СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прогрмма по ФГОС. Биология 6 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования.  Образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и наукиРоссийской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология 6 класс"  /М., "Вентана-Граф", 2014г./

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прогрмма по ФГОС. Биология 6 класс.»

Рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и наукиРоссийской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко "Биология 6 класс" /М., "Вентана-Граф", 2014г./

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса биологии.

3. Место курса биологии в базисном учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.

6. Тематическое планирование.

Пояснительная записка

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

• социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятель- ности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Место курса биологии в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Результаты освоения курса биологии

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье- сберегающих технологий;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и со обществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьной самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по ступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к чле нам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• овладение составляющими исследовательской и проект ной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках) , анализировать и оценивать информацию;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и по ступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

• усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и из-менчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

• приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

• формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

• овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

• формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

• освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Учебно-тематическое планирование



Наименование темы

Количество часов

Лабораторные работы

Обобщающие уроки, уроки контроля

1

Наука о растениях — ботаника

4


1

2

Органы растений

8

4

1

3

Основные процессы жизнедеятельности растений


6


1


1

4

Многообразие и развитие растительного мира

10

1

1

5

Природные сообщества

4


1

Три урока отводится на стартовую, рубежную и итоговую контрольные работы.

Содержание учебной программы 6 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)

Содержание разделов программы

Основное содержание по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч)

Многообразие растений, принципы их классифика­ции. Усложнение растений в процессе эволюции

Царство Растения. Внешнее строе­ние и общая характеристика расте­ний.

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегета­тивные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения расте­ний. Семенные и споровые расте­ния. Наука о растениях — ботаника

Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представите­лей царства Растения.

Давать определение науке ботанике. Описывать историю развития науки о расте­ниях.

Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использова­ния растений человеком.


Система и эволюция орга­нического мира. Взаимосвязи организмов и окру­жающей среды. Методы изу­чения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Многообразие жизненных форм растений.

Представление о жизненных фор­мах растений, примеры. Связь жиз­ненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отли­чительных свойств наиболее круп­ных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав.

Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.

Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.

Клеточное строение орга­низмов. Клетки растений. Половое размножение. Рост и развитие организ­мов.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Клетка как основная структурная еди­ница растения. Строение раститель­ной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка — живая система. Особенности растительной клетки.

Приводить примеры одноклеточных и много­клеточных растений.

Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизне­деятельности клетки.

Обобщать знания и делать выводы о взаимо­связи работы всех частей клетки.

Находить отличительные признаки расти­тельной клетки.

Клетки, ткани и органы рас­тений. Отличительные при­знаки живых организмов.

Ткани растений.

Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, про­водящая, механическая. Причины

появления тканей. Растение как це­лостный живой организм, состоя­щий из клеток и тканей.

Давать определение ткани.

Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функ­ций тканей.

Объяснять значение покровных тканей в жиз­ни растения.

Характеризовать особенности строения и функ­ции основной ткани.




Обобщение и систематизация зна­ний по материалам темы 1.

Обобщать и систематизировать знания по те­ме 1, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного мате­риала.


Тема 2. Органы растений (8 ч)

Размножение организмов. Органы растений. Рост и развитие организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Семя, его строение и значение.

Семя как орган размножения рас­тений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Дву­дольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни чело­века.



Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли»

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зароды­шем семени.

Описывать стадии прорастания семян. Называть отличительные признаки семян дву­дольных и однодольных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.

Проводить наблюдения, фиксировать резуль­таты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра­щения с лабораторным оборудованием.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Сре­да — источник веществ, энергии и информации.

Условия прорастания семян.

Значение воды и воздуха для про­растания семян. Запасные питатель­ные вещества семени. Температур­ные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян.

Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.

Приводить примеры зависимости прораста­ния семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдель­ных культур.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Мето­ды изучения живых орга­низмов: наблюдение, изме­рение, эксперимент.

Корень, его строение и значение

Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: ко­нус нарастания, всасывания, прове­дения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения кор­ней. Значение корней в природе.

Различать и определять типы корневых сис­тем на рисунках, гербарных экземплярах, на­туральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функ­ций частей корня.

Объяснять особенности роста корня.





Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»

Проводить наблюдения за изменениями в вер­хушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.

Проводить наблюдения и фиксировать их ре­зультаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра­щения с лабораторным оборудованием.

Клетки, ткани и органы

растения. Рост и развитие

растений. Методы изуче-

ния живых организмов:

наблюдение, измерение,

эксперимент.

