Комитет образования и науки Курской области
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский автотехнический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательного учебного предмета
ОУП. 10 Физика
по специальности
20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях
Курск, 2020 год
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин Протокол №1 от «29» августа 2020 г. Председатель цикловой комиссии ______________________ /Морозова О. А./ | Разработана на основе ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413, примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» Протокол №3 от 21 июля 2015 г. | | |
Составитель (автор): Е. А. Квочина
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ….…………. 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ……………. 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ………….... 23
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА …………… 26
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФИЗИКА
Область применения рабочей программы
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы – ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Место общеобразовательного учебного предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный учебный предмет входит в общеобразовательный цикл.
Цели и задачи общеобразовательного учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета.
Освоение содержания учебного предмета «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы общеобразовательного учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки студента – 260 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 173 часа;
самостоятельной работы студента – 87 часов,
из них в форме практической подготовки – 20 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Объем общеобразовательного учебного предмета и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объём часов |
| Всего | из них в форме практической подготовки |
Объем образовательной программы (всего)* | 260 | 20 |
Суммарная нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего) | 173 | |
в том числе: | | |
теоретические занятия | | |
лабораторные работы | | |
практические занятия | | |
контрольные работы | | |
консультации по индивидуальному проекту | 2 | |
Самостоятельная работа студентов (всего) | 87 | |
в том числе: | | |
оформление лабораторных работ оформление практических работ реферат по заданной тематике подготовка сообщений по заданной тематике подготовка докладов по заданной тематике составление опорных конспектов, создание мультимедийной продукции | 12 6 28 11 3 13 | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | | |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение | | 3 | |
Содержание учебного материала | 2 | |
Физика – наука о природе. Физика и методы научного познания. Физика как наука. Естественнонаучный метод познания окружающего мира, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Физические величины. Погрешности измерения физических величин. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира. Значение физики при освоении специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». | 1 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Выполнение индивидуальных заданий: Сочинение по теме «Физика в твоей будущей специальности» | 1 | |
Раздел 2. Механика | | 61 | |
Тема 2.1. Кинематика | Содержание учебного материала | 14 | 1. 2 |
Основы кинематики. Механическое движение. Путь, траектория, перемещение. Относительность движения. Равномерное прямолинейное движение. Равнопеременное прямолинейное движение. Скорость, ускорение и перемещение при прямолинейном равномерном и равнопеременном движениях. Графики движения. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Виды механического движения | 2 | 3 |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Подготовка презентаций по изученным темам. Оформление отчета по практическому занятию. Подготовка сообщения по теме «Движение тела переменной массы» | 3 | |
Тема 2.2. Законы механики Ньютона | Содержание учебного материала | 10 | 1. 2 |
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Проявление, учет и использование законов Ньютона в технике. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Силы в природе. Сложение сил. Сила тяжести. Сила трения, упругости, вес, невесомость. Способы измерения массы тела. |
Лабораторные работы Изучение силы трения | 2 | 3 |
Практические занятия Гравитационные силы | 2 | 3 |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций по изученным темам, подготовка сообщения по теме (по выбору): Законы механики и движения небесных тел. Развитие космических исследований. Границы применимости классической механики. Оформление отчета по практическим и лабораторным занятиям. Написание реферата (тема по выбору): Исаак Ньютона – основатель классической механики. Галилео Галилей – основатель точного естествознания. От физики Аристотеля до физики Ньютона | 8 | |
Тема 2.3. Законы сохранения в механике | Содержание учебного материала | 11 | 2 |
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Механическая мощность. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах. КПД механизмов. |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы Контрольная работа по разделу «Механика» | 1 | 3 |
