ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Г.Ф. Гребенщикова «______» _____________2021 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ЛГ МАОУ «СОШ №1» ______________Н. В. Шахматова приказ от 31.08.2021 г. № 537-О |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Нурисламов Ильнар Ришадович
Класс: 11 а
| Рассмотрена на заседании ШМО ______________________________________________ Протокол от __31.08.2021___№___2_______________ Руководитель ШМО: Марченко И.Л. ______________ ФИО подпись |
г. Лангепас, 2021 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Информатика», 11 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» на 2021-2022 учебный год, с учётом программы среднего общего образования по информатике // Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень / Л.Л. Босова А.Ю. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Учебник для 11 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020
Согласно учебному плану на изучение Информатики в 11 классе отводится 35 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно- техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные
регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
познавательные универсальные учебные действия:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные:
Обработка информации в электронных таблицах
выпускник научится.
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
выпускник получит возможность.
планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
Алгоритмы и элементы программирования
выпускник научится:
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
выпускник получит возможность.
использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.
Информационное моделирование
выпускник научится:
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
выпускник получит возможность
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;
создавать учебные многотабличные базы данных.
Сетевые информационные технологии
выпускник научится:
использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные) информационные ресурсы интернет- сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
выпускник получит возможность:
использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Основы социальной информатики
выпускник научится:
(не предусмотрено примерной программой)
выпускник получит возможность:
использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Содержание учебного предмета
Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации
Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах
§ 1. Табличный процессор. Основные сведения
Объекты табличного процессора и их свойства
Некоторые приёмы ввода и редактирования данных
Копирование и перемещение данных
§ 2. Редактирование и форматирование в табличном процессоре
Редактирование книги и электронной таблицы
Форматирование объектов электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их использование
Общие сведения о функциях
Математические и статистические функции
Логические функции
Финансовые функции
Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
Диаграммы
Сортировка данных
Фильтрация данных
Условное форматирование
Подбор параметра
Глава 2. Алгоритмы и элементы программирования
§ 5. Основные сведения об алгоритмах
Понятие сложности алгоритма
§ 6. Алгоритмические структуры
Последовательная алгоритмическая конструкция
Ветвящаяся алгоритмическая конструкция
Циклическая алгоритмическая конструкция
§ 7. Запись алгоритмов на языках программирования
Анализ программ с помощью трассировочных таблиц
Другие приёмы анализа программ
§ 8. Структурированные типы данных. Массивы
Общие сведения об одномерных массивах
Задачи поиска элемента с заданными свойствами
Проверка соответствия элементов массива некоторому условию
Удаление и вставка элементов массива
Перестановка всех элементов массива в обратном порядке
Сортировка массива
§ 9. Структурное программирование
Общее представление о структурном программировании
Вспомогательный алгоритм
Рекурсивные алгоритмы
Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal
Глава 3. Информационное моделирование
§ 10. Модели и моделирование
Общие сведения о моделировании
Компьютерное моделирование
§ 12. База данных как модель предметной области
1. Общие представления об информационных системах
Предметная область и её моделирование
Представление о моделях данных
Реляционные базы данных
§ 13. Системы управления базами данных
Этапы разработки базы данных
СУБД и их классификация
Работа в программной среде СУБД
Манипулирование данными в базе данных
Глава 4. Сетевые информационные технологии
§ 14. Основы построения компьютерных сетей
Компьютерные сети и их классификация
Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей
Работа в локальной сети
Как устроен Интернет
История появления и развития компьютерных сетей
§ 15. Службы Интернета
Информационные службы
Коммуникационные службы
Сетевой этикет
§ 16. Интернет как глобальная информационная система
Всемирная паутина
Поиск информации в сети Интернет
О достоверности информации, представленной на вебресурсах
Глава 5. Основы социальной информатики
§ 17. Информационное общество
Понятие информационного общества
Информационные ресурсы, продукты и услуги
Информатизация образования
Россия на пути к информационному обществу
§ 18. Информационное право и информационная безопасность
Правовое регулирование в области информационных ресурсов
Правовые нормы использования программного обеспечения
О наказаниях за информационные преступления
Информационная безопасность
Защита информации
Запланировано проведение проектов по темам:
1) Программирование «Шифровка и дешифровка текста»
2) Программирование «Создание программы калькулятор»
Календарно-тематическое планирование 11 А класс
Номер урока | Тема раздела и уроков | Количество часов | Даты |
| Обработка информации в электронных таблицах | 6 | группа 1 | группа 2 |
1 | Табличный процессор. Основные сведения | 1 | 2.09 | 2.09 |
2 | Редактирование и форматирование в табличном процессоре | 1 | 9.09 | 9.09 |
3 | Встроенные функции и их использование | 1 | 16.09 | 16.09 |
4 | Логические функции | 1 | 23.09 | 23.09 |
5 | Инструменты анализа данных | 1 | 30.09 | 30.09 |
6 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | 7.10 | 7.10 |
| Алгоритмы и элементы программирования | 9 | | |
7 | Основные сведения об алгоритмах | 1 | 14.10 | 14.10 |
8 | Алгоритмические структуры | 1 | 21.10 | 21.10 |
9 | Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль | 1 | 11.11 | 11.11 |
10 | Анализ программ с помощью трассировочных таблиц | 1 | 18.11 | 18.11 |
11 | Функциональный подход к анализу программ | 1 | 25.11 | 25.11 |
12 | Структурированные типы данных. Массивы | 1 | 28.11 | 28.11 |
13 | Структурное программирование | 1 | 2.12 | 2.12 |
14 | Рекурсивные алгоритмы | 1 | 9.12 | 9.12 |
15 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | 16.12 | 16.12 |
| Информационное моделирование | 8 | | |
16 | Модели и моделирование | 1 | 23.12 | 23.12 |
17 | Моделирование на графах | 1 | 13.01 | 13.01 |
18 | Знакомство с теорией игр | 1 | 20.01 | 20.01 |
19 | База данных как модель предметной области | 1 | 27.01 | 27.01 |
20 | Реляционные базы данных | 1 | 3.02 | 3.02 |
21 | Системы управления базами данных | 1 | 10.02 | 10.02 |
22 | Проектирование и разработка базы данных | 1 | 17.02 | 17.02 |
23 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | 24.02 | 24.02 |
| Сетевые информационные технологии | 5 | | |
24 | Основы построения компьютерных сетей | 1 | 3.03 | 3.03 |
25 | Как устроен Интернет | 1 | 10.03 | 10.03 |
26 | Службы Интернета | 1 | 17.03 | 17.03 |
27 | Интернет как глобальная информационная система | 1 | 24.03 | 24.03 |
28 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар или проверочная работа) | 1 | 7.04 | 7.04 |
| Основы социальной информатики | 4 | | |
29 | Информационное общество | 1 | 14.04 | 14.04 |
30 | Информационное право | 1 | 21.04 | 21.04 |
31 | Информационная безопасность | 1 | 28.04 | 28.04 |
32 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики» (урок-семинар) | 1 | 12.05 | 12.05 |
| Итоговое повторение | 3 | | |
33 | Повторение курса | 1 | 15.05 | 15.05 |
34 | Основные идеи и понятия курса | 1 | 19.05 | 19.05 |
35 | Итоговая контрольная работа | 1 | 26.05 | 26.05 |
Итого | 35 | | |
10