Октябрьская СШ филиал МКОУ «Беловская СОШ»
| | УТВЕРЖДЕНО Директор школы __________ Приказ № «29» августа 2019 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Русские народные праздники» в 3-4 классе
На 2019-2020 учебный год
Учитель: Фролова Марина Николаевна
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
– федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
– авторской программы «Праздники, традиции и ремесла народов России», автор М.Н. Михеева;
В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с культурным наследием народа.
Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа. Система работы школы позволяет активно решать вопросы воспитания истории, культуры и традиций национальной самобытности каждого народа, проживающего на территории России.
Сегодня, когда происходит интеграция культур в мировом сообществе, тем более возрастает роль национальных ценностей каждого народа, искусство, традиции, язык, литература. Идеи народной педагогики актуальны всегда, так как в ней нет ничего искусственного, предвзятого, а все естественно, как сама жизнь. Цель любой культуры – человек.
У различных народов в процессе становления и развития народных культур прослеживаются общие тенденции, наличие идеала личности, запечатленного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры, систему общечеловеческих ценностей.
Народные праздники закреплены в народном сознании, и современные подростки должны о них знать.
Национальные традиционные праздники, игры развивают физическую, умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое.
Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, творчеству, развивает нравственные качества.
Природно-географические факторы, исторические особенности развития народов определяют характер труда, игр, праздников, традиций, обрядов и так далее. Постепенно от поколения к поколению формировалась народная культура. Она развивалась в двух направлениях: духовном и материальном. Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Эти идеи из поколения в поколение закреплялись, развивались, совершенствовались в языке, рисунках и символах. Игровая и трудовая деятельность являлись неразрывно связанными с сезонными изменениями в природе, со сменой времен года. Соответственно с началом различных работ люди создавали календари – первые документы культуры. Развиваясь, народные календари постепенно превращаются в месяцесловы, где указывались:
-
все народные праздники, включающие не только официальные церковные, но и дошедшие до нашего времени языческие;
-
народные приметы, связанные с сельскохозяйственными работами, советы для получения хороших урожаев;
-
пословицы и поговорки, характеризующие конкретные дни года;
-
медицинские и астрономические прогнозы и другие.
К. Д. Ушинский писал: «Для ребенка Светлый Праздник и весна, рождество и зима, Спас и спелые плоды, троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».
Народные праздники занимают важное место в воспитании человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, художественную деятельность и др.
Насыщенность, эмоциональный фон характерны для праздника, а возможность подростку выплеснуть эмоции – это способ самовыражения, его самореализации. Разученная новая игра, хоровод, прибаутка – это радость для ребенка, которой он может поделиться с близкими ему людьми.
Все это также способствует созданию ситуации успеха у подростка, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание вновь достичь хороших результатов в игре, чтобы соревноваться за честь класса.
Праздники «приближенные» к современному подростку, учащимся школы, они ему понятны и знакомы. Дети, играя, через игру познают смысл народного творчества и общечеловеческих ценностей, освоение и присвоение которых происходит через игру.
Большую роль в эффективном развитии детей имеет игра.
В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т. д.
Общение между детьми в играх строится на совместных переживаниях. Правила в коммуникативных играх дисциплинируют детей, приучают трудиться совместно в коллективе. Игра может выполнять свои воспитательные функции, когда дети играют дружно.
Цель программы: создание условий для личностного развития детей в процессе ознакомления с традиционными народными праздниками и играми.
Задачи, решаемые при реализации программы:
-
знакомство детей с общими традициями народных праздников и игр;
-
формирование эмоциональной отзывчивости к обычаям народного празднования;
-
развитие спортивной, творческой активности, умение соблюдать правила через игровую деятельность учащихся, умение соблюдать правила игры;
-
воспитание желания участвовать в сохранении традиций народного празднования и игр.