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашних заданий. Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций по изученным темам; подготовка сообщения (тема по выбору): Написание реферата (тема по выбору): Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики. Сергей Павлович Королев – конструктор и организатор производства ракетно-космической техники. | 8 | |
Раздел 3. Основы молекулярной физики и термодинамики | | 48 | |
Тема 3.1. Основы МКТ | Содержание учебного материала Атомистическая гипотеза строения вещества и её экспериментальные доказательства. Основные положения МКТ, их опытное обоснование. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия | 2 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций по изученным темам, подготовка сообщения (тема по выбору) | 1 | |
Тема 3.2. Газы. Свойства паров. | Содержание учебного материала Молекулярное строение газов. Модель идеального газа. Скорости движения молекул и их измерение. Давление газа. Основное уравнение МКТ идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Приборы для измерения температуры. Уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клайперона. Молярная газовая постоянная. Газовые законы. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пары, их свойства. Зависимость температуры кипения жидкости от давления. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. | 6 | 1. 2 |
Лабораторные работы Наблюдение зависимости объёма данной массы газа от температуры. Определение влажности воздуха | 4 | 3 |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашних заданий. Составление опорного конспекта по теме: Оформление отчета по лабораторным работам Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций по изученным темам, подготовка сообщения (тема по выбору): Написание реферата (тема по выбору): Михаил Васильевич Ломоносов – ученый энциклопедист. Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов: от древности до современности. | 6 | |
Тема 3.3. Жидкости | Содержание учебного материала Молекулярное строение жидкостей и их характеристики. Поверхностный слой жидкости. Поверхностное натяжение. Энергия поверхностного слоя. Смачивание. Капиллярные явления. Роль смачивания и капиллярных явлений в природе и технике. | 3 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Подготовка сообщения (тема по выбору): Роль смачивания в природе и технике. Роль капиллярных явлений в природе и технике. Тепловое расширение жидкостей. Написание реферата (тема по выбору): | 4 | |
Тема 3.4. Твердые тела | Содержание учебного материала Молекулярное строение твёрдых тел. Аморфные и кристаллические тела. Механические свойства твердых тел и материалов. Деформация. Закон Гука. | 2 | 1. 2 |
Лабораторные работы Определение жесткости пружины | 2 | 3 |
Практические занятия Молекулярное строение жидкостей, газов, твердых тел. | 2 | 3 |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Подготовка отчетов по лабораторным и практическим занятиям Выполнение индивидуальных работ: подготовка сообщения (тема по выбору): Пластмассы, их применение. Композиционные материалы. Подготовка проекта по теме: «Применение жидких кристаллов в промышленности». | 6 | |
Тема 3.5. Термодинамика | Содержание учебного материала Основные понятия и определения. Внутренняя энергия и способы её изменения. Работа в термодинамике. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Теплообмен. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. Тепловой баланс двигателей. Тепловое расширение твердых тел. Принцип работы системы охлаждения. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Принцип работы дизельного двигателя. КПД теплового двигателя. Второй закон термодинамики. Холодильные машины. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана природы. Состав и токсичность выхлопных газов ДВС. Контроль за выхлопными газами. | 5 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы Контрольная работа по разделу: «Основы молекулярной физики и термодинамики». | 1 | 3 |
Самостоятельная работа студентов Учебный проект по теме «Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин». | 4 | |
Раздел 4. Электродинамика | | 68 | |
Тема 4.1. Электрическое поле | Содержание учебного материала Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Электризация тел. Защитные меры при транспортировке нефтепродуктов и заправки техники топливом. Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Работа электрического поля по перемещению заряда. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между разностью потенциалов и напряженностью однородного электрического поля. Проводники и диэлектрики в однородном электрическом поле. Электроёмкость конденсатора. Энергия электрического поля конденсатора. Применение конденсаторов. | 8 | 1. 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Электрическое поле | 2 | 2, 3 |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций по изученным темам, подготовка сообщения (тема по выбору): Защитные меры при транспортировке нефтепродуктов и заправки техники топливом. Электризация: за и против. Подготовка отчетов по практическим занятиям. | 3 | |
