Получить список районов Ростовской области, на территории которых расположены предприятия горнодобывающей промышленности, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, АПК .

1


пр


Формы «Общая характеристика районов Ростовской области » «Природа районов Ростовской области », «Население районов Ростовской области », «Промышленность районов Ростовской области»

Запросы к БД «Комплексная характеристика районов Ростовской области»

Отчеты «Комплексная характеристика районов Ростовской области »

3-4.

Создание геоинформационной среды для изучения Ростовской области. Практическая работа «Подготовка к размещению материалов по изучению экономики и населения Ростовской области в свободной wiki среде».

1. Используя базу данных, презентации, визитные карточки, готовые карты районов Ростовской области структурировать по разделам изучения: природные условия и ресурсы, население, хозяйство, перспективы развития региона (Ростовской области) разместить в свободной wiki среде.

2. Разделить имеющие материалы по видам (тексты, иллюстрации, графики, таблицы и др.).

3.Создать учетную запись на сайте для размещения материалов проекта.

4. Изучить технологию размещения текстовых материалов, изображений, схем в свободной сети интернет.

5. Разделиться на группы по основным направлениям реализации проекта.

2

пр

Подготовка к размещению проекта «Принцип пяти «И» или пять элементов социально-экономического развития Ростовской области».

5.

Практическая работа

«Размещение материалов по изучению экономики и населения Ростовской области в свободной wiki среде».

1. Создать каталога этапов и структуры реализации проекта.

2. Пройти регистрацию для участи в проекте «Принцип пяти «И» или пять элементов социально-экономического развития Ростовской области».

4. Разместить материалы по основным направлениям реализации проекта (групповая работа).

5. Оценить размещенные материалы групп на основе критериев, переложенных учителем.

6. Подобрать каталог схожих ресурсов в сети Интернет, разместить ссылки на эти ресурсы в материалах проекта.

1

пр

Размещение проекта «Принцип пяти «И» или пять элементов социально-экономического развития Ростовской области» области в свободной wiki среде.

6

Подведение итогов работы над модулем №6. Представление материалов проекта в ОУ и сети Интернет

Представление проекта в рамках проведения недели географии ОУ МОУ СОШ№4 г. Батайска. Размещение материалов проекта на сайте школы, анонсирование и представление результатов проекта на ресурсах сетевых образовательных сообществ:

Открытый класс (www.openclass.ru ), Летописи (www. letopisi.ru),

Про школу (www.proshkolu.ru).

1

Школ.

сайт



Учебно-методическое обеспечение

1.В.И.Алексеенко М.И. Мартынова « География Ростовской области»

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

1.компьютер

2.сеть интернет

3.учебные атласы по Ростовской области

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате освоения содержания элективного курса учащиеся получают возможность  совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

Участие в проектной деятельности. Создание собственных продуктов с использованием компьютерных технологий.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Творческое решение практических задач: умение отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ.

Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из сети - интернет, отделение основной информации от второстепенной, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентация результатов в познавательной и практической деятельности.
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Рефлексивная деятельность

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановкам целей, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.)

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Оценивание своих учебных достижений.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Ожидаемые результаты

Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки работы с информационными системами и программными продуктами Microsoft Office, а также для успешного выбора профиля и построения индивидуальной траектории обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разноуровневых группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность.

Система оценивания успешности прохождения курса.

В процессе изучения данного курса выполняется 17(промежуточных) практических работ, 11 самостоятельных работ, а также 1 статистический отчет,1 научно-практическая конференция, готовится эссе, проводятся 2 зачета. После выполнения практических и самостоятельных работ ставится оценка «зачтено» или «не зачтено». Главный результат успешной работы - это создание материалов для участия в сетевом проекте, участие в различных конкурсах учебных исследовательских проектов муниципального, регионального и федерального уровней. В результате создается ученическое портфолио, которое служит инструментом самооценки собственного труда ученика.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

По информатике и ИКТ

По географии

Учащиеся должны знать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

уметь:

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • структурировать текст, использовать в тексте таблицы, изображения; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Учащиеся должны знать

  • основные географические понятия и термины по курсу «Социально-экономическая география Ростовской области»;

  • традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов;

  • численность и динамику населения муниципальных образований Ростовской области, их этнографическую специфику;

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства региона;

  • особенности современного геополитического положения Ростовской области.