Критерии эффективности и способы проверки |
Задачи | Критерии | Показатели |
Знакомство детей с общими традициями народных праздников и игр | Знание об истории возникновения праздников в России и их народных традициях | Владение знаниями об истории возникновения праздников в России, их традициями и обычаями |
Формирование эмоциональной отзывчивости к обычаям народного празднования | Эмоциональная отзывчивость к обычаям народных праздников и игр. | Наличие интереса к народным праздникам и играм |
Развитие спортивной, творческой активности, умение соблюдать правила через игровую деятельность учащихся, умение соблюдать правила игры | Наличие спортивной, творческой активности, умение подчиняться правилам игры | Желание участвовать в играх, обрядах |
Воспитание желания участвовать в сохранении традиций народного празднования | Желание участвовать в сохранении традиций народного празднования | Участие в праздниках «Масленица», «Пасха», «Посиделки», «Проводы русской зимы» |
Основные направления программы:
-
Народные праздники осени.
-
Народные зимние праздники.
-
Народные праздники весны.
Таким образом, по каждому направлению происходит знакомство с сезонными праздниками, играми, хороводами, поговорками, обычаями в праздник.
Данная программа рассчитана на детей 1-3 классов. Срок реализации программы 1 год.
3 класс 35 часов
4 класс 35 часов
Место проведения занятий: групповая комната, классный кабинет, актовый зал, музей, на свежем воздухе. В ходе занятий используются следующие средства: аудио и видео, мультимедиа, записи фольклорных произведений и др.
Методы: объяснение, показ, стимулирование активности детей, игра, поощрение и похвала, чередование видов детской деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
По окончании реализации программы ребенок должен знать:
-
особенности и основные закономерности традиционных праздников России;
-
основные сведения о традиции в данном празднике;
-
применять и выполнять полученные на занятиях знания и умения, в проведении тематических занятий, праздниках: «Пасха», «Масленица», «Посиделки», «Проводы русской зимы».
Знания о народных праздниках и в целом по народной культуре своей страны, своего народа и распространять свои знания через общение и умение играть в различные игры.
Уметь:
-
применять традиции народного обычая в своей работе;
-
видеть красоту и мудрое устройство обычаев народного творчества;
-
выражать свое отношение к народному искусству;
-
играть, самостоятельно соблюдая все правила игры;
-
использовать весь нужный спортивный инвентарь для игры;
-
реализовывать свои знания и умения играть в различные игры о праздниках и их традициях;
-
пребывать в активной позиции, в качестве ведущего, обучая других ребят игре;
-
анализировать итог игры.
Личностные:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к окружающим;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за своюе Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- гуманистическое сознание.
Метапредметные:
регулятивные
- Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- составить план и последовательность действий;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- предвидеть возможности получения конкретного результата;
- осуществлять контроль по результату действия;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
познавательные
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;
- оценка информации;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
коммуникативные
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Содержание программы
3 класс
Раздел 1. Народные праздники осени 12 часов
Беседа о явлениях природы, обычаях и традициях в названный месяц. Воспитание уважений к традициям своего народа. Наблюдение над месяцесловом. Прогулка «Мир вокруг нас». Участие в беседе, прогулке.
Обобщение знаний об осенних полевых работах. Воспитание интереса к русским народным праздникам. Изготовление поделок из овощей.
Праздник Покров Богородицы. Дать представление о народных обычаях. Практическая часть (участие в празднике).
Беседа о празднике «Сергей Радонежский». Работа по выставке-передвижке.
Наблюдение за изменением в природе. Знакомство с народными традициями.
Познакомить с русским старинным бытом. Рассматривание старинной одежды, обуви.
Раздел 2. Народные праздники зимы 11часов
Введение: наблюдение за сезонными изменениями. Воспитывать уважение к народным традициям.
Познакомить с праздником Егорий Осенний – хранителя скота. Дать характеристику о приметах.
Беседа о характеристике декабря и его роли в годовом круге. Развитие умений наблюдать за изменением в природе и соотносить с народным календарем. Познакомить с обычаями зимних праздников: Никола, Рождества Христова, Святок, Крещения. Практическая часть (участие в рождественских посиделках и играх).
Познакомить с русскими зимними играми: «Взятие зимней крепости», «Котел», «Царь горы», «Санки», «Колядки с ряженьем».
Продолжить работу по ознакомлению с обрядовыми куклами. Практическая часть: изготовление календаря обрядовых кукол.
Экскурсия в г. Череповец в Дом народного творчества «Крестьянская изба».
Раздел 3. Народные праздники весны 12 часов
Беседа о показе особенностейнародных обычаев ранней весны. Дать представление о языческом придании праздника «Сороки».Воспитывать уважение к традициям русского народа.Участие в беседах и в играх.