Тема 4.2. Законы постоянного тока | Содержание учебного материала Электрический ток. Сила тока. Плотность тока. Напряжение. Измерение силы тока и напряжения. Сопротивление проводников. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Закон Ома для участка цепи. Соединение проводников. Электрические цепи и их виды. Электродвижущая сила. Энергетические преобразования в источнике тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение источников тока в батарею. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание, плавкие предохранители. Биметаллические предохранители многократного действия. | 8 | 2 |
Лабораторные работы: Соединение проводников Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | 6 | 2, 3 |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы: Итоговая контрольная работа за I семестр. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашних заданий. Выполнение индивидуальных работ: подготовка презентаций по изученным темам, подготовка сообщения (тема по выбору): Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики. Работы Александро Вольта. Жизнь и творчество Георга Симона Ома. Составление опорных конспектов по темам: Подготовка отчетов по лабораторным и практическим работам. | 6 | |
Тема 4.3. Электрический ток в различных средах | Содержание учебного материала Электрический ток в металлах. Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в электролитах. Закон электролиза. Ток, идущий через электролит, при зарядке аккумулятора. Применение электролиза в технике. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды в газах. Виды разрядов и их использование в технике. Молния, правила поведения человека во время грозы. Понятие о плазме. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка. | 6 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашних заданий. Составление опорных конспектов по темам: Применение электролиза в технике Электронно-лучевая трубка Полупроводниковые датчики температуры. Написание реферата по темам (тема по выбору): Учебный проект (тема по выбору): Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека. Плазма – четвертое состояние вещества. | 7 | |
Тема 4.4. Магнитное поле | Содержание учебного материала Взаимодействие токов. Магнитное поле и его свойства. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Электромагниты, их применение. Принцип действия электроизмерительных приборов. Действие магнитного поля на движущиеся заряды. Сила Лоренца, её применение. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. Магнитные свойства вещества. Пара -, диа-, ферромагнетики. | 6 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия Характеристики магнитного поля | 2 | 2,3 |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашних заданий. Составление опорных конспектов по темам: Подготовка отчета по практическому занятию. Доклад по теме (тема по выбору): Ускорители заряженных частиц. Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия. | 3 | |
Тема 4. 5. Электромагнитная индукция | Содержание учебного материала Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Применение электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. | 5 | 2 |
Лабораторные работы: Изучение зависимости ЭДС индукции от различных параметров | 2 | 2, 3 |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы: Контрольная работа по разделу «Электродинамика» | 1 | |
Самостоятельная работа студентов Подготовка отчета по лабораторной работе. | 1 | |
Раздел 5. Колебания и волны. | | 19 | |
Тема 5. 1. Механические и электромагнитные колебания | Содержание учебного материала Колебательные движения. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Примеры механических и электромагнитных колебательных систем. Превращение энергии в колебательных системах. Вынужденные колебания. Период, частота, фаза вынужденных колебаний. Резонанс. Автоколебательные системы. Примеры вынужденных механических колебаний, их вредное влияние и учет резонанса. Переменный ток как вынужденные колебания. Действующее значение тока и напряжения. Активное, емкостное, индуктивное сопротивления в цепи переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Генератор переменного тока. Трансформатор. Основы электропривода. Передача и использование электроэнергии. Электронные выпрямители и стабилизаторы; электронные усилители; электронные генераторы и измерительные приборы. Передача и использование электроэнергии. Перспективы развития электроэнергетики в стране. | 6 | 2 |
Лабораторные работы: Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника | 2 | 2,3 |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы: | - | 3 |
Самостоятельная работа студентов Составление опорного конспекта: Подготовка отчета по лабораторной работе. Учебный проект по теме (тема по выбору): Производство, передача и использование электроэнергии. | 4 | |
Тема 5. 2. Механические и электромагнитные волны | Содержание учебного материала Волна. Поперечная и продольная волна. Длина, скорость волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференции и дифракция механических волн. Звук, эхо, ультразвук. Звуковая частота механических колебаний. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны и их свойства. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Принцип радиотелефонной связи. Простейший радиоприёмник. Помехи радиоприёму, экранирование. Радиолокация. Развитие средств связи. Понятие о телевидении. | 4 | 2 |