Побег, его строение и развитие.

Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.









Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генера­тивных почек».

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вегетативных и гене­ративных почек.

Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.

Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения.

Сравнивать побеги разных растений и нахо­дить их различия.

Изучать строение почек на натуральных объ­ектах, делать выводы.

Соблюдать правила работы в кабинете био­логии, работы с лабораторным оборудова­нием.


Клетки, ткани и органы растения. Рост и развитие растений

Лист, его строение и значение.

Внешнее строение листа. Внутрен­нее строение листа: кожица, мякоть, жилки. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значе­ние листа для растения: фотосин­тез, испарение, газообмен. Листо­пад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев

Определять части листа на гербарных экземп­лярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функ­ций листа.

Характеризовать видоизменения листьев у рас­тений.

Рост и развитие. Органы растений. Методы изуче­ния живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Стебель, его строение и значение.

Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение: дре­весина, сердцевина, камбий, кора, луб, корка. Функции стебля. Видоиз­менения стебля у надземных и под­земных побегов (корневище, клу­бень, луковица).

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Описывать внешнее строение стебля, приво­дить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и под­земных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Изучать и описывать строение подземных по­бегов, отмечать их различия.

Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обра­щения с лабораторным оборудованием.

Органы растений. Рост, развитие и размножение растений

Цветок, его строение и значение.

Цветок как видоизменённый укоро­ченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цвет­ка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цвет­ке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотво­рения. Типы опыления (перекрёст­ное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление.

Определять и называть части цветка на рисун­ках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на ри­сунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодо­творения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опы­ления.

Половое размножение. Органы растений. Взаимо­связи организмов и окру­жающей среды.

Плод. Разнообразие и значение плодов.

Строение плода. Разнообразие пло­дов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в приро­де и в жизни человека.

Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифициро­вать их по рисункам, фотографиям, натураль­ным объектам.

Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Обобщение и систематизация зна­ний по материалам темы 2.

Обобщать и систематизировать знания по те­ме 2, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного мате­риала.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Процессы жизнедеятель­ности: питание, фотосин­тез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Взаи­мосвязи организмов и окру­жающей среды

Минеральное питание растений и значение воды.

Вода как необходимое условие ми­нерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков.

Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение ми­нерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде.

Объяснять роль корневых волосков в меха­низме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жиз­ни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного пита­ния растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспо­собленности к воде растений разных экологи­ческих групп.

Процессы жизнедеятель­ности: питание, фотосин­тез. Взаимосвязь организ­мов и окружающей среды. Роль человека в биосфере.

Воздушное питание растений — фотосинтез.

Условия образования органических веществ в растении. Зелёные расте­ния — автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосин­тезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете.

Процессы жизнедеятельно­сти: питание, фотосинтез, дыхание, обмен веществ. Роль дыхания в жизнедея­тельности клетки и орга­низма.

Дыхание и обмен веществ у расте­ний.

Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика про­цессов дыхания и фотосинтеза. Об­мен веществ в организме как важней­ший признак жизни. Взаимосвязь.

Определять сущность процесса дыхания у рас­тений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыха­ния и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодо­творение. Рост и развитие организмов.

Размножение и оплодотворение у растений.

Размножение как необходимое свой­ство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое раз­множение — вегетативное и размно­жение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенно­сти оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворе­ние. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина.

Характеризовать значение размножения жи­вых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бес­полого размножения.

Объяснять биологическую сущность полово­го размножения.

Называть основные особенности оплодотво­рения у цветковых растений.

Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Размножение. Бесполое размножение. Методы изу­чения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Вегетативное размножение расте­ний и его использование челове­ком.

Особенности вегетативного раз­множения, его роль в природе. Ис­пользование вегетативного раз­множения человеком: прививки,

культура тканей.





Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных расте­ний»

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы и приёмы ра­боты в процессе вегетативного размножения растений.

Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях.



Формировать умения проведения черенкова­ния в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра­щения с лабораторным оборудованием.

Рост и развитие организмов. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Взаимосвязи организмов

и окружающей среды.

Рост и развитие растений.

Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений.

Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические фак­торы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жиз­недеятельность растений.



Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 3.

Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития.

Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Обобщать и систематизировать знания по теме 3, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения од­ноклассников по усвоению учебного материала.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

Многообразие растений, принципы их классифика­ции. Вид — основная систе­матическая единица.

Систематика растений, её значе­ние для ботаники.

