
Содержание.
1. Пояснительная записка.
1.1. Концепция.
1.2. Актуальность.
1.3. Цель.
1.4. Задачи.
1.5.Возраст детей.
1.6. Продолжительность реализации программы.
1.7. Формы, методы и режим занятий.
1.8. .Планируемые результаты освоения учащимися программы курса « Волшебный мир бумаги».
1.9.Формы подведения итогов реализации программы.
2. Темы занятий.
3.Календарно- тематический план работы.
4. Дидактический материал, техническое оснащение занятий.
5. Список литературы.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
Конвенции ООН о правах ребенка;
Закон «Об образовании РФ»;
СанПин 2.4.1.3049-13;
Устав СОГБОУ;
Положение об организации воспитательной работы СОГБОУ.
1.1. Концепция программы.
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.
Создание условий для самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности – является основой кружковой работы в коррекционной школе.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями народа.
Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития коммуникативных навыков, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, помогает детям овладевать необходимыми им в дальнейшей жизни навыками коллективной работы.
Работа кружков в школе VIII вида проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:
занятия кружков должны проводиться не ранее, чем через час после окончания учебных занятий;
если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;
одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.
1.2.Актуальность.
Рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, помогает детям овладевать необходимыми им в дальнейшей жизни навыками коллективной работы.
1.3. Цель программы.
Всестороннее эстетическое развитие учащихся, формирование практических трудовых умений и навыков работы техники вышивания, развитие у воспитанников индивидуальных творческих способностей в процессе освоения данной техники, а также создание условий для самореализации ученика в творчестве и целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка.
1.4.Задачи программы.
Обучающие:
Учить детей осваивать специальные трудовые умения, показать выполнение техники плетения из газетных трубочек.Закрепить умения работать с бросовыми материалами.
Развивающие:
Способствовать развитию
- коммуникативных навыков на основе совместного творчества.
- творческой активности, фантазии, воображения.
- мелкой моторики, зрительной памяти, образного мышления, пространственной ориентации, внимания.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, усидчивость, навыки коллективного взаимодействия, уступчивость, сдержанность.
Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Воспитывать упорство в достижении желаемого результата.
Воспитывать организационные умения в труде, корректное отношение к работе товарищей.
Вырабатывать потребность создавать красоту своими руками.
1.5.Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 13-15 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением своей взрослости, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.6. Продолжительность реализации программы.
Продолжительность реализации программы – 1 год.
1.7. Формы, методы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность - 1 час. Наполняемость группы – 8 человек. Время проведения – 13.20.- 14.00.Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желание, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения – физкультминутку. Комплексы пальчиковой гимнастики подбираются педагогом самостоятельно, как и физкультминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия, - так и практические занятия: подготовка выставок детских работ, непосредственное изготовление работ, обсуждение и выбор рисунка для изделия.
1.8.Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Волшебство из бумаги»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым видам трудовой деятельности;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
культура труда на всех этапах трудового процесса;
навыки самоконтроля и самооценки.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
осознания своих способностей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия и понятно рассказывать об этапах работы;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога;
организовывать свое рабочее место, бережно относится к рабочему материалу и экономно его расходовать, поддерживать порядок на рабочем месте;
.начинать и заканчивать работу, удлинять трубочку.
.окрашивать бумажные трубочки в разные цвета, в зависимости от цвета выполняемой работы.
.разным способам плетения из бумаги;
.выполнять работу качественно.
.соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
.оформлять выполненные работы в технике декупаж.
Обучающийся получит возможность научиться:
рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.
-анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
-правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
-экономично размечать материал, скручивать листы бумаги.
-резать бумагу, соединять детали из бумаги с помощью клея.
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;
проявлять индивидуальные творческие способности в оформлении работы;
накручивать бумагу на спицу и закреплять ее в конце работы;
работать со схемой, освоить технику плетения из бумажных трубочек;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать нужные умения в повседневной жизни (изготовление подарков и сувениров), проявляя при этом творчество;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять подбор необходимого материала и цветовой гаммы для работы;
высказывать мнение и анализировать результаты своей работы;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
:Обучающийся получит возможность научиться:
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, творческое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
1.9.Формы подведения итогов реализации программы:
- Подготовка и проведение выставок детских работ;
- Участие в городских выставках декоративно – прикладного искусства; дни презентаций работ родителям и учащимся школы;
- Творческий отчет педагога;
- Оформление лучших работ в портфолио.
2.Тематическое планирование.
Вводное занятие (1 ч.). Цели и задачи. Организационные вопросы.
Подготовка к работе. (6 ч). Правила ТБ.
Практические занятия. (20).Изготовление поделок.