Продолжить знакомство с праздником Масленица. Практическая часть: участие в празднике, играх.
Беседа о воспитании уважений к истокам обряда (верба – символ здоровья, Освещение вербочек в церкви). Развивать интерес к народным традициям. Участие в беседе, играх.
Беседа о приготовлении обрядного стола. Раскрытие в Пасхе обновления жизни на земле. Раскрыть смысл ритуала в праздник. Воспитание уважения к народным традициям и обрядам. Практическая часть: мастер-класс.
Знакомство с народными традициями и обычаями праздникаЕгорий Весенний. Развивать интерес к приметам этого дня.
Беседа о раскрытии смысла образаСвятого Георгия Победоносца. Развитие интереса к духовной культуре народа. Развивать интерес, любовь к народным обычаям.
Раскрыть суть праздника Ирина Рассадница,дать представление о приметах в день праздника.
Знакомство с обрядами и обычаями праздника «Никола», народными играми Матушка-весна: «Дедушка Мазай», «Гуси-лебеди», «Баба-яга», «Заяц и капуста» идр
4 класс
Раздел 1. Народные праздники осени 12 часов
Беседа о явлениях природы, обычаях и традициях в названный месяц. Воспитание уважений к традициям своего народа. Наблюдение над месяцесловом. Прогулка «Мир вокруг нас». Участие в беседе, прогулке.
Обобщение знаний об осенних полевых работах. Воспитание интереса к русским народным праздникам. Изготовление поделок из овощей.
Праздник Покров Богородицы. Дать представление о народных обычаях. Практическая часть (участие в празднике).
Беседа о празднике «Сергей Радонежский». Работа по выставке-передвижке.
Наблюдение за изменением в природе. Знакомство с народными традициями.
Познакомить с русским старинным бытом. Рассматривание старинной одежды, обуви.
Раздел 2. Народные праздники зимы 11часов
Введение: наблюдение за сезонными изменениями. Воспитывать уважение к народным традициям.
Познакомить с праздником Егорий Осенний – хранителя скота. Дать характеристику о приметах.
Беседа о характеристике декабря и его роли в годовом круге. Развитие умений наблюдать за изменением в природе и соотносить с народным календарем. Познакомить с обычаями зимних праздников: Никола, Рождества Христова, Святок, Крещения. Практическая часть (участие в рождественских посиделках и играх).
Познакомить с русскими зимними играми: «Взятие зимней крепости», «Котел», «Царь горы», «Санки», «Колядки с ряженьем».
Продолжить работу по ознакомлению с обрядовыми куклами. Практическая часть: изготовление календаря обрядовых кукол.
Экскурсия в г. Череповец в Дом народного творчества «Крестьянская изба».
Раздел 3. Народные праздники весны 12 часов
Беседа о показе особенностейнародных обычаев ранней весны. Дать представление о языческом придании праздника «Сороки».Воспитывать уважение к традициям русского народа.Участие в беседах и в играх.
Продолжить знакомство с праздником Масленица. Практическая часть: участие в празднике, играх.
Беседа о воспитании уважений к истокам обряда (верба – символ здоровья, Освещение вербочек в церкви). Развивать интерес к народным традициям. Участие в беседе, играх.
Беседа о приготовлении обрядного стола. Раскрытие в Пасхе обновления жизни на земле. Раскрыть смысл ритуала в праздник. Воспитание уважения к народным традициям и обрядам. Практическая часть: мастер-класс.
Знакомство с народными традициями и обычаями праздникаЕгорий Весенний. Развивать интерес к приметам этого дня.
Беседа о раскрытии смысла образаСвятого Георгия Победоносца. Развитие интереса к духовной культуре народа. Развивать интерес, любовь к народным обычаям.
Раскрыть суть праздника Ирина Рассадница,дать представление о приметах в день праздника.
Знакомство с обрядами и обычаями праздника «Никола», народными играми Матушка-весна: «Дедушка Мазай», «Гуси-лебеди», «Баба-яга», «Заяц и капуста» идр
Учебно-тематический план 2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теорет. | Практич. | Всего |
1 | Народные праздники осени | 6 | 6 | 12 |
1.1 | Осень. Сентябрь. Золотое лето. Экскурсия. | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Праздник урожая | 1 | 1 | 2 |
1.3 | Покров Богородицы | 1 | | 1 |
1.4 | Сергий Радонежский | 1 | 1 | 2 |
1.5 | Как одевались и обувались в старину | 1 | 1 | 2 |
1.6 | Житье-бытье в старину | 1 | 1 | 2 |
1.7 | Праздничные посиделки | | 1 | 1 |
2 | Народные праздники зимы | 4 | 7 | 11 |
2.1 | Введение. Экскурсия | | 1 | 1 |
2.2 | Егорий Осенний | 1 | | 1 |
2.3 | Никола зимний | 1 | | 1 |
2.4 | Рождественские посиделки | | 1 | 1 |
2.5 | Крещение | 1 | | 1 |
2.6 | Зимние народные игры | | 2 | 2 |
2.7 | Обрядовые куклы и их значение в жизни народа | 1 | 2 | 3 |
2.8 | Убранство крестьянской избы. Экскурсия | | 1 | 1 |
3 | Народные праздники весны | 8 | 4 | 12 |
3.1 | Обычаи ранней весны. Сороки | 1 | | 1 |
3.2 | Масленица | 1 | 1 | 1 |
3.3 | Вербное воскресение | 1 | | 1 |
3.4 | Пасха | | 1 | 1 |
3.5 | Кузьма. Народные приметы этого дня | 1 | | 1 |
3.6 | Кузьма Огородник | 1 | | 1 |
3.7 | Егорий Весенний | 1 | | 1 |
3.8 | Ирина Рассадница | 1 | | 1 |
3.9 | Никола вешний | 1 | | 1 |
3.10 | Матушка-весна. Народные игры. | | 2 | 2 |
| Итого | 18 | 17 | 35 |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Теорет. | Практич. | Всего |
1 | Народные праздники осени | 6 | 6 | 12 |
1.1 | Осень. Сентябрь. Золотое лето. Экскурсия. | 1 | 1 | 2 |
1.2 | Праздник урожая | 1 | 1 | 2 |
1.3 | Покров Богородицы | 1 | | 1 |
1.4 | Сергий Радонежский | 1 | 1 | 2 |
1.5 | Как одевались и обувались в старину | 1 | 1 | 2 |
1.6 | Житье-бытье в старину | 1 | 1 | 2 |
1.7 | Праздничные посиделки | | 1 | 1 |
2 | Народные праздники зимы | 4 | 7 | 11 |
2.1 | Введение. Экскурсия | | 1 | 1 |
2.2 | Егорий Осенний | 1 | | 1 |
2.3 | Никола зимний | 1 | | 1 |
2.4 | Рождественские посиделки | | 1 | 1 |
2.5 | Крещение | 1 | | 1 |
2.6 | Зимние народные игры | | 2 | 2 |
2.7 | Обрядовые куклы и их значение в жизни народа | 1 | 2 | 3 |
2.8 | Убранство крестьянской избы. Экскурсия | | 1 | 1 |
3 | Народные праздники весны | 8 | 4 | 12 |
3.1 | Обычаи ранней весны. Сороки | 1 | | 1 |
3.2 | Масленица | 1 | 1 | 1 |
3.3 | Вербное воскресение | 1 | | 1 |
3.4 | Пасха | | 1 | 1 |
3.5 | Кузьма. Народные приметы этого дня | 1 | | 1 |
3.6 | Кузьма Огородник | 1 | | 1 |
3.7 | Егорий Весенний | 1 | | 1 |
3.8 | Ирина Рассадница | 1 | | 1 |
3.9 | Никола вешний | 1 | | 1 |
3.10 | Матушка-весна. Народные игры. | | 2 | 2 |
| Итого | 18 | 17 | 35 |
Список литературы
-
Михеева Л.М. Русские народные праздники – М.,2007.
-
Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
-
Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.
-
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.
-
Короткова М,А. Русский быт – М.,2007.
-
Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.
-
Гура В.В. Вологодский край и его народная поэзия, 1965.
-
Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.
-
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.
-
Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.
-
Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.
-
Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
-
Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.
-
Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
-
Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.
-
Интернет-ресурс Википедия – www.wikepedia.org.
10