Происхождение названий отдель­ных растений. Классификация рас­тений. Вид как единица классифи­кации. Название вида. Группы цар­ства Растения. Роль систематики в изучении растений

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о дея­тельности К. Линнея и роли его исследова­ний в биологии.

Водоросли. Разнообразие организмов. Значение рас­тений в природе и жизни человека.

Водоросли, их многообразие в при­роде.

Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей.

Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значе­ние водорослей в природе. Исполь­зование водорослей человеком.

Выделять и описывать существенные призна­ки водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербар- ных материалах.

Сравнивать водоросли с наземными расте­ниями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у однокле­точных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорос­лей в природе и для человека.

Усложнение растений в процессе эволюции. Многообразие растений, принципы их классификации.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека.









Лабораторная работа № 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений».

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.

Называть существенные признаки мхов.

Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Характеризовать признаки принадлежности

моховидных к высшим споровым растениям.

Объяснять процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.

Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований.

Соблюдать правила работы в кабинете, обра­щения с лабораторным оборудованием.

Усложнение растений в про­цессе эволюции. Значение растений в природе и жиз­ни человека.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.

Характерные черты высших споро­вых растений. Чередование полово­го и бесполого размножения в цик­ле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевид­ные, Папоротниковидные, их значе­ние в природе и жизни человека

Находить общие черты строения и размноже­ния плаунов, хвощей, папоротников, черты их отличия.

Сравнивать особенности строения и размно­жения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном строении папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезаю­щих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнооб­разии и роли высших споровых растений в при­роде.

Рост, развитие и размноже­ние растений. Голосемен­ные. Основные раститель­ные сообщества.

Отдел Голосеменные. Общая харак­теристика и значение.

Общая характеристика голосемен­ных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосемен­ных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории Рос­сии. Их значение в природе и жиз­ни человека.

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени, нахо­дить преимущества.

Объяснять процессы размножения и разви­тия голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональ­ной деятельности человека для жизни голосе­менных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России.

Усложнение растений в про­цессе эволюции. Покрыто­семенные растения, прин­ципы их классификации. Охрана редких и исчеза­ющих видов растений.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Особенности строения, размноже­ния и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрыто­семенных по сравнению с голосемен­ными, лучшая приспособленность к различным условиям окружаю­щей среды. Разнообразие жизнен­ных форм покрытосеменных. Ха­рактеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охра­на редких и исчезающих видов.

Выявлять черты усложнения организации по­крытосеменных.

Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленно­сти покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные призна­ки строения однодольных и двудольных рас­тений.

Объяснять причины использования покрыто­семенных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраня­емых видах покрытосеменных растений.

Разнообразие организмов. Важнейшие сельскохозяй­ственные культуры. Ядови­тые растения. Роль челове­ка в биосфере.

Семейства класса Двудольные

Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Кресто­цветные, Паслёновые, Сложно­цветные. Отличительные призна­ки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяй­ственные культуры.

Выделять основные признаки класса Двудоль­ные.

Описывать отличительные признаки семейств класса.

Распознавать представителей семейств на ри­сунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли рас­тений класса Двудольные в природе и в жизни человека.

Разнообразие организмов. Охрана редких и исчеза­ющих видов растений. Важнейшие сельскохозяй­ственные культуры.

Семейства класса Однодольные

Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличи­тельные признаки. Значение в при­роде, жизни человека. Исключи­тельная роль злаковых растений

Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Дву­дольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Приводить примеры охраняемых видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практиче­ском использовании растений семейства Одно­дольные, о значении злаков для живых орга­низмов.

Эволюция растений. Резуль­таты эволюции: многооб­разие видов, приспособлен­ность организмов к среде обитания. Охраняемые виды.

Историческое развитие раститель­ного мира.

Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Вы­ход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к назем­ному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов.


Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Описывать основные этапы эволюции орга­низмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности расте­ний к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчеза­ющих видах растений.

Система и эволюция орга­нического мира. Охраня­емые виды. Значение рас­тений в природе и жизни человека. Роль человека в биосфере.

Многообразие и происхождение культурных растений.

История происхождения культурных растений. Значение искусственно­го отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение расте­ний. Сорные растения, их значение.







Дары Старого и Нового Света

Дары Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового (картофель, томат, тыква) Света.

История и центры их появления.

Значение растений в жизни человека.







Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 4

Называть основные признаки отличия куль­турных растений от дикорастущих. Объяснять способы расселения растений по земному шару.

Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Характеризовать роль сорных растений в при­роде и жизни человека.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.



