Рабочая программа
Пояснительная записка
Изучение любого языка имеет огромное значение в жизни как отдельно взятого человека, так и в жизни общества в целом, т. к. человек-это составляющая часть любого общества. Знание же родного (ногайского) языка играет огромную роль в жизни народов нашей многонациональной РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, т. к. она преследует цели сближения и сплочения народов, живущих взаимопроникновения их культур.
Владение своим языком воспитывает уважительное отношение к своим истокам, гордость за свой народ. Знание языка предполагает почтительное отношение к самобытности другого нарда, к его культуре, языку, традициям, в конечном счете, способствуя упрочению дружбы народов, соседствующих на сказочной земле наших предков, которые всегда учили молодое поколение терпеливому, толерантному отношению к другому языку, нравам.
Данная программа рассчитана на обучение родному (ногайскому)языку учащихся 5-11 классов многонациональных школ.
Она преследует основные содержательные линии
Основные содержательные линии
Первая содержательная линия- коммуникативные умения, вторая- языковые знания и навыки оперирования ими, третья- социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи.
Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые отражают результат овладения ногайским языком на данном этапе обучения.
Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений.
Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство уч. предмета «Ногайский язык».
Цели обучения
В процессе изучения ногайского языка реализуются следующие цели:
Формирование умений общаться на ногайском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письма;
Развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти ,воображения школьника; мотивации к дальнейшему овладению ногайским языком;
Освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на ногайском языке;
Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием ногайского языка: знакомство школьников с миром сверстников, с детским фольклором и доступными образцами ногайской худ. литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других национальностей;
Формирование речевых ,интеллектуальных и познавательных способностей школьников.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На данной ступени обучения предусматривается развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности в следующих пределах: умение соотнести графический образ слова с его звуковым образом, опираться на языковую догадку в процессе чтения; наблюдение, сравнение и элементарный анализ языковых явлений –звуков, букв, буквососчетаний, слов, словосочетаний и предложений. У школьников формируется умение действовать по образцу и по аналогии при составлении собственных высказываний в пределах обозначенной тематики; умение списывать слова, предложения, текст на ногайском языке, а также выписывать из него и (или) вставлять в него или изменять в нем слова в соответствие с решаемой учебной задачей; умение пользоваться двуязычным словарем учебника и др.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать- перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь- владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, кот-ми ученик может пользоваться во внеучебной деятельность- использовать приобретение знаний и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Предметное содержание речи
Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии).Любимое домашнее животное. Мой дом/квартира/ комната. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки, одежда. Мои друзья(имя ,возраст, внешность, характер, увлечения ,семья).Времена года, погода. Любимое время года. Мои увлечения. Выходной день(в зоопарке, цирке), каникулы. Моя школа/классная комната. Школьные принадлежности, учебные предметы.
Родная страна (общие сведения, названия, столица, крупные города),литературные персонажи популярных детских книг, небольшие простые произведения детского фольклора(стихи, песни, сказки).
Языковые знания и навыки(практическое усвоение).
Графика и орфография
Все буквы алфавита, основные буквосочетания и звукобуквенные соответствия. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи
Адекватное произношение и различие на слух всех звуков и основных звукосочетаний ногайского языка. Соблюдение норм произношения гласных и согласных звуков: долгота и краткость гласных ,ударение в слове, особенно в сложных словах и в предложении; интонация утвердительного, вопросительного(с вопросительным словом и без него) и побудительного предложения..
Лексическая сторона речи
Лексические единицы обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме для двустороннего усвоения: простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие особенности культуры родного языка.
Грамматическая сторона речи
Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, по будительное. Общий и специальный вопрос. Вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительное и отрицательное предложения.
