Принято на педагогическом совете «Утверждаю»
Протокол №1 от 312.08.2022г. и о директора школы________________
Г.А.Абузярова
Приказ №135 от 31.08.2022г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа рабочего посёлка Сосновоборск
Сосновоборского района Пензенской области
Рабочая программа
учебного предмета
«Математика»
для 1 класса основного общего образования
на 2022 – 2023 учебный год
Составила: Рыбакова Нина Григорьевна,
учитель начальных классов
р. п. Сосновоборск, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («частьцелое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации).
Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
— понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки;
— строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
-
Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (частьцелое; причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
-
Базовые исследовательские действия:
— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию:
различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
-
Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
-
Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
-
Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
-
Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Числа | | | | | |
1.1. | Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. | 3 | 0 | 1 | | Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; | Устный опрос; | Урок «Подготовка к изучению чисел» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5088/start/305512/ Урок «Сравнение групп предметов» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4071/start/292975/ Урок «Число 1. Цифра 1» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4072/start/155410/ Урок «Число 2. Цифра 2» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5090/start/161583/ Урок «Число 3. Цифра 3» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4058/start/188096/ Урок «Число 4. Цифра 4. Длина» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4073/start/293050/ Урок «Число 5. Цифра 5» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5195/start/293150/ Урок «Число и цифра 6. Число и цифра 7» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4021/start/122031/ Урок «Число и цифра 8. Число и цифра 9» (РЭШ) |
1.2. | Единица счёта. Десяток. | 2 | 0 | 1 | | Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; | Практическая работа; | Урок «Число и цифра 0. Свойства 0. Число 10»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4074/start/122081/ |
1.3. | Счёт предметов, запись результата цифрами. | 2 | 0 | 1 | | Чтение и запись по образцу и самостоятельно групп чисел, геометрических фигур в заданном и самостоятельно установленном порядке; | Устный опрос; | Урок «Состав чисел от 2 до 10. Числа в загадках, пословицах, поговорках» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5999/start/308769/ |
1.4. | Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. | 2 | 0 | 1 | | Словесное описание группы предметов, ряда чисел; | Устный опрос; | Урок «Названия и последовательность чисел второго десятка» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4127/start/305795/ |
1.5. | Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | 2 | 0 | 1 | | Словесное описание группы предметов, ряда чисел; | Устный опрос; | Урок «Равенство. Неравенство. Знаки «», « https://resh.edu.ru/subject/lesson/5196/start/122006/ |
1.6. | Число и цифра 0 при измерении, вычислении. | 2 | 0 | 1 | | Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; | Устный опрос; | Числа и счёт до 10: уроки (УЧИ.РУ) https://uchi.ru/catalog/math/1-klass/chapter-36 |
1.7. | Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. | 3 | 0 | 1 | | Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; | Контрольная работа; | Урок «Названия и последовательность чисел второго десятка» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4127/start/305795/ |
1.8. | Однозначные и двузначные числа. | 2 | 0 | 1 | | Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; | Устный опрос; | Урок «Образование, запись и чтение чисел от 11 до 20» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4137/start/292925/ |
1.9. | Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 2 | 0 | 1 | | Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; | Письменный контроль; | Урок "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц" https://youtu.be/voa21l_iY9Q |
Итого по разделу | 20 | | | | | |
Раздел 2. Величины | | | | |
2.1. | Длина и её измерение с помощью заданной мерки. | 2 | 0 | 1 | | Знакомство с приборами для измерения величин; | Устный опрос; | Длина: уроки (УЧИ.РУ) https://uchi.ru/catalog/math/1-klass/chapter-3483 |
2.2. | Сравнение без измерения: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. | 2 | 0 | 1 | | Наблюдение действия измерительных приборов; | Устный опрос; | Единицы измерения длины: уроки (УЧИ.РУ) https://uchi.ru/catalog/math/1-klass/chapter-1823 |
2.3. | Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. | 3 | 0 | 1 | | Использование линейки для измерения длины отрезка; | Устный опрос; | Урок «Единица длины – сантиметр» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3971/start/302201/ Урок «Дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5189/start/310040/ |
Итого по разделу | 7 | | | | | |
Раздел 3. Арифметические действия | | | | |
3.1. | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 5 | 0 | 1 | | Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; | Устный опрос; | Урок «Знаки «+», «–», «=» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5217/start/293025/ Урок «Прибавление к числу 1. Вычитание числа 1» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3536/start/155510/ |
3.2. | Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. | 5 | 0 | 1 | | Работа в парах/группах: проверка правильности вычисления с использованием раздаточного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами; | Устный опрос; | Урок «Слагаемые. Сумма» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4059/start/270187/ |
3.3. | Вычитание как действие, обратное сложению. | 5 | 0 | 1 | | Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; | Письменный контроль; | Урок «Прибавление к числу числа 2. Вычитание числа 2» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5089/start/302594/ |
3.4. | Неизвестное слагаемое. | 5 | 0 | 1 | | Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; | Устный опрос; | Сложение и вычитание до 10: уроки (УЧИ.РУ) https://uchi.ru/catalog/math/1-klass/chapter-39 |
