Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
Руководитель МО учителей | Заместитель директора | Директор |
начальных классов | по УВР | МОУ « СОШ №31» |
(наименование) | | |
О.В.Курмышкина | А.К. Кайбалиева | С.А.Веревко |
| | |
Протокол № | «___» 20___ г. | Приказ № |
от «____» 20_____ г. | | от «____» 20___ г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир»
начального общего образования
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____
от «_____»______2020 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана на основе:
- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.
- Авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» курса УМК «Начальная школа XXI века»;
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.:Вентана – Граф).
2.Планируемые результаты обучения
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
– воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
– сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Регулятивные УУД:
планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.
осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике.
Познавательные УУД:
общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель;
предметные – понимать, что
такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров;
логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделение существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.
знаково-символические – использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе.
взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
Личностные УУД:
самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося;
смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.
нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира
Формирование ИКТ компетенций:
- Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ.
- Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.
- Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.
- Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени).
Планируемые результаты обучения во 2классе.
К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:
— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Планируемые результаты обучения в 3 классе.
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:
В области познавательных УУД:
школьник научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов
использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
проводить сравнение, сериацию, классификации;
строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
В области коммуникативных УУД:
школьник научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
В области регулятивных УУД:
школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков
В области личностных УУД:
школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
определять характер взаимоотношений человека с природой
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Формирование ИКТ-компетентности
Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе
Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов.
Поиск дополнительной информации.
Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
Использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты. Работа с микроскопом, датчиками.
Планируемые результаты обучения в 4 классе.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
1. называть (приводить примеры):
• признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
• основные органы и системы органов человека и их
функции;
• правила здорового образа жизни;
• права гражданина и ребенка в России;
• основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
• народы, населяющие Россию;
2. различать (соотносить):
• год и век, арабские и римские цифры;
• искусственные тела (изделия) и тела природы;
• эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
• события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
3. решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
•раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.;
•применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов чувств, двигательный режим и др.);
• раскрывать причины отдаленных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
•узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
• составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;
•объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
•в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
•работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
3.Содержание учебного курса «Окружающий мир»
1 класс (66 ч)
Введение. Что такое окружающий мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (10 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.
Универсальные учебные действия:
определять время по часам с точностью до часа;
анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки,
знаки дорожного движения;
воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
описывать назначение различных школьных помещений;
конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения
на уроке;
реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Мы и вещи (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (25 ч)
Красота природы. Природа родного края. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе родного края (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Явления природы (общее представление о 3 - 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды.
Растения пришкольного парка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы нашего края и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
описывать сезонные изменения в природе;
создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
различать животных по классам (без термина);
сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
различать животных по месту обитания.
Родная страна (19 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Народное творчество родного города(р.к.)
Универсальные учебные действия:
составлять небольшой рассказ о своей семье;
взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), своего родного края, ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).
Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы.
2 класс (68 ч)
Введение. Что тебя окружает (2 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее. Понимание связи неживой и живой природы.
Универсальные учебные действия:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой (10 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники — органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Универсальные учебные действия:
описывать кратко особенности разных органов чувств;
сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;
характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живет рядом с тобой (11 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Семейные традиции.
Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Универсальные учебные действия.
составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях
членов семьи;
характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими
и младшими;
реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских
ситуациях.
Россия — твоя Родина (20 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Человек - член общества. Государственные праздники.
Родной край. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей родного края. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России, расположение на карте. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к
слову «Родина»;
различать флаг и герб России. Основные достопримечательности.
ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права
и обязанности граждан России, права ребенка;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении)
события, связанные с историей Древней Руси.
Мы — жители Земли (25 ч)
Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение — живые существа. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).
Природные сообщества.
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.
Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток.) Типичные представители растительного и животного мира реки.
Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях : зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Природа и человек.
Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда. Правила поведения в природе.
Экскурсии в исторический (краеведческий) музей города, на предприятие, в учреждение культуры и быта
Практические работы.
Составление режима дня для будней и выходных.
Правила организации домашней учебной работы.
Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.
Составление семейного «древа».
Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Универсальные учебные действия:
кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;
моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
проводить несложные опыты по определению свойств воды;
отличать водоем от реки как водного потока;
описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);
приводить примеры лекарственных растений луга;
узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;
составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
приводить примеры из Красной книги России (своего края)
3 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля — наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы.
