Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии 6 класса составлена на основе : Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
-. Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» ( 6-7 классы);
- Авторской программы по географии 6-10 классы ( под редакцией И.В. Душиной. – М.: Дрофа,2006.
-Рекомендаций по преподаванию курса «Брянский край» в 6 классе ( Приказ Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 23.03.2012г.№552) и тематического планирования Л.И.Ахромеева по предмету «География родного края».
Начальный курс географии – первый среди систематических курсов этой дисциплины.
Главная цель курса- формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку;
Школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего карты.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний ( в форме представлений), которые будут использованы в дальнейшем при изучении географии.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ для обязательного изучения учебного предмета «География» отводит в 6 классе один час в неделю, ещё один час в неделю перенесен в региональный компонент. Базисный учебный план Брянской области рекомендует 0,5 этого часа включить в « Начальный курс географии» для проведения практических работ по темам начального курса с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности; 0,5 часа (17 час) отводится на курс «География родного края».
Количество часов: всего – 53 часа – География. Начальный курс.
17 час.-- География Брянского края.
Практических работ – 16, из них оценочных-10
Оценочные практические работы.
Топографический диктант.
Ориентирование на местности.
Чтение плана местности.
Построение простейшего плана местности.
Определение по карте направлений и географических координат.
Обозначение на контурной карте объектов рельефа местности.
Описание географического положения равнин и гор.
Организация наблюдений за элементами погоды. Описание погоды своей местности.
Построение графиков хода температуры воздуха.
Описание природного комплекса своей местности.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работа с контурными картами.
Курс «География Брянского края» изучается в четвертой четверти, после изучения Начального курса географии , ходе которого учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиям предмета
Содержание тем учебного курса
Введение ( 1час.)
География как наука, Земля- планета Солнечной системы. Развитие географических знаний о Земле.
Практические работы на местности.
Наблюдение за погодой; сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира,
Определение форм поверхности и характера залегания горных пород, особенности вод и их использование,
Раздел 11. Виды изображений земной поверхности. ( 11 час .)
Тема: План местности (5час,)
Понятие о плане местности, Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Масштаб, Способы построения планов местности. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей рельефа на плане.
Тема: Географическая карта ( 6 час.)
Форма и размеры Земли. Глобус – модель Земли. Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте,. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходство и различие плана местности и карты. Значение карт в деятельности человека. Новые виды изображения местности; аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Практические работы.
Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.
Топографический диктант .
Построение простейших планов местности.
Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, высот.
Определение по картам географических координат точек и обозначение на карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам.
Раздел111. Природа Земли. Оболочки Земли. (38 час).
Тема: Литосфера (9час).
Внутреннее строение Земли. Земная кора_ верхняя часть литосферы. Горные породы и минералы. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания горных пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.
Практические работы.
Определение горных пород по образцам ( в том числе и пород своей местности ).
Определение по карте географического положения , высоты гор и равнин, высоты и географических координат отдельных вершин, нанесение на контурную карту объектов литосферы.
Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма
Описание рельефа своей местности.
Тема: Гидросфера (11 час).
Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы, Суша в океане: острова и полуострова. Свойства вод мирового океана. Динамика вод : ветровые волны, цунами, течения. Органический мир океана, Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки, Речная система, бассейн, водораздел, Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные, Пороги и водопады, Питание рек, Режим рек. Реки и человек.
Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Охрана вод от загрязнения, Воды своей местности.
Практические работы.
Тема: Атмосфера. (11 час).
Атмосфера, её состав, строение, значение, Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Суточный ход температур. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Влажность воздуха, Атмосферные осадки. Погода, причины изменения погоды.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли. Дни равноденствий и солнцестояний. Полярные круги и тропики. Климатообразующие факторы.
Охрана атмосферы. Погода и климат своей местности.
Практические работы.
Работа с календарем погоды.
Построение графика хода температур за месяц.
Построение розы ветров по календарю погоды.
Наблюдение за облаками и облачностью.
Описание погоды своей местности.
Тема: Биосфера. (3час).
Биосфера, её границы. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны. Природные комплексы. ПК своей местности. Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, как особое природное образование.
Практические работы .