Называть родину наиболее распространённых культурных растений (пшеницы, ржи, картофеля, капусты, тыквы, томата, банана и др.).

Объяснять причины вхождения картофеля в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России.

Называть причины широкого использования человеком злаковых растений — пшеницы, ржи и ячменя.

Характеризовать значение растений в жизни человека.



Обобщать и систематизировать знания по теме 4, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного мате­риала.

Тема 5. Природные сообщества (4 ч)

Экосистемная организация живой природы. Экосис­тема. Круговорот веществ и превращения энергии.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Су­качёв о структуре природного сооб­щества и функциональном участии живых организмов в нём. Кругово­рот веществ и поток энергии как главное условие существования при­родного сообщества. Совокупность живого населения природного сооб­щества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.

Объяснять сущность понятия «природное со­общество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звень­ев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и пото­ка энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.

Характеризовать влияние абиотических фак­торов на формирование природного сообще­ства.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообще­ствах России.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Экосистемная организация

живой природы.

Экскурсия

«Весенние явления в жизни экосис­темы (лес, парк, луг, болото)».

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе.

Результаты эволюции: мно­гообразие видов, приспо­собленность организмов к среде обитания. Взаимо­связи организмов и окружа­ющей среды.


Совместная жизнь организмов в при­родном сообществе.

Ярусное строение природного со­общества — надземное и подземное. Условия обитания растений в био­геоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных со­обществ.

Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности расте­ний к существованию в условиях яруса. Работать в паре: приводить примеры взаимо­действия живых организмов при совместном обитании в природном сообществе. Объяснять целесообразность ярусности в жиз­ни живых организмов.

Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции.

Смена природных сообществ и её причины.

Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.


Объяснять причины смены природных сооб­ществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутренними причинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов.

Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.


Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 5.

Обобщать и систематизировать знания по теме 5, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.

Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного мате­риала.


Итоговый контроль



Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 6 класса.

Выявление уровня сформированности основных видов

учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса.

Использовать учебные действия для формулировки ответов.

Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения.

Объяснять строение и функции органов и сис­тем органов растений.

Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельно­сти растительных организмов и существова­ния экосистем.

Излагать свою точку зрения на необходи­мость принятия мер по охране растительного мира.

Выбирать задание на лето, анализировать его содержание.







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение (1 час).

Наука о растениях — ботаника (4 ч)

1

Царство Растения. Внешнее строе­ние и общая характеристика расте­ний.

§1

08.09-12.09

2

Многообразие жизненных форм растений.

§2

15.09-19.09

3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

§3

22.09-26.09

4

Ткани растений.

§4

29.09-03.10

Органы растений (8 ч)

5.

Семя, его строение и значение.

Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли»

§5

06.10-10.10

6.

Условия прорастания семян.

§6

13.10-17.10

7.

Корень, его строение и значение

Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка»

§7

20.10-24.10

8.

Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек».

§8

27.10-31.10

9.

Лист, его строение и значение.


§9

10.11-14.11

10.

Стебель, его строение и значение.

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

§10

17.11-21.11

11.

Цветок, его строение и значение.


§11

24.11-28.11

12.

Плод. Разнообразие и значение плодов.


§12

01.12-05.12

Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

13.

Минеральное питание растений и значение воды.

§13

8.12-12.12

14.

Воздушное питание растений — фотосинтез.


§14

15.12-19.12

15.

Дыхание и обмен веществ у растений.


§15

22.12-26.12

16.

Размножение и оплодотворение у растений.


§16

12.01-16.01

17.

Вегетативное размножение расте­ний и его использование челове­ком.

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных расте­ний»

§17

19.01-23.01

18.

Рост и развитие растений.


§18

19.01-23.01

Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

19.

Систематика растений, её значение для ботаники.


§19

02.02-06.02

20.

Водоросли, их многообразие в природе.


§20

09.02-13.02

21.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».

§21, 22

16.02-20.02

22.

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика.


§23

23.02-27.02

23.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.


§24

02.03-06.03

24.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.


§24

09.03-13.03

25.

Семейства класса Двудольные.


§25

16.03-20.03

26.

Семейства класса Однодольные.


§26

30.03-03.04

27.

Историческое развитие растительного мира.


§27

06.04-10.04

28.

Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света.

§28, 29

13.04-17.04

Природные сообщества (4 ч)

29.

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.


§30

20.04-24.04

30.

Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы».



27.04-01.05

31.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе.


§31

04.05-08.05

32.

Смена природных сообществ и её причины.

§32

11.05-15.05

33.

34.

35.