Оформление работ. (6 ч.)
3. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Кол-во часов. |
1. | Вводное занятие. Введение в программу кружка. История плетения из бумаги. Правила безопасного труда. Знакомство с материалами и приспособлениями для работы. Правила организации рабочего места. | 1 час |
2. | Заготовка газетных трубочек. Ознакомить с техникой скручивания трубочек из газет и соединением их друг с другом. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
3. | Способы изготовления поделок из газетных трубочек. Способы плетения. Первый способ «Простое плетение», освоение приемов плетения (корзина с цветами). Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
4. | Способы изготовления поделок из газетных трубочек,способы плетения. 2-ой способ «Послойное плетение», освоение приемов плетения. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
5. | Способы изготовления поделок из газетных трубочек. 3-й способ «Ажурное плетение».Т.Б.при работе, организация рабочего места. | 1 час |
б | Способы изготовления поделок из газетных трубочек. 4-й способ «Спиральное плетение». Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час. |
7. | Самостоятельный выбор изделия, подбор материалов. Заготовка газетных трубочек. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
8. | Изготовления роз из гофрированной бумаги для украшения корзин. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
9. | Способы декоративной отделки изделий. Освоение способов отделки. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
10 | Просмотр презентации на диске «плетение из газетных трубочек – своими руками». | 1 час |
11. | Процесс изготовления корзины из газетных трубочек. Самостоятельный выбор изделия. Подбор материалов. | 1 час |
12. | Способы декоративной отделки полученных изделий. Заготовка трубочек для работы. Освоение способов отделки. Т.Б.при работе. | 1 час |
13. | Процесс изготовления корзины разного размера. Самостоятельный выбор изделия. Окрашивание трубочек. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
14. | . Изготовления корзины из газетных трубочек. Освоение техники наращивания трубочек. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
15. | Изготовление корзины из газетных трубочек. Т.Б. при работе, организация рабочего места. | 1 час |
16. | Изготовление корзины. Подбор материала для оформления работ. Т.Б. при работе. | 1 час |
17. | Изготовление каркаса для коробок разных размеров. Т.Б. при работе. | 1 час |
18. | Оплетание коробок послойным и сложным плетением Т.Б. при работе. | 1 час |
19. | Оплетание коробок послойным и сложным плетением Т.Б. при работе | 1 час |
20. | Подбор ткани и декоративных украшений для декупажа коробочек. Разметка такни для пошива мешочков. Т.Б. при работе. | 1 час |
21. | Подбор ткани и декоративных украшений для декупажа коробочек. Разметка такни для пошива мешочков. Т.Б. при работе. | 1 час |
22. | Пошив мешочков, декоривание и отделка изделий. Т.Б. при работе | 1 час |
23. | Пошив мешочков, декоривание и отделка изделий. Т.Б. при работе | 1 час |
24. | Знакомство с техникой изготовление корзиночек из газетных трубочек. Т.Б. при работе. | 1 час |
25. | Изготовление каркаса корзинки. Т.Б.при работе. | 1 час |
26. | Плетение стенок корзины. Т.Б. при работе. | 1 час |
27. | Изготовление ручек корзины. Т.Б. при работе. | 1 час |
28. | Подбор материала для украшения изделия. Работа над эстетическим оформлением Т.Б. при работе. | 1 час |
29. | Отделка готовых изделий. Т.Б. при работе. | 1 час |
30. | Отделка готовых изделий. Т.Б. при работе. | 1 час |
31. | Подготовка презентации выполненных работ. | 1 час |
32. | Оформление выставки готовых изделий. | 1 час |
33. | Итоговое занятие. Беседа «Практическое применение полученных умений в повседневной жизни». | 1 час |
4.Дидактический материал и техническое оснащение занятий.
Техническое оснащение.
1.Газетные листы
2. Клей ПВА. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ аксессуары.
3. Спицы для вязания.
4. Ножницы с тупыми концами, канцелярский нож
5. Цветная бумага.
6. Кисточки для клея и краски.
7.Карандаши (на каждого ребенка) простые, линейки.
8.Ножницы.
Дидактические материалы.
Подборка видео по технике бумагокручения.
Образцы рисунков готовых работ
Схемы поделок.
Иллюстрации в различной технике.
5.Список литературы.
1.«Плетение» Б. Мейнард Москва « Просвещение»1981
2.О. Орлова книга по плетению из газет.
3.Журнал « Делаем сами»№16(301) август 2013г.
4.Журнал « Делаем сами»№20(305)октябрь 2013г.
5. ТРЕПЕТУНОВА Л.И. ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ И ФАНТАЗИИ. «УЧИТЕЛЬ» 2008