«Соседи» Земли по Солнечной системе. Земля - планета. Материки и океаны
(общее представление, расположение на глобусе, карте).
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая
и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей.
Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего
мира. Изображение Земли.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле.
Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста).
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы ;
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Разнообразие растений Вологодской области (р.к.)
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
характеризовать значение растений для жизни;
различать (классифицировать) растения разных видов ;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
проводить несложные опыты по размножению растений;
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов.
Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
объяснять отличия грибов от растений;
различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания,
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных нашего края.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
характеризовать роль животных в природе;
приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
составлять описательный рассказ о животных разных классов;
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.).Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения.
Древняя Русь (повторение материала 2 класса);
Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий музей города, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения»,
«крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
называть древние города, описывать их достопримечательности;
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
4 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы. Как человек познает природу, общество, самого себя.
Универсальные учебные действия:
Человек — живое существо (организм) (30 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Охрана своего здоровья.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).
Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Человек среди людей.
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.
Универсальные учебные действия:
характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;
объяснять роль нервной системы в организме;
рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;
устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
характеризовать условия роста и развития ребенка;
различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Человек и общество, в котором он живет (37 ч)
Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Природная зона нашего края.
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Почвы нашего края.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы нашего города, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.
Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.
Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.
Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).
Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Универсальные учебные действия:
описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
находить на карте равнины и горы России (своего края);
выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);
составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;
составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох (в том числе своих земляков);
называть имена наиболее известных правителей Древней Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
узнавать символы царской власти;
знать имя Президента современной России;
составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.
Согласно учебному плану школы всего на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них :
в 1 классе 66 ч (2ч в неделю, 33 учебные недели);
во 2-4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4.Тематическое планирование учебного курса.
Тематическое планирование учебного предмета «окружающий мир» 1 класс.
Количество часов:
всего 66 часов, в неделю 2 часа, плановых контрольных уроков 3 часа.
№п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов, отводимых на их изучение | В том числе контрольных / диагностических уроков |
1 | Введение | 1ч. | |
2 | Мы - школьники | 10ч. | 1 |
3 | Родная природа | 24ч. | 1 |
4 | Родная страна | 17ч. | |
5 | Мы и вещи | 7ч. | |
6 | Ты и твоѐ здоровье | 7ч. | 1 |
| Итого | 66ч. | 3 |
Тематическое планирование учебного предмета «окружающий мир» 2 класс.
Количество часов:
всего 68 часов, в неделю 2 часа, плановых контрольных уроков 4 часа.
№п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов, отводимых на их изучение | В том числе контрольных / диагностических уроков |
1 | Введение. Что окружает человека. | 1ч. | |
2 | Кто ты такой. | 14ч. | 1 |
3 | Кто живет рядом с тобой. | 6ч. | |
4 | Россия – твоя Родина. | 13ч. | 1 |
5 | Мы – жители Земли. | 9ч. | 1 |
6 | Природные сообщества | 23ч. | 1 |
7 | Природа и человек. | 2 | |
| Итого | 68ч. | 4 |
Тематическое планирование учебного предмета «окружающий мир» 3 класс.
Количество часов:
всего 68 часов, в неделю 2 часа, плановых контрольных уроков 7 часа.
№п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов, отводимых на их изучение | В том числе контрольных / диагностических уроков |
1 | Введение. | 1ч. | |
2 | Земля — наш общий дом | 10ч. | 2 |
3 | Грибы . | 1ч. | |
4 | Растительный мир Земли | 11ч. | 2 |
5 | Животный мир Земли | 11ч. | 1 |
6 | Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) | 14ч. | 1 |
7 | Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) | 20ч. | 1 |
| Итого | 68ч. | 7 |
Тематическое планирование учебного предмета «окружающий мир» 4 класс
Количество часов:
всего 68 часов, в неделю 2 часа, плановых контрольных уроков 10 часа.
№п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов, отводимых на их изучение | В том числе контрольных / диагностических уроков |
1 | Введение. | 1ч. | |
2 | Человек – живое существо (организм) | 17ч. | 3 |
3 | Ты и твоѐ здоровье | 10ч. | 2 |
4 | Человек – часть природы | 3ч. | 1 |
5 | Качества культурного человека | 1ч. | |
6 | Родная страна: от края до края | 15ч. | 2 |
7 | Человек- культурных ценностей | 13ч. | 1 |
8 | Человек- защитник своего Отечества | 6ч. | 1 |
9 | Гражданин и государство | 2ч. | |
| Итого | 68ч. | 10 |