Стартовый, рубежный и итоговый контроль


18.05-22.05



Практическая часть программы:

Лабораторные работы


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1


Тема: Изучение строения семени фасоли.

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование:

  1. Лупа ручная, препаровальная игла.

  2. Боб фасоли с семенами.

  3. Набухшие семена фасоли.

Ход работы:

  1. Рассмотрите плоды фасоли – бобы. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена – фасолины.

  2. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.

  3. Найдите рубчик и семявход.

  4. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (предварительно намочите его, чтобы семя набухло).

  5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.

  6. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

  7. Зарисуйте семя и надпишите его части.

  8. Сделайте вывод, ответив на вопрос: почему фасоль относят к двудольным растениям?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2


Тема: Строение корня у проростка тыквы.

Цель: Изучить внешнее строение корня.

Оборудование:

  1. Лупа ручная.

  2. Проросшее семя тыквы (или редиса, гороха).

Ход работы:

  1. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (или фасоли, гороха). Отметьте его длину, толщину и окраску.

  2. Определите тип корневой системы.

  3. Рассмотрите под лупой главный корень.

  4. Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.

  5. Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски.

  6. Зарисуйте корень и надпишите виды корней.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3



Тема: Строение вегетативных и цветочных почек.

Цель: изучить внутреннее строение почек.

Оборудование и материалы:

1.Лупа ручная

2.препаровальная игла

3.пинцет

4.скальпель.

5. Годичные побеги с почками (сирень, смородина черная).

Ход работы:

1. Рассмотрите на побеге боковые и верхушечные почки. Опишите внеш¬ний вид почек (форму, окраску), отметьте их размеры.

2. Отделите от побега одну почку. Разрежьте ее вдоль. Положите разре¬занные части на предметное стекло.

3. Пользуясь лупой и рисунком учебника, найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебель. Определите, какую почку вы рассматриваете — вегетативную или генеративную.

4. Рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Опишите, чем они отличаются друг от друга.

5. Сделайте схематический рисунок строения почки и подпишите ее части.

6. Сделайте вывод, почему почку называют зачаточным побегом.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4


Тема:«Внешнее строение луковицы, клубня, корневища»

Цель: изучить строение подземных побегов.

Оборудование и материалы:

1.лупа ручная

2. препаровальная игла

3. семь спичек и нитка

4.луковица лука репчатого

5.клубень картофеля

6. гербарный экземпляр корневищного растения (пырей).

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение луковицы. Разрежьте луковицу на две половины, рассмотрите внутреннее строение луковицы. Найдите у луковицы стебель и листья.

Зарисуйте в тетради строение луковицы, подпишите на рисунке почку, донце, кожистую и мясистую чешую.

Ответьте на вопросы:

Что такое чешуя? Какую функцию выполняет чешуя?

Вывод: Так как в строении луковицы можно различить …, то значит, луковица – видоизмененный побег.


2. Рассмотрите внешнее строение клубня. Найдите верхушку, глазки, основание. Воткните в глазки спички и протяните по ним нитку, начиная с верхушки. Вы увидите, что глазки расположены по спирали.

Ответьте на вопрос:

Что представляют собой глазки?

Разрежьте клубень картофеля на две половины, рассмотрите внутреннее строение клубня. Зарисуйте в тетради внешнее и внутреннее строение клубня, подпишите на рисунках глазки, кожицу, луб, камбий, древесину и сердцевину.

Вывод: Так как в строении клубня можно различить…, то значит, клубень – видоизмененный побег.


3. Рассмотрите пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

Зарисуйте корневище в тетради и подпишите найденные органы.

Вывод: Так как в строении корневища можно различить…, то значит, корневище – видоизмененный побег.


Ответьте на вопрос:

Как отличить корневище от корня?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5


Тема: "Черенкование комнатных растений"

Цель: научиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков

Оборудование и материалы:

комнатные растения (традесканция, колеус, бегония, сансевьера, сентполия и др.).

Ход работы:


1. Внимательно осмотрите побеги традесканции, колеуса, бегонии. Обратите внимание, что придаточные корни появляются раньше всего

около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом. Разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист;

поставьте черенки на 1/3 в воду.

2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в воду (неглубоко).

3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в воду (неглубоко). Не спутайте верх и низ черенков!


Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 – 2 см) и сделайте

вывод.

Наблюдения за развитием корней записывайте в таблицу:


Растение

Дата

черенкования

Дата появления

первого корня

Дата развития корней

длиной 1,5 – 2 см

Дата посадки

в почву












ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6


Тема: «Изучение внешнего строения моховидных растений»

Цель: познакомиться с внешним строением зеленых и белых

мхов, научиться их сравнивать.

