СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Русские народные праздники» в 3-4 классе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Русские народные праздники» в 3-4 классе»

Октябрьская СШ филиал МКОУ «Беловская СОШ»




УТВЕРЖДЕНО

Директор школы __________

Приказ №

«29» августа 2019 г.





Рабочая программа по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Русские народные праздники» в 3-4 классе

На 2019-2020 учебный год




Учитель: Фролова Марина Николаевна

Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

– федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

– авторской программы «Праздники, традиции и ремесла народов России», автор М.Н. Михеева;

В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с культурным наследием народа.

Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа. Система работы школы позволяет активно решать вопросы воспитания истории, культуры и традиций национальной самобытности каждого народа, проживающего на территории России.

Сегодня, когда происходит интеграция культур в мировом сообществе, тем более возрастает роль национальных ценностей каждого народа, искусство, традиции, язык, литература. Идеи народной педагогики актуальны всегда, так как в ней нет ничего искусственного, предвзятого, а все естественно, как сама жизнь. Цель любой культуры – человек.

У различных народов в процессе становления и развития народных культур прослеживаются общие тенденции, наличие идеала личности, запечатленного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры, систему общечеловеческих ценностей.

Народные праздники закреплены в народном сознании, и современные подростки должны о них знать.

Национальные традиционные праздники, игры развивают физическую, умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое.

Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, творчеству, развивает нравственные качества.

Природно-географические факторы, исторические особенности развития народов определяют характер труда, игр, праздников, традиций, обрядов и так далее. Постепенно от поколения к поколению формировалась народная культура. Она развивалась в двух направлениях: духовном и материальном. Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Эти идеи из поколения в поколение закреплялись, развивались, совершенствовались в языке, рисунках и символах. Игровая и трудовая деятельность являлись неразрывно связанными с сезонными изменениями в природе, со сменой времен года. Соответственно с началом различных работ люди создавали календари – первые документы культуры. Развиваясь, народные календари постепенно превращаются в месяцесловы, где указывались:

  • все народные праздники, включающие не только официальные церковные, но и дошедшие до нашего времени языческие;

  • народные приметы, связанные с сельскохозяйственными работами, советы для получения хороших урожаев;

  • пословицы и поговорки, характеризующие конкретные дни года;

  • медицинские и астрономические прогнозы и другие.

К. Д. Ушинский писал: «Для ребенка Светлый Праздник и весна, рождество и зима, Спас и спелые плоды, троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».

Народные праздники занимают важное место в воспитании человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, художественную деятельность и др.

Насыщенность, эмоциональный фон характерны для праздника, а возможность подростку выплеснуть эмоции – это способ самовыражения, его самореализации. Разученная новая игра, хоровод, прибаутка – это радость для ребенка, которой он может поделиться с близкими ему людьми.

Все это также способствует созданию ситуации успеха у подростка, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание вновь достичь хороших результатов в игре, чтобы соревноваться за честь класса.

Праздники «приближенные» к современному подростку, учащимся школы, они ему понятны и знакомы. Дети, играя, через игру познают смысл народного творчества и общечеловеческих ценностей, освоение и присвоение которых происходит через игру.

Большую роль в эффективном развитии детей имеет игра.

В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т. д.

Общение между детьми в играх строится на совместных переживаниях. Правила в коммуникативных играх дисциплинируют детей, приучают трудиться совместно в коллективе. Игра может выполнять свои воспитательные функции, когда дети играют дружно.


Цель программы: создание условий для личностного развития детей в процессе ознакомления с традиционными народными праздниками и играми.

Задачи, решаемые при реализации программы:

  • знакомство детей с общими традициями народных праздников и игр;

  • формирование эмоциональной отзывчивости к обычаям народного празднования;

  • развитие спортивной, творческой активности, умение соблюдать правила через игровую деятельность учащихся, умение соблюдать правила игры;

  • воспитание желания участвовать в сохранении традиций народного празднования и игр.