3.5. | Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. | 5 | 0 | 1 | | Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; | Устный опрос; | Урок «Таблица сложения и вычитания с числом 3. Сравнение длин отрезков» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5199/start/309805/ Сложение и вычитание до 5: уроки (УЧИ.РУ) https://uchi.ru/catalog/math/1-klass/chapter-38 |
3.6. | Прибавление и вычитание нуля. | 5 | 0 | 1 | | Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; | Устный опрос; | Урок "Сложение с нулём Вычитание нуля. Математика 1 класс" https://youtu.be/VUx8NOgfq_A |
3.7. | Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. | 5 | 0 | 1 | | Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; | Письменный контроль; | Урок «Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 с переходом через десяток» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5209/start/302333/ |
3.8. | Вычисление суммы, разности трёх чисел. | 5 | 0 | 1 | | Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; | Контрольная работа; | Урок «Общий приём вычитания с переходом через десяток» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5210/start/305870/ |
Итого по разделу | 40 | | | | |
Раздел 4. Текстовые задачи | | | |
4.1. | Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. | 3 | 0 | 1 | | Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); | Устный опрос; | Урок «Задача. Структура задачи» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4060/start/301472/ |
4.2. | Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. | 3 | 0 | 1 | | Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; | Устный опрос; | Урок «Решение задач. Таблица сложения и вычитания с числом 2» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4085/start/276581/ |
4.3. | Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. | 3 | 0 | 1 | | Соотнесение текста задачи и её модели; | Письменный контроль; | Урок «Решение задач» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4095/start/272725/ |
4.4. | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. | 3 | 0 | 1 | | Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; | Практическая работа; | Урок «Решение текстовых задач» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4097/start/132613/ |
4.5. | Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). | 4 | 0 | 1 | | Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); | Письменный контроль; | Простые текстовые задачи: уроки (УЧИ.РУ) https://uchi.ru/catalog/math/1-klass/chapter-10039 Составные текстовые задачи: уроки (УЧИ.РУ) https://uchi.ru/catalog/math/1-klass/chapter-12687 |
Итого по разделу | 16 | | | | |
Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры | | | |
5.1. | Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. | 3 | 0 | 1 | | Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; | Устный опрос; | Урок «Пространственные и временные представления» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5194/start/121548/ |
5.2. | Распознавание объекта и его отражения. | 3 | 0 | 1 | | Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию»,«Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.; | Письменный контроль; | Урок «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/start/302538/ |
5.3. | Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. | 4 | 0 | 1 | | Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции; | Практическая работа; | Урок «Круг. Окружность» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/c5ee9534-15dd-4896a708-5d75c8eebd98 |
5.4. | Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. | 3 | 0 | 1 | | Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние элементов узора, геометрической фигуры; | Практическая работа; | Урок «Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника»(Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/95768db2-ed7a-4e3b-ae51-3781353d0b43 |
5.5. | Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. | 4 | 0 | 1 | | Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; | Письменный контроль; | Урок «Квадрат» (Инфоурок) https://iu.ru/videolessons/2ba50ce1-96b2-4aab-a23a-cb068a6ac631 |
5.6. | Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. | 3 | 0 | 1 | | Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; | Практическая работа; | Пространственные отношения: уроки (УЧИ.РУ) https://uchi.ru/catalog/math/1-klass/chapter-64 |
Итого по разделу | 20 | |
Раздел 6. Математическая информация |
6.1. | Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). | 2 | 0 | 1 | | Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; | Устный опрос; | Урок «Порядковый счет предметов» (internetурок) https://interneturok.ru/lesson/matematika/1klass/nachalnoe-znakomstvo-s- matematikoj/poryadkovyy-schet-predmetov |
6.2. | Группировка объектов по заданному признаку. | 2 | 0 | 1 | | Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; | Устный опрос; | Урок «Форма, величина, расположение предметов» (internetурок) https://interneturok.ru/lesson/matematika/1- klass/nachalnoe-znakomstvo-s-matematikoj/formavelichina-raspolozhenie-predmetov |
6.3. | Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. | 2 | 0 | 1 | | Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; | Письменный контроль; | Урок «Количественный счет предметов»(internetурок) https://interneturok.ru/lesson/matematika/1klass/nachalnoe-znakomstvo-s- matematikoj/kolichestvennyy-schet-predmetov |
6.4. | Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. | 2 | 0 | 1 | | Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; | Устный опрос; | Урок «Сравнение предметов» (internetурок) https://interneturok.ru/lesson/matematika/1klass/povtorenie/sravnenie-predmetov |
6.5. | Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу | 2 | 0 | 1 | | Дифференцированное задание: составление предложений, характеризующих положение одного предмета относительно другого. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения; | Устный опрос; | Таблицы: уроки (УЧИ.РУ) https://uchi.ru/catalog/math/1-klass/chapter-3217 |
6.6. | Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). | 2 | 0 | 1 | | Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); | Устный опрос; | Урок «Сравнение предметов. На сколько больше? На сколько меньше?» (internetурок) https://interneturok.ru/lesson/matematika/1klass/nachalnoe-znakomstvo-s- matematikoj/sravnenie-predmetov-na-skolkobolshe-na-skolko-menshe |
6.7. | Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. | 3 | 0 | 1 | | Знакомство с логической конструкцией «Если … , то…».Верно или неверно: формулирование и проверка предложения; | Письменный контроль; | Урок «Итоговый урок по курсу математики в 1 классе» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4007/start/293325/ |
Итого по разделу: | 15 | | | | | |
Резервное время | 14 | | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 132 | 0 | 38 | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы |
| | |
| | всего | контрольные работы | практические работы | | контроля |
1. | Счет предметов. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
2. | Пространственные представления. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
3. | Временные представления. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
4. | Столько же. Больше. Меньше. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
5. | На сколько больше (меньше)? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
6. | На сколько больше (меньше)? | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
7. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
8. | Проверочная Работа №1«Счёт предметов. Сравнение групп предметов». | 1 | 1 | 0 | | Письменный контроль; |
9. | Много. Один. Письмо цифры 1. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
10. | Числа 1, 2. Письмо цифры 2. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
11. | Число 3. Письмо цифры 3. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
12. | Знаки +, –, =. «Прибавить»,«вычесть», | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
| «получится». | | | | | |
13. | Число 4. Письмо цифры 4. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
14. | Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
15. | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
16. | Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых. | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; |
17. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
18. | Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
19. | Ломаная линия. Звено ломаной, вершины. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
20. | Закрепление. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
21. | Знаки «больше», «меньше»,«равно». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
22. | Равенство. Неравенство. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
23. | Многоугольник. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
24. | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
25. | Закрепление. Письмо цифры 7. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
26. | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
27. | Закрепление. Письмо цифры 9. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
28. | Число 10. Запись числа 10. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
29. | Числа от 1 до 10. Закрепление. | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; |
30. | Числа от 1 до 10. Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах и поговорках». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
31. | Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
32. | Число и цифра 0. Свойства 0. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
33. | Число и цифра 0. Свойства 0. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
34. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
35. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа №2 «Нумерация чисел от 1 до 10». | 1 | 1 | 0 | | Письменный контроль; |
36. | +1, – 1. Знаки +, –, | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
37. | – 1 –1, | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
38. | +2, –2. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
39. | Слагаемые. Сумма | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
40. | Задача. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
41. | Составление задач на Сложение и вычитание по одному рисунку. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
42. | Составление таблиц. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
43. | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
44. | Задание на уменьшение или увеличение единиц. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
45. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
46. | Повторение пройденного.«Что узнали. Чему научились». | 1 | 0 | 1 | | Устный опрос; Письменный контроль; |
47. | Повторение пройденного. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
48. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; |
49. | "+ 3, – 3. "Примеры вычислений | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
50. | Закрепление. Решение текстовых задач. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
51. | Закрепление. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
52. | "+ 3". Составление таблиц. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
53. | Закрепление. Сложение и соответствующие случаи состава чисел. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
54. | Решение задач. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
55. | Закрепление. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
56. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; |
57. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; |
58. | Повторение пройденного«Что узнали. Чему научились». | 1 | 0 | 0 | | Письменный контроль; Практическая работа; |
59. | Повторение пройденного«Что узнали. Чему научились». | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; Практическая работа; |
60. | Повторение пройденного«Что узнали. Чему научились». | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; Практическая работа; |
61. | Проверочная работа №3 «Сложение и вычитание от 1 до 10». | 1 | 1 | 0 | | Письменный контроль; |
62. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
63. | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
64. | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
65. | "+ 4"Приемы вычислений. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
66. | Задачи на разностное сравнение чисел. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
67. | Решение задач. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
68. | "+ 4." Составление таблиц. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
69. | Закрепление. Решение задач. Решение кейсов. | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; Практическая работа; |
70. | Перестановка слагаемых. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
71. | Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
72. | Составление таблицы для случаев вида: + 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
73. | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
74. | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; Практическая работа; |
75. | Повторение изученного. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
76. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
77. | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
78. | Повторение пройденного.«Что узнали. Чему | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
научились».
79. | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
80. | Решение задач. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
81. | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
82. | Прием вычитания в случаях «вычесть из 6, 7». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
83. | Прием вычитания в случаях«вычесть из 8, 9». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
84. | Закрепление. Решение задач. | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; Практическая работа; |
85. | Прием вычитания в случаях«вычесть из 10». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
86. | Килограмм. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
87. | Литр. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
88. | Повторение Пройденного.«Что узнали. Чему | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
| научились». | | | | | |
89. | Проверочная работа №4«Сложение и вычитание в пределах 10». (Тестовая форма). | 1 | 1 | 0 | | Тестирование; |
90. | Названия и Последовательность чисел от 10 до 20. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
91. | Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
92. | Запись и чтение чисел. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
93. | Дециметр. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
94. | Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниии нумерации. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
95. | Закрепление. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
96. | Проверочная работа №5«Нумерация чисел от 1 до 20». | 1 | 1 | 0 | | Письменный контроль; |
97. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
98. | Повторение пройденного.«Что узнали. Чему | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
| научились | | | | | |
99. | Повторение. Подготовка к введению задач в два действия. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
100. | Ознакомление с задачей в два действия. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
101. | Решение задач в два действия. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
102. | Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
| десяток. | | | | | |
103. | Сложение вида +2, +3. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
104. | Сложение вида +4. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
105. | Решение примеров вида + 5. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
106. | Прием сложения вида + 6. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
107. | Прием сложения вида + 7. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
108. | Приемы сложения вида + 8, + 9. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
109. | Таблица сложения. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
110. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
111. | Повторение пройденного. «Чтоузнали. Чему научились». Решение кейсов. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
112. | Общие приемы вычитания с переходом через десяток. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
113. | Вычитание вида 11–*. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
114. | . Вычитание вида 12 –*. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
115. | Вычитание вида 13 –*. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
116. | Вычитание вида 14 –*. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
117. | Вычитание вида 15 –*. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
118. | Вычитание вида 16 –*. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
119. | Вычитание вида 17 –*, 18 – *. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
120. | Странички для любознательных. | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
121. | Повторение пройденного.«Что узнали. Чему нуачились». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
122. | Проверочная работа №6«Табличное сложение и | 1 | 1 | 0 | | Письменный контроль; |
| вычитание». | | | | | |
123. | Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | 1 | 0 | 1 | | Практическая работа; |
124. | Итоговое повторение. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
125. | Итоговое повторение. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
126. | . Контрольная работа «Итоговый | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа; |
| контроль». | | | | | |
127. | Итоговое повторение. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
128. | Итоговое повторение. | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
129. | Итоговое повторение «Что узнали, Чему научились в 1 классе». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
130. | Итоговое повторение «Что узнали, Чему научились в 1 классе». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
131. | Итоговое повторение «Что узнали, Чему научились в 1 классе». | 1 | 0 | 1 | | Письменный контроль; Практическая работа; |
132. | Итоговое повторение «Что узнали, Чему научились в 1 классе». | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 132 | 7 | 23 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки
Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учи.ру
РЭШ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
-
Классная магнитная доска.
-
Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
-
Колонки
4.Компьютер