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических процессов;

  • применять разнообразные источники географической информации для создания баз данных;

  • составлять комплексную географическую характеристику региона.

Методические рекомендации для учителя

Занятия включают обучающую и практическую части. В процессе обучения учитель кратко объясняет новый материал, ставит задачи, а затем консультирует учащихся в процессе решения этих задач. Содержание практических и самостоятельных заданий формулируется с учетом приобретаемых навыков работы с информацией. В каждом модуле занятия построены следующим образом:

  • Актуализация знания программ Microsoft Office.

  • Выполнение практической работы для получения географической информации из представленных данных, в том числе полученных с использованием сети Интернет (роль преподавателя   консультирующая).

  • Выполнение самостоятельной работы.

  • Отчет по самостоятельной работе включает в себя следующее: написание эссе, представление работ в практической конференции, защита мультимедийных презентаций, размещение материалов проекта в сети Интернет.

Задания предлагаются разного уровня сложности, что позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию, формировать навыки эффективного взаимодействия в групповой работе.

Формы и методы обучения:

  1. По источникам знаний используются словесные, наглядные, практические методы обучения.

  2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа - самостоятельная работа - изложение

  3. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе используются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский методы обучения

  4. По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный методы обучения.





Формы контроля

  1. Цель контроля в данном элективном курсе – не оценка знаний и навыков посредством отметок, а дифференцированный мониторинг качества усвоения полученных знаний и умений.

  2. Основной формой контроля являются отчеты по практическим и самостоятельным  работам, оценка работ с учетом их участия в интернет- проектах, конференциях, конкурсах и предметной неделе. Отчет по работам представляет собой не просто демонстрацию созданного продукта, но и  публичную защиту, включающую: анализ теоретического материала данной темы по географии.

  3. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на компьютере.

  4. Общая аттестационная оценка – «зачтено»/«не зачтено».

Методика реализации образовательного проекта

«Принцип пяти «И» или пять элементов социально-экономического развития Ростовской области»

Инфраструктура.

Модуль №1 Графический редактор Paint: возможности, интерфейс, инструменты, графические примитивы. Использование средств, графического редактора при изучении темы «Особенности ЭГП и ПГП Ростовской области».

Модуль №2 Microsoft Word: создание, редактирование документа. Работа с рисунками, таблицами, схемами. Использование возможностей приложения Word при изучении тем: «Исторические особенности формирование территории Ростовской области. Особенности природы и её влияния на формирование экономики региона. Крупнейшие и известнейшие  предприятия, отраслевой состав, перспективы развития региона».

Институты и Иннициативы

Модуль №3 Microsoft Excel: возможности, состав окна, адресация ячеек. Сортировка данных. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Статистическая обработка данных с помощью электронных таблиц при изучении тем «Перспективы развития непроизводственной сферы, характеристика населения Ростовской области».


Инвестиции и Инновации

Модуль №4-5 Microsoft Power Point: возможности, состав окна, принципы работы в программе. Использование анимации в презентациях. Создание презентационных материалов по темам «Визитная карточка региона», «Развитие ключевых межотраслевых комплексов», «Перспективы рекреационной сферы в Ростовской области».


Реализация принципа пяти «И» в развитии Ростовской области

Модуль №6 Microsoft Access: возможности, объекты базы данных. Создание геоинформационной модели «Ростовская область - ведущий регион Южного Федерального округа».


Критерии для проведения самооценки размещенных в сети материалов.

1) содержание материалов соответствует плану, представлено логично и удобно для восприятия (1-5 баллов);

2) в материалах присутствуют самостоятельные выводы учащихся, которые приводятся на основе конкретных фактов (1-5 баллов);

3) грамотность изложения материалов (1-5 баллов);

4) все материалы созданы с соблюдением авторских прав, присутствуют ссылки на использованные источники (1-5 баллов);

5) наличие гипертекста (1-5 баллов);

6) элементы дизайна, усиливающее общее впечатление от материалов (шрифт, фон, разрешение иллюстраций (1-5 баллов);

7) использование социальных сервисов (1-5 баллов);

8) активность в блоге (1-5 баллов).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!