Критерии эффективности и способы проверки

Задачи

Критерии

Показатели

Знакомство детей с общими традициями народных праздников и игр

Знание об истории возникновения праздников в России и их народных традициях

Владение знаниями об истории возникновения праздников в России, их традициями и обычаями

Формирование эмоциональной отзывчивости к обычаям народного празднования

Эмоциональная отзывчивость к обычаям народных праздников и игр.

Наличие интереса к народным праздникам и играм

Развитие спортивной, творческой активности, умение соблюдать правила через игровую деятельность учащихся, умение соблюдать правила игры

Наличие спортивной, творческой активности, умение подчиняться правилам игры

Желание участвовать в играх, обрядах

Воспитание желания участвовать в сохранении традиций народного празднования

Желание участвовать в сохранении традиций народного празднования

Участие в праздниках «Масленица», «Пасха», «Посиделки», «Проводы русской зимы»


Основные направления программы:

  • Народные праздники осени.

  • Народные зимние праздники.

  • Народные праздники весны.

Таким образом, по каждому направлению происходит знакомство с сезонными праздниками, играми, хороводами, поговорками, обычаями в праздник.

Данная программа рассчитана на детей 1-3 классов. Срок реализации программы 1 год.

3 класс 35 часов

4 класс 35 часов

Место проведения занятий: групповая комната, классный кабинет, актовый зал, музей, на свежем воздухе. В ходе занятий используются следующие средства: аудио и видео, мультимедиа, записи фольклорных произведений и др.

Методы: объяснение, показ, стимулирование активности детей, игра, поощрение и похвала, чередование видов детской деятельности.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

По окончании реализации программы ребенок должен знать:

  • особенности и основные закономерности традиционных праздников России;

  • основные сведения о традиции в данном празднике;

  • применять и выполнять полученные на занятиях знания и умения, в проведении тематических занятий, праздниках: «Пасха», «Масленица», «Посиделки», «Проводы русской зимы».

Знания о народных праздниках и в целом по народной культуре своей страны, своего народа и распространять свои знания через общение и умение играть в различные игры.

Уметь:

  • применять традиции народного обычая в своей работе;

  • видеть красоту и мудрое устройство обычаев народного творчества;

  • выражать свое отношение к народному искусству;

  • играть, самостоятельно соблюдая все правила игры;

  • использовать весь нужный спортивный инвентарь для игры;

  • реализовывать свои знания и умения играть в различные игры о праздниках и их традициях;

  • пребывать в активной позиции, в качестве ведущего, обучая других ребят игре;

  • анализировать итог игры.

Личностные:

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к окружающим;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за своюе Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- гуманистическое сознание.


Метапредметные:

регулятивные

- Ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- составить план и последовательность действий;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- предвидеть возможности получения конкретного результата;

- осуществлять контроль по результату действия;

- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению допущенных ошибок;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

познавательные

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;

- оценка информации;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

коммуникативные

- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение;

- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.


Содержание программы

3 класс

Раздел 1. Народные праздники осени 12 часов

Беседа о явлениях природы, обычаях и традициях в названный месяц. Воспитание уважений к традициям своего народа. Наблюдение над месяцесловом. Прогулка «Мир вокруг нас». Участие в беседе, прогулке.

Обобщение знаний об осенних полевых работах. Воспитание интереса к русским народным праздникам. Изготовление поделок из овощей.

Праздник Покров Богородицы. Дать представление о народных обычаях. Практическая часть (участие в празднике).

Беседа о празднике «Сергей Радонежский». Работа по выставке-передвижке.

Наблюдение за изменением в природе. Знакомство с народными традициями.

Познакомить с русским старинным бытом. Рассматривание старинной одежды, обуви.

Раздел 2. Народные праздники зимы 11часов

Введение: наблюдение за сезонными изменениями. Воспитывать уважение к народным традициям.

Познакомить с праздником Егорий Осенний – хранителя скота. Дать характеристику о приметах.

Беседа о характеристике декабря и его роли в годовом круге. Развитие умений наблюдать за изменением в природе и соотносить с народным календарем. Познакомить с обычаями зимних праздников: Никола, Рождества Христова, Святок, Крещения. Практическая часть (участие в рождественских посиделках и играх).

Познакомить с русскими зимними играми: «Взятие зимней крепости», «Котел», «Царь горы», «Санки», «Колядки с ряженьем».