Тема: Население Земли.( 3час)
Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человечество- как часть биосферы. Население своей местности.
Влияние природы на жизнь людей. Стихийные природные явления.
Экскурсии(3час) Изучение рельефа своей местности.
География Родного края (17 час)
Физико-географическое положение, Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф.
Особенности климата, Сезоны года. Особенности погоды.
Реки. Озёра и искусственные водоёмы. Болота и подземные воды.
Почвы.
Растительный мир. Животный мир Естественные и антропогенные ландшафты.
Охраняемые природные территории и объекты. Современная экологическая обстановка.
Население.
Календарно – тематическое планирование
| |
№ урока | Тема урока | К-во час. | Дата | Примечание |
План | Факт. |
| Раздел1. Введение (1 час.) | | | | |
1 | География как наука Развитие географических знаний о Земле | 1 1 | | | |
| Раздел11.Виды Изображений поверхности земли. (11 час) Тема . План местности (5 час). | | | | |
2 | Понятие о плане местности | 1 | | | |
3 | Масштаб. Практическая работа №1 | 1 | | | |
4 | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №2 | 1 | | | |
5 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. Практическая работа №3 | 1 | | | |
6 | Составление простейших планов местности. Практическая работа №4 Составление планов школьного двора | 1 | . | | |
| | | | | |
| Тема. Географическая карта (6 час). | | | | |
| | | | | |
7 | Форма и размеры Земли | 1 | | | |
8 | Географическая карта | 1 | | | |
9 | Градусная сеть на глобусе и карте Географическая широта | 1 | | | |
10 | Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа№5 Географические координаты. Географические координаты своей местности. | 1 | | | |
11 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | | | |
12 | Значение планов местности и географических карт | 1 | | | |
| Раздел 111. Природа Земли. Оболочки Земли Тема. Литосфера (9 час.) | 38ч
| | | |
13 | Строение Земли | 1 | | | |
14 | Горные породы и минералы | 1 | | | |
15 | Движения земной коры | 1 | | | |
16 | Вулканы. Гейзеры , горячие источники | 1 | | | |
17 | Рельеф суши. Горы. | 1 | | | |
18 | Равнины суши Рельеф своей местности. | 1 | | | |
19 | П/р№6. Описание географического положения равнин и гор | 1 | = | | |
20 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | | | |
21 | Обобщающий урок по теме «Литосфера» | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема Гидросфера (11 час) | | | | |
| | | | | |
22 | Вода на Земле. | 1 | | | |
23 | Части Мирового океана | 1 | | | |
24 | Свойства вод Мирового океана | 1 | | | |
25 | Движение воды в океане. Волны | 1 | | | |
26 | Океанические течения | 1 | | | |
27 | Воды суши. Подземные воды. | 1 | | | |
28 | Реки.Речные системы | 1 | | | |
29 | Реки . Режим и питание. Практическая работа №7. | 1 | | | |
30 | Озера. Ледники .Воды своей местности. | 1 | | | |
31 | Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы. | 1 | | | |
32 | Обобщение темы «Воды суши» | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Атмосфера ( 11 час.) | | | | |
| | | | | |
33 | Атмосфера. Строение, значение, изучение. Практическая работа №8 | 1 | | | |
34 | Температура воздуха. | 1 | | | |
35 | Годовой ход температуры. Практическая работа№9. | 1 | | | |
36 | Атмосферное давление | 1 | | | |
37 | Ветер | 1 | | | |
38 | Водяной пар в атмосфере. Облака | 1 | | | |
39 | Атмосферные осадки | 1 | | | |
40 | Погода. Практическая работа №8 | 1 | | | |
41 | Климат | 1 | | | |
42 | Распределение тепла и света на Земле | 1 | | | |
43 | Причины , влияющие на климат. | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Биосфера (3 час.) | | | | |
| | | | | |
44 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. Природные зоны Земли. Природная зона нашей местности. | 1 | | | |
45 | Организмы в Мировом океане | 1 | | | |
46 | Воздействие организмов на Земные оболочки Почва, как особое природное образование | 1 | | | |
| Тема: Взаимосвязи земных оболочек ( 1 час) | | | | |
47 | Природные комплексы. Географическая оболочка. | 1 | | | |
| | | | | |
| Тема: Население земли. ( 3час.) | | | | |
| | | | | |
48 | Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли | 1 1 | | | |
49 | Основные типы населенных пунктов Человек - как часть биосферы.. | 1 1 | | | |
50 | Влияние природы на жизнь людей. Стихийные природные явления | 1 | | | |
| | | | | |
51 | Экскурсия. Изучение рельефа своей местности | 1 | | | |
52 | Экскурсия: Изучение вод своей местности. | 1 | | | |
53 | Экскурсия. Описание природных комплексов своей местности. П\р №10 | 2 | | | |
| География родного края | 17час | | | |
54 | Физико-географическое положение | 1 | | | |
55 | Особенности геологического строения | 1 | | | |
56 | Полезные ископаемые | 1 | | | |
57 | Рельеф | 1 | | | |
58 | Особенности климата | 1 | | | |
59 | Сезоны года | 1 | | | |
60 | Особенности погоды | 1 | | | |
61 | Реки | 1 | | | |
62 | Озера и искусственные водоёмы | 1 | | | |
63 | Болота и подземные воды | 1 | | | |
64 | Почвы | 1 | | | |
65 | Растительный мир | 1 | | | |
66 | Животный мир | 1 | | | |
67 | Естественные и антропогенные ландшафты | 1 | | | |
68 | Охраняемые природные объекты .Современная экологическая обстановка | 1 | | | |
69 | Население и города | 1 | | | |
70 | Итоговый обобщающий урок | 1 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения начального курса географии учащиеся 6 класса должны:
Оценивать и прогнозировать:
Объяснять:
Последовательность построения планов местности;
Построение градусной сетки на картах;
Черты сходства и различия плана местности и географической карты;
Происхождение землетрясений, ветровых волн и цунами;
Особенности очертаний и размеров озерных котловин в зависимости от способа их образования;
Влияние рельефа на характер и направление течения рек;
Образование ледников;
Зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей;
Нагревание атмосферы;
Образование атмосферных осадков , ветра;
Изменения погоды, народные приметы;
Причины смены дня и ночи, времён года;
Зависимость климата от широты местности;
Значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;
Применять в процессе учебного познания понятия:
План местности, азимут, масштаб, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат, природный комплекс,
Описывать:
Внешний вид основных форм рельефа суши;
Значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека;
Внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков;
Времена года своей местности;
Погоду своей местности;
Природные комплексы своей местности;
Определять:
На местности стороны горизонта, направления, расстояния;
По плану местности, глобусу и географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты, глубины, географические координаты;
Протяженность, средние и абсолютные высоты равнин и горных систем земного шара;
Принадлежность горных пород своей местности к магматическим, осадочным и метаморфическим группам;
По картам основные природные особенности объектов гидросферы;
При помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;
По статистическим данным средние температуры воздуха за сутки, месяц, год, амплитуду, преобладающее направление ветра;
На местности наиболее очевидные особенности природных комплексов, взаимосвязи между отдельными компонентами;
Результаты мероприятий по охране природы своей местности.
Называть / показывать
Крупнейшие равнины и горные системы ;
Океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, болота, области оледенения;
Источники питания рек;
Элементы речной долины, среднюю соленость вод Мирового океана;
Источники поступления тепла на Землю;
Форму орбиты Земли, угол наклона земной оси к плоскости орбиты;
Положение солнца над горизонтом на экваторе и тропиках в дни равноденствий и солнцестояний;
Основные следствия суточного и годового движения Земли;
Мероприятия по охране атмосферного воздуха;
Границы распространения живого вещества;
Наиболее характерных животных и растений своей местности;
Примеры взаимосвязей между земными оболочками.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии . 6 класс – М.:Дрофа, 2009.
Л.М.Ахромеев и др. География родного края. 6 класс; «курсив» Брянск 2012
УМК:
1Географический атлас. 6класс. –М.: Дрофа .2009
2.Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии.6класс.-М.:Дрофа.
Дополнительная литература:
1В.П. Дронов. География. Землеведение .- М.: Дрофа, 2007.
2.За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005
3.Интернет – ресурсы. Мультимедийные ресурсы.