Лабораторные работы: | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов: Составление опорного конспекта по темам: Развитие средств связи Понятие о телевидении Написание реферата по теме: | 3 | |
Раздел 6. Оптика | | 22 | |
Тема 6.1. Природа света | Содержание учебного материала Электромагнитная природа света. Скорость света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Световоды. Оптические элементы приборов освещения. Сила света. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | 4 | 2 |
Лабораторные работы: Определение показателя преломления стекла | 2 | 2, 3 |
Практические работы: | - | |
Контрольные работы: | - | |
Самостоятельная работа студентов: Подготовка доклада по теме: Способы определения скорости света. Оптические приборы в пожарном деле. Реферат по теме: | 3 | |
Тема 6.2. Волновые свойства света. | Содержание учебного материала Когерентность волн. Интерференция и её применение в технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Поляризация света. Электромагнитные излучения различных диапазонов длин волн: инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучения. Их свойства, применения. Виды спектров. Рассеяние и поглощение. Экологические проблемы. | 3 | 2 |
Лабораторные работы: Измерение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. | 2 | 2, 3 |
Практические работы | | |
Контрольные работы: Контрольная работа по разделу «Оптика» | 1 | 3 |
Самостоятельная работа студентов: Подготовка отчета по лабораторной работе. Написание реферата по теме (тема по выбору): Теория цвета. Психология восприятия цвета. Физикохимия цвета. Оптические явления в природе. Учебный проект по теме (тема по выбору): | 7 | |
Раздел 7. Элементы квантовой физики | | 33 | |
Тема 7.1. Квантовая оптика | Содержание учебного материала Гипотеза М. Планка о квантах. Кванты. Внешний и внутренний фотоэффект. Фотоэффект и его законы. Уравнение фотоэффекта Эйнштейна. Применение фотоэффекта в технике. Гипотезе де Бройля о волновых свойствах света. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Химическое действие света. Его применение в светящихся красках, используемых на дорожных знаках и шкалах приборов. | 4 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия: Характеристики фотоэффекта | 2 | 3 |
Контрольные работы | - | |
Самостоятельная работа студентов Выполнение домашних заданий. Подготовка отчета по практической работе. Написание реферата по теме: Изображение 3D Фотоэлементы. | 3 | |
Тема 7. 2. Физика атома | Содержание учебного материала Развитие взглядов на строение вещества. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ и его применение. Лазер. Роль ученых в создании квантовых генераторов. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | 2 | 3 |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы | 1 | 3 |
Самостоятельная работа студентов | - | |
Тема 7.3. Физика атомного ядра | Содержание учебного материала Модели строения атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. α-, β-, γ-излучения. Методы обнаружения ионизирующих излучений. Виды ионизирующего излучения. Влияние ионизирующего излучения на живые организмы и защита от него. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующего излучения на живые организмы и защита от него. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | 11 | 2 |
Лабораторные работы: Изучение треков заряженных частиц по фотографиям | 2 | |
Практические работы: | | |
Контрольные работы Контрольная работа по разделу: «Элементы квантовой физики» | 1 | 3 |
Самостоятельная работа студентов: Отчет по практическим и лабораторным работам. Написание реферата по теме (тема по выбору): Проблема термоядерной энергетики Ядра звезд как естественный термоядерный реактор История открытия элементарных частиц Получение радиоактивных изотопов и их применение Цепные ядерные реакции Учебный проект по теме (тема по выбору): Радиоактивное излучение: за и против. Экологические проблемы и возможные пути их решения. | 5 | |
Раздел 8. Эволюция Вселенной | | 7 | |
Содержание учебного материала Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. | 4 | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | - | |
Контрольные работы Итоговая контрольная работа | 2 | 3 |
Самостоятельная работа студентов: Составление опорных конспектов по темам: Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира Определение расстояния до небесных тел и их массы Модели Земли и планет Физические условия на планетах и их атмосферы | 1 | |
Всего: 260 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
условия реализации ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация общеобразовательного учебного предмета требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета физики:
-рабочие места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
-видеотека по курсу;
-учебные фильмы по разделам учебного предмета;
Комплекты лабораторных и практических работ.
Технические средства обучения:
-компьютер,
- мультимедиа комплекс,
- стенды для выполнения лабораторных работ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М., 2014 г.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. Пособие для образовательных учреждений сред. Проф. Образования. – М., 2014.
Дополнительные источники
Кабардин О. Ф. Физика, Справочные материалы. М.,1992.