Продолжить работу по ознакомлению с обрядовыми куклами. Практическая часть: изготовление календаря обрядовых кукол.

Экскурсия в г. Череповец в Дом народного творчества «Крестьянская изба».

Раздел 3. Народные праздники весны 12 часов

Беседа о показе особенностейнародных обычаев ранней весны. Дать представление о языческом придании праздника «Сороки».Воспитывать уважение к традициям русского народа.Участие в беседах и в играх.

Продолжить знакомство с праздником Масленица. Практическая часть: участие в празднике, играх.

Беседа о воспитании уважений к истокам обряда (верба – символ здоровья, Освещение вербочек в церкви). Развивать интерес к народным традициям. Участие в беседе, играх.

Беседа о приготовлении обрядного стола. Раскрытие в Пасхе обновления жизни на земле. Раскрыть смысл ритуала в праздник. Воспитание уважения к народным традициям и обрядам. Практическая часть: мастер-класс.

Знакомство с народными традициями и обычаями праздникаЕгорий Весенний. Развивать интерес к приметам этого дня.

Беседа о раскрытии смысла образаСвятого Георгия Победоносца. Развитие интереса к духовной культуре народа. Развивать интерес, любовь к народным обычаям.

Раскрыть суть праздника Ирина Рассадница,дать представление о приметах в день праздника.

Знакомство с обрядами и обычаями праздника «Никола», народными играми Матушка-весна: «Дедушка Мазай», «Гуси-лебеди», «Баба-яга», «Заяц и капуста» идр


4 класс

Раздел 1. Народные праздники осени 12 часов

Беседа о явлениях природы, обычаях и традициях в названный месяц. Воспитание уважений к традициям своего народа. Наблюдение над месяцесловом. Прогулка «Мир вокруг нас». Участие в беседе, прогулке.

Обобщение знаний об осенних полевых работах. Воспитание интереса к русским народным праздникам. Изготовление поделок из овощей.

Праздник Покров Богородицы. Дать представление о народных обычаях. Практическая часть (участие в празднике).

Беседа о празднике «Сергей Радонежский». Работа по выставке-передвижке.

Наблюдение за изменением в природе. Знакомство с народными традициями.

Познакомить с русским старинным бытом. Рассматривание старинной одежды, обуви.

Раздел 2. Народные праздники зимы 11часов

Введение: наблюдение за сезонными изменениями. Воспитывать уважение к народным традициям.

Познакомить с праздником Егорий Осенний – хранителя скота. Дать характеристику о приметах.

Беседа о характеристике декабря и его роли в годовом круге. Развитие умений наблюдать за изменением в природе и соотносить с народным календарем. Познакомить с обычаями зимних праздников: Никола, Рождества Христова, Святок, Крещения. Практическая часть (участие в рождественских посиделках и играх).

Познакомить с русскими зимними играми: «Взятие зимней крепости», «Котел», «Царь горы», «Санки», «Колядки с ряженьем».

Продолжить работу по ознакомлению с обрядовыми куклами. Практическая часть: изготовление календаря обрядовых кукол.

Экскурсия в г. Череповец в Дом народного творчества «Крестьянская изба».

Раздел 3. Народные праздники весны 12 часов

Беседа о показе особенностейнародных обычаев ранней весны. Дать представление о языческом придании праздника «Сороки».Воспитывать уважение к традициям русского народа.Участие в беседах и в играх.

Продолжить знакомство с праздником Масленица. Практическая часть: участие в празднике, играх.

Беседа о воспитании уважений к истокам обряда (верба – символ здоровья, Освещение вербочек в церкви). Развивать интерес к народным традициям. Участие в беседе, играх.

Беседа о приготовлении обрядного стола. Раскрытие в Пасхе обновления жизни на земле. Раскрыть смысл ритуала в праздник. Воспитание уважения к народным традициям и обрядам. Практическая часть: мастер-класс.

Знакомство с народными традициями и обычаями праздникаЕгорий Весенний. Развивать интерес к приметам этого дня.