Оборудование:

1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;

2) лупа и микроскоп;

Ход работы:

1. Изучите особенности строения кукушкиного льна – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.

2. Изучите строение коробочки. Снимите колпачок.

3. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой.

4. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.

5. Рассмотрите сфагнум. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.

6. На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет.


Оформление результатов: зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части.

Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума.


Учебно-методическое обеспечение:


литература для учащихся:

  1. Учебник: 1. Биология. 6 класс (авт. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.); (М., "Вентана-Граф", 2013г.)

  2. Рабочая тетрадь по биологии: растения, бактерии, грибы, лишайники

(в двух частях). Пономарева И.Н. и др. - М., изд. центр "Вентана-Граф", 2010 г.

  1. "Книга для чтения по ботанике" (сост. Д.И. Трайтак") М., "Просвещение", 1985 г.

  2. Экология растений Учебное пособие 6 класс. Автор: Былова А.М., Шорина Н.И.

  3. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;

  4. Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;

  5. Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;

  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.;

  7. Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с.;

  8. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с.;

  9. Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. - 556с.;

  10. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;

  11. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил.




литература для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

  2. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  3. -Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор: Корнилова Ольга, Кучменко Валерия, Пономарева Ирина. Издательство: Вентана-Граф, 2014

  4. -Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: 6 класс: Методическое пособие. Автор:Пономарева И.Н. Издательство: Вентана-Граф

  5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Автор Калинова Г. С. Издательство «Интеллект-центр», 2005

  1. Беркинблит М.Б., Чуб В.В. "Биология - 6 кл." (экспериментальный учебник) М., изд. "Вентана-Граф", 1993 г.

  2. Генкель П.А. "Физиология растений", М., "Просвещение", 1985 г.

  3. Медников Б.М. "Биология: формы и уровни жизни", М., "Просвещение", 1997г.

  4. Розенштейн А.М "Самостоятельные работы учащихся по биологии: растения", М., «Просвещение», 1988г.

  5. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. "Биологический эксперимент в школе" (М., "Просвещение", 1990 г.)

  6. Петров В.В "Растительный мир нашей родины" (М., "Просвещение", 1991 г.)

  7. Демьяненков Е.Н. "Биология в вопросах и ответах" (М., "Просвещение", 1996г.)

  8. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. "Занимательная ботаника" (М., "АСТ-Пресс", 1999 г.)

  9. Боброва Н.Г "Эта увлекательная ботаника" (Самара, 1994 г.)



Интернет-ресурсы по курсу «Растения»


  1. http://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st000.shtml Статьи о растениях и онлайн-библиотека, с энциклопедиями и справочниками, так или иначе с растениями связанными. Растения, занесенные в Красную Книгу, лекарственные растения (в том числе атлас ареалов распространения), занимательная ботаника, работы Мичурина, содержание и разведение кактусов, съедобные растения и другое.

  2. http://www.ecosystema.ru/07referats/pchelkin/poplich15.htm

  3. http://www.flowers.bitrix.ru/catalog/default.asp?SHOWALL=1&CID=615#nav_start Классификатор растений

  4. http://flower-s.narod.ru/html/guest.html интернет-проект, посвященный цветам

  5. http://www.lapshin.org/club/plants.htm Московский клуб комнатного цветоводства

  6. http://www.college.ru/biology Биология в Открытом колледже

  7. http://www.herba.msu.ru ботанический сервер Московского университета

  8. http://www.floranimal.ru портал о растениях и животных

  9. http://www.forest.ru все о росийских лесах

  10. http://plant.geoman.ru Занимательно о ботанике. Жизнь растений

  11. http://www.lesis.ru/herbbook/


Электронные издания:


  1. Электронный атлас для школьника Данная программа создана на базе известной серии атласов по ботанике и зоологии, разработанных сотрудниками Зоологического института РАН д. б. н. В. Р. Дольником, д. б. н. М. А. Козловым и И. В. Черепановым. Издательство: Новый Диск 2004г.

  2. 1С:Школа. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: ЗАО «1С», ИД «Вентана-Граф», 2006.

  3. Просвещение: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: ЗАО «Просвещение-Медиа», ЗАО «Новый Диск», 2005.

  4. Биология. Растительный мир. Биология в школе. Электронные уроки и тесты. – М.: ЗАО «Просвещение-Медиа», ЗАО «Новый Диск», 2006.