Касьянов В. А. Физика 10 класс, 2001.
Касьянов В. А. физика 11 класс, 2001.
Физика. Решение задач: учеб.пособие для ссузов/ Трофимова Т.И., Фирсов А.В. _ М.: Издательство «Дрофа», 2008 -398с. :ил.
Гендейнщтейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика. 10 класс: учебник базового уровня для общеоразовательных учебных заведений, 2008.
Гендейнщтейн Л. Э., Дик Ю. И. Физика. 11 класс: учебник базового уровня для общеоразовательных учебных заведений, 2008.
Мякишев Г. Я. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений, м.: Просвещение, 2005. – 336 с.
Мякишев Г. Я. Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений, м.: Просвещение, 2005. – 382 с
Каменецкий С. Е. Методика решения задач по физике. Пособие для учителя. 1981.
Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в ВУЗы и самообразования, 1979.
Кабардин О. Ф., Кабардина С. И. Физика. Тесты для поступающих в ВУЗы и школьников, 2004.
Фадеева Алевтина. Физика. Тесты 7-11 классы, 2004.
Кимбар Б. А. Сборник самостоятельных и контрольных работ по физике 7-11 классы, 1990.
Кабардин О. Ф. Орлов В. А. Сборник экспериментальных заданий и практических работ по физике, 9-11 классы. М.: «Астрель», 2005.
Марон А. Е., Марон Е. А. Физика. Дидактические материалы 10-11 классы. М.: «Дрофа», 2006.
Волков В. А. Универсальные поурочные разработки по физике 10-11 классы, М.: «Вако», 2006.
Газета «Физика» (приложение к журналу «Первое сентября»).
Вершигора В. А., Игнатов А. П. Автомобиль ВАЗ -2105. М.: ДОСААФ, 1982.
Рымкевич А. П. Физика. Задачник. 10 – 11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2004 г.
Интернет – ресурсы
http:// physics03.nагоd.гu/index.htm Новости, статьи, доклады, факты. Ответы на многие «почему?». Новости физики и космонавтики. Физические развлечения. Физика фокусов. Физика в литературе.
http:// physics /nаd.гu/ physics/htm Десять анимаций по основным разделам физики.
http:// physics-regelman.com/ Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.
http://demonstrator. nагоd..гu/cont/html Описание интересных простых опытов по физике.
http://www.scientific.ru/ index.html Изложение самых интересных научных статей, опубликованных в различных научных журналах.
http://www.регерlet. ru/nauka/ Новости из мира науки и техники.
http://www.ufn.ru/ru/news/ Раздел новостей журнала «Успехи физических наук», ежемесячно публикующего обзоры современного состояния наиболее актуальных проблем физики и смежных с нею наук.
http://еlеmenty.ru/index.html Сайт о фундаментальной науке. Новости. Энциклопедия терминов и законов. Научный календарь. Наука и право. Библиотека статей.
http://n-t.ru/ Электронные версии научно-популярных журналов, научно-популярные статьи, биографические статьи, электронные версии редких книг.
http://inauka.гu/ Научная жизнь. Открытия. Технология. Образование.
http://inopressa.ru/rubrics/science Обзор публикаций о достижениях науки и технологий в иностранной прессе.
http://kvanr.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников «Квант».
http://www.potential.org.ru/bin/view/Home/WebHome email:[email protected]; www.sgutv.ru
Журнал по физике, математике и информатике для старшеклассников и учителей.
http://www.krugosvet.ru/ science.htm Подробное объяснение научно-технических терминов и понятий.
http://dic.academic.ru/searchall.php Самые различные словари и энциклопедии.
http://www.nkj.ru/Статьи по всем отраслям технических, естественных и гуманитарных наук, написанные известными специалистами. Свободный доступ к содержанию статей.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательного учебного предмета «Физика» осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, контрольных работ, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания, формируемые компетенции) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Метапредметные результаты: | |
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности; | |
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | |
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; | |
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность; | |
| |
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; | |
Предметные результаты: | |
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; | |
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; | |
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; | |
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; | |
| |
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; | |
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. | |
7