Беседа о раскрытии смысла образаСвятого Георгия Победоносца. Развитие интереса к духовной культуре народа. Развивать интерес, любовь к народным обычаям.

Раскрыть суть праздника Ирина Рассадница,дать представление о приметах в день праздника.

Знакомство с обрядами и обычаями праздника «Никола», народными играми Матушка-весна: «Дедушка Мазай», «Гуси-лебеди», «Баба-яга», «Заяц и капуста» идр

Учебно-тематический план 2 класс

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Народные праздники осени

6

6

12

1.1

Осень. Сентябрь. Золотое лето. Экскурсия.

1

1

2

1.2

Праздник урожая

1

1

2

1.3

Покров Богородицы

1


1

1.4

Сергий Радонежский

1

1

2

1.5

Как одевались и обувались в старину

1

1

2

1.6

Житье-бытье в старину

1

1

2

1.7

Праздничные посиделки


1

1

2

Народные праздники зимы

4

7

11

2.1

Введение. Экскурсия


1

1

2.2

Егорий Осенний

1


1

2.3

Никола зимний

1


1

2.4

Рождественские посиделки


1

1

2.5

Крещение

1


1

2.6

Зимние народные игры


2

2

2.7

Обрядовые куклы и их значение в жизни народа

1

2

3

2.8

Убранство крестьянской избы. Экскурсия


1

1

3

Народные праздники весны

8

4

12

3.1

Обычаи ранней весны. Сороки

1


1

3.2

Масленица

1

1

1

3.3

Вербное воскресение

1


1

3.4

Пасха


1

1

3.5

Кузьма. Народные приметы этого дня

1


1

3.6

Кузьма Огородник

1


1

3.7

Егорий Весенний

1


1

3.8

Ирина Рассадница

1


1

3.9

Никола вешний

1


1

3.10

Матушка-весна. Народные игры.


2

2


Итого

18

17

35


3 класс


п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практич.

Всего

1

Народные праздники осени

6

6

12

1.1

Осень. Сентябрь. Золотое лето. Экскурсия.

1

1

2

1.2

Праздник урожая

1

1

2

1.3

Покров Богородицы

1


1

1.4

Сергий Радонежский

1

1

2

1.5

Как одевались и обувались в старину

1

1

2

1.6

Житье-бытье в старину

1

1

2

1.7

Праздничные посиделки


1

1

2

Народные праздники зимы

4

7

11

2.1

Введение. Экскурсия


1

1

2.2

Егорий Осенний

1


1

2.3

Никола зимний

1


1

2.4

Рождественские посиделки


1

1

2.5

Крещение

1


1

2.6

Зимние народные игры


2

2

2.7

Обрядовые куклы и их значение в жизни народа

1

2

3

2.8

Убранство крестьянской избы. Экскурсия


1

1

3

Народные праздники весны

8

4

12

3.1

Обычаи ранней весны. Сороки

1


1

3.2

Масленица

1

1

1

3.3

Вербное воскресение

1


1

3.4

Пасха


1

1

3.5

Кузьма. Народные приметы этого дня

1


1

3.6

Кузьма Огородник

1


1

3.7

Егорий Весенний

1


1

3.8

Ирина Рассадница

1


1

3.9

Никола вешний

1


1

3.10

Матушка-весна. Народные игры.


2

2


Итого

18

17

35

Список литературы
  1. Михеева Л.М. Русские народные праздники – М.,2007.

  2. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.

  3. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Мол. гвардия, 1991.

  4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет. лит., 2001.

  5. Короткова М,А. Русский быт – М.,2007.

  6. Детский фольклор. Частушки. – М.: Наследие, 2001.

  7. Гура В.В. Вологодский край и его народная поэзия, 1965.

  8. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983.

  9. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1985.

  10. Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., 1992.

  11. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. – СПб., 1994.

  12. Русское устное народное творчество. Хрестоматия. / Сост. А.В.Кулагина. – М.: Изд-во РОУ, 1996.

  13. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – М.: Худ. лит., 1990.

  14. Хрестоматия по фольклору. Книга для школьников. / Сост. Ф.М. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.

  15. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.

  16. Интернет-ресурс Википедия – www.wikepedia.org.


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!