Предложения с простым глагольным сказуемым, простым именным и составным глагольным сказуемыми. Безличные предложения. Нераспространенные и распространенные предложения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения ногайского языка ученик должен знать/понимать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
основные правила чтения и орфографии изуч. языка;
особенности интонации основных типов предложений;
название страны, столицы, крупных городов, рек, озер и т.д.;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведенийна ногайском языке;
читать наизусть рифмованные произведения детского ногайского фольклора;
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге(знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
Расспрашивать собеседника, задавая вопросы(Кто? что? где? когда?) и отвечать на них;
Кратко рассказывать о себе, своей семье ,друге;
Составлять небольшие описания предмета ,картинки(о природе, о школе)по образцу;
Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
При чтении про себя понимать основное содержание небольших текстов(не более 0,5 стр.),посильных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
Списывать текст на ногайском языке ,выписывая из него и(или) вставлять в него в соответствии с решаемой учебной задачей;
Писать краткое поздравление(с днем рождения, с Новым годом)с опорой на образец;
Использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Устного общения с носителями ногайского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения с представителями других национальностей;
Преодоление психологических барьеров в использовании ногайского языка как средства общения;
Более глубокого сознания некоторых особенностей родного языка.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Изучение ногайского языка и лит-ры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Развитие речевой ,языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции.
Речевая компетенция-развитие коммуникативных умений в 4 основных видах речевой деятельности(говорении, аудировании, чтении, письме).
Языковая компетенция- владение новыми языковыми средствами(фонетическими,орфографическими,лексическими,грамматическими)в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний языковых явлений изучаемого языка ,разных способах выражения мысли на родном и изучаемом языках.
Компенсаторная компетенция-развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств, для получения передачи информации.
Учебно-познавательная компетенция-дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Развитие и воспитание у школьника понимания важности изучения ногайского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств настоящего гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Результаты обучения
Результаты обучения ногайскому языку и литературе в 6 классах изложены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся»,который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно-ориентированного подхода ;освоению учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям национальной культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивают и воспроизводят учащиеся 6 классов.
Рубрика «Уметь» включает требования, направленные на творческий подход развития речи (расспрашивание, объяснение, изучение, описывание, сравнивание, анализирование и оценивание, проведение самостоятельного поиска необходимой информации, умение ориентироваться в несложном тексте, делать краткие сообщения на ногайском языке)
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»представлены требования ,выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Структура и содержание курса
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
-соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования.
- эмоциональная ценность произведения,
- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
-национальная педагогическая традиция обращения к данному прозведению;
- способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы уча-щихся определенной возрастной группы.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на основе учащи-мися следующих умений:
- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- определять этическую, нравственно – философскую, социально – историческую проблематику произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как худо-жественное целое, с учетом его специфики;
- давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целе-полаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успеш-ности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформулирован-ность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мульпликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для разви-тия представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о национальном характере;
- видеть черты национального характера в героях сказок и былин, видеть черты на-ционального характера других народов в героях народов эпоса;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказыва-ниях;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приемы, характер-ные для народных сказок;
Адабиат - 11 класс
| | | | | | | |
№п/п | Содержание | к -во- часов | Планируемы резуазультаты | Форма занятий | дата | провед урока |
Раздел 1 | | Название раздела Ногай байлык сандыгыннан: | 5 | | | | |
| | Название темы | |
| 1 | Кирис соьз | 1 | Ногай халк авызлама шайырыннан | лекция | 07.09 | |
| 2 | Суьйинбийкединъ беити | 1 | Суьйибийке акында,онынъ яшаган заманы.Бозлавдынъ маьнеси,темасы | | 14.09 | |
| 3 | Суьйинбийкединъ келбети | 1 | Бозлавында яшавы акында,ногай кызынынъ казан ханда яшавы. | хабарлав | 21.09 | |
| 4 | З.Капельгородский. «Аш Хаду» | 1 | Язувшыдынъ акында очерк.Асар ногайлар акында. | лекция | 28.09 | |
| 5 | Караногайлардынъ яшавы | 1 | Олардынъ яшавын,аьдетин,йолын суьвретлеви. | текст пен ис | 05.10 | |
2 | | 60-90-ншы йыллардынъ ногай адабиатыннан | 26 | | | | |
| | Ф.А.Абдулжалилов «Каты агын» | 4 | | | | |
| 6 | Кирис соьз | 1 | Яратувшылык йолы. | лекция | 12.10 | |
| 7 | «Каты агын» романы | 1 | Романнынъ маьнеси,темасы | хабарлав | 19.10 | |
| 8 | Романда-коллективизация темасы | 1 | Онынъ калай шешилуьви. | дискуссия | 26.10 | |
| 9 | Романда бас келбетлер | 1 | Олардынъ янъы яшавга бет берип ислевлери,эгинши халкка янлары авырувы. | текст пен ис | 09.11 | |
| | С.И.Капаев «Тандыр» | 3 | | | | |
| 10 | Кирис соьз | 1 | Яратувшылык йолы. | лекция | 16.11 | |
| 11 | «Тандыр»асары | 1 | Коьп планлы асар.Ногай интеллегенциясынынътемасынынъ коьтерилуьви эм шешилуьви. | хабарлав | 23.11 | |
| 12 | Бас геройдынъ келбети | 1 | Рабиат-асардынъ-бас геройы.Онынъ аьдемшилиги,кылыгы,танълыгы,туврашылыгы. | текст пен ис | 30.11 | |
| | Г.Ю.Аджигельдиев «Сандык» | 3 | | | | |
| 13 | Кирис соьз. | 1 | Яратувшылык йолы. | лекция | 07.12 | |
| 14 | Баллада «Сандык» | 1 | Онынъ темасы эм тьп маьнеси.композициясы. | хабарлав | 14.12 | |
| 15 | Кавга темасы | 1 | Кавга темасы коьтерилуьви эм шешилуьви. | текст пен ис | 21.12 | |
| | К.У.Темирбулатова. «Анадынъ оьлуьви» | 2 | | | | |
| 16 | Кирис соьз. | 1 | Яратувшылык йолы | лекция | 21.12 | |
| 17 | Анадынъ келбети | 1 | Анадынъ келбетин усташа суьвретлеви,онынъ термилуьви улына,саклавы. | текст пен ис | 28.12 | |
| | В.И.Казаков «Тогыз каптал» | 3 | | | | |
| 18 | Кирис соьз | 1 | Яратувшылык йолы | лекция | 11.01 | |
| 19 | «Тогыз каптал»асары | 1 | Яс аьдемлердинъ аьдет-йол ыслап билуьви. | дискуссия | 18.01 | |
| 20 | Асланбектинъ келбети | 1 | асарда бас герой-Асланбек.Онынъ яшавы,кылыгы,карт атасына эткен эстелиги. | текст пн ис | 25.01 | |
| 21 | Класстан ты сокув «Г.Ю.Аджигельдиев «Наьсипли» | 1 | Наьсиплидинъ балалар уьшин билимин кызганмавы. | оьз алдына ис | 01.02 | |
| | Е.Калинин «Тенисбайдынъ | 3 | | | | |
| 22 | бактысы» | 1 | лекция | | 08.02 | |
| 23 | Асар «Тенисбайдынъ бактысы» | 1 | Орыс язувшыдынъ ногай халкынынъ яшавына эс беруьви,олардынъ аьвелгидеги яшавда болган затлары акында хабарлавы. | хабарлав | 15.02 | |
| 24 | Тенисбайдынъ келбети | 1 | Ногай ястынъ тыс кыралда эм оьз элинде яшавы.бактысы. | текст пен ис | 22.02.02 | |
| | И.И.Капаев «Ногай» | 3 | | | | |
| 25 | Кирис соьз | 1 | Яратувшылык йолы | лекция | 01.03 | |
| 26 | «Ногай» асары | 1 | Темасы,туьп маьнеси | хабарлав | 15.03 | |
| 27 | Ногайлардынъ яшавы | 1 | Ногайлардынъ бурынгы яшавын коьрсетуьви.Онынъ негизине шынты болган зат салынувы. | текст пен ис | 22.03 | |
| | М.А.Авезов. | 2 | | | | |
| 28 | Кирис соьз. | 1 | яшав йолы | лекция | 0504 | |
| 29 | «Келеек куьнге абыт» | 1 | лирикалык геройдынъ яшавды оьрметлеви | | 12.04 | |
| | Кельдихан Кумратова | 3 | | | 19.04 | |
| 30 | Кирис соьз. | 1 | яшав йолы | лекция | 26.04 | |
| 31 | | 1 | | | 03.05 | |
| | Б.Кулунчакова | 2 | | | | |
| 33 | Кирис соьз | 1 | Яшав йолы | лекция | 10.05 | |
| 34 | «Тунгуш» | 1 | тербиялав соравлары | дискуссия | 17.05 | |